Мониторинг российского законодательства за 2007г.

Мониторинг российского законодательства: 06 Август 2007г.

  1. «Об оптимизации практики применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования». Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 июля 2007 г. N 0100/7062-07-32.
         С целью повышения эффективности работы органов Роспотребнадзора по рассмотрению жалоб граждан на нарушения прав потребителей в сфере потребительского кредитования подготовлены рекомендации по вопросам применения положений КоАП РФ при проведении административного расследования по делам, связанным с защитой прав потребителей в сфере потребительского кредитования.
    Так, в частности, указано на необходимость обязательной идентификации лица, направившего жалобу, с реальным заемщиком денежных средств по соответствующему договору с банком, и признание его в качестве потерпевшего, то есть участника производства по делу об административном правонарушении (ст. 25.2 КоАП РФ).
    Роспотребнадзор считает целесообразной отработку практики проведения опроса потерпевшего (заявителя) на основании положений ч 4 ст. 25.2 КоАП РФ (в порядке и с соблюдением требований, установленных ст. 25.6 КоАП РФ), что предполагает вызов потерпевшего к должностному лицу, осуществляющему административное расследование и фиксирование его показаний (ответов на поставленные вопросы) в соответствующем протоколе. Кроме того, учитывая, что обязательственные правоотношения по кредитному договору с банком по определению предполагают индивидуализацию соответствующего физического лица, при рассмотрении в рамках административного расследования соответствующей жалобы, подписанной заявителем, не являющимся стороной по такому договору, необходимо среди прочего установить его полномочия по представлению интересов заемщика, то есть потерпевшего.
    Также отмечено, что особое внимание следует уделять документальному выяснению вопроса правомерности осуществления кредитной организацией как юридическим лицом своей деятельности, связанной с заключением (исполнением) обязательств по кредитному договору с гражданином, вне места своего нахождения.
    Помимо этого, в целях дополнительного и своевременного подтверждения наличия события административного правонарушения на стадии его доказывания, указано на необходимость в каждом случае, связанном с проведением административного расследования, добиваться отражения в самом протоколе об административном правонарушении, составляемом по его окончании (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ), как объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, так и показаний потерпевшего, а также свидетелей при наличии таковых.


  2. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 июля 2007 г. N 03-07-05/46
         Разъяснены отдельные вопросы, касающийся применения банками НДС в отношении услуг, связанных с предоставлением кредитов клиентам банков.
    В соответствии с НК РФ осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет, не подлежат налогообложению НДС. Банковской операцией по размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков, не подлежащей налогообложению НДС, является предоставление банком заемщику (клиенту банка) денежных средств (кредитование) на условиях возвратности, срочности и платности (уплата процентов).
    Поскольку оказываемые банком клиенту-заемщику услуги по открытию и ведению ссудного счета, на котором учитывается предоставление и погашение (возврат) денежных средств, могут включаться в условия кредитного договора в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ соответственно, являться неотъемлемой частью банковской операции, освобождаемой от налогообложения НДС, то данные услуги указанным налогом не облагаются.
    Денежные средства, получаемые банком в связи с изменением сроков предоставления средств, погашения (возврата) средств, включая уплату процентов, а также изменением процентных ставок и других условий договора кредитования, следует рассматривать как денежные средства, связанные с оплатой банковской услуги по предоставлению денежных средств, не подлежащей налогообложению НДС. В связи с этим такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.


  3. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2007 г. N 03-11-05/171
         В соответствии с НК РФ ЕНВД может применяться, в том числе, в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
    При этом форма расчетов потребителей указанных услуг с исполнителем-налогоплательщиком ЕНВД, а также организационно-правовая форма потребителей автотранспортных услуг не влияют на возможность применения исполнителем услуг указанного специального налогового режима.
    Таким образом, предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя по оказанию юридическому лицу автотранспортных услуг по перевозке грузов (при условии соблюдения вышеуказанных ограничений) с использованием безналичной формы расчетов подлежит переводу на уплату ЕНВД.


  4. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2007 г. N 03-03-06/1/522
         Даны разъяснения по вопросу применения ЕНВД в отношении деятельности по осуществлению гарантийного ремонта автотранспортных средств.
    Исходя из положений НК РФ, ЕНВД может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. При этом к указанным услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению.
    Таким образом, если налогоплательщик оказывает услуги по гарантийному обслуживанию и ремонту автотранспортных средств за счет организации - поставщика (затраты возмещаются налогоплательщику, оказывающему услуги по ремонту и техническому обслуживанию, организацией-поставщиком), то есть данные услуги не оплачиваются потребителем, то такая деятельность не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.


  5. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2007 г. N 03-03-06/2/139
         Разъяснен порядок учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на приобретение организацией ограниченного, неисключительного и непередаваемого права на использование автоматизированной банковской системы на неопределенный срок.
    Согласно НК РФ, в целях исчисления налога на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
    В соответствии с порядком признания расходов при методе начисления (ст. 272 НК РФ), если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
    Таким образом, вышеуказанные расходы на приобретение ограниченного, неисключительного и непередаваемого права на использование автоматизированной банковской системы, право на использование которой приобретено на неопределенный срок, должны распределятся налогоплательщиком-организацией самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.


  6. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июля 2007 г. N 03-03-06/1/526
         Разъяснен порядок учета в целях налогообложения прибыли расходов организации-заемщика, связанных с открытием ей кредитной линии (затрат по выплате процентов, начисленных банком на свободный (неиспользованный) остаток лимита).
    В случае если комиссионное вознаграждение организации-кредитора за часть неиспользованных организацией-заемщиком по открытой кредитной линии денежных средств выражено в процентном соотношении, то расходы в виде такого комиссионного вознаграждения организации-заемщику следует учитывать для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов с учетом положений ст. 269 НК РФ, устанавливающих порядок определения предельного размера процентов, учитываемых организацией-заемщиком для целей налогообложения прибыли.
    При этом определять указанный предельный размер процентов организации-заемщику следует исходя из общей суммы процентов, включающих в себя проценты на используемую, а также не используемую организацией-заемщиком часть денежных средств по открытой ей кредитной линии.




  7. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями