EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Рефераты и работы студентов

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. РЕФЕРАТ.

Источник: База экономических рефератов
Разделы: Статистика
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) , RTF(zip)


Страница 1, всего страниц: 4
1 2 3 4 



        Торговый баланс Россииза январь — май 1997 — 1998 гг. (млрд. долл.) 
         
       

       

 
       
       
 

        Экспорт 

 
        Импорт 
 
        Сальдо (+) 
 

       Январь — май 1997 г.

 
       34,9
 
       26,0
 
       8,9
 
       Январь
 
       5,7
 
       5,1
 
       0,6
 
       Февраль
 
       5,8
 
       5,2
 
       0,6
 
       Март
 
       6,4
 
       5,3
 
       1,1
 
       Апрель
 
       5,4
 
       5,3
 
       0,1
 
       Май
 
       6,3
 
       6,0
 
       0,3
 
       Январь — май 1998 г.
 
       29,6
 
       26,9
 
       2,7


       
        РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: СОТРУДНИЧЕСТВО И ПЕРСПЕКТИВЫ  Постоянный представитель РФ при ЕС Василий Лихачев считает, что, несмотря на разногласия, у сторон сохранилось желание развивать стратегическое партнерство  Владимир Катин 
       



 
       Из досье дипкурьера Василий Николаевич Лихачев - профессор, доктор юридических наук, постоянный представитель Российской Федерации при Европейских сообществах (Королевство Бельгия), Чрезвычайный и Полномочный Посол. Родился 5 января 1952 г. в г. Горьком. В 1975 г. с отличием закончил юридический факультет, а в 1978 г. - аспирантуру Казанского государственного университета по специальности "международное право". С 1978 по 1997 г. занимался педагогической работой в Казанском государственном университете, Национальной школе права Республики Гвинея-Бисау, Университете г. Антанариву (Мадагаскар). При его организационной поддержке и инициативе образованы новые учебные заведения: факультет международных отношений Казанского государственного университета, Казанский социально-юридический институт, Казанский филиал Московского института МВД РФ, Поволжский институт международного права и международных отношений. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Принцип универсальности в современном международном праве", а в 1990 г. - докторскую диссертацию - "Пробелы в современном международном праве". В 1998 г. избран членом-корреспондентом Академии наук Республики Татарстан. В 1990-1995 гг. - вице-президент Республики Татарстан, в 1995-1998 гг. - заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания российской Федерации, член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, представитель России в Конгрессе местных и региональных органов власти Европы. Жена - Наиля Иматовна - юрист. Дочь Ильнара - студентка Казанского государственного университета, дочь Рената - студентка Московского государственного института международных отношений.


       
        -ВАСИЛИЙ Николаевич, обрисуйте, пожалуйста, общую панораму взаимоотношений России с Евросоюзом вот в каком аспекте - как было дело в эпоху СССР и как складываются дела сегодня. 
       - До начала 80-х годов СССР не имел прямых связей с Европейскими сообществами (Европейское экономическое сообщество - сейчас Европейское сообщество, ранее - Европейское объединение угля и стали; Европейское сообщество по атомной энергии - Евратом). В 1963 году Сообщества направили в СССР меморандум с выражением надежды на нормализацию взаимоотношений. В 1972 году ЕС предприняли попытку нормализовать отношения с центрально- и восточноевропейскими странами на формальной основе. В 1974 году Комиссия ЕС предложила заключить отдельные торговые соглашения Сообществ с каждым европейским членом СЭВ. Эти попытки, однако, были безуспешными.
       Между тем неурегулированность отношений между СССР и ЕС создавала для Советского Союза серьезные проблемы как политического, так и торгово-экономического характера. С одной стороны, непризнание Советским Союзом Сообществ осложняло развитие двусторонних отношений со странами "двенадцати", в число которых входили основные торгово-экономические партнеры СССР в западном мире, передавшие важные сферы национальной компетенции в Брюссель. Ситуация усугубилась еще больше, когда присоединяющиеся к ЕС новые страны-члены денонсировали двусторонние соглашения с СССР о торговле. Кроме того, неурегулированность отношений Советского Союза с ЕС препятствовала нахождению Москвой своего места в условиях формировавшегося в Западной Европе беспрецедентного интеграционного комплекса. СССР оказывался перед реальной угрозой изоляции.
       Со второй половины 80-х в СССР начинается коренной пересмотр подходов к ЕС: был взят курс на всестороннее развитие политических и торгово-экономических отношений. Летом 1988 года была подписана совместная политическая декларация ЕС-СЭВ, закрепившая новые тенденции в отношениях сторон; устанавливаются дипломатические отношения СССР-ЕС; немногим позже произошел обмен постоянными представительствами в Брюсселе и Москве.
       В 1989 году было заключено первое соглашение с ЕС - "О торговле и экономическом и коммерческом сотрудничества", которое положило начало полнокровному сотрудничеству между ЕС и Советским Союзом.
       Торгово-экономическое соглашение между ЕС и СССР было заключено сроком на 10 лет. Одним из его участников стал Евратом, поскольку у ЕС была большая заинтересованность в ядерных исследованиях и ядерной безопасности.
       В соответствии с соглашением ЕС в основном отменил с 1 августа 1991 года специфические количественные ограничения советского экспорта в Сообщество, оставив их лишь на некоторые особо чувствительные товары (стальные изделия, текстиль и тому подобное). В ответ СССР ввел недискриминационный режим для товаров из ЕС в том, что касалось квотирования и лицензирования. Соглашение предусматривало реализацию товаров по рыночным ценам и содержало защитную оговорку.
       В 1994 году между ЕС и его странами-членами, с одной стороны, и Россией - с другой было подписано широкомасштабное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), регламентирующее практически все стороны возможного политического, торгового и экономического взаимодействия сторон. В дополнение к СПС были подписаны соглашения о торговле текстильными изделиями и некоторыми изделиями из стали.
       Вступившие в силу 1 декабря 1997 года (после одобрения всеми 15 странами - членами ЕС) СПС устанавливает безусловный режим наибольшего благоприятствования в торговле. Оно содержит развернутый раздел мер по отраслевому, научно-техническому, таможенному, социальному, инвестиционному, финансовому сотрудничеству, а также хозяйственным связям регионов РФ и ЕС. Регламентируется обмен в сфере услуг, предусмотрены дополнительные переговоры о режиме космических запусков и поставках в ЕС российских материалов ядерного топливного цикла, процедуры консультаций для решения спорных вопросов.
        - Это, наверное, самое важное сейчас для России торговое соглашение, если учесть "вес" такого партнера, как ЕС... 
       - Да, сегодня Европейское сообщество - крупнейший в современном мире торгово-экономический блок из 15 государств с единым внутренним рынком в 380 миллионов человек, с ВВП, равным американскому, и порядка 40% мировой торговли - является основным политическим и экономическим партнером России, на его долю приходится около 40% оборота российской торговли и порядка 1/3 иностранных инвестиций в ее экономику (а с ожидаемым расширением ЕС за счет ряда стран Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики доля ЕС в товарообороте России и объеме иностранных инвестиций может вырасти до 50 и 40% соответственно).
        - Расскажите, чем и как мы торгуем с объединенной Европой. 
        - По состоянию на 1999 год наш товарооборот выражается в сумме 32,7 миллиардов евро, из них экспорт России в страны ЕС - 21,2 и импорт - 11,5 миллиарда евро. Таким образом, сальдо около 10 миллиардов евро в нашу пользу. 
       Последовательное расширение товарооборота России с ЕС в предыдущие годы сменилось обвальным сокращением импорта из ЕС, особенно продовольствия и ширпотреба, во второй половине 1998 года и в 1999 году, что явилось прежде всего следствием девальвации рубля после экономического кризиса в России в августе 1998 года.
       Россия занимает 6-е место в списке стран - экспортеров в ЕС и 7-е место среди импортеров. Ее доля в общем импорте ЕС составляет 3,2% и экспорте - 2,9%.
       Среди основных товаров российского экспорта в ЕС - нефть и нефтепродукты (14,1% всего европейского импорта), продовольственные товары (2,2%), химическая продукция (2,6%), машинно-техническая продукция (0,1%), транспортные средства (0,2%), текстильные товары (0,4%).
       ЕС поставляет в Россию машины и оборудование (2,7% российского импорта), продукты питания (7,7%), транспортные средства (1,4%), химические товары (2,4%), текстильные товары и одежду (3,1%).
       Поставки из России в ЕС изделий из стали регулируются двумя соглашениями, заключенными в 1997 году, - Соглашением о торговле некоторыми изделиями из стали номенклатуры Европейского объединения угля и стали (устанавливающего ежегодные количественные лимиты для поставок в ЕС некоторых видов листового и сортового проката) и Соглашением (в форме обмена письмами) о введении двойного контроля без количественных ограничений в отношении трансформаторной стали, динамной стали и холоднокатаной ленты, не подпадающих под номенклатуру ЕОУС.
       Действие указанных соглашений позволило обеспечить России позиции крупнейшего поставщика стали в ЕС (16% общего импорта ЕС, в том числе порядка 45% по полуфабрикатам, 10% - по листовому, сортовому прокату и трубам) и освободить от количественных ограничений около 90% российского стального экспорта в Сообщество.
       Кроме того, эти соглашения позволяют избегать введения жестких антидемпинговых мер в отношении российской стали, в отличие, например, от США. На этой правовой базе удается сохранять продажи российской стали в ЕС на уровне порядка 150 миллионов евро в год.
       Торговля с ЕС характеризуется традиционно положительным сальдо торгового баланса России (в 1999 году - порядка 10 миллиардов евро вследствие падения российского импорта после августовского кризиса 1998 года).
       Рынок ЕС является стратегически важным для России также и вследствие географических факторов: коммерчески выгодный сбыт ряда важнейших товаров российского экспорта (например, нефтепродуктов, природного газа, товаров ядерного топливного цикла, черной металлургии, отдельных видов удобрений, химической продукции и прочее) массовыми партиями возможен только в Евросоюзе, с которым Россия уже сегодня имеет непосредственную границу (Финляндия). Структура российского экспорта в ЕС продолжает оставаться неблагоприятной: треть приходится на минеральное сырье, еще примерно треть - на металл и лес. В свою очередь, импорт носит на 1,3 "проедаемый" характер (продовольствие, ширпотреб). Соотношение машинотехнического обмена составляет 30:1 в пользу ЕС. Таким образом, большинство наших товаров в перспективе будет сталкиваться в ЕС с ограниченным спросом ввиду снижения ресурсоемкости местного производства и станут особо уязвимыми к конъюнктуре с постепенным падением стоимости единицы экспорта.
       Во многом благодаря договоренностям, достигнутым в рамках СПС, столь важный для российских экономических операторов рынок ЕС сегодня можно в целом охарактеризовать как открытый (средневзвешенная тарифная защита на промышленные товары составляет порядка 4%, с учетом тарифных преференций ЕС России реальная средневзвешенная пошлина на российский экспорт составляет около 1%, ЕС полностью отказался от применения количественных ограничений в отношении российских товаров, за исключением допускаемых в мировой практике, то есть при принятии защитных мер и торговле некоторыми видами стали).
       Однако имеются в ЕС и существенные проблемы для развития взаимных товаропотоков (сертификация различных товаров, антидемпинговые меры ЕС в отношении российских товаров, нерешенность вопроса торговли ядерным топливом, непродуманность ряда российских законодательных актов, регулирующих импорт и его обращение на российском рынке после таможенной очистки). В последние годы имел место рост числа антидемпинговых процедур в отношении ряда важнейших статей российского экспорта в ЕС. Так, по состоянию на сегодня в ЕС действует 13 антидемпинговых мер, затрагивающих прежде всего металлопродукцию, удобрения и химикаты с годовым объемом экспорта на сумму порядка 250 миллионов ЭКЮ. Справедливости ради следует отметить, что проблемы антидемпинга теперь будет решать легче: как признание успехов российских экономических реформ 27 апреля 1998 года Совет Европейского союза принял важное решение об исключении России из списка государств с нерыночной экономикой для целей антидемпинга. Это позволяет российским предприятиям получать режим антидемпингового расследования, предусмотренный для предприятий из всех стран с рыночной экономикой, если выполняются определенные условия.

Страница 1, всего страниц: 4
1 2 3 4 




Статистическая информация по экономике России. Реферат: [База экономических рефератов], 19.03.2006.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright Р’В© 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий ВиноградоРРвЂ