В книге изложены основы механизма ценообразования и сметного нормирования на территории Российской Федерации. Наглядно показаны элементы нормативно-методической базы определения сметной стоимости строительной продукции. Дан порядок разработки проектно-сметной документации. Приведены примеры определения элементов сметной стоимости работ и составления смет современными методами. Рассмотрены состав и использование укрупненных сметных нормативов и показателей стоимости работ, зданий и сооружений. Изложены основы организации подрядных торгов в с троительстве. Предназначена для студентов экономических и инженерных специальностей, слушателей центров, факультетов и институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, практических работников и предпринимателей в сфере строительства.
Содержание
Введение
Глава 1. Ценообразование в строительстве
1.1. Основы ценообразования. Особенности ценообразования в строительстве
1.2. Методическая и нормативная база определения сметной стоимости строительной продукции
1.3. Порядок разработки, экспертизы и утверждения проектно-сметной документации
1.4. Определение объемов строительных работ
Глава 2. Состав сметной стоимости строительства и определение прямых затрат
2.1. Методические основы определения сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ
2.2. Определение сметных цен на материалы, изделия и конструкции
2.3. Методические положения по определению размера средств на оплату труда рабочих
2.4. Определение стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин
Глава 3. Определение накладных расходов и сметной прибыли
3.1. Нормативы и статьи затрат накладных расходов
3.2. Методы определения накладных расходов
3.3. Нормы и методы определения сметной прибыли
Глава 4. Лимитированные затраты и стоимость оборудования
4.1. Состав и методы учета лимитированных затрат
4.2. Порядок определения сметной стоимости оборудования и его монтажа
Глава 5. Сметная документация. методы определения сметной стоимости строительства и подрядные торги
5.1. Состав и формы сметной документации
5.2. Методы определения сметной стоимости строительства
5.3. Укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости работ, зданий и сооружений
5.4. Инвесторская смета и подрядные торги в строительстве
Приложения
Приложение 1. Сметно-нормативная база системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве
Приложение 2. Районные коэфициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации
Приложение 3. Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ
Приложение 4. Среднеотраслевая структура накладных расходов по статьям затрат
Приложение 5. Нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ
Приложение 6. Примеры сметных норм затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений
Приложение 7. Примеры сметных норм на зимнее удорожание работ по видам строительства
Приложение 8. Перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет (ССР)
Приложение 9. Форма № 7
Приложение 10. Пример договора подряда
Краткий терминологический словарь
Литература
Глава 1.
Ценообразование в строительстве
1.1. Основы ценообразования. Особенности ценообразования в строительстве
Рыночная экономика ориентирована на удовлетворение потребностей людей посредством обмена товарами. Рыночные законы устанавливают равновесие между экономическими категориями, регулируя цены, спрос и предложение. Цена товара, в том числе цена рабочей силы, и его полезность определяются в зависимости от спроса и предложения.
Центральной экономической категорией является цена. Цена выполняет следующие четыре функции:
измерительную;
стимулирующую;
распределительную;
функцию сбалансированности спроса и предложения.
Цены определяются в соответствии с этими функциями, в зависимости от затрат (издержек) производства (себестоимости), спроса и предложения, конкуренции и обеспечения прибыли.
В настоящее время в Российской Федерации свободные (договорные) цены устанавливаются изготовителями с учетом затрат и конъюнктуры рынка. При этом в цену включаются также некоторые налоги, например налог на добавленную стоимость (НДС).
Данная стратегия принята и в строительстве, где задачей ценообразования является определение объективной стоимости строительства, т. е. свободной (договорной) цены на строительную продукцию.
Цены делятся на оптовые, закупочные, розничные, сметные и тарифы.
В общем виде формула ценообразования имеет следующий вид:
W = c + v + m,
(1.1)
где W — цена продукции; с — стоимость материальных ресурсов (материалы, электроэнергия, топливо, амортизация и др., т. е. стоимость прошлого труда, овеществленная в материальных ресурсах); v — заработная плата, размер средств на оплату труда работников, участвующих в изготовлении продукции (стоимость живого труда, стоимость рабочей силы); m — прибавочный продукт, прибавочная стоимость, прибыль предпринимателя (работодателя); (v + m) — вновь созданная стоимость, добавленная живым трудом.
Отсюда формируется налог на добавленную стоимость. Одновременно в Российской Федерации предприятия отчисляют в государственные внебюджетные фонды единый социальный налог по ставке 35,6 % от начисленной оплаты труда (до 100 тыс. руб. в год на работника), а с физических лиц взимается подоходный налог в размере 13% от заработной платы. Ценообразование в строительстве исходит из общих для всех отраслей принципов. В условиях рынка оно проходит общие этапы ценообразования.
Цены и тарифы систематически повышаются (например цены в жилищном строительстве, стоимость квартплаты, тарифы на электроэнергию, телефон и т. д.). В связи с этим (но не в результате роста производительности труда) вынужденно растут заработная плата и пенсии.
Причина постоянного роста цен до сих пор остается предметом дискуссий среди специалистов и выходит за рамки данной работы. Отметим лишь, что многие ученые усматривают главную причину в спекулятивном ссудном проценте. Известно, что в современной экономике 2/3 финансов мира — это капиталы валютных операций, ценных бумаг, облигаций и пр., и только 10% мирового капитала задействовано в реальных экономических процессах.
Вернемся, однако, к ценообразованию в строительстве. Механизм ценообразования в строительстве имеет следующие специфические особенности:
в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик;
характер строящихся зданий и сооружений индивидуальный;
стоимость строительной продукции зависит от местных условий строительства;
длительность производственного цикла строительного процесса;
высокая материалоемкость строительной продукции;
специфические особенности учета сметной прибыли и стоимости эксплуатации машин и механизмов;
стоимость строительной продукции определяется сметой, составляемой на основе проекта, сметных норм и других данных.
С длительностью строительного процесса связаны, в свою очередь, особенности финансирования и кредитования.
Свободная (договорная) цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат затрат в полном объеме и причитающуюся прибыль в размере обусловленной нормы, а инвестору (заказчику) — определение объема инвестиций на строительство объекта.
Сметно-нормативная база и метод формирования цены определяются инвестором и подрядчиком и фиксируются в договоре подряда.
Цена на строительную продукцию, возводимую с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируется на основании методических документов Госстроя России, которые обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности.
1.2. Методическая и нормативная база определения сметной стоимости строительной продукции
Для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база.
Основным методическим документом являются Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81–1.99) Госстроя России, в которых даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства и порядок составления сметной документации на строительство.
Новая система учета накладных расходов приведена в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81–4.99), введенных в действие постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 76. Принципиально новой является разработка (наряду с укрупненными нормативами по основным видам строительства) нормативов накладных расходов по видам строительных и монтажных работ в процентах от единой базы — фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов. В документе даны общие положения, методика разработки нормативов накладных расходов и их применение при составлении сметной документации. В приложениях к методическим указаниям подробно приведены состав и структура накладных расходов по элементам затрат.
Постановлением Госстроя России от 28.02.01 № 15 приняты и введены в действие с 1.03.01 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» (МДС 81–25.2001). Здесь также немало новых положений, среди которых прежде всего следует отметить введение нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
В практической работе участников строительства весьма полезны «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» (МДС 83–1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 № 5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».
В методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда.
В методических рекомендациях приводятся общая нормативно-расчетная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях, методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Практически ценным является материал приложений к МДС 83–1.99 (перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработной плате работников по регионам Российской Федерации и др.).
Отметим также и «Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств» (МДС 81–3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 1.01.00 постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 81. В них подробно, с конкретными примерами расчетов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок эксплуатации строительных машин и механизмов. На основе приведенного в МДС 81–3.99 методического материала можно решить любой вопрос, касающийся затрат машинного времени в маш.-ч и стоимости эксплуатации машин в расчете на 1 маш.-ч.
Перечень других нормативных документов по строительству, используемых в сметном нормировании, приведен в списке литературы данной работы.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает строительные нормы и правила — СНиП «Сметные нормы и правила», ч. 4, «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН) и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определенными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.
Отдельной сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы широко используются также при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.
Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов дает единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы (см. рис. 1.2).
Из рис. 1.2 также видно, что сметные нормативы подразделяются на государственные (федеральные), производственно-отраслевые, территориальные и фирменные.
Вместе со «Сводом правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 81–01–94), содержащим основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся:
сметные нормы расхода ресурсов на соответствующие единицы измерения работ в сборниках элементных сметных норм (ЭСН–84), сметных норм и расценок (СНиР–91), показателей ресурсов на строительные работы (ПРС–98 СПб.), государственных элементных сметных норм (ГЭСН–2001) и др.;
единичные расценки (прямые затраты на единицы измерения работ) в сборниках единых районных единичных расценок (ЕРЕР–84), сметных норм и расценок (СНиР–91), сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03–91), сметных норм и расценок на ремонтно-строительные работы (СНиР–91р), единичных расценок на строительство (ЕРС–99 СПб.), расценок на монтаж оборудования (РМО), федеральных единичных расценок (ФЕР–2001), территориальных единичных расценок (ТЕР–2001) и др.;
сметные цены в сборниках цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП IV–4–82), цен на перевозки грузов для строительства (СНиП 4.04–91), средних сметных цен на основные строительные ресурсы (ССЦ-2003) и др.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах:
нормативы накладных расходов по основным видам строительства и видам строительных и монтажных работ;
нормативы сметной прибыли (общеотраслевые и по видам работ);
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (СНиП 4.09–91, ГСН 81–05–01–2001);
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (СНиП 4.07–91, ГСН81–05–02–2001);
резерв средств на непредвиденные работы и затраты (п. 3.5.9 МДС 81–1.99);
укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (сборники и удельные показатели):
показатели на виды работ (ПВР);
показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС);
показатели стоимости строительства (УПСС);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС);
сметные нормативы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ;
ресурсные нормативы (УРН) и показатели ресурсов (УПР);
расценки, разработанные до 1.01.91;
удельные показатели стоимости строительства в текущих ценах, публикуемые в официальных изданиях (УдПС).
Состав сметных нормативов более подробно дан в приложении 1.
Сметно-нормативная база в ценах на 1.01.84 включает сборники элементных сметных норм (ЭСН–84), на основе которых разработаны сборники ЕРЕР–84 по видам работ.
Данная база, однако, имеет свои недостатки. Во-первых, она составлена на основе устаревших единых норм и расценок (ЕНиР) 1969 г. Во-вторых, в ней отсутствуют затраты труда машинистов и коды ресурсов.
Нормативная база в ценах на 1.01.91 (СНиР–91) составлена с использованием данных ЕНиР–87, где затраты труда по сравнению с ЕНиР–69 были снижены в среднем на 5% без существенного изменения технического уровня.
Ценообразование и сметное дело в строительстве. / В. Ардзинов - СПб: Питер, 2004. - 176 с.
|