На сегодняшний день существующее в Российской Федерации образовательное поле переживает связанные с модернизацией образовательной системы в РФ сложные времена: на смену созданной в советское время системе образования приходят заимствованные европейские стандарты и тенденции. При этом очень часто российскому менталитету и идеологии не соответствуют перенимаемые новшества и они отвергаются со временем.
Одной из ключевых проблем высшего образования в настоящий момент является противоречивые оценки ЕГЭ и его целесообразность. Само по себе введение Единого Государственного экзамена (ЕГЭ), по мнению специалистов, вовсе не имело под собой каких-либо убедительных причин и оснований.
Стоит отметить, что при этом некоторые представители государственной власти постоянно ссылались на так называемый «успешный эксперимент». Результаты ЕГЭ являются необходимым условием для поступления в ВУЗ. Таким образом, каждый выпускник школы имеет возможность получить высшее образование в любом субъекте РФ с помощью ЕГЭ. При этом подготовка к ЕГЭ может осуществляться школьником самостоятельно, например, с использованием специализированных сервисов таких как https://ege59.ru/.
Но наиболее очевидными и прямыми следствиями введения ЕГЭ, по нашему мнению и мнению специалистов, являются следующие факты: подмена познавательной мотивации учащихся; ликвидация необходимых условий для формирования полноценной картины мира и мировоззрения у обучающихся; создание представлений об учебе как о процессе «накопления информации»; неравенство социальных условий для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ у выпускников в различных регионах РФ.
Среди других проблем, имеющих наибольший деструктивный потенциал и те, которые можно достаточно быстро исправить при наличии политической воли и мотивации работников вузов в реализации получения «бесплатного» качественного высшего образования обучаемыми:
- коррупция в ВУЗе;
- порождение профессиональной деструкции педагогов высших учебных заведений;
- отвержение образовательного пространства обучающимися в ВУЗе;
- низкий уровень рождаемости в стране, как следствие – резкое снижение количества людей, получающих высшее образование;
- отвержение российского образования другими государствами.
Также огромное влияние на реформирование высшего образования в Росиии оказывает демографическая яма, связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов, а также отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, а также ограниченное признание за рубежом российских дипломов о высшем образовании.