Страница 5, всего страниц: 8 1 2 3 4 5 6 7 8
В основе идентификации — процедура сравнения исходных характеристик оказываемой библиотекой услуги или предоставляемой продукции с эталоном качества и выделение параметров отклонения, Определяющее значение здесь призваны игратьфакторный анализи подготовленный на его материале так называемыйфильтрующий перечень,где перечисляются наиболее значимые оценочные показатели —индикаторы качествауслуги, которые выступают базовыми для сравнения (сопоставления). Факторный анализ помогает понять, синтезировать и наглядно представить комплекс конкретных данных: •общие(размер профильного рынка, уровень конкуренции, степень риска и пр.); •маркетинговые(привлекательность, устойчивость к внешним воздействиям, приближенность к потенциальным пользователям, удобство применяемых носителей информации, удовлетворенность ожиданий потребителей и др.); •технологические(соответствие производственным возможностям, доступность используемых ресурсов, простота воспроизводства, соблюдение сроков, компетентность исполнителей, ценовая гибкость и т. д.). Для каждой позиции в номенклатуре (спецификации) услуг и продукции библиотеки может быть подготовлен свой фильтрующий перечень, что позволит их целенаправленно модифицировать и улучшить исходные качественные характеристики. Благодаря идентификации, библиотека получает реальную возможность выработать собственную оригинальную политику профильных услуг и продукции (концепцию обслуживания пользователей): эффективно управлять качеством, свойствами и характеристиками, а также адаптировать к рынку (с учетом запросов и потребностей приоритетных групп пользователей, ресурсного потенциала, позитивных и негативных отклонений от эталона) номенклатуру, содержание и количество итоговых продуктов деятельности, т. е. создать целостную систему менеджмента библиотечно-информационных услуг/продукции. Таким образом, самоаттестация и идентификация помогают специалистам библиотеки оценить конкурентоспособность результатов своего труда и обосновать необходимую маркетинговую концепцию. Сертификация библиотечно-информационных услуг/продукции—экспертное подтверждение соответствия итоговых результатов деятельности библиотеки (в том числе заявленных/рекламируемых показателей качества) определенным стандартам, эталонным образцам, установленным требованиям. Сертификация предусматривает обязательный и добровольный варианты. При ее положительном результате оформляется официальный документ - сертификат. Среди основных целей сертификации Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" (1993 г.) выделяет содействие потребителям в компетентном выборе продукции, защиту от недобросовестности исполнителя. Применение сертификации в библиотечно-информационной практике обеспечит предупреждение дефектов в профильном обслуживании, контроль стандартизированных показателей и качественных характеристик предоставляемых услуг или продукции; поможет оптимизировать их номенклатуру и создать модификации, отвечающие изменяющимся запросам и потребностям пользователей; станет важным средством повышения доверия к библиотеке. Сертификацию библиотечно-информационных услуг/продукции логично проводить исходя издвух взаимодополняющих объектов: •собственно услуги(ее качественно-содержательных параметров); •пользователя(его потребностей и ожиданий). Только так, в частности, реально определить оптимальное соотношение качества и цены дополнительной платной услуги, провести сравнительную оценку необходимых характеристик предоставляемого обслуживания. В условиях библиотечного учреждения целесообразно ориентироваться надобровольную сертификацию услуг и продукции.На принципах добровольной независимой сертификации в некоторых отечественных библиотеках в последние годы осуществляется сертификация автоматизированных информационно-библиографических услуг, например баз данных. Сертификат специальных испытательных центров (Информрегистра и др.) предоставляет пользователям необходимые гарантии соответствия приобретенной базы данных комплексу нормативных требований (надлежащее качество заявленной информации, возможность решения необходимых пользовательских задач, совместимость с указанными в документации техническими и программными средствами, наличие должного пакета документов и пр.). В ближайшее время сертификация библиотечно-информационных услуг и продукции получит дальнейшее развитие, что позволит создать разветвленную систему вневедомственного подтверждения качества реализуемого (рекламируемого) библиотекой обслуживания. 6. Внебюджетное финансирование деятельности библиотеки Внебюджетное финансирование деятельности библиотеки—привлечение дополнительных денежных средств из различных легитимных источников с целью сверхнормативного ресурсного обеспечения развития библиотеки (в том числе для укрепления материально-технической базы, воспроизводства на собственной финансовой основе отдельных услуг, работ и продукции, социальной поддержки коллектива сотрудников). Правовой режим внебюджетного финансирования библиотечно - информационных учреждений определен Гражданским кодексом РФ (1994 г., 1996 г.), Законом РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), федеральными законами "О некоммерческих организациях" (1996 г.), "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (1995 г.), "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.), "О библиотечном деле" (1994 г.), а также "Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (1995 г.). Внебюджетные денежные средства библиотеки складываются изреализационных доходовинереализационных поступлений. Стабильными источниками реализационных доходов библиотеки могут быть: • возмездные дополнительные библиотечно-информационные и сервисные услуги/обслуживание; • платная интеллектуальная продукция; • разноаспектные договоры (купли-продажи, подрядные, о совместной деятельности) с юридическими и физическими лицами; • целевые социально-творческие заказы на проведение (обеспечение) отдельных мероприятий (комплекса работ, услуг); • продажа неиспользуемой части библиотечного фонда. Наиболее распространенными источниками нереализационных поступлений библиотеки являются: • предоставление в аренду (субаренду) помещений, оргтехники и автотранспорта; • взыскание неустойки с пользователей; • компенсационные выплаты за утрату или порчу фонда; • невостребованные денежные залоги; • посредническая деятельность; • отчисления от прибыли учрежденных библиотекой (или с ее долевым участием) предпринимательских структур; • банковские и иные кредиты; • гранты благотворительных и других организаций; • безвозвратные, прямые дотации и пожертвования юридических и физических лиц. Поступающие из различных источников бюджетные и внебюджетные (кроме средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также грантов, целевых кредитов и адресных добровольных пожертвований) денежные ресурсы включаются в общий (совокупный) доход библиотеки, образуя единый фонд финансовых средств. Отметим, что наличие внебюджетных каналов финансирования не может быть основанием для сокращения бюджетных ассигнований библиотеки. Полученные библиотекой сверхнормативные денежные средства находятся в ее самостоятельном распоряжении, учитываются на отдельном балансе и не подлежат изъятию учредителем. 7. Платные услуги (обслуживание) в библиотеке Платные услуги (обслуживание) в библиотеке—конкретный позитивный результат или совокупность процессов и результатов сверхнормативной библиотечно-информационной и иной дополнительной полезной деятельности, ориентированной на удовлетворение нетрадиционных запросов различных групп потребителей, предусматривающей возмездный характер экономических взаимоотношений в ними и обеспечивающей получение соответствующих внебюджетных финансовых поступлений. Реализация платных аспектов функционирования современной библиотеки осуществляется посредством двух основных форм представления итоговых продуктов: нематериализованной (неовеществленной)—собственно услуга и материализованной (овеществленной)—продукция. Правовые нормы оказания платных услуг (постановки платного обслуживания) в библиотечных учреждениях России регулируются Гражданским кодексом РФ (1994 г., 1996 г.), налоговым законодательством, законами РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993 г.), "О защите прав потребителей" (ред. 1996 г.), "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (1992 г.), федеральными законами "О некоммерческих организациях" (1996 г.), "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.), "О библиотечном деле" (1994 г.), а также "Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства" (1995 г.). Платные услуги (обслуживание) предоставляются российскими библиотеками физическим и юридическим лицам с целью реализации их права на удовлетворение дополнительных культурно-образовательных и информационных потребностей, расширения спектра эффективной помощи пользователям, повышения комфортности, интенсификации использования имеющегося и привлечения дополнительного ресурсного потенциала, усиления экономической заинтересованности сотрудников, укрепления материально-технической базы библиотечного учреждения. При определении границ и соотношения бесплатного и платного в деятельности конкретной библиотеки наиболее разумной представляется концепция, согласно которойфизический и интеллектуальный доступ к документным ресурсам библиотеки должен быть в основном бесплатным(в частности, в условиях читального зала), асвязанные с их реализацией(продвижением к пользователю, раскрытием и интерпретацией)дополнительные услуги или продукция—дифференцированно платными. Отличительными признаками платных услуг (обслуживания) являются обязательный денежный эквивалент стоимости, сервисная ориентация, мобильность рекламируемого перечня в соответствии с конъюнктурой спроса.Ведущими методологическими принципами,обеспечивающими успешность данного аспекта деятельности библиотеки, выступают: •сверхнормативность(внебюджетный характер ресурсного обеспечения); •заменяемость(наличие близких по содержанию альтернативных бесплатных форм); •самоокупаемость или рентабельность(достижение эффекта покрытия расходов доходами, а также получение ожидаемой/планируемой прибыли при помощи ценового маркетинга); •адресность(целевая ориентация на потребности и запросы конкретных/приоритетных групп пользователей с учетом специфики информационных объектов и иных аспектов деятельности, а также платежеспособности реальной и потенциальной клиентуры); •востребуемость/ ликвидность(реализация заявленных номенклатуры услуг и ассортимента продукции по определенным количественным параметрам: объему, тиражу); •вариативностьпредлагаемых версий итоговых продуктов инициативной деятельности; •конкурентоспособность(как результат соответствующего уровня профессионализма исполнителей, наличия необходимой ресурсной базы, правильно выбранной маркетинговой стратегии и успешной тактики ее реализации). Названные исходные принципы важно принимать во внимание, моделируя перечень дополнительных услуг и продукции определяя направления нетрадиционного обслуживания пользователей, обосновывая ассортиментную политику библиотеки. Дополнительныеплатные услугиможно рассматривать как результат целесообразной инициативной деятельности библиотеки в условиях саморегулируемой экономики. При это необходим баланс социальных приоритетов с экономическим интересами библиотеки во избежание коммерциализаци) идущей вразрез с ее общественной миссией. На потребительском рынке платных услуг библиотека может выступать одновременно на нескольких субрынках, превалируя на одном или ряде из них в зависимости от складывающейся конкурентной среды и успешности позиционирования (обеспечения конкурентоспособности) библиотечно-информационных продуктов (услуг/продукции). Такими субрынками являются, прежде всего, рынок знания и рынок досуга. Первый, в свою очередь, состоит из образовательного (например, интеллектуально-консалтинговые услуги, курсовая подготовка и др.) и информационного (в частности, библиографические, справочно-фактографические, информационно-посреднические услуги) сегментов. Сюда же примыкает обособленныйкнижно-журнальный рынок,на котором библиотека присутствует и в роли покупателя (при комплектовании фонда), и в роли продавца (своей и/или чужой издательской продукции). Что касается рынка досуга, то он не может в настоящее время рассматриваться в числе особо перспективных для библиотеки, поскольку ее возможности в современных условиях не дают оснований для оптимистических конкурентных прогнозов. В ряде случаев библиотека выступает достаточно успешно насмежных субрынках,например, на рынке бытового обслуживания (ксерокопирование нефондовых документов, прокат видео- и иной техники, оперативные переплетные работы, ламинирование и пр.).
Страница 5, всего страниц: 8 1 2 3 4 5 6 7 8
Экономические аспекты информационно-библиотечного обслуживания. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|