Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Разделы: Экономика и управление


Под влиянием глобализационных изменений современный рынок труда требует повышения качества профессионального образования, высокого уровня профессиональной подготовки и квалификации, полученной специалистом в начале своего жизненного пути.

Это определяет переход от идеологии подготовки узкого специалиста к идеологии, направленной на развитие личности специалиста, развитие у него таких качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность, умение осуществлять самоконтроль.

Работодатели подчеркивают, что они гораздо больше заинтересованы в базисной готовности выпускника к работе в целом, чем в его специальной подготовке к конкретным операциям. Выпускник вуза, овладевший теорией, но не способный применять ее на практике, представляет на рынке труда для работодателя невысокую «потребительную стоимость» (прим. редактора - недостаточно просто пройти тест по физике (http://www.afportal.ru) или окончить, например, курсы 3d max и получить международный сертификат, необходимо получить знания и практические навыки в тех отраслях, в которых данный программный продукт используется).

Критерием подготовки современного специалиста становится готовность выпускника высшего учебного заведения к будущей профессиональной деятельности, что составляет основу его конкурентоспособности на рынке труда.

Готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности, являясь интегративной характеристикой, включает необходимый набор компетенций в соответствии с требованиями ФГОС, наличие устойчивых ценностных ориентаций по отношению к будущей профессиональной деятельности и сформированность определенных личностных качеств, позволяющих эффективно выполнять свою профессиональную деятельность.

Для формирования этого качества в педагогической практике профессионального образования широко используется целый ряд подходов: компетентностный, личностно-ориентированный, контекстный, проблемный и другие, разработке и реализации которых посвящены исследования С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.Л. Ильина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и других ученых.

В качестве основополагающего подхода в современных условиях можно назвать компетентностный. В настоящее время имеется большое количество исследований, посвященных проблеме повышения конкурентоспособности выпускника на основе этого подхода. Среди них можно выделить работы Р.А. Агаханова, В.И. Байденко, Л.В. Елагиной, И.А. Зимней, Т.С. Ласковой, Н.Н. Матушкина, О.И. Москалёвой, И.Ю. Солдатовой, И.Д. Столбовой, И.А. Субетто.

Для профессионального развития личности будущего специалиста, овладения им основами будущей профессиональной деятельности, широко используется контекстный подход к обучению, который трансформирует учебно- познавательную деятельность в квазипрофессиональную (Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий, А.И. Жукова, В.Г.Калашников, О.Г.Ларионова, Е.М.Попова, Л.А.Сергеева и другие).

Применение проблемного подхода при организации учебного процесса в вузе стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует творческому освоению ими основ наук и формированию различного рода компетенций для будущей творческой деятельности обучаемого (Л.П. Крившенко, Г.М. Коджаспирова, В. Оконь и другие).

Формирование личностного потенциала специалиста, личностных качеств будущего специалиста, овладение им профессиональными знаниями, умениями и навыками достаточно успешно достигается за счет личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, М.С. Завьялова, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие).
Сущностная сторона этого подхода затрагивает ценностные ориентации обучающихся, которые выступают как установка, регулирующая поведение и деятельность личности, служат эффективным средством управления учебной деятельностью, придавая ей смысл, мотивацию к проявлению активности, саморегуляцию и стремление к самосовершенствованию (Л.Ф. Михальцова, Р. И. Цветкова и другие).

Отмечая эффективность каждого из указанных подходов в профессиональном образовании, следует отметить, что в педагогической науке не достаточно исследованы возможности их взаимодействия и совместного влияния на ход педагогического процесса. В частности, до сих пор слабо изучен вопрос учета в образовательном процессе вуза ценностных ориентаций студентов для управления учебной деятельностью в решении образовательных задач.

Таким образом, реальная ситуация в образовательном процессе вуза характеризуется следующими противоречиями между:
- наличием компетентностного, контекстного, проблемного и личностно- ориентированного подходов, применяющихся в профессиональном образовании отдельно, и недостаточно проработанными вопросами их взаимодействия как механизма функционирования модели обучения будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям рынка;
- потребностью педагогической науки в средствах, используемых для управления учебной деятельностью обучающихся по достижению требований федеральных государственных образовательных стандартов и работодателей, и недостаточно исследованными вопросами учета ценностных ориентаций студентов как средства управления.

Для преодоления отмеченных противоречий, необходимо решить следующую проблему: каковы организационно-педагогические условия повышения конкурентоспособности будущих специалистов экономического направления подготовки на рынке труда в процессе обучения в вузе.

Актуальность поставленной проблемы и необходимость её решения определили выбор темы исследования: «Повышение конкурентоспособности будущих специалистов экономического направления подготовки».









Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |