Страница 3, всего страниц: 3 1 2 3
d.выпуск вооружения за рубежом по лицензиям 2.административно-организационный: a.проведение выставок, демонстраций; b.помощь в публикации брошюр, деловой информации и их распространение; c.проведение консультационных, маркетинговых услуг; d.постоянный мониторинг конъюнктуры мировых рынков вооружений; e.создание центров по прогнозированию и анализу ключевых тенденций. b .Присутствие на внешних рынках. Период реформ охарактеризовался значительным снижением влияния России в традиционных регионах, равно как и сокращением экспорта вооружений в эти регионы. Однако в последнее время наблюдается стремительный рост экспорта российских вооружений. Так, если в 1992 году объем экспорта составлял 1,5 млрд. долл., то в 1995 он был уже равен 2,8 млрд. долл., а в прошлом году этот показатель достиг отметки в 3,4 млрд. долл. По некоторым оценкам, к 2000 году Россия сможет догнать США в оружейном бизнесе, чья динамика торговли вооружений имеет тенденцию к понижению (У США экспорт понизился за 1995-1996 годы с 9,8 млрд. до 7,5 млрд. долл.) И хотя сейчас Россия официально продает оружия в 51 стране, рынок крайне монополизирован несколькими крупными покупателями. В 1995-1996 гг. на долю Индии и Китая пришлось 60% экспорта. Это - рынок покупателя, проявляющийся в требованиях по снижению цены, более благоприятных для покупателя сроках оплаты и отсрочки платежа за ранее приобретенную технику. Несмотря на головокружительные успехи в области развития объема экспорта, географическая структура крайне неразвита. Россия действует либо на традиционных (Индия) рынках, либо там, куда западные производители не могут проникнуть в силу политических ограничений (Китай, Иран). Поэтому в среднесрочной перспективе - после модернизации национальных армий и оборонной промышленности стран-контрагентов, прежде всего Индии и Китая - существует весьма большая вероятность резкого сокращения зарубежных закупок вооружений. В свете вышеочерченных тенденций оптимизация российского экспорта как по регионам, так и по товарной структуре весьма необходима уже сейчас, пока есть задел, выражающийся в благоприятной конъюнктуре. В целом, в развитии экспорта ВПК России могут ожидать следующие трудности: 1.Традиционность российской боевой техники. Концептуальные решения, реализованные в большинстве активно продаваемых сегодня образцов вооружений, датируются второй половиной семидесятых годов. Так, первые полеты прототипов Су-27 и МиГ-29 были осуществлены в 77-78-х гг. В то же время проходила отработка ЗРК С-300 и танка Т-80. 2.Финансовые трудности. 3.Навязывание партнерами условий, по которым предприятия, производящие вооружения, обязуются использовать в процессе разработки и сборки вооружений комплектующие других, иностранных фирм, причем, возможно, страны-контрагента. 4.Рост издержек производства (увеличение расходов на энергоресурсы и транспортные услуги). Это может снизить конкурентоспособность российских вооружений по ценам. Сейчас себестоимость приближается к мировой. Некоторые импортные комплектующие уже дешевле. Заключение На основе среднесрочных тенденций можно заключить, что в дальнейшем усилятся проблемы, связанные с динамикой структуры спроса на вооружения, обострится проблема экономической инфраструктуры, проявляющаяся в поиске оптимальных соотношений вертикальных и горизонтальных связей, возрастет влияние макроэкономических факторов на развитие военного производства. В целом можно прогнозировать следующие тенденции в эволюции ВПК на ближайший период: 1.Совершенствование институциональной структуры предприятий и их управления, сохранение актуальности проблемы «эффективного» собственника. 2.Развитие непрофильных производств, с целью сохранить штаты и предотвратить простаивание оборудования. Это в конечном счете может снизить накладные расходы и сократить себестоимость основного продукта - боевой техники. В то же время будет наблюдаться тенденция расформирования нижних ступеней вертикальных связей - обособление поставщиков и подрядчиков, подключение зарубежных партнеров только приветствуется. Все это будет стимулировать «горизонтальную интеграцию». 3.Стимулирование экспорта оружия, в котором воплощена часть интеллектуального, профессионального и производственного потенциала ВПК, особенно в сфере высоких технологий. Предоставление свободного выхода на экспортные рынки, возможно, под контролем государства. Список используемой литературы: [1]Исследование данного факта см. в стране Алешин Д.А. «Динамика показателей милитаризации государства и процессы развития» // «Экспорт обычных вооружений», №4-5, 1996. [2]Об анализе роли конверсии и диверсификации на современном этапе см. Новиков А.В. «ВПК России: от конверсии к диверсификации» // Центр АСТ, Экспорт вооружений, №0, 1997. [3]В.В. Шлыков. Угрозы реальные и мнимые. // Проблемы прогнозирования, 4-1996, С 133. [4]Исследование этого феномена см. в: Алешин Д.А. «Роль экспорта вооружений во внешней торговле» // Экспорт обычных вооружений. №7-8, 1996. [5]По оценке вице-президента Лиги содействия оборонным предприятиям Анатолия Долголаптева, Российская Газета, 23.04.97. [6]Более детальное обсуждение этого вопроса см. в предыдущем номере «Экспорта вооружений», «ВПК России: от конверсии к диверсификации» // Центр АСТ, Экспорт вооружений, №0, 1997.
Страница 3, всего страниц: 3 1 2 3
Военно-промышленный комплекс. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|