Страница 9, всего страниц: 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
По моему мнению, общая система управления торговой сферой муниципальных структур должна включать в себя две подсистемы: - систему органов хозяйственного управления отраслью, то есть. предприятий и организаций различных форм собственности и торговых систем (госсектор, система потребкооперации, коммерческие структуры), самостоятельно осуществляющих торговый процесс во имя получения прибыли; - систему органов государственного управления, которые устанавливают определенные правила функционирования самостоятельных предприятий торговли и контролируют их по ряду вопросов во имя интересов населения муниципальных структур и местного хозяйства. Эти две подсистемы в целом должны функционировать во взаимосвязи и не выходя за рамки своих задач. Поэтому одной из первоочередных задач для органов местного самоуправления в сфере торговли является помощь созданию крупных торговых фирм (объединений, ассоциаций, торгово- финансовых групп и т.п.), охватывающих все виды торговой и хозяйственной деятельности (в том числе и оптовую торговлю), которые имели бы достаточные финансовые ресурсы для перспективных капиталовложений и могли бы разрабатывать отраслевые программы (развития материально-технической базы, изучения и формирования рынка, использования ресурсов и т.п.) и претворять их в жизнь. Задачей высших органов управления торговлей муниципальной структуры должна являться разработка такого рыночного механизма, который бы способствовал и стимулировал организацию таких предприятий (через налоги, льготные кредитования, условия аренды муниципального имущества и земли и т.д.) и создания между ними необходимой конкуренции. Как показано, система органов управления торговой сферой муниципальных структур охватывает два круга проблем: §вопросы, решаемые в целом в масштабе города различными городскими службами; §вопросы, решаемые в масштабе отдельных административных районов. Первый круг вопросов требует четкого определения форм воздействия отдельных муниципальных органов на торговую сферу и форм согласования деятельности различных органов. Каждый муниципальный орган управления, принимая отдельные решения в пределах своей компетенции, одновременно затрагивает и другие стороны деятельности торговых предприятий. Необходимо, по моему мнению, чтобы все решения были бы сбалансированы, а это предполагает такой механизм их разработки, который позволял бы Комитету по торговле как центральному органу муниципального управления торговой сферой влиять на принятие решений. Второй круг вопросов требует четкого разграничения проблем, решаемых на городском и районном (в городе) уровнях. Городские органы управления торговлей не должны вмешиваться в решение тех вопросов, которые являются прерогативой районных органов, а те, в свою очередь, не должны пытаться определять и решать те проблемы, которые являются задачей городских органов. Это положение должно быть четко выдержано по всем районам города, что, в свою очередь, требует, чтобы структура районных органов управления торговой сферой и их функции были однотипны во всех административных районах. Изучение проблемы управления торговой сферой городов на уровне районов свидетельствует о том, что структуры по торговле, созданные и функционирующие при администрациях районов, в основном созданы по отраслевому признаку. Эти структуры осуществляют контроль за деятельностью предприятий района, но в условиях работы приватизированных предприятий многие их функции не выполняются. Они не могут в полной мере координировать работу подведомственных предприятий, так как зачастую не владеют необходимой информацией в связи с постоянным изменением специализации предприятий. В современных условиях децентрализации государственного управления экономикой осуществляется объективный переход от отраслевого к территориальному управлению торговой сферой. При этом существенно меняются цели и задачи управления деятельностью предприятий торговли. В условиях перехода к рыночным отношениям органы государственного и муниципального управления освобождаются от функций непосредственного хозяйственного руководства торговыми предприятиями, от коммерческих функций, связанных с торгово-посредническими операциями. По моему мнению, основные целевые функции муниципальных органов управления торговой сферой в переходный период должны заключаться: 1. В регулировании деятельности предприятий торговли всех форм собственности в соответствии с принятой политикой государственных и местных органов власти и управления: - с обеспечением осуществления следующих основных направлений деятельности муниципальных органов управления торговой сферой: 1.1 подготовка проектов нормативных документов, регулирующих деятельность торговой сферы муниципальных структур; 1.2 прогнозирование и разработка программ развития торговой сферы муниципальных структур; 1.3 участие в разработке и реализации предложений и программ по защите потребительского рынка муниципальных структур; 1.4 контроль за выполнением приватизированными предприятиями торговли условий приватизации; 1.5 предоставление информации предприятиям торговли о законодательных и нормативных актах в сфере торговли. 2. В формировании рыночных отношений в сфере торговли муниципальных структур: 1.1 содействие и поддержка предпринимательской деятельности и новых структур в сфере торговли муниципальных структур; 1.2 организация переговоров с иностранными партнерами, выработка предложений по созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов и поставщиков на территории муниципальных структур; 1.3 привлечение промышленных предприятий к организации производства технологического оборудования для торговли; 1.4 разработка предложения по льготному налогообложению отдельных видов торговой деятельности в муниципальном образовании; 1.5 разработка предложений по финансово-кредитной поддержке местных торговых предприятий; 1.6 организация подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров для торговой сферы муниципальных структур; 1.7 осуществление анализа состояния и прогнозирования рынка потребительских товаров и услуг муниципальных структур; 1.8 исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка муниципальных структур; 1.9 информационные и консультационные услуги местным торговым и производственным предприятиям. 3. В защите прав потребителей: 3.1 осуществление связи с местным Обществом потребителей, совместная разработка предложений, направленных на повышение качества товаров и торговых услуг; 3.2 контроль за соблюдением правил торговли предприятиями торговой сферы всех форм собственности; 3.3 организация работы по льготному торговому обслуживанию различных категорий населения; 3.4 осуществление регулирующей деятельности с позиции защиты прав потребителей, выдача патентов, лицензий и сертификатов товаров и услуг. Реализация основных целевых функций обеспечивается определенным набором основных направлений деятельности муниципальных органов управления торговой сферой. Из них можно выделить те, которые в наибольшей мере связаны с формированием современных организационных структур управления торговой сферой муниципальных структур и соответствующего им информационного обеспечения. При реализации первой целевой функции - регулирование деятельности торговых предприятий всех форм собственности - наиболее значимыми представляются направления деятельности: §подготовка проектов нормативных документов, регулирующих деятельность местных торговых предприятий; §разработка положений программы (плана) развития торговой сферы муниципальных структур; §разработка предложений по защите потребительского рынка муниципальных структур. Еще более сложные задачи возникают при реализации второй целевой функции органов муниципального управления торговлей, связанной с формированием рыночных отношений в торговле. Думается, что основой функционирования муниципальных органов управления торговой сферой могут и должны стать следующие направления их деятельности: §анализ состояния и прогнозирования рынка потребительских товаров муниципальных структур; §исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка муниципальных структур; §информационные и консультационные услуги торговым и производственным предприятиям о рынке и его конъюнктуре. Целесообразным, по моему мнению, стало бы создание специализированных маркетинговых служб на муниципальном уровне. Думается, первым направлением маркетинговой службы любого уровня, в том числе и муниципального, является исследование рынка, долго- и среднесрочное прогнозирование перспектив его формирования и развития. Отсутствие у предприятий информации о потенциальных рынках сбыта оборачивается, в свою очередь, рядом проблем для муниципальных структур: снижением налоговых поступлений, дефицитом товаров и услуг, социальной напряженностью, так как ведет к созданию монопольных структур, и, следовательно, диктату цен, что в свою очередь, ведет к спаду покупательной способности и т.д. Следовательно, вторым направлением деятельности маркетинговой службы является оптимизация структуры сбыта продукции, производимой на муниципальном уровне, а также системы мелкооптовых и оптовых структур, способствующих насыщению местного рынка товарами, не производимыми на данной территории. Из сказанного выше можно сделать вывод, что выбор организационной структуры сбыта и, как результат, насыщение всех видов рынков, становится важной стратегической задачей не только отдельно взятой хозяйствующий единицы любой формы собственности, но и муниципальной структуры в целом. Критерии выбора оптимальной организационной структуры на муниципальном уровне весьма разнообразны. Но определяющими, по моему мнению, параметрами являются: характер производственной специализации муниципальных структур (промышленная или сельскохозяйственная); объемы производства; степень насыщения местных рынков; принципиальная схема организационного устройства и принятая форма управления; совокупность внешних условий функционирования; характер (случайный или систематический) сбытовых операций на внешних рынках, их частота и масштаб; географическая и продуктовая диверсификация. В зависимости от достигнутого муниципальными образованиями уровня развития производительной и торговой деятельности формулируются конкретные цели и задачи маркетинговой организации и ее структуры. Создание такой организации на муниципальном уровне дает пример двух противоположных начал: усиление организующего воздействия со стороны властных структур муниципальных структур и одновременного обеспечения гибкости и приспособления предпринимателей к неопределенному и нестабильному внешнему окружению в условиях хозяйственной автономии. Первоочередными задачами, которые должна решить маркетинговая организация муниципального уровня в сложившихся условиях, по моему мнению, следующие: 1. создание банка и постоянное обновление данных о предприятиях, действующих на местном рынке; 2. проведение анализа на местном рынке; 3. сбор, обработка и накопление информации, касающейся проблем конкурентоспособности рассматриваемых объектов, конъюнктуры рынка; 4. маркетинговая коммуникация, то есть создание системы налаженного обмена между внутренними и внешними информационными средами муниципальных структур; 5. организация общественного мнения муниципальных структур («паблик рилейшнз»); 6. кадровое обеспечение как самой организации, так и служб маркетинга различных уровней. Структурное построение специализированных независимых организаций и фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями зависит от стоящих перед ними задач. При разработке организационной структуры фирмы, занимающейся муниципальным маркетингом, наиболее подходящим является смешанный вариант: ориентации на товар, когда существуют подразделения по группам товаров (например, средств производства, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и т.д.), услуг, и ориентации на рынок (собственного муниципальной структуры, города, региона, других регионов Российской Федерации, зарубежный рынок). В муниципальных образованиях с достаточным бюджетом наиболее целесообразно в условиях формирования рынка ввести маркетинговую службу в состав аппарата местной администрации, что позволит ей, используя банк данных, результаты конъюнктурного анализа и другие разработки этого подразделения, эффективнее регулировать рыночные отношения, в том числе в сфере торговли, решать проблемы насыщения внутреннего рынка и социальной защиты населения, а также поддержки приоритетных отраслей экономики и привлечения в них инвестиций. Наиболее целесообразной, на мой взгляд, представляется матричная модель Центра муниципального маркетинга со смешанным финансированием как за счет средств городского бюджета, так и за счет взноса учредителей.
Страница 9, всего страниц: 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|