Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Разделы: Экономика и управление


В статье рассмотрены основные используемые для определения конкурентных позиций предприятия методы: расчетно-аналитический, графический и стоимостной.

Оценка конкурентоспособности предприятия - определение ее уровня, которое дает определенную относительную характеристику способности предприятия конкурировать на определенном рынке. Итак, конкурентоспособность предприятия выступает агрегированным показателем его конкурентных возможностей и способности оперативно реагировать и приспосабливаться к факторам меняющейся внешней среды.

Д. В. Погребняк отмечает, что конкурентоспособность предприятия может быть определена как комплексная характеристика, отражающая степень преимущества совокупности оценочных показателей его деятельности, определяющих успех предприятия на определенном рынке за определенный промежуток времени, по отношению к совокупности показателей конкурентов. Мерилом уровня успешности могут быть любые показатели, в том числе количество положительных отзывов о компании и её услугах на специализированных сервисах, например, таких как - tell-me.su.

Стоит отметить, что на сегодняшний день при оценке конкурентоспособности предприятия используется целый ряд методов: количественные и специальные .

Качественные методы оценки в основном имеют низкую степень математической формализации, им свойственна трудоемкость реализации и дискретность оценки. Они не дают возможности использовать оценку конкурентоспособности предприятия в процессе анализа и определения приоритетных направлений усиления конкурентных позиций на рынке.

Количественные методы позволяют оценивать реальные шансы предприятия в конкурентной борьбе за привлекательные стратегические зоны хозяйствования и принимать взвешенные, с тактической и стратегической точки зрения, управленческие решения.

Специальные методы оценки - ото методы, позволяющие оценить конкурентоспособность предприятия по отдельным аспектам его деятельности -производственным, инновационным, маркетинговым, финансовым и тому подобное. Комплексные методы базируются на комплексном подходе к оценке конкурентоспособности предприятия.

Кроме общей классификации существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия, научные выделяют определенные группы методик, предлагая выделять от 5 до 9 основных групп. Так, некоторые исследователи предлагают разделять методы оценки конкурентоспособности предприятия на 5 групп: методы оценки конкурентоспособности предприятия по рыночной доле, матричные методы, методы, основанные на теории эффективной конкуренции, методы, основанные на теории качества товара и интегральные методы.

Ряд авторов предлагают выделять следующие группы методов, а именно методы: основанные на анализе сравнительных преимуществ; основанные на теории равновесия фирмы и отрасли; построенные на основе теории эффективной конкуренции; основанные на теории качества товара; построенные на основе матриц; интегральные; основанные на теории мультипликатора; основанные на определении позиции в конкуренции с точки зрения стратегического потенциала предприятия; основанные на сравнении с эталоном.

На основе анализа литературных источников можно также выделить такие крупнейшие группы методов оценки конкурентоспособности предприятия:

  1. методы, основанные на теории конкурентных преимуществ;
  2. методы, основанные на теории эффективной конкуренции;
  3. методы, в основе которых лежит теория качества товара;
  4. матричные методы;
  5. интегральный метод.
Также существует подход на основе выделения пяти основных групп методов оценки конкурентоспособности: методы, основанные на описании конкурентной борьбы; методы, основанные на обобщении мнений экспертов; методы оценки конкурентоспособности товара и конкурентоспособности предприятия; методы, основанные на расчете интегрального коэффициента по финансовым и технико-экономическими показателями; методы оценки конкурентоспособности предприятия на основе анализа рентабельности, денежных потоков и стоимости бизнеса.

В некоторых работах предлагается структурное разделение методов оценки конкурентоспособности предприятия на следующие группы: те, которые основаны на теории равновесия предприятия и отрасли А. Маршалла и теории факторов производства; основанные на теории эффективной конкуренции, выдвинутой Дж. М. Кларком; те, что основываются на взаимосвязи уровня конкурентоспособности предприятия с показателями качества выпускаемой продукции; структурные - решение по соблюдению той или иной позиции на рынке предприятие принимает, исходя из уровня монополизации отрасли; функциональные, сущность которых заключается в определении соотношения затрат, цен, загрузка производственных мощностей, объемов выпуска продукции, норм прибыли и тому подобное; оценка конкурентоспособности предприятия по характеристикам качества продукции («метод профилей»); матричные методы оценки конкурентоспособности предприятий.

Матричные методы оценки конкурентоспособности предприятия базируются на использовании матрицы - таблицы упорядоченных по строкам и столбцам элементов. Они не позволяют дать оценку уровня конкурентоспособности предприятия, однако позволяют провести анализ отдельных аспектов его деятельности, среда функционирования, рыночную позицию и определить основные направления дальнейшего развития.

Названные методы оценки конкурентоспособности предприятия имеют как как достоинства, так и недостатки. Так, основными положительными сторонами применения данных методов являются следующие:
  • возможность получения достоверной оценки конкурентоспособности предприятия при наличии релевантной информации об объемах продаж;
  • простота в применении и определении доли на рынке и темпов роста рынка;
  • пригодность для анализа взаимодействия между различными направлениями деятельности предприятия и для разных стадий развития каждого направления деятельности.
Относительно недостатков (дефектов) матричных методов, то среди них ученые выделяют:
  • осуществление оценки конкурентоспособности предприятия только по двум характеристикам;
  • не всегда объективная характеристика конкурентоспособности по относительные доли рынка;
  • отсутствие анализа причин, затрудняет принятие управленческих решений.
Значительное распространение приобрело использование графических методов оценки конкурентоспособности предприятия. Данные методы основаны на построении «многоугольника конкурентоспособности» или «радиальной диаграммы конкурентоспособности».

Одним из наиболее употребляемых методов данной группы является метод оценки конкурентоспособности предприятия на основе теории «жизненного цикла товара».

Концепция жизненного цикла - это модель реакции рынка (на действия, применяемые предприятием) во времени. Зависимыми переменными данной модели выступают сбыт, покрытие расходов, прибыль, а также как единственная переменная привлекается время. Основным недостатком данного метода является то, что кривая жизненного цикла строится без учета внешних факторов (технологических и экономических условий, позиций конкурентов).

Наиболее глубокими методами оценки конкурентоспособности предприятия отечественные ученые называют комплексные методы, поскольку они ориентированы на анализ всего спектра важнейших параметров функционирования предприятия.

Преимуществом таких методов является получение достоверной и наиболее точной информации о конкурентоспособность предприятия, его преимущества и «узкие места» по наиболее расширенным перечнем сравнительных преимуществ.

Кроме того, отдельные ученые отмечают, что оценка конкурентоспособности предприятия должна базироваться на комплексном, многомерном подходе и учитывать, как внутреннюю, так и внешнюю среду, уровень финансовой устойчивости предприятия и реальное положение предприятий-конкурентов.
Методов оценки конкурентоспособности предприятий в экономической литературе предлагается множество. Причем, в соответствии с классификацией, различия предлагаемых методик носят не номинальный, а принципиальный характер.

Ряд методик предполагает группировку и математическую обработку показателей, находящихся в функциональной связи между собой.

Некоторые из исследователей, полагая, что классических технико-экономических показателей недостаточно, пытаются изобрести новые, с использованием более глубоких познаний математической статистики. И проблема состоит не только во все более изобретаемых показателей, но и в том, что для вычисления многих из них требуется изменить действующие стандарты учета и оценки показателей конкурентоспособности.

Однако, одним из спорных вопросов является выбор верного, истинного метода конкурентоспособности организации.

В целом, тезис о том, что «конкурентоспособность предприятия определяется, в том числе, и выбранной стратегией и тактикой развития предприятия» оспаривать не станем. Позволим лишь усомниться в том, что инструменты в достаточной степени применимы для оценки текущего положения дел на предприятии.

Вероятно, именно поэтому различные разработки в приложении к конкурентоспособности предприятия превращаются в графические изображения различных форм, например, всевозможные SWOT-анализы, матрицы стратегических потенциалов и "дойные коровы" от известных консалтинговых групп.

Таким образом, основной причиной крайне низкой степени применения существующих методов оценки конкурентоспособности предприятий считаем слишком широкий спектр данных методов, их несоответствие объективному содержанию понятия "конкурентоспособность предприятия". Как отмечалось выше, это является следствием отсутствия единого понимания среди ученых содержания категории «конкурентоспособность предприятия» и методов ее оценки.

Сейчас для любых компаний, повышение их конкурентоспособности считается необходимым условием для длительного существования на рынке и приумножения эффективности деятельности по сравнению с предыдущими периодами.

Конкурентоспособность предприятия - интегрированный показатель, соответственно и подход к определению ориентиров ее повышение должно опираться на комплексную концепцию. В то же время, такая комплексная концепция не может быть тождественной для всех компаний.

Она должна строиться в зависимости от влияния внешней среды, конкурентного потенциала, стратегических задач, индивидуальной специфики деятельности предприятия. И включать в себя различные составляющие:
  • организационные;
  • управленческие;
  • коммуникационные;
  • технологические;
  • маркетинговые;
  • финансовые, что в свою очередь требует осуществления глубоких исследований.
Сейчас бизнес компаний становится все более сложным, неоднозначным и динамичным. Такие факторы как новые технологии, персонал, информация, капитал, организационный дизайн, коммуникации быстро меняются, вызывая формирование новых рынков. Для повышения конкурентоспособности предприятий существенно влияет рыночное окружение, в котором функционирует предприятие, а также его особенности.

По указанным условиям, компании обязаны постоянно разрабатывать и применять адекватные конкурентные стратегии, чтобы занять устойчивую конкурентную позицию на рынке. Требование конкурентной среды - всегда соблюдать требования технического, технологического, информационного прогресса и быстро изменяться в соответствии постоянно меняющимся условиям.

Ключевым фактором повышения конкурентоспособности предприятия является эффективное использование собственных и привлеченных активов.

Выделим следующие подходы к формированию ориентиров повышения конкурентоспособности:
  • концепция всеобщего управления качеством TQM;
  • концепция кайдзен;
  • бенчмаркинг;
  • ресурсная концепция.

В зависимости от ситуации в отрасли, каждое предприятие определяет для себя направления повышения конкурентоспособности, инструменты и соответствующую конкурентную стратегию.

Следовательно, сущность определения ориентиров, повышения конкурентоспособности компаний заключается в изменении факторных показателей конкурентоспособности.

Ориентирами повышения конкурентоспособности предприятий целесообразно определить:
  • формирование портфеля стратегических альтернатив и ориентиров повышения конкурентоспособности предприятия;
  • выбор конкурентных стратегий развития;
  • разработка конкурентной политики предприятия;
  • совершенствование системы управления персоналом предприятия, основанная на системе внутреннего маркетинга;
  • обеспечение конкурентоспособности услуг и продукции предприятия;
  • комплексный подход к диверсификации и планирования деятельности;
  • трансформация конкурентного поведения предприятия в соответствии с клиент ориентированного подхода;
  • оптимизация системы учетно-аналитического и информационного обеспечения;
  • меры по приумножению конкурентных преимуществ;
  • укрепление конкурентного потенциала предприятия, особенно компетентности составляющей;
  • гармонизация финансового обеспечения на основе мультиканального подхода;
  • совершенствование маркетинговой и коммуникационной деятельности предприятия;
  • внедрение инноваций, техническое и технологическое обновление предприятия.

Акцентируя, что эти направления определяются для каждого предприятия индивидуально в зависимости от конкурентной позиции, уровня конкурентного потенциала, конкурентного поведения и стратегии, конкурентной среды.

Использование предложенных ориентиров повышения конкурентоспособности предприятий позволяет достичь единства действий всех составляющих и цепей бизнес-процессов предусматривающий гармонизацию структурных и организационных преобразований, внедрение эффективной системы управления конкурентоспособностью с учетом клиент ориентированной ценностно - компетентности инновационной направленности и вызовов и запросов настоящего, реструктуризацию коммуникационных каналов, трансформацию конкурентной политики, укрепление конкурирующего потенциала и др.

Таким образом, на сегодняшний день сложилось большое количество методов, применяемых для оценки уровня конкурентоспособности предприятия, которые предлагаются отечественными и зарубежными учёными-экономистами. Выбор конкретного метода, из всего многообразия подходов, осуществляется исходя из целей, ради которых проводится такая оценка.

Итак, на сегодня как зарубежная, так и отечественная практика экономического управления выработала целый ряд методов оценки конкурентоспособности предприятия.

Каждый из них имеет как свои преимущества, так и недостатки, а потому довольно часто необходимо применение системы методов для более полной оценки конкурентоспособности того или иного предприятия с учетом особенностей его хозяйственной деятельности.

Американский экономист Дж. Б. Кларк выдвинул отдельную группу методов определения конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции. Суть данной теории заключается в разработке критерий для имеющегося уровня конкуренции предприятия, которые являются достаточными для поддержания эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В данном подходе конкурентоспособность предприятия может рассматриваться в определенных временных промежутках.

Подход оценивания конкурентоспособности предприятия с позиции качества предполагает сравнение продукции анализируемого производителями с аналогами производителя-конкурента. Основное условие повышения конкурентоспособности предприятия в рамках этого подхода- эффективная деятельность в области качества и технологии производства.

В основе матричных методов оценки конкурентоспособности предприятия лежат четыре стадии жизненного цикла товара и технологии. На каждом этапе производитель сам решает в каких масштабах продукция должна быть реализована. Это отражается в динамике продаж и в занимаемом месте на рынке. Недостатком этого метода является то, что сложная структура деятельности предприятия представлена упрощенно, также, рекомендации по улучшению состояния конкурентоспособности отсутствуют.

Таким образом, на сегодняшний день сложилось большое количество методов, применяемых для оценки уровня конкурентоспособности предприятия, которые предлагаются отечественными и зарубежными учёными-экономистами:

1. Расчетно-аналитический.
2. Графический.
3. Стоимостной (методы оценки стоимости бизнеса (доходный метод, затратный метод, сравнительный метод, метод капитализации).





Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |