Полнотекстовый поиск:


Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      Слова «бизнес-план» - в числе наиболее популярных запросов поисковых систем интернета уже много лет, и практически не осталось предпринимателей, кто ни разу не составлял бизнес-планов, или не заказывал их подготовку. Эта услуга сегодня есть в портфеле очень многих компаний сферы бизнес-услуг: оценочных, аудиторских, финансовых, консалтинговых. В Челябинске без большого труда можно найти около полутора сотен разработчиков бизнес-планов. Чтобы было легче сориентироваться в этом хоре предложений, мы решили спросить совета у одного из авторитетных челябинских экономистов-практиков – Анастасии Леонидовны Кузьминовой, кандидата экономических наук, заместителя директора Инвестиционно-финансовой компании «Solar Investments».
     
     
      Уральский Инвестор: Анастасия Леонидовна, как бы Вы охарактеризовали состояние челябинского рынка услуг по разработке бизнес-планов?
      - Мне кажется, здесь стоит провести некоторые параллели с развитием нашей розничной торговли в девяностые годы – это был рынок чистой конкуренции, с огромным количеством маленьких отделов и ларьков, хозяином такой «точки» мог стать любой обладатель очень скромного стартового капитала. В таких лавочках, если повезет – встретишь недорого вполне приличную вещь, не повезет – впустую потратишь деньги. При этом можно сказать что результат, как и в магазине, зависит от того, насколько покупатель понимает, что и для чего он ищет. Переходя к бизнес-планированию, могу сказать, что есть достаточно грамотные и подготовленные специалисты и среди «героев-одиночек», и среди сотрудников компаний, есть и примеры откровенной некомпетентности, но так или иначе, по моим наблюдениям, не менее 3/4 потраченных на разработку бизнес-планов денег тратится, увы, впустую.
     
      У.И. С чем же это связано? Мало хороших проектов?
      Я бы сказала иначе: мало продуманных, разумных проектов. Мне кажется, подавляющее большинство идей можно превратить в весьма стоящие проекты, правда для этого придется постараться и с подбором участников, и с выбором стратегии, масштаба. Подчас в процессе такого «переваривания» проекта очень далеко приходится уйти от первоначального замысла. Качество, продуманность проектов – только один из факторов. Часто встречается другая причина напрасных трат: преждевременность разработки бизнес-плана как документа, ошибка с выбором формата и объема этого документа. Самая распространенная ситуация – когда документ под названием «бизнес-план» готовится «на опережение», когда сам инициатор не готов приступить к его реализации, например, не оформлены права на земельный участок, нет соответствия между вкладом в проект, который готов сделать инициатор, и долей в бизнесе, на которую он претендует. На таких этапах достаточно совсем короткой, но максимально конкретной записки или презентации.
     
      У.И. Как и в отношении большинства услуг, при выборе разработчика бизнес-плана есть дилемма: обратиться в компанию или к «одиночке». Что бы Вы посоветовали?
      - Думаю, Вы предвидите мой ответ: «каждому – свое». У одиночек совершенно четкая область конкурентных преимуществ – это проекты малого бизнеса. Я сама десять лет назад начинала как «индивидуальный бизнес-консультант» - сейчас проезжаю по улице имени Братьев Кашириных мимо магазина «Панорама» - смотрю и вспоминаю свой первый проект… Если на реализацию проекта планируется потратить до 5 миллионов рублей то лучше воспользоваться рекомендациями знакомых и обратиться к «одиночке» за помощью в расчетах. Но практически нет одиночек, которые способны подготовить (продумать, просчитать, описать) проект даже небольшого завода или торгового комплекса, поэтому если проект относительно крупный – потребуется работа команды. Здесь вопрос выбора решать уже сложнее.
     
      У.И. Некоторые компании, берясь за бизнес-план, предлагают помощь в получении кредита. Некоторые в качестве аргумента в свою пользу приводят длинный список проектов, которые уже были ими разработаны. К чьим аргументам стоит прислушаться?
      Лет пятнадцать назад вопрос выделения кредита мог решаться «по знакомству» на уровне начальника кредитного отдела. Сейчас банки остро конкурируют за право кредитовать те предприятия, которые более-менее соответствуют понятиям о кредитоспособности. Среди челябинских разработчиков бизнес-планов нет ни одной марки, которая могла бы своим присутствием в документах кредитного проекта хоть что-то к нему добавить в глазах банка. Но это не значит, что предлагающие услуги по привлечению кредитов не могут ничем помочь - варианты есть, с их обсуждения как раз и стоит начать разговор, а уже потом разговаривать про подготовку документов. Что касается «послужных списков» разработанных бизнес-планов… кого бы Вы выбрали класть печь у себя на даче: того, кто в своей жизни сложил одну печь, или кто написал двадцать две книги о печах?
     
      У.И. Тут я, пожалуй, не совсем согласен: по мере «наработки» опыта складывается какая-то статистическая база, накапливаются данные о рынках, о стоимости тех или иных товаров, оборудования…
      Совершенно верно, «набившие руку» могут очень быстро и не очень дорого составить формальный, «похожий на правду», но при этом бесконечно далекий от жизни документ. Иногда заказчик ждет именно этого, но как быть, если нужен реальный проект? По ходу разработки бизнес-плана делается огромное количество допущений – мелких и не очень. Отличие сильного планировщика от слабого – знание нюансов обычных стадий проекта – стройки, контрактации, монтажно-пускового периода, выхода на рынок, таких, которые очень сильно влияют на срок и стоимость всего запланированного. Привлечение к разработке проекта специалистов, которые «это уже делали» - определяющий фактор реальности самого плана. Здесь у разработчика два пути – либо отраслевая специализация всей компании (что довольно рискованно), либо создание сети экспертов-практиков в разных отраслях, что требует долгого и кропотливого отбора. Какие вопросы задавать возможному разработчику, я думаю, понятно.
     
      У.И. Анастасия Леонидовна, напоследок самый интересный вопрос: какова с Вашей точки зрения, разумная (я имею в виду соразмерная ценности работы) плата за подготовку бизнес-плана?
      Позвоните в любую компанию с этим вопросом и услышите: «в зависимости от обстоятельств». Однако некоторые оценки дать можно. Разумная плата за проект малого бизнеса на предварительной стадии (когда считается в принципе «выгодно-невыгодно») – около 10 тысяч рублей. Это наиболее массовая часть запросов на разработку бизнес-планов. Для проектов побольше за предварительный расчет с короткой пояснительной запиской стоит отдать от 30 до 100 тысяч рублей (здесь четко работает принцип «дешево да гнило»). Детальные расчеты на этапе, когда уже определены участники и основные параметры проекта – трудоемкая и очень требовательная к квалификации работа, которая не может стоить дешево, поэтому лучший способ сэкономить – не делать ее вообще, но тут уже инвесторам решать, стоит ли двигаться вслепую.
     

Анастасия Кузьминова. "ПЛАН за деньги... ДЕНЬГИ за план.... // Уральский инвестор, №1, февраль 2006 г.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |