EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

М. Медников и др.
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ. 2-Е ИЗД..
Цена: 150 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Менеджмент , Экономика и управление
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      
      В книге рассматриваются теоретико-правовые основы обеспечения национальной безопасности, включая ее геополитические и региональные аспекты. Особое внимание уделено разработкам методов и организационных форм обеспечения экономической безопасности государственных предпри-ятий и коммерческих фирм. Предложены теоретико-игровые подходы к реше-нию проблем выявления и экономической оценки угроз безопасности хозяй-ствующих субъектов. Показаны возможности практической реализация пред-ставленных математических моделей антикризисного менеджмента в условиях обеспечения экономической безопасности деятельности предприятий. Предназначена для руководителей и менеджеров предприятий и коммерческих структур, специалистов служб безопасности, работников регио-нальных и муниципальных органов управления. Может быть использована слушателями образовательных структур, изучающими проблемы экономиче-ской безопасности, антикризисного менеджмента и стратегического развития хозяйствующих субъектов различных отраслей и форм собственности. Книга будет полезна студентам, аспирантам, преподавателям экономических фа-культетов и вузов
     
     
      Содержание
     
      Введение
     
      Глава 1. Теоретико-правовые аспекты безопасности
      1.1. Безопасность и ее составляющие
      1.2. Понятия безопасности и угрозы безопасности
      1.3. Принципы обеспечения и функции системы безопасности
      1.4. Разграничение полномочий в системе безопасности
      1.5. Правовое обеспечение безопасности
     
      Глава 2. Геополитические и региональные аспекты безопасности Российской Федерации
      2.1. Соотношение безопасности России и мирового сообщества, изменение экономической и политической обстановки в Европе
      2.2. Факторы формирования и основные приоритеты стратегии национальной безопасности Российской Федерации
      2.3. Угрозы национальной безопасности России
      2.4. Обеспечение национальной безопасности России
     
      Глава 3. Методические основы и организационные формы обеспечения безопасности предприятия
      3.1. Проблемы разработки и реализации комплексного подхода к обеспечению безопасности предприятия
      3.2. Служба безопасности как организационная форма реализации комплексного подхода к обеспечению безопасности предприятия
      3.3. Организационные структуры служб безопасности предприятий
     
      Глава 4. Методы выявления и оценки угроз безопасности предприятия
      4.1. Виды угроз безопасности предприятия: понятия и классификация
      4.2. Экономическая оценка ущерба от реализации различного вида угроз (анализ риска)
      4.3. Учет вероятностных факторов угроз в определении затрат на безопасность
     
      Глава 5. Теоретико-игровые подходы к проблемам обеспечения экономической безопасности предприятия
      5.1. Теоретические основы игрового подхода в концепции безопасности предприятия
      5.2. Разработка общей игровой модели определения зон (объектов) и средств защиты предприятия от угроз и практическая ее реализация
      5.3. Частные игровые модели определения зон (объектов) и средств защиты предприятия: формализация и методы реализации
     
      Глава 6. Модели антикризисного менеджмента в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта
      6.1. Индикаторы экономической безопасности предприятия
      6.2. Оценка состояния экономической безопасности предприятия
      6.3. Модели локализации угроз экономической безопасности
      6.4. Оптимизация стратегии развития предприятия: экономико-организационные предпосылки устойчивой безопасности, модельная концепция
     
      Глава 7. Оценка социальных рисков, связанных с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации
      7.1. Классификация социальных рисков
      7.2. Идентификация социальных последствий неоднородности развития региональных образовательных систем
      7.3. Методы оценки социальных рисков
      7.4. Управление социальными рисками
     
      Глава 8. Безопасность в виртуальном пространстве
      8.1. Американские спецслужбы в борьбе с компьютерной преступностью
      8.2. Стратегия служб безопасности в защите от похитителей информации
      8.3. Страхование коммерческих структур от компьютерных взломщиков
     
      Заключение
     
      Литература
     
     
     
     
     
     
      Глава 1
      ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
     
     
      1.1. Безопасность и ее составляющие
      Любая страна, будучи членом мирового сообщества, объединяет в своих границах различные по социальной и национальной принадлежности группы населения. Она испытывает на себе действие двух основных тенденций развития: центростремительной и центробежной, источниками зарождения которых служат внутренние и внешние причины. Поэтому на первый план деятельности государственных и общественных институтов выдвигается необходимость противостоять центробежным тенденциям, чтобы обеспечить жизнедеятельность, территориальную целостность, суверенитет страны, безопасность ее граждан, прогрессивное развитие и благосостояние всех членов общества путем наращивания экономического потенциала, проведения справедливой социальной политики. Из этого следует, что одно из основных условий нормального развития общества — безопасность страны.
      Под безопасностью понимается защищенность состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых служат внутренние и внешние противоречия.
      От чего зависит существование, степень безопасности? Мы говорим угроза, опасность — чего? В данном случае содержание угрозы, опасности зависит от интересов различных групп населения, институтов общества и государства и конкретно проявляется лишь на уровне обеспечения безопасности страны во всех сферах жизни общества: политической, военной, экономической, экологической и иной.
      Естественна в таком случае и постановка вопроса: что угрожает безопасности? Прежде чем ответить на него, рассмотрим источники возникновения угрозы опасности обществу, каким образом сама опасность влияет на состояние общественных отношений. Известно, что источником любого движения, развития являются противоречия в различных сферах жизни. По-видимому, тут нет необходимости раскрывать весь спектр противоречий в каждой из этих сфер, ограничимся лишь некоторыми общими замечаниями, которые нужны для понимания существа дела.
      Во-первых, в каждой из сфер любые противоречия имеют внутренний и внешний характер. Во-вторых, меняет свое содержание и направленность развития под воздействием внутренних и внешних факторов. В-третьих, не всегда точно определяются сами противоречия и их носители, субъекты, что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера и, как следствие, приводит к принятию решений, которые могут усугубить это противоречие. Например, некоторые теоретики считают, что в основе противоречий в экологической сфере лежат противоречия между человеком и природой, хотя это и не укладывается в рамки представления о человеке как неотъемлемой части природы. Суть же проблемы в экологической сфере — это противоречие между стремлением обеспечить рост производства для повышения материального благосостояния членов общества и способом решения этой задачи с ущербом для природной среды. Противоречие в экологической сфере может возникнуть и как следствие гипертрофированных групповых интересов, которые ведут к бесконтрольному или варварскому вмешательству в природу под прикрытием общественных интересов.
      Сегодня, в новых условиях, мы сталкиваемся с рождением новых и развитием старых противоречий, которые, если их вовремя не разрешить, могут повлечь за собой далеко идущие последствия для безопасности страны. Убедительный пример — противоречия в сфере межнациональных отношений.
      Угроза как форма выражения противоречия всегда носит предметный характер. Она конкретна, наполнена определенным содержанием и, если ее опасность четко выражена, приобретает конкретную правовую характеристику. Эта характеристика и зафиксирована в законе, например, в статьях Уголовного кодекса об измене Родине, о терроризме, контрабанде.
      Именно такой подход к изучению процессов зарождения и затухания противоречий позволяет законодателю своевременно вносить изменения в законодательство в соответствии с возникающими или отмирающими угрозами. Например, организованная преступность, как социальное явление, у нас в стране возникла не сегодня и не вчера. Однако отсутствие опережающего изучения этого явления в целом, а не каких-то отдельных его проявлений привело к тому, что законодатель весьма поздно осознал его как реальную угрозу безопасности и не сумел вовремя дать ему надлежащую правовую характеристику на уровне закона. Все остальные проблемы, связанные с этим, лишь следствие такого опоздания.
      Таким образом, источником формирования угрозы безопасности страны является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения тех общественных отношений, которые и формируют систему социальных взаимодействий в области безопасности страны.
      Каковы же пути решения этих противоречий как внутри страны, так и между странами? Разрешение противоречий происходит во взаимодействии их носителей. Взаимодействие предполагает две формы реализации: либо сотрудничество, либо борьбу. Несомненно, для любого общества предпочтительна первая: сотрудничество, предполагающее согласование зачастую альтернативных интересов различных групп, выбор оптимальных путей разрешения противоречий, в том числе и на основе компромисса, добровольного взаимно согласованного принятия на себя обязательств перед обществом в стране, перед другими странами, человечеством в целом.
      Однако не всегда и не все противоречия можно преодолеть путем сотрудничества. В тех случаях, когда устранить противоречие таким образом уже невозможно (например, если упущено время), дальнейшее его обострение может стать необратимым, тогда устранить возникшую опасную ситуацию оказывается возможным только путем борьбы.
      В стратегическом плане это общее положение предполагает:
      1. выработку приоритетов, целей и задач соответствующих направлений государственной деятельности всех звеньев законодательной, исполнительной, судебной властей;
      2. формирование в соответствии с целями и задачами общегосударственных программ в различных сферах жизнедеятельности общества, включая вопросы обеспечения безопасности в политической, военной, экономической, научно-технической и других сферах;
      3. определение структуры и механизма реализации конкретных программ обеспечения национальной безопасности;
      4. создание единой системы обеспечения национальной безопасности, включающей вертикальные и горизонтальные структуры.
      Общее понимание безопасности страны как состояния общественных отношений в теоретическом и практическом плане подводит к необходимости выделить во всей системе этих отношений проблемы политической, экономической, военной, научно-технической, социальной, экологической и иной безопасности, которые выступают как виды, формирующие конкретное понятие национальной безопасности или безопасности страны. Государство представляет собой единый общественный организм, который состоит из подсистем (политической, экономической, социальной, духовной и др.), в каждой из которых внутри зарождаются и развиваются противоречия основных материальных и духовных ценностей. Именно они и формируют источники опасности не только и даже не столько для самой этой сферы отношений, сколько для безопасности страны в целом, для всей совокупности жизненных интересов общества.
      Для того чтобы иметь объективную возможность отслеживать эти процессы, эффективно управлять и воздействовать на них, необходимо классифицировать весь спектр отношений в сфере безопасности на группы, имеющие свою сущностную характеристику, свои закономерности развития, поддающиеся системному, проблемному анализу. Постоянное отслеживание, изучение этих процессов в каждом отдельно взятом виде позволяет своевременно выявлять те из них, которые могут привести к формированию опасности, в том числе в ее наиболее опасных формах.
      Понятно, что любая классификация в какой-то мере условна, определяется наличием естественных взаимосвязей и взаимозависимостей всех процессов друг от друга в едином ограниченном пространстве страны. Процессы, которые происходят в одной сфере, оказывают воздействие на другие. Причем это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Например, приоритет военной безопасности, понимаемый как необходимость иметь мощный военный потенциал, ввиду внешней опасности, приводит к милитаризации экономики, социальному опустошению, деформации отношений в других сферах жизни, а в конечном итоге — к формированию новых источников опасности, способных разрушить государственность или общество изнутри. Поэтому основой безопасности является сохранение необходимого баланса, равновесия, гармонии, которые бы соответствовали сегодняшнему состоянию страны, интересам всех социальных и профессиональных групп общества.
      История показывает, что решить эту задачу можно лишь при системном подходе к учету различных — экономических, социальных, военных, экологических — факторов безопасности страны, а также сложного взаимодействия всех основных структур государства по обеспечению безопасности. Именно под таким углом зрения, как это вытекает из закона Российской Федерации «О безопасности», создается современная российская система безопасности, определяется компетенция соответствующих органов, реформируются старые и создаются новые структуры, идет поиск оптимальных форм управления ими.
      Создание современной эффективной системы обеспечения безопасности России уже имеет определенную историю. Она связана, в частности, с отказом от ряда скомпрометировавших себя или устаревших подходов к построению системы безопасности страны, признанием необходимости выработки надежной правовой основы для ее функционирования, принятием на высшем государственном уровне ряда основополагающих нормативно-правовых актов о безопасности Российской Федерации, о реформировании отдельных ее звеньев.
      Здесь важно выработать новые концептуальные подходы к пониманию сущности и содержания системы безопасности, доктрины ее обеспечения, которые могли бы рассматриваться как основа для разработки соответствующих стратегии и политики безопасности. Работа в данной области проходит в настоящее время под руководством Совета безопасности Российской Федерации при участии многих органов управления, спецслужб, правоохранительных органов, научных учреждений, видных ученых и практиков. Формирующаяся концепция должна дать адекватное понимание как системы внутренних и внешних угроз национальной безопасности, так и необходимых путей их предупреждения и локализации. Она должна содержать принципиальную основу для интегрирования усилий различных государственных органов России по достижению общих целей обеспечения безопасности страны.
      Складывающаяся в России система обеспечения безопасности будет функционировать как единый комплекс государственных органов, тесно сотрудничающих с разноплановыми общественными структурами (информационно-аналитическими, научными, социологическими, пропагандистскими, общественно-политическими).
      Эта система должна выполнять ряд функций:
      во-первых, своевременно, оперативно выявлять, прогнозировать угрозы общенациональным интересам (безопасности) России и информировать о них руководство государства и заинтересованные органы. В число таких угроз входят как кризисные и иные негативные тенденции и процессы (политического, социального, техногенного, энергетического и экологического характера), так и целенаправленные действия, т. е. посягательства, извне и изнутри общества, представляющие опасность для интересов страны;
      во-вторых, предупреждать, локализовывать или нейтрализовывать потенциальные и реальные угрозы для страны, принимая необходимые законодательные, административные, экономические, информационные (пропагандистские) меры;
      в-третьих, непосредственно противодействовать угрозам безопасности страны и носителям (источникам) этих угроз посредством принятия военных, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, аварийно-спасательных, технико-организационных мер воздействия.
      Очевидно, что на разных этапах развития страны определенный вид безопасности в общей системе безопасности может и должен быть приоритетным, определяющим, но при этом нельзя забывать, что эта приоритетность играет роль движущей силы для возникновения и актуализации периферийных угроз. Например, во время войны военная безопасность, несомненно, становится доминирующей, она определяет другие виды политики, но ее приоритет в условиях длительного мирного сосуществования обостряет экономические, экологические и иные угрозы. Поэтому именно баланс различных факторов должен стать основой выработки решений и подходов на уровне практической реализации программ обеспечения безопасности в конкретных ее видах и выбираемого приоритетного направления для конкретных общественных отношений. Так, в современных условиях стабилизация в сфере экономики благоприятно скажется в политической и социальной областях жизни общества, деятельности институтов государства.
      Таким образом, безопасность страны в целом выступает как категория стратегическая, доктринальная. Она может и должна быть выражена на уровне закона, определяющего содержание, общий механизм обеспечения безопасности, приоритет, основные направления реализации.
      В последнее время термин «безопасность» является предметом обсуждения юристов, политиков, социологов, философов, психологов, представителей естественных и технических наук. По-видимому, нет отрасли научных знаний, где бы вопросы безопасности не занимали определенное, порой весьма значимое место в системе их научных положений. Это объясняется тем, что науки, исследующие различные виды человеческой жизнедеятельности в сферах общественной жизни, а также взаимодействия живых и неживых систем, все чаще сталкиваются с проблемами защищенности, пространственно-временными характеристиками их существования, конечностью состояний и процессов. Все это естественно приводит к необходимости исследовать сам феномен безопасности. Тем самым исследование проблем безопасности и его обеспечения становится теоретической и методологической проблемой. Кроме того, вопросы безопасности всегда были реальной практической проблемой, предполагая осуществление комплекса конкретных мер по предупреждению, выявлению и преодолению последствий конкретных угроз. Таким образом, вопросы безопасности представляют собой как теоретическую проблему, требующую системного междисциплинарного подхода к ее изучению, так и практическую задачу, решение которой требует усилий не только одного или нескольких органов власти, но всей государственной системы обеспечения безопасности.
      Вопросы безопасности и ее обеспечения затрагивают сферу регулятивности общественных отношений и именно поэтому должны входить в предмет исследования юридической науки. Это касается всех без исключения отраслей права, особенно административного и конституционного. По сути дела любая отрасль права, являясь формой регуляции того или иного вида общественных отношений, предполагает обеспечение безопасности, нормального функционирования процессов общественной жизни в соответствии с политическим строем, социальными и экономическими предпосылками. Цель права вообще, отраслей права в частности состоит в обеспечении безопасности общества и отдельных сторон его жизни. Поэтому безопасность не может не входить в систему правовых понятий.
      Определение видов безопасности открывает путь перехода к конкретной практической деятельности на уровне обеспечения безопасности, которая реализуется через государственные или правительственные программы на конкретный период. Эти программы включают в себя задачи, направления деятельности, силы и средства, материально-технические и финансовые ресурсы, различные организации, ведомства, объединения и граждан как субъекты этой деятельности в пределах своей ответственности и компетенции. Только в этом случае открывается объективная возможность объединить усилия законодательной и исполнительной властей, общественных организаций и граждан страны.
      Законодательная власть должна выработать и принять закон о безопасности страны, утвердить правительственную или государственную программу, контролировать ее реализацию, прежде всего с точки зрения соответствия законам. Исполнительная власть обеспечивает реализацию программ, в том числе и за счет контроля над деятельностью подведомственных органов. А общество через свои общественные и политические организации обеспечивает поддержку в их реализации, осуществляет общественный контроль с точки зрения адекватности интересам различных социальных групп и слоев. Такой доктринально-стратегический Закон Российской Федерации о безопасности был принят Верховным Советом Российской Федерации и утвержден Постановлением Верховного Совета от 5 марта 1992 г. — Закон Российской Федерации «О безопасности» [2]. Системный подход, который был положен в качестве основополагающего принципа этого Закона, позволил в дальнейшем решать и практические вопросы создания системы обеспечения безопасности.
      1.2. Понятия безопасности и угрозы безопасности
      Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации «О безопасности» [2] закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора над законностью их деятельности. Он состоит из трех разделов.
      В первом разделе даются понятия безопасности, ее объектов и субъектов, угроз безопасности, законодательные основы обеспечения безопасности. В ст. 1 Закона безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
      К основным объектам безопасности относятся: личность, ее права и свободы, общество и его материальные и духовные ценности, государство и его конституционный строй, суверенитет и государственная целостность.
      Основной субъект обеспечения безопасности — государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. В Законе говорится о том, что государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государство гарантирует защиту и покровительство. Граждане, общественные или иные организации и объединения являются субъектами безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
      В первом разделе также определено понятие угрозы безопасности. Это совокупность условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
      Основа организации, планирования и функционирования системы обеспечения безопасности Российской Федерации состоит в анализе концепции угрозы, оценке характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций, неблагоприятных факторов в различных сферах жизнедеятельности государства, представляющих опасность для жизненно важных интересов страны и препятствующих достижению поставленных государственных (национальных) целей. Такая оценка угрозы обязательна для всех видов хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации при планировании и принятии решений на всех уровнях в пределах полномочий, закрепленных действующим законодательством. Система реальных и потенциальных угроз не является статичной (постоянной); такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться. При этом будет изменяться и их значимость в обеспечении безопасности.
      Один из важных подходов к анализу угрозы — установление некоторой «шкалы приоритетов безопасности», классификация и ранжирование угроз по их характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации угроз можно использовать различные признаки, в том числе:
      по сфере человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, обострение межнациональных отношений, экологическая, демографическая, генетическая, научно-техническая, технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая);
      по источнику угрозы (внутренняя — источник на территории РФ, внешняя — источник расположен за границей);
      по отношению к человеческой деятельности (объективная — формируется независимо от целенаправленной деятельности; субъективная — создается сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью);
      по вероятности реализации (реальные — могут осуществляться в любой момент времени; потенциальные — в случае формирования определенных условий);
      по последствиям (всеобщие — отражаются на всей Федерации или большинстве ее субъектов; локальные — на отдельных субъектах).
      «Шкала приоритетов безопасности» может претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время в условиях глубокого кризиса главная угроза безопасности Российской Федерации находится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, этнического, экологического и энергетического плана.
      При системной структуризации потенциальных угроз безопасности их можно представить в виде трехмерного пространства в координатах X, Y, Z, где Х — отношение к человеческой деятельности (субъективная — объективная), Y — последствия (всеобщие, локальные, частные), Z — сфера проявления (политическая, экономическая, демографическая, технологическая, информационная и т. п.). Для большей наглядности это пространство разделяется на два квадранта, идентифицирующие области (виды) внутренних i и внешних е угроз безопасности. Каждой точке (координате) трехмерного пространства будет соответствовать определенное значение вероятности проявления соответствующей угрозы Рlk(t), которое может меняться во времени.
      Очевидно, что вероятности Рlki(t) и Рlke(t) — взаимозависимые величины, т. е.
      Рlki(t)= f[Рlki(t,t-1),Рlke(t,t-1)]
      Это обусловлено тем, что система угроз безопасности представляет собой динамическую систему причинно-следственных связей со значительным числом контуров обратных связей, наличие которых может существенно усиливать результаты реализации какой-либо конкретной угрозы безопасности (в силу проявления так называемого эффекта автогенерации после слабого начального воздействия). Эта особенность ярко проявляется на современном этапе развития государства, характеризующемся наличием большого числа локальных угроз безопасности и быстро нарастающими кризисными ситуациями вследствие их взаимодействия.
      Рассмотренная система взаимодействия и динамического развития угроз безопасности однозначно приводит к выводу о необходимости комплексного, системного подхода к решению вопросов обеспечения безопасности на любом уровне управления, будь то государство, регион или отдельное предприятие.
      При оценке характера реальных и потенциальных угроз и вероятностей их реализации следует также иметь в виду, что в некоторых случаях формулировка конкретной угрозы может носить ярко выраженный политизированный характер, так как одни и те же факторы могут рассматриваться различными политическими силами, существующими в России, как угрожающие или как стабилизирующие (благоприятные).
      К основным видам таких угроз в разных сферах деятельности можно отнести:
      1. В экономической сфере:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      дезинтеграция экономического пространства РФ, разрушение хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, автономизация хозяйственной деятельности регионов;
      дестабилизация денежно-финансовой системы и отсутствие достаточных валютных ресурсов для погашения внешней задолженности, снижение курса рубля, утечка валюты из страны, рост внешней задолженности;
      неконтролируемый кризис экономики и отсутствие средств на структурную перестройку;
      усиление зависимости от иностранной помощи, дезориентация и морально-психологическое опустошение населения;
      спад производства в сельском хозяйстве, промышленном производстве, добыче энергоресурсов;
      кризисное состояние топливно-энергетического комплекса.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      потеря экономической самостоятельности и превращение РФ в топливно-сырьевой придаток развитых стран с закреплением ее технологической отсталости;
      отсутствие свободной конвертируемости рубля;
      потенциальная уязвимость России вследствие ее зависимости от продовольственного импорта.
      2. В политической сфере:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      разрушение государственных структур в результате обострения борьбы за власть между различными политическими группировками и эрозия политической элиты страны, в том числе под воздействием внешних факторов;
      ослабление целостности РФ в результате усиления сепаратистских тенденций;
      нарастающее вмешательство во внутренние процессы РФ со стороны иностранных государств;
      усиление центробежных процессов в СНГ с тенденцией превращения ряда бывших союзных республик в недружественные государства, ориентированные на поддержку извне.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      выдвижение рядом государств территориальных, экономических, политических и иных претензий и требований к РФ;
      ослабление роли РФ в процессах принятия международных политических решений с тенденцией к постепенной международной изоляции.
      3. В социальной сфере:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      обнищание населения и углубление его социально-экономической поляризации, накопление взрывоопасного потенциала социальных конфликтов;
      лавинообразный рост преступности, повышение степени агрессивности и организованности преступного мира, его проникновение во властные структуры и смыкание с зарубежными (включая СНГ) преступными образованиями;
      усиление настроений социальной безысходности и дезориентированности в широких кругах населения, в том числе молодежи.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      распад основных институтов социальной защиты населения (здравоохранение, образование, социальная помощь и др.);
      скрытое перенаселение, сокращение средней продолжительности жизни, падение рождаемости, ухудшение здоровья и психологический дискомфорт населения.
      4. В военной области:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ;
      неурегулированность вопросов управления и контроля над стратегическими ядерными силами бывшего СССР;
      нарушение целостности обороны и неопределенность режима государственной границы Российской Федерации, особенно на южном и западном направлениях;
      неурегулированность вопросов правового статуса пребывания российских войск на территории государств ближнего зарубежья.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран использовать их в реализации своих военных и политических целей;
      наличие у некоторых государств крупных арсеналов ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
      сохранение или создание в стратегически важных для Российской Федерации регионах мощных группировок вооруженных сил государств (коалиций государств);
      стремление некоторых государств (коалиций государств) к установлению своего военно-политического доминирования как в целом в мире, так и в отдельных регионах, их приверженность к разрешению конфликтных ситуаций силовыми методами;
      возможность подрыва стратегической стабильности в результате военно-технического отставания Российской Федерации, размывания научно-технического и кадрового потенциала ее военно-промышленного комплекса, нарушения международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, качественного и количественного наращивания вооружений другими странами;
      сохранение угрозы международного терроризма, шантажа, в том числе с использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
      5. В сфере этнических (межнациональных) отношений:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      попытки формирования на территории Российской Федерации анклавов по этническому принципу;
      углубление социально-экономического неравенства различных этнических групп;
      нарастание националистических и сепаратистских тенденций;
      массовые нарушения общепризнанных прав и свобод человека в отдельных регионах.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      попытки использования межэтнических и межконфессиональных противоречий в Российской Федерации со стороны зарубежных сил.
      6. В сфере экологии и народонаселения:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      падение численности и ухудшение качественных характеристик (генетического фонда) народонаселения России;
      ухудшение экологической ситуации на территории Российской Федерации, в том числе в результате ее использования в качестве места захоронения отходов и размещения вредных производств (до 15% территории страны являются зонами экологического бедствия).
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      отсутствие сбалансированности в потреблении естественных ресурсов (земельных, водных, лесных ресурсов, ископаемого минерального сырья).
      7. В научно-технической сфере:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      разрушение сложившейся системы НИОКР и особенно фундаментальной и прикладной науки, острый дефицит средств на проведение НИОКР;
      высокий уровень милитаризации науки, отсутствие связей между военными и гражданскими НИОКР, значительная обособленность системы военных НИОКР;
      «утечка мозгов», способствующая также несанкционированной передаче западным странам и зарубежным конкурентам передовых технологий, разработанных российскими учеными;
      упадок системы подготовки и переподготовки научных и профессиональных кадров, несоответствие структуры кадров потребностям научно-технического развития;
      отсутствие необходимой системы организации экспертиз и прогнозных оценок развития науки и техники;
      недостаточно надежная защита интеллектуальной собственности, включая патентование, лицензионную политику.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      технологическое отставание РФ от развитых стран и потеря конкурентоспособности ее товаров на мировых рынках;
      потеря возможностей самостоятельного технологического развития и зависимость в этой сфере от развитых стран Запада;
      отсутствие эффективного механизма реализации научно-технических достижений и распространения (передачи) технологий, как на уровне предприятий, так и страны в целом;
      несовершенство системы организации и управления научными исследованиями, отсутствие связей между академическими, вузовскими, отраслевыми и фирменными НИР;
      несоответствие инфраструктуры науки и техники уровню и сложности решаемых задач, отсутствие необходимой материально-технической базы.
      8. В технологической сфере:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      быстрое нарастание вероятности технологических катастроф, в том числе крупных, в связи со старением оборудования во всех областях промышленного производства и на транспорте;
      острый дефицит средств, необходимых для технологического обновления производства;
      снижение до опасных пределов уровня технологической дисциплины в стране.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      отставание от развитых стран мира в темпах и масштабах внедрения новейшего технологического оборудования;
      перспектива необратимого технологического отставания, запаздывание в переходе на энергосберегающие и экологически чистые технологии;
      рост масштабов возможных технологических катастроф в связи с повышением концентрации опасных веществ и энергии в искусственных объектах и сооружениях техники, а также с повышением скорости технических процессов (транспорт).
      9. В информационной сфере:
      1) Реальные (краткосрочные) угрозы:
      глубокое отставание информационного обеспечения государственных и общественных институтов от потребностей управления экономическим развитием на современном этапе;
      использование средств массовой информации различными политическими группировками в целях обострения ситуации в стране.
      2) Потенциальные (долгосрочные) угрозы:
      отставание от развитых стран в использовании информационных ресурсов в производстве, распространении и переработке информации;
      сохранение неоправданных режимно-секретных ограничений на распространение информации.
      Разумеется, приведенный перечень угроз в различных сферах государственной и общественной деятельности не является полным. В частности, он не охватывает всех сфер деятельности (рассмотрены только основные) и не ранжирован по степени приоритетности угроз.
      Безопасность при наличии угроз достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства. Для того чтобы поддерживать необходимый уровень защищенности объектов безопасности, в Российской Федерации создана и продолжает развиваться система правовых норм, регулирующих отношения при обеспечении безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности, механизм контроля и надзора над их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с Законом образуются государственные органы обеспечения безопасности

Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. 2-е изд.. / М. Медников и др. - СПб: Питер, 2004. - 288 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright Р’В© 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий ВиноградоРРвЂ