Страница 2, всего страниц: 3 1 2 3
Рис. 3. Кривая предложения Двигаясь по кривой предложения (см. рис. 3) от точкиВк точкеА, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точкиАк точкеВозначает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары. 2.2. Особенности рыночного предложения. Рыночному предложению товаров свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, прямую зависимость между ценой товаров и количеством их продаж на рынке, описываемую кривой предложения, можно представить, как своеобразную альтернативу ресурсовложения для предпринимателя. Площадь выше кривой предложения – это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой – альтернативы со знаком «минус». Наилучшая альтернатива – это такое ресурсовложение в производство товаров, которое возмещает затраченные ресурсы денежной ценой товаров, пользующихся спросом и проданных на рынке. Во-вторых, понятие «объем товаров, их количество» не тождественно понятию «предложение товаров». Количество и объем товаров изменяются в соответствии с изменением их цены, не смещая кривую предложения товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис. 4). Р S1S S2 P1A B A C P2 S1S S2 O Q1Q Q2Q Рис. 4. Изменения предложения товаров при неизменной цене: S1S1– снижение предложения товаров, S2S2– рост предложения товаров При таких условиях возможно изменение в ту или иную сторону предложения товаров на рынках, если цена товара остается неизменной? Смещение кривых, означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий: -наличие взаимозамещаемых и взаимодополняемых товаров производственного назначения и движение их цен; -уровень технологий, применяемых при производстве одноименных товаров; -налоги и субсидии; -качество ресурсов и факторов производства; -конкуренция на рынках одноименных товаров, условия продажи, такие, как реклама, маркетинг и т.п. Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке. III. Рыночное равновесие цен спроса и предложения. Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы выше с помощью кривых на соответствующих графиках. Однако рыночные силы намного богаче тех моделей, которые были представлены. 3.1. Равновесная цена. На рис. 5 показаны в наиболее общем виде те многообразные и динамичные процессы, которые происходят реальной действительности в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Р D S E PE S D O QEQ Рис. 5. Рыночное равновесие цен спроса и предложения Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров. Точка пересечения кривых спроса и предложенияЕсоответствует определенному уровню ценыРЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товараQЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс). Как показано на рис. 5, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложенияЕ. В конечном итоге установится равновесная ценаРЕ, по которой будет продаватьсяQEтоваров на рынке. 3.2. Установление равновесной цены Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при которомQD= QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит(QD> QS)или излишек товаров на рынке(QD< QS). Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, т.е. при неизменном предложении товаров происходит смещение всей кривой спроса вправо вверх, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем количества продаж товаров. И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая спроса смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема товарных продаж (рис. 6а). При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения, означающий смещение всей его кривой вправо, даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товара. Снижение предложения, т.е. смещение всей кривой влево, установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара (рис. 6б). P D1D D2 S P D S2 S S1 P2E2P2E2 PEE P E P1P1E1 E1D2 S D1 D S2 S S1 D O Q1QEQ2Q O Q2QEQ1Q Рис. 6а. Уровень равновесия при Рис. 6б. Уровень равновесия при изменяющемся спросе и изменяющемся предложении неизменном предложении товаров и неизменном спросе товаров На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается равновесие экономической системы в целом. 3.3. Пример расчета равновесной цены на московском автомобильном рынке В начале 1993 года на московском автомобильном рынке предложение этого дефицитного товара имело вид: QS= 15000 + 2,4 P, гдеР– цена (измеряется в млн. руб. за 1 автомобиль),QS– объем предложения (штук за год). В том же 1993 г. спрос на автомобили выглядел следующим образом: QD= 35000 - 2,9 P. Равновесную рыночную цену автомобилей можно установить, если уравновесить предложение и спрос по этому товару в 1993 г. (QS= QD): 15000 + 2,4 Р = 35000 – 2,9 Р,или5,3 Р = 20000. Равновесная рыночная цена за 1 автомобиль составляет, таким образом , 2,65 млн. руб. IV. Эластичность спроса и предложения. Измерения спроса и предложения выступают важным инструментом экономического анализа и имеют практический смысл, так как оказывают непосредственное влияние на торговую выручку от продаж товаров. Интенсивность такого влияния может быть неодинаковой, несоизмеримы и интервалы изменения каждой переменной, т.е. цен и объемов продаж. 4.1. Эластичность, показатель ценовой эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся переменных: цен и количества, или объема, проданных товаров. Например, если цена автомобиля возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения – в деньгах, в тоннах, метрах, штуках и т.д. в предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой. Измерение ценовой эластичности спроса осуществляется для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие 1%-ного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены. Представить это можно следующим образом: гдеЭР– ценовая эластичность спроса. 4.2. Варианты эластичности спроса. В практике могут иметь место, по меньшей мере, пять различных вариантов ценовой эластичности спроса: Шспрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает; Шспрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров; Шспрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется неэластично; Шспрос бесконечно эластичен, когда имеет только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом); Шспрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены. Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графиках (рис. 7). Каждый вариант, представленный на рис. 7, имеет свой коэффициент эластичности: Шкоэффициент не эластичности спроса меньше единицы; Шпри эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы;
Страница 2, всего страниц: 3 1 2 3
Спрос и предложение, основные ценообразующие факторы. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.
|