Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Разделы: Экономика и управление



На современном этапе развития общества, в связи с активными процессами глобализации и интеграции, так называемый социальный заказ в сфере профессиональной подготовки молодых специалистов претерпевает значительные изменения. Обществу становятся необходимы такие специалисты, которые, имея достаточно высокий уровень владения иностранным языком, способны посредством данного языка реализовывать себя на профессиональном, интеллектуальном, а также креативном уровнях.

Глобальная ситуация в образовании и на мировом рынке труда прямо указывает на то, что английский язык теперь – это не только научная сфера и учебная дисциплина, но и важнейший инструмент профессиональной деятельности, определяющий конкурентоспособность студента и молодого специалиста на рынке труда.
Одна из важнейших проблем системы высшего профессионального образования на современном этапе – это формирование социально активных компетентных специалистов. Одним из ключевых аспектов данной проблемы является овладение молодыми специалистами навыками профессиональной коммуникации, которые способствуют более эффективному осуществлению профессиональной деятельности.


Школа иностранных языков «Интерлингва» interlingua.edu.ru оказывает образовательные услуги в области изучения иностранных языков. Основным принципом преподавания в школе является авторская коммуникативная методика, позволяющая эффективно изучать иностранные языки с интересом без скучного заучивания.


Сфера использования навыков коммуникации на иностранном языке в профессиональной сфере стремительно увеличивается. В связи с появлением новых профессиональных ориентиров, молодые специалисты приобретают все большие возможности использования полученных при обучении знаний иностранного языка. Например, становится возможным создание и поддержание международных контактов в профессиональной сфере, таких как участие в грантах и международных образовательных программах, возможность использования интернета для интеграции в глобальное информационное пространство и т.д.
Следовательно, при изучении иностранного языка у студентов особо значимо становится получение навыков профессионально-ориентированного общения.

В связи с обозначенными выше требованиями современности к языковой подготовке специалистов, методистами были выработаны определенные принципы преподавания иностранного языка студентам технических направлений. Современные задачи высшего образования вынуждают совершить поиск новых методов и способов модернизации образовательного процесса в области иностранных языков. Данные изменения связаны, в первую очередь, с подписанием Болонской конвенции, предусматривающей:

  • бакалавриат и магистратуру как два уровня образовательного процесса;
  • кредитно-модульную систему учебного процесса и оценки обучения студентов.

Также в третьей версии Госстандарта представлены положения, ориентирующие вузы на принципиально новую структуру преподавания иностранных языков, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. В основу данной структуры также положен так называемый компетентностный подход, реализация которого предусматривает усовершенствование программы обучения и использование в процессе обучения иностранному языку как различных активных, так и интерактивных форм занятий. В дополнение к этому, данный подход предусматривает осуществление студентами самостоятельной внеаудиторной работы, что служит цели приобретения профессиональных умений и навыков.

В настоящее время эффективность преподавания и усвоения иностранного языка в вузах по экономическим направлениям – это крайне важная и сложная проблема, требующая грамотного решения. Ключевыми аспектами данной проблемы являются не только такие стороны образовательного процесса, как содержание, принципы и методика преподавания иностранного языка. Одним из важнейших аспектов также является определение актуальных целей обучения конкретной группы студентов, которые отвечают профессиональным потребностям данных студентов, а также современным условиям осуществления профессиональной деятельности.

При рассмотрении особенностей обучения английскому языку студентов экономических специальностей, касающихся способов реализации практических целей обучения данной категории студентов относительно уровня их подготовки, необходимо отметить следующее. Как известно, в процессе разработки содержания обучения английскому языку студентов всех направлений на бакалавриате, необходимо понимать, что бакалавриат является допрофильным уровнем обучения. Соответственно, основной целью преподавания и изучения английского языка является подготовка студентов «к реальной коммуникации в рамках диалога культур независимо от того, состоится ли он в сфере профессиональной или повседневной коммуникации, в своей стране или за рубежом, в условиях дистантного или контактного общения». Другими словами, задача преподавателей английского языка - развивать практические умения и навыки студентов-бакалавров при использовании английского языка в самых разнообразных ситуациях общения.

Особенностью процесса обучения английскому языку в магистратуре является тот факт, что магистратура имеет узкоспециализированный вектор. Следовательно, в процессе изучения молодыми специалистами английского языка особое внимание необходимо уделить овладению терминологией будущей сферы деятельности, что находит отражение в процессе создания учебных специальных программ для магистрантов экономических специальностей.

Что касается уровня бакалавриата, то цели обучения иностранному языку данной категории студентов определяются относительно результатов новейших исследований видов речевой деятельности. К основным коммуникативным умениям и навыкам, которые необходимо приобрести будущим бакалаврам относятся «передача определенной информации в форме сообщения, описания некоего факта (явления/события/личности), рассуждения, формулировка темы, пунктов плана и тезисов сообщения в форме доклада, лекции и др., а также приведение аргументов в пользу высказываемых суждений, иллюстрирующей, дополняющей, конкретизирующей и поясняющей информации и др.

Преподавание такого аспекта иностранного языка, как разговорная речь, студентам магистратуры в свою очередь имеет свои особенности. Обучение данной категории студентов осуществляется в основном в соответствии с требованиями профессиональной и научной сферами деятельности данной группы студентов, а также в соответствии с потенциальными ситуациями и тематикой иноязычного общения, которые отражают данную деятельность. Кроме того, необходимо отметить, то по сравнению со студентами-бакалаврами, предполагается, что будущие магистры должны освоить больший объем лексических единиц, которые применяются в конкретных коммуникативных ситуациях.

Говоря об особенностях обучения иностранному языку студентов экономических направлений, нельзя не сказать о тех проблемах и отрицательных факторах, которые существуют в данной области преподавания. Одной из важнейших проблем является то, что сегодня на дисциплину «Английский язык» на неязыковых специальностях в основном отводится недостаточное количество учебного времени. Кроме того, аудиторные занятия по английскому языку в процессе подготовки будущих бакалавров и специалистов, как правило, проводятся только в первые два года обучения.

Также негативным фактором, снижающим эффективность подготовки по английскому языку, является тот факт, что в отдельные вузы, ввиду отсутствия достаточного учебного времени, не выделяют учебные часы на самостоятельную работу студентов – как аудиторную, так и внеаудиторную – которая направлена на развитие творческих способностей учащихся.

Еще одним отрицательным фактором, снижающим эффективность подготовки по английскому языку студентов всех направлений является недостаточная теоретическая и практическая обоснованность методических рекомендаций относительно оптимального выбора того или иного метода или приема обучения иностранному языку.

Таким образом, преподавание иностранного языка студентам экономических направлений обладает рядом особенностей. Данные особенности включают многоуровневую систему подготовки кадров, а также ориентацию учебных программ на определенные задачи, соответствующие каждому уровню подготовки. В частности, в магистратуре при составлении учебных программ методисты ориентируются на обучение учащихся навыкам профессионально-ориентированного общения, а также на приобретение студентами умений и навыков в условиях, близких к реальным, что требует привлечения потенциальных работодателей к составлению программы.

Кроме того, к особенностям преподавания иностранных языков студентам экономическим специальностей можно отнести включение в учебную программу развитие межкультурной компетенции, помогающее достичь как практические цели, так и общеобразовательные, что является необходимым условием успешной профессиональной деятельности. Наконец, к особенностям преподавания иностранного языка указанной категории студентов также относятся определенные способы реализации учебного процесса, например, активное использование учебных интернет-ресурсов, повышающих эффективность образовательного процесса.





Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |