Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АКТИВНЫХ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Разделы: Экономика и управление


Организация системы технического обслуживания

Активные основные производственные средства (далее – АОПС) представляют собой часть основных средств хозяйствующего субъекта, которые непосредственно участвуют в производстве его продукции, воздействуя на предмет труда и/или перемещая его.

Система технического обслуживания и ремонта активных производственных активов предприятия (далее – система ТОиР АОПС) – это комплекс технических и организационных мероприятий, направленных на обслуживание и ремонт объектов АОПС с соблюдением заданной последовательности выполнения работ и периодичности.

Фундаментальными вопросами при организации системы ТОиР АОПС являются: выбор стратегии ТОиР АОПС; выбор способа организации ремонтного обслуживания; разработка подхода к оценке эффективности.
Стратегия ТОиР АОПС — план действий по достижению поставленных целей, направленных на обеспечение работоспособности производственных активов предприятия. Краткая характеристика основных стратегий ТОиР АОПС может представлена следующим образом:

Реактивные стратегии ТОиР АОПС направлены на проведение ремонтных воздействий только при наступлении критических событий (например, у автотранспортного средства вышел из строя рулевой редуктор - https://steering.com.ua/catalog/rulevoe-upravlenie/rulevye-reduktory-204 и требуется его замена).

Превентивные стратегии в отличии от реактивных направлены на предупреждение возникновения критических событий с помощью предварительного планирования ТОиР АОПС.

На этапе становления современного технологического уклада основной стратегией было эксплуатации до отказа. Она заключается в осуществлении ТОиР АОПС по достижению критического состояния объектом АОПС, утраты его работоспособности. Сегодня такая стратегия оправдывает себя лишь в краткосрочные периоды, для типового недорогого оборудования, имеющего полноценный резерв.

Явным плюсом данной стратегии является максимальная продолжительность межремонтного периода, а также минимальные затраты на ТОиР АОПС. Единственной задачей ремонтной службы становится восстановление после выхода из строя. Вместе с тем существенно растут издержки, связанные с процессом ликвидации аварий. Существенный минус невозможность планирования затрат и продолжительности проведения ТОиРПАП.

В начале XX века на смену стратегии эксплуатации до отказа пришла стратегия ЛПР, которая предусматривает проведение превентивных работ по ТОиР АОПС, на основе данных о среднем сроке службы объекта АОПС. Главными достоинствами данной стратегии являются: снижение количества аварий; наилучшие условия для планирования ресурсов.

Однако не всегда проведение превентивных работ является необходимым. Именно в этом заключается главный недостаток данной стратегии - проведение ремонтов фактически исправного АОПС, приводящих к росту эксплуатационных затрат, вне зависимости от его остаточного ресурса. Исходя из практики, фактический ресурс деталей, подлежащих замене, в два, три и более раз дольше, чем согласно установленным срокам проведения ТОиР АОПС. Установление сроков ТОиР АОПС в рамках ППР основывается на применении статистических подходов. Более того, увеличивается вероятность отказов при вводе оборудования в работу после ремонтных работ, обусловленная нецелесообразным вторжением.

Сегодня стратегия ППР, в первую очередь, актуальна для наиболее ответственного АОПС. В части финансовых затрат на ТОиР АОПС она, пожалуй, наиболее не эффективна из всего спектра стратегий.

В 80-х годах XX века возникла новая научно-прикладная область знаний - техническая диагностика. Именно это предопределило возникновение новой стратегии ТОиР АОПС, устраняющей недостатки ПИР, направленной на снижение количества необоснованных ремонтных работ с целью максимизации использования ресурса оборудования. Основные преимущества стратегии ТОиР по техническому состоянию заключаются в: сокращении затрат на ТОиР АОПС; снижении количества плановых простоев; минимизации неплановых отказов.

В рамках стратегии по техническому состоянию обслуживание объекта АОПС происходит по результатам диагностики и прогноза технического состояния. За счет достоверной информации о фактическом состоянии объекта АОПС и прогноза его изменения ремонтные работы проводятся в необходимом объеме и в оптимальные сроки. Данный подход позволяет минимизировать и число возникновения аварийных ситуаций.

Информация о техническом состоянии объекта АОПС позволяет: спланировать оптимальный объем ремонтных работ и сроки их проведения; выявить наиболее приоритетное для ремонта оборудование; оценить качество проведенных монтажных и ремонтных работ.

Минимизация, в рыночных условиях, затрат на ТОиР АОПС без увеличения аварийности — важнейшая задача, стоящая перед руководством компании. От оптимального распределения бюджета на ТОиР АОПС и построения графиков проведения ремонтных работ зависит в целом уровень аварийности на предприятии.

В настоящее время все большую популярность набирает стратегия «обслуживание, ориентированное на надежность» (RCM, Reliability Centered Maintenance), которая объединяет все рассмотренные стратегии для выбора наилучшего вида обслуживания оборудования, в зависимости от его критичности.

Обслуживание, ориентированное на надежность
RCM - методология, определяющая требования к техническому обслуживанию оборудования и ремонту с целью обеспечения необходимой надежности процессов, эффективного управления рисками и сокращения расходов на ремонтную деятельность. Методология RCM была первоначально разработана в 1960-х годах в США для гражданской авиации.

Главная цель RCM - формирование оптимальной программы технического обслуживания и ремонта АОПС при соблюдении требований надежности и безопасности.

К ключевым задачам RCM относят:
Формирование оптимальной программы ТОиР АОПС (оптимизация сроков воздействия на АОПС).
Соблюдение действующих норм и требований нормативной документации.
Выработка рекомендаций по техническому перевооружению и реконструкции АОПС.
RCM — анализ включает в себя 2 блока работ:
Разработка, внедрение и запуск подхода в промышленную эксплуатацию.
Регулярный мониторинг и оценка технического состояния оборудования.

Основные этапы проведения RCM:

1 этап: Определение условий функционирования системы

Основная цель: составление перечня объектов АОПС, включая его технические характеристики и требования к эксплуатации.

Такое полное описание даже идентичного с технической точки зрения оборудования необходимо для последующего определения видов и последствий отказов, а также видов оперативных воздействий в случае отказа.

Для определения условий функционирования системы необходимо учесть следующие факторы: режим работы; наличие схем резервирования; требования к эксплуатационным характеристикам, качеству и безопасности; требования экологических стандартов; наличие поставщиков запасных частей и комплектующих; план по выработке предприятия.

2 этап: Определение функций системы

Все функции системы подразделяются на основные и вторичные, для каждой из которых определяются свои требования к производительности.
Основными функциями являются процессы предприятия, связанные с производством и сбытом продукции.
К вторичным функциям относится обеспечение безопасности, охраны окружающей среды, экономичности (эффективности), соблюдение требований пожарной безопасности, физической защиты и т.д.

Стоит отметить, что предельная производительность АОПС, установленная заводом, выше номинальной производительности. Обычно эти требования выражаются в виде диапазона.

3 этап: Определение функциональных отказов системы

Основная цель: определить все возможные отказы, причины их возникновения и распределение вероятности.
Описанию подлежит те объекты АОПС оборудование, у которого в данных эксплуатационных условиях вероятность возникновения отказа высока.

Выделяют следующие виды отказов:
Отказы, фактически произошедшие на данном объекте АОПС.
Отказы, которые были предотвращены с помощью действующих программ ТОиР АОПС.
Возможные отказы (статистика, данные завода изготовителя и т.д.).
Определению вероятности возникновения отказа отводится особая ниша, поскольку данный критерий учитывает большинство факторов, влияющих на надежность работы объекта АОПС.

Основными источниками, содержащими информацию по вероятности отказа, являются тип АОПС, статистические данные по оборудованию, данные от завода-изготовителя, мнение экспертов.

Существует несколько наиболее распространённых типов распределения отказа:
Высокая вероятность отказа на начальном этапе эксплуатации объекта АОПС.
Постепенный рост вероятности отказа с увеличением фактического времени эксплуатации объекта АОПС.
Случайный отказ (отсутствует зависимость между сроком эксплуатации и вероятностью возникновения отказа).

4 этап: Определение причин, видов и последствий функцио¬нальных отказов
Основная цель: определить и описать последствия отказов, предполагая, что для его предотвращения никакие мероприятия не предпринимались.

Описание последствий отказа должно в себя включать:
Условия возникновения отказа.
Признаки, характеризующие возникновения отказа.
Степень влияния отказа на производство, безопасность как персонала, так и окружающей среды.
Оценку нанесенного ущерба.

5 этап: Принятие решений о воздействиях

На заключительном этапе RCM-анализа происходит опреде¬ление типа воздействия, направленного на предотвращение возникно¬вения отказа, периодичности его проведения.

Результатом оценки рисков, согласно методологии RCM, является составление матрицы рисков, учитывающей частоту отказов объектов АОПС и их последствия. На основе матрицы рисков можно установить категории рисков, выбрать соответствующую политику управления по каждому из отказов.

Ключевым элементом при разработке матрицы рисков будет являться подбор критериев, на основе которых будет производиться классификация объектов АОПС по классам его критичности и методы оценки степени риска





Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |