Мониторинг российского законодательства за 2007г.

Мониторинг российского законодательства: 09 Апрель 2007г.

  1. «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан». Постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П.
         Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 г.
    Согласно положениям указанного Закона, до 1 января 2005 г. законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем указанных граждан признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъектов РФ за счет средств федерального бюджета.
    В силу внесенных в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменений в указанный Закон, с 1 января 2005 г. граждане, вставшие на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г. и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование по договорам социального найма, сохранили лишь право на получение жилищных сертификатов. В то же время те военнослужащие, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи сертификатов, либо в иных формах, в частности, посредством приобретения для них жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
    Как разъяснил Конституционный Суд, законодатель вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем данной категории граждан. При этом такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции РФ, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан. Таким образом, законодатель был вправе освободить органы местного самоуправления с 1 января 2005 г. от обязанности предоставлять жилье по договору социального найма при одновременном возложении обязанности по обеспечению жильем за счет федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов РФ. Само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан не противоречит Конституции РФ, но только в той мере, в какой с их помощью обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства как минимум за доступную плату.
    Федеральному законодателю предписано урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении ...

  2. «О выплате в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2007 г. N 201.
         Утверждены Правила выплаты в 2007 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке РФ, которыми определен порядок выплаты предварительной компенсации по вкладам по состоянию на 20 июня 1991 г.
    Предварительная компенсация по вкладам выплачивается в размере до 1 тыс. рублей гражданам по 1953 год рождения включительно и инвалидам II группы. Предварительной компенсации по вкладам подлежит 1 тыс. рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году) со вклада, превышающего эту сумму, или полностью весь вклад, если его размер не превышает 1 тыс. рублей.
    Гражданам РФ по 1947 год рождения включительно, инвалидам I группы либо инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, родителям и опекунам детей-инвалидов и инвалидов с детства, родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время, а также по целевым вкладам на детей и вкладам на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются компенсация в
    размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 г. и дополнительная компенсация в размере остатка вкладов по состоянию на эту дату. Размер компенсации уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации по вкладам.
    Выплата компенсаций производится с 1 октября 2007 г. в подразделениях Сбербанка России.


  3. «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам». Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2007 г. N 17.
         По вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, а также постановления Президиума ВАС РФ после вступления их в законную силу. Если арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанций либо Президиум ВАС РФ оставил оспариваемый судебный акт без изменения или оставил в силе один из ранее принятых по делу судебных актов, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам оставленного без изменения или оставленного в силе оспариваемого судебного акта производится судом, принявшим этот акт.
    Обстоятельства, которые являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы арбитражного суда при принятии судебного акта. Существенность обстоятельств определяет арбитражный суд при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. К названным обстоятельствам могут быть также отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, допущенные при принятии судебного акта судом кассационной инстанции. Если оспоримая сделка признана судом недействительной и прекращена на будущее время, то признание такой сделки недействительной не может являться основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы на определения о возвращении заявлений и на определения судов об отказе в удовлетворении заявлений не облагаются государственной пошлиной.




  4. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями