В пособии приведена оригинальная
классификация моделей и методов,
применяемых в теории логистики;
проанализированы наиболее известные
подходы, используемые в заготовительной,
производственной и распределительной
логистике; даны усовершенствованные или
вновь разработанные модели и методы
решения следующих задач: выбор
логистических посредников, анализ АВС,
определение величины заказа, выбор
месторасположения склада и других. Пособие
предназначено для студентов, аспирантов,
преподавателей и специалистов в области
логистики.
Содержание
Предисловие
Введение
Глава 1.Термины и определения логистики
Глава 2.Классификация моделей и методов
теории логистики
Глава 3.Метод АВС
Глава 4.Выбор логистических посредников с
использованием экспертных оценок
Глава 5.Модель «точно вовремя»
Глава 6.Расчет оптимального размера
заказа
Глава 7.Применение методов
прогнозирования в логистике
7.1.Основные положения теории
прогнозирования
7.2.Пример прогноза текущего запаса на
складе
7.3.Комбинированный прогноз
7.4.Пример прогноза количества контейнеров
Глава 8.Определение количества и
координат расположения складов в регионе
8.1.Определение месторасположения склада
8.2.Транспортная составляющая логистических
издержек в зависимости от количества
складов в регионе
8.3.Алгоритм оценки влияния размещения
складской сети на транспортные расходы
Глава 9.Расчет текущего и страхового
запасов
9.1.Общие зависимости для расчета норм
запасов
9.2.Анализ формулы Бауэрсокса—Клосса для
расчета страхового запаса
Глава 10.Транспортная логистика: решение
задач автотранспортных перевозок
10.1.Общий алгоритм планирования грузовых
автомобильных перевозок
10.2.Алгоритм ускоренного планирования
автомобильных перевозок
10.3.Смешанные перевозки: выбор вида
транспорта
Список использованной литературы
Глава 1.
Термины и определения логистики
Логистика — наука о планировании,
организации, управлении и контроле
движения материальных и информационных
потоков в пространстве и во времени от их
первичного источника до конечного
потребителя.
Логистическая система (ЛС) — это
сложная организационно завершенная (структурированная)
экономическая система, которая состоит из
элементов — звеньев, взаимосвязанных в
едином процессе управления материальными и
сопутствующими им потоками.
Логистическая функция (ЛФ) —
укрупненная группа логистических операций,
направленных на реализацию целей
логистической системы и задаваемых
значениями показателей, являющихся ее
выходными параметрами (снабжение,
производство, сбыт).
Логистическая операция (ЛО) —
обособленная совокупность действий,
направленных на преобразование
материального и информационного потоков (складирование,
транспортирование и т. д.).
Логистическая цепь (ЛЦ) — линейно
упорядоченное множество звеньев
логистической системы (производителей,
дистрибьютеров, складов общего пользования
и т. д.), осуществляющих логистические
операции по доведению материального потока:
1. от одной логистической системы до
другой (в случае производственного
потребления);
2. до конечного потребителя.
Звено логистической системы (ЗЛС) —
некоторый экономический и (или)
функционально обособленный объект, не
подлежащий дальнейшей декомпозиции в
рамках поставленной задачи анализа или
построения логистической системы,
выполняющий свою локальную цель, связанную
с определенной логистической функцией и
логистической операцией.
Логистическая сеть (ЛС) — полное
множество звеньев логистической системы,
взаимосвязанных между собой по
материальным и сопутствующим им
информационным и финансовым потокам
исследуемой логистической системы.
Логистический канал (ЛК) —
упорядоченное множество звеньев
логистической системы, включающей все
логистические цепи или их участки,
проводящие материальные потоки от
поставщиков материальных ресурсов до ее
конечных потребителей.
Материальный поток (МП) — находящиеся в
состоянии движения материальные ресурсы,
незавершенное производство, готовая
продукция, к которым применяются
логистические операции и логистические
функции (погрузка, разгрузка, затаривание,
перевозка, сортировка, консолидация,
разукрупнения и т. д.).
На рис. 1.1 приведен пример логистической
сети, включающей трех поставщиков, пять
перевозчиков, фирму — производителя
продукции, три склада и потребителей [19]. Там
же приведены основные источники
логистических издержек.
Новизна логистического подхода
заключается в интеграции закупочной (снабженческой),
производственной, распределительной (сбытовой),
транспортной, информационной и финансовой
логистик с целью достижения результата с
минимальными затратами времени и ресурсов
путем оптимального, сквозного управления
материальными и информационными потоками.
Что дает применение логистических
принципов управления и организации
потоковыми процессами? Сквозной мониторинг
материального потока, по данным
Европейской ассоциации, обеспечивает
сокращение запасов на 30–70%, по данным
промышленной ассоциации США — на 30–50%.
По мнению специалистов (экспертная оценка),
применение логистики позволяет:
снизить уровень запасов на 30–50%;
сократить время движения продукции на
25–45%;
сократить повторные складские перевозки
в 1,5–2 раза;
сократить расходы на автоперевозки на
7–20%, на железнодорожные — на 5–12%.
Применение логистики значительно
повышает производительность труда как в
сфере обращения, так и в сфере производства.
По оценкам специалистов, с начала 1980-х гг. в
США в ежегодном общем увеличении
производительности труда (5–6%) половина
(2,5–3%) достигается за счет распространения
логистики. Установлено, что сокращение на 1%
логистических издержек эквивалентно почти
10%-ному увеличению объема продаж.
Многочисленные исследования показывают
эффективность внедрения основных
логистических концепций. Так, внедрение
системы «Планирование потребности в
материалах» (MRP), в которой на основе ЭВМ
формируется гибкий механизм,
обеспечивающий динамичное управление
материальными потоками в реальном масштабе
времени, позволяет:
повысить своевременность обеспечения
материалами до 95–97% (вместо 85–90%);
сократить уровень готовой продукции на
складах на 10–12%;
уменьшить объем незавершенного
производства на 20–30%;
уменьшить количество нарушений сроков
поставок на 30–35%.
Стоимость внедрения указанной системы в
крупной фирме составила $200 тыс., а экономия
за год эксплуатации — около $1 млн.
Результаты анализа по внедрению
концепции «точно в срок» на 100 предприятиях,
где указанная система функционировала от 2
до 5 лет, показывают:
запасы незавершенного производства
сократились более чем на 80%;
запасы готовой продукции снизились
примерно на 33%;
объемы непроизводственных запасов (материалов
и полученных по кооперации деталей)
колеблются от 4 ч до 2 дней по сравнению с 5–15
днями до внедрения метода;
продолжительность производственного
цикла (срок реализации заданий всей
логистической цепи) сократился на 40%;
значительно повысилась гибкость
производства.
Соотношения натуральных показателей на
автомобильных заводах, использующих
традиционные методы организации
производства (Дженерал Моторс) и
логистическую концепцию «точно в срок» (Тойота),
наглядно иллюстрирует преимущества нового
подхода.
Оценка транспортной составляющей в
логистических издержках. Анализ
статистических данных ряда стран показал,
что доля товародвижения составляет более 20%
ВНП, при этом в структуре этих расходов
издержки по содержанию запасов составляют
44%, на складирование и экспедирование — 16%,
перевозки — 31% (из них магистральные — 23%,
технологические — 9%), сбыт продукции — 8%.
Таким образом, около трети общих
логистических издержек приходится на
транспортировку.
При торговле готовыми изделиями, например
продукцией электронной промышленности,
транспортная составляющая колеблется от 2
до 3%; а для продуктов питания и домашней
техники — от 5 до 6%; при поставках машин и
оборудования — от 7 до 12%.
Если речь идет о торговле сырьем и
полуфабрикатами, то транспортная
составляющая больше ввиду того, что
продукция этого рода заведомо дешевле, чем
готовые изделия. Так, при поставках
сырьевой продукции транспортная
составляющая находится в диапазоне 45–60%, а
для минерально-строительных материалов
приближается к 80–85%. Транспортные расходы
при поставках особорежимных грузов,
требующих каких-либо особых условий
транспортировки, хранения, перегрузки и т. д.,
могут превысить стоимость товара.
Очевидно, что все компании для повышения
рентабельности и конкурентоспособности
стремятся снизить затраты, связанные с
транспортировкой. Одно из направлений этой
деятельности — усиление специализации и
передача ряда функций от компаний —
производителей продукции к транспортным
компаниям. Так, из 350 обследованных
предприятий различных отраслей экономики
США:
70% передали транспортным фирмам функции
по выполнению и оформлению расчетов за
перевозку грузов;
20–22% фирм-продуцентов передали
транспортникам функции контроля за грузами
в пути следования, а также организацию
электронного обмена данными между всеми
участниками логистического процесса;
7–11% передали транспортникам функции
контроля за товарно-материальными
ресурсами, выполнения заказов и
эксплуатации парка транспортных средств.
Другое направление связано с
активизацией использования концепций
логистики, в частности «точно в срок», не
только в производстве, но и при
транспортировке в заготовительных и
распределительных каналах. Напомним, что
внедрение указанной концепции позволяет
сократить запасы незавершенного
производства на 80%, а готовой продукции — на
30%, помимо этого, наблюдается снижение
издержек производства на 10–20%.
Очевидное влияние внедрения
логистических концепций в транспортировку
состоит в том, что потребители транспортных
услуг отдают предпочтение компаниям,
выдерживающим временные графики доставки
грузов («точно в срок»).
Третье направление уменьшения
логистических издержек — это поиск
компромиссов между транспортировкой и
величинами поставок. Характерный пример:
при годовой потребности в 600 тыс. изделий
запас комплектующих на автомобильном
заводе составлял 1,5 месяца, а поставки один
раз в месяц по 50 тыс. штук. После изменения
режима поставок на ежедневные и сокращения
запаса до 1,5 рабочих дней выигрыш составил
$28 тыс., поскольку, несмотря на увеличение
транспортных расходов, экономия от
сокращения запасов на складах завода
составила $64 тыс.
Аналогичные данные получены в результате
внедрения логистических принципов в
торговой компании «Вимм-Билль-Данн», где в
процессе реинжиниринга была построена
имитационная модель логистической системы
распределения готовой продукции,
позволившая решить задачу динамического
поддержания уровней запасов продукции на
складах по всему ассортименту и
ежедневного оптимального планирования
рейсов автотранспорта. Помимо минимизации
стоимости перевозок (примерно 10%) при
соблюдении ограничений по времени доставки
и работы складов были снижены потребности в
перемещении продукции и количестве
автотранспорта, используемого при
ежедневном развозе.
Таким образом, благодаря анализу
транспортировки многим компаниям удалось
сократить транспортные расходы на 10–15%.
Поскольку тенденция к уменьшению размера
заказа требует от транспортных фирм
повышения эффективности маршрутизации и
диспетчеризации грузоперевозок с учетом
консолидации партии отправок, значение
анализа транспортных расходов будет
возрастать.
Модели и методы теории логистики. / Лукинский В. С. и др. - СПб: Питер, 2003. - 176 с.
|