Страница 3, всего страниц: 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
5. Функциональная подсистема муниципальных органов управления торговой сферой. Эффективный механизм управления торговой сферой муниципальных структур позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех его функций в сфере торговли. Стратегия управления торговой сферой муниципальных структур непосредственно связана с формированием стратегий развития муниципальных структур и их потребительского рынка. В наиболее общем виде под стратегией управления торговой сферой муниципальных структур понимается формирование системы долгосрочных целей торговой деятельности в муниципальных образованьях и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Формирование стратегии управления торговой сферой муниципальных структур является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование этой стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий торговой деятельности, что является довольно трудоемким процессом. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании стратегии управления торговой сферой муниципальных структур идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов стратегических управленческих решений, наиболее полно соответствующих миссии данных муниципальных структур и задачам их развития. Определенная сложность формирования стратегии управления торговой сферой заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития торговой сферы. Разработка стратегии управления торговой сферой муниципальных структур осуществляется в следующей последовательности:
Алгоритм формирования стратегии управления торговой сферой муниципальных структур | 1. Определение временного периода формирование стратегии 2. Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на деятельность торговой сферы муниципальных структур 3. Оценка сильных и слабых сторон деятельности торговой сферы муниципальных структур 4. Выбор определяющей стратегической модели развития торговой сферы муниципальных структур 5. Формирование системы стратегических целей 6. Конкретизация целевых показателей стратегии управления торговой сферой муниципальных структур в соответствии со сроками ее реализации 7. Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей и политики управления торговой сферой муниципальных структур 8. Обеспечение наиболее эффективных организационных условий деятельности торговой сферы § Обеспечение наиболее эффективных направлений экономической деятельности торговой сферы § Обеспечение наиболее эффективных форм финансовой деятельности торговой сферы 9. Оценка разработанной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур |
Основные положения данной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур могут получить свое отражение в бизнес-плане развития торговой сферы муниципальных структур. Необходимость данного документа связана с тем, что в современных экономических условиях торговые предприятия не могут самостоятельно обеспечивать свое стратегическое развитие только за счет внутренних финансовых ресурсов, и привлекают для этого значительный объем внешнего финансирования, особенно на инвестиционные цели. В то же время любой крупный инвестор должен иметь четкое представление о стратегии бизнеса: - его масштабах и формах, - важнейших показателях маркетинговой, экономической и финансовой деятельности; - объеме финансовых ресурсов, связанных с реализацией стратегии, и сроках возврата инвестиций; - рисках, связанных с реализацией стратегии развития торговой сферы муниципальных структур и других характеристиках торговой деятельности. Разработка и изложение бизнес-плана подчинены определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Можно предложить структуру бизнес-плана для торговой сферы муниципальных структур, которая содержит следующие основные разделы: Краткая характеристика проекта стратегического развития торговой сферы муниципальных структур. 1. Организационные формы функционирования торговых предприятий и их структурных единиц. 2. Анализ и прогноз конъюнктуры потребительского рынка. 3. Планируемые объемы и состав товарооборота. 4. Планируемая номенклатура дополнительных торговых услуг покупателям. 5. Обеспеченность товарооборота и торговых услуг материальными и трудовыми ресурсами. 6. Финансовый план и стратегия финансирования. 7. Оценка рисков и формы их страхования. 8. Схема управления реализацией проекта. Разработка бизнес-план дает возможность как работникам органов управления торговой сферой муниципальных структур, так и предполагаемым инвесторам, всесторонне оценить результативность избранной стратегии управления торговой сферой муниципальных структур и ее экономическую эффективность. Таким образом, объектом управления местных органов управления должна стать, в данном случае, именно сфера торговли муниципальных структур, в числе прочих направлений их деятельности. Необходимость столь пристального внимания к ней со стороны муниципальных властей обусловлена ее исключительной ролью в обеспечении удовлетворения потребностей местного населения путем доведения всей массы товаров народного потребления от производителей до потребителей. При формировании же системы муниципального управления торговой сферой, по моему мнению, должны быть учтены:во-первых, специфика отрасли как посредника в товародвижении, во-вторых, принципы местного самоуправления и, естественно, особенности текущего периода развития российской экономики. Глава 2 - Состояние и организация торговых структур в современных экономических условиях: 2.1 СОСТОЯНИ Е И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР Понятно, что состояние потребительского рынка является отражением ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной и финансовой сферах, экономике в целом. В условиях все большей экономической самостоятельности территорий, расширения их компетенции, проблемы развития инфраструктуры рынка и направленность их на нужды конкретного человека зависят во многом от осуществляемой социально - экономической политики на местах. Занимая ведущее место в системе рыночных отношений, местный потребительский рынок предоставляет населению предложение в виде объемов товаров и услуг, основу которых составляют услуги производственного и бытового характера, продукты питания, товары повседневного спроса, промышленные товары среднего срока службы, а также технически сложные изделия длительного пользования. Эти услуги и товарные группы предопределяют конъюнктуру рынка, равновесие спроса и предложения. На местном рынке товаров формируются сложные цепочки связей и зависимостей, надежностью которых во многом определяется жизнеспособность и действенность в целом системы. К важнейшим из них можно отнести: денежные доходы населения (платежеспособный спрос, предложение по объему, структуре и качеству товаров и услуг) и товарооборот (товарное обеспечение, производство услуг, кассовые поступления наличных денег - наличные деньги в банках - денежные доходы населения). Все элементы в каждой цепочке взаимосвязаны и малейшее нарушение их количественных или качественных параметров ведет к определенным диспропорциям. Поэтому представление о местном рынке как о простой сумме торговых предприятий далеки от правильного понимания сложных процессов его формирования. Торговля по своему назначению является замыкающей цепью в процессе распределения товаров и заключается в предоставлении необходимых услуг потребителю. Сфера торговли - это одна из составных частей товарного потребительского рынка и рассматривается как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом торговля обладает рядом особенностей, среди которых можно выделить:высокий динамизм,территориальную сегментацию,высокую скорость оборота капитала,преобладание в этой сфере предприятий малого бизнеса,протекание основной деятельности в условиях взаимных контактных отношений с потребителями. Кроме того, успешное вхождение торговли в новые хозяйственные условия предопределялось рядом экономических предпосылок: - в торговле действует большое количество предприятий, - предприятия торговли не занимают монопольного положения на потребительском рынке, поэтому в отличие от материального производства других отраслей, в этой сфере достаточно динамично создаются условия для свободной конкуренции между производителями услуг; - в торговой сфере имелся определенный опыт работы с населением с учетом изменяющегося потребительского спроса, в связи с тем, что процесс торгового обслуживания всегда связан с реализацией товара потребителям; - в сфере торговли уже давно имелся довольно значительный сектор, функционирующий на рыночных принципах (кооперативы, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность). Происходящие в последние годы экономические преобразования наиболее контрастно проявились в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продаж товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен на товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения оказали заметное влияние на структуру розничного товарооборота. После издания Указа Президента РФ «О свободе торговли» широкое развитие в области получила торговля потребительскими товарами на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. В настоящее время вещевые и смешанные рынки организованы практически во всех районах области. В основном здесь покупаются непродовольственные товары (более 70 % его оборота). С рук население приобретает 77 % всего объема покупок одежды, 64 - трикотажных изделий, 54 - кожаной обуви, 35 - мяса и птицы, 31 - масла животного, 20 - масла растительного, 43 - картофеля, 41 - овощей и 49 % фруктов. В современных условиях торговля на неорганизованном рынке стала не только дополнительным источником поступления товаров, но и индикатором спроса населения. Рынок более гибко реагирует на изменение спроса и, соответственно, цен. По большинству товаров цены на рынке ниже, чем на торговых предприятиях, поскольку рыночные торговцы в основном приобретают товар по цене производителей и не делают множества наценок торгующих организаций. При росте количественных изменений в неформальном секторе торговли происходят и качественные его преобразования. Так, если ранее неформальный рынок существовал за счет перепродажи дефицитных товаров по завышенным ценам, то сейчас эта широкая сеть частных лиц представляет разнообразную гамму товарного ассортимента отечественных и зарубежных производителей. Значительно повысились требования к качеству товаров. Если сначала вещевые рынки были полностью затоварены низкосортной продукцией Китая, Гонконга, Турции, то сегодня населению предлагается более дорогой и качественный товар. География поставок товаров расширилась, появились товары США, Франции, Италии, Германии. Таким образом, торговля на вещевых рынках стала не только дополнительным источником товарных ресурсов, но и чутким индикатором спроса населения. Однако «уличная» торговля имеет свои «плюсы» и «минусы». Прежде всего, она позволила отечественным производителям продать свой товар, минуя посредников. В определенной мере эта форма торговли является средством социальной самозащиты населения, позволяющей большей его части самому себя материально защищать. Справившись с некоторыми проблемами, «уличная» торговля сама породила целый ряд новых, в котором одной из наиболее острых является правовая защищенность потребителей от негативных моментов сферы торговли (обман покупателя, торговля некачественными товарами и т.п.). Другой проблемой явилось обеспечение товарами многочисленной торговой сети. Одним из «рецептов» решения данной проблемы оказалось создание специализированных мелкооптовых торговых рынков. Смысл организации подобных структур заключается в сокращении большого количества посредников, обеспечении технических условий для транспортировки, хранения и продажи товаров.
Страница 3, всего страниц: 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|