EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

В пособии приведена оригинальная классификация моделей и методов, применяемых в теории логистики; проанализированы наиболее известные подходы, используемые в заготовительной, производственной и распределительной логистике; даны усовершенствованные или вновь разработанные модели и методы решения следующих задач: выбор логистических посредников, анализ АВС, определение величины заказа, выбор месторасположения склада и других. Пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов в области логистики.

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1.Термины и определения логистики

Глава 2.Классификация моделей и методов теории логистики

Глава 3.Метод АВС

Глава 4.Выбор логистических посредников с использованием экспертных оценок

Глава 5.Модель «точно вовремя»

Глава 6.Расчет оптимального размера заказа

Глава 7.Применение методов прогнозирования в логистике
7.1.Основные положения теории прогнозирования
7.2.Пример прогноза текущего запаса на складе
7.3.Комбинированный прогноз
7.4.Пример прогноза количества контейнеров

Глава 8.Определение количества и координат расположения складов в регионе
8.1.Определение месторасположения склада
8.2.Транспортная составляющая логистических издержек в зависимости от количества складов в регионе
8.3.Алгоритм оценки влияния размещения складской сети на транспортные расходы

Глава 9.Расчет текущего и страхового запасов
9.1.Общие зависимости для расчета норм запасов
9.2.Анализ формулы Бауэрсокса—Клосса для расчета страхового запаса

Глава 10.Транспортная логистика: решение задач автотранспортных перевозок
10.1.Общий алгоритм планирования грузовых автомобильных перевозок
10.2.Алгоритм ускоренного планирования автомобильных перевозок
10.3.Смешанные перевозки: выбор вида транспорта

Список использованной литературы

 

Глава 1.

Термины и определения логистики

Логистика — наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистическая система (ЛС) — это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов — звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Логистическая функция (ЛФ) — укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы и задаваемых значениями показателей, являющихся ее выходными параметрами (снабжение, производство, сбыт).

Логистическая операция (ЛО) — обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потоков (складирование, транспортирование и т. д.).

Логистическая цепь (ЛЦ) — линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьютеров, складов общего пользования и т. д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока:

1. от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления);

2. до конечного потребителя.

Звено логистической системы (ЗЛС) — некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенной логистической функцией и логистической операцией.

Логистическая сеть (ЛС) — полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам исследуемой логистической системы.

Логистический канал (ЛК) — упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающей все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов до ее конечных потребителей.

Материальный поток (МП) — находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и логистические функции (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнения и т. д.).

На рис. 1.1 приведен пример логистической сети, включающей трех поставщиков, пять перевозчиков, фирму — производителя продукции, три склада и потребителей [19]. Там же приведены основные источники логистических издержек.

Новизна логистического подхода заключается в интеграции закупочной (снабженческой), производственной, распределительной (сбытовой), транспортной, информационной и финансовой логистик с целью достижения результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального, сквозного управления материальными и информационными потоками.

Что дает применение логистических принципов управления и организации потоковыми процессами? Сквозной мониторинг материального потока, по данным Европейской ассоциации, обеспечивает сокращение запасов на 30–70%, по данным промышленной ассоциации США — на 30–50%.

По мнению специалистов (экспертная оценка), применение логистики позволяет:

снизить уровень запасов на 30–50%;

сократить время движения продукции на 25–45%;

сократить повторные складские перевозки в 1,5–2 раза;

сократить расходы на автоперевозки на 7–20%, на железнодорожные — на 5–12%.

Применение логистики значительно повышает производительность труда как в сфере обращения, так и в сфере производства. По оценкам специалистов, с начала 1980-х гг. в США в ежегодном общем увеличении производительности труда (5–6%) половина (2,5–3%) достигается за счет распространения логистики. Установлено, что сокращение на 1% логистических издержек эквивалентно почти 10%-ному увеличению объема продаж.

Многочисленные исследования показывают эффективность внедрения основных логистических концепций. Так, внедрение системы «Планирование потребности в материалах» (MRP), в которой на основе ЭВМ формируется гибкий механизм, обеспечивающий динамичное управление материальными потоками в реальном масштабе времени, позволяет:

повысить своевременность обеспечения материалами до 95–97% (вместо 85–90%);

сократить уровень готовой продукции на складах на 10–12%;

уменьшить объем незавершенного производства на 20–30%;

уменьшить количество нарушений сроков поставок на 30–35%.

Стоимость внедрения указанной системы в крупной фирме составила $200 тыс., а экономия за год эксплуатации — около $1 млн.

Результаты анализа по внедрению концепции «точно в срок» на 100 предприятиях, где указанная система функционировала от 2 до 5 лет, показывают:

запасы незавершенного производства сократились более чем на 80%;

запасы готовой продукции снизились примерно на 33%;

объемы непроизводственных запасов (материалов и полученных по кооперации деталей) колеблются от 4 ч до 2 дней по сравнению с 5–15 днями до внедрения метода;

продолжительность производственного цикла (срок реализации заданий всей логистической цепи) сократился на 40%;

значительно повысилась гибкость производства.

Соотношения натуральных показателей на автомобильных заводах, использующих традиционные методы организации производства (Дженерал Моторс) и логистическую концепцию «точно в срок» (Тойота), наглядно иллюстрирует преимущества нового подхода.

Оценка транспортной составляющей в логистических издержках. Анализ статистических данных ряда стран показал, что доля товародвижения составляет более 20% ВНП, при этом в структуре этих расходов издержки по содержанию запасов составляют 44%, на складирование и экспедирование — 16%, перевозки — 31% (из них магистральные — 23%, технологические — 9%), сбыт продукции — 8%. Таким образом, около трети общих логистических издержек приходится на транспортировку.

При торговле готовыми изделиями, например продукцией электронной промышленности, транспортная составляющая колеблется от 2 до 3%; а для продуктов питания и домашней техники — от 5 до 6%; при поставках машин и оборудования — от 7 до 12%.

Если речь идет о торговле сырьем и полуфабрикатами, то транспортная составляющая больше ввиду того, что продукция этого рода заведомо дешевле, чем готовые изделия. Так, при поставках сырьевой продукции транспортная составляющая находится в диапазоне 45–60%, а для минерально-строительных материалов приближается к 80–85%. Транспортные расходы при поставках особорежимных грузов, требующих каких-либо особых условий транспортировки, хранения, перегрузки и т. д., могут превысить стоимость товара.

Очевидно, что все компании для повышения рентабельности и конкурентоспособности стремятся снизить затраты, связанные с транспортировкой. Одно из направлений этой деятельности — усиление специализации и передача ряда функций от компаний — производителей продукции к транспортным компаниям. Так, из 350 обследованных предприятий различных отраслей экономики США:

70% передали транспортным фирмам функции по выполнению и оформлению расчетов за перевозку грузов;

20–22% фирм-продуцентов передали транспортникам функции контроля за грузами в пути следования, а также организацию электронного обмена данными между всеми участниками логистического процесса;

7–11% передали транспортникам функции контроля за товарно-материальными ресурсами, выполнения заказов и эксплуатации парка транспортных средств.

Другое направление связано с активизацией использования концепций логистики, в частности «точно в срок», не только в производстве, но и при транспортировке в заготовительных и распределительных каналах. Напомним, что внедрение указанной концепции позволяет сократить запасы незавершенного производства на 80%, а готовой продукции — на 30%, помимо этого, наблюдается снижение издержек производства на 10–20%.

Очевидное влияние внедрения логистических концепций в транспортировку состоит в том, что потребители транспортных услуг отдают предпочтение компаниям, выдерживающим временные графики доставки грузов («точно в срок»).

Третье направление уменьшения логистических издержек — это поиск компромиссов между транспортировкой и величинами поставок. Характерный пример: при годовой потребности в 600 тыс. изделий запас комплектующих на автомобильном заводе составлял 1,5 месяца, а поставки один раз в месяц по 50 тыс. штук. После изменения режима поставок на ежедневные и сокращения запаса до 1,5 рабочих дней выигрыш составил $28 тыс., поскольку, несмотря на увеличение транспортных расходов, экономия от сокращения запасов на складах завода составила $64 тыс.

Аналогичные данные получены в результате внедрения логистических принципов в торговой компании «Вимм-Билль-Данн», где в процессе реинжиниринга была построена имитационная модель логистической системы распределения готовой продукции, позволившая решить задачу динамического поддержания уровней запасов продукции на складах по всему ассортименту и ежедневного оптимального планирования рейсов автотранспорта. Помимо минимизации стоимости перевозок (примерно 10%) при соблюдении ограничений по времени доставки и работы складов были снижены потребности в перемещении продукции и количестве автотранспорта, используемого при ежедневном развозе.

Таким образом, благодаря анализу транспортировки многим компаниям удалось сократить транспортные расходы на 10–15%. Поскольку тенденция к уменьшению размера заказа требует от транспортных фирм повышения эффективности маршрутизации и диспетчеризации грузоперевозок с учетом консолидации партии отправок, значение анализа транспортных расходов будет возрастать.


Модели и методы теории логистики. / Лукинский В. С. и др. - СПб: Питер, 2003. - 176 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright Р’В© 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов