Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      В шестом издании книги известных отечественных авторов вы найдете основные вопросы курса «Микроэкономика», изучаемые студентами в рамках одноименного курса. Изложенные кратко и доходчиво, дополненные материалы будут полезны также всем, кто изучает предметы «Общая экономическая теория» и «Экономическая теория».
      Содержание
     
      Предисловие к шестому изданию
      Вопрос 1. Микроэкономика: предмет, объект, метод
      Вопрос 2. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе
      Вопрос 3. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения
      Вопрос 4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
      Вопрос 5. Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие
      Вопрос 6. Отраслевое равновесие. Устойчивость и неустойчивость равновесия. Паутинообразная модель
      Вопрос 7. Кардиналистская (количественная) теория предельной полезности. Законы Госсена
      Вопрос 8. Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы поведения потребителя. Равновесие потребителя
      Вопрос 9. Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая Энгеля
      Вопрос 10. Реакция потребителя на изменение цены. Эффект замены и эффект дохода
      Вопрос 11. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому и по Хиксу.
      Вопрос 12. Индивидуальный и рыночный спрос
      Вопрос 13. Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы
      Вопрос 14. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности
      Вопрос 15. Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу
      Вопрос 16. Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене
      Вопрос 17. Эластичность предложения по цене. Кривая предложения
      Вопрос 18. Эластичность точечная и дуговая
      Вопрос 19. Излишек потребителя и излишек производителя
      Вопрос 20. Предпочтения потребителя и полезность
      Вопрос 21. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Отдача от масштаба
      Вопрос 22. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт
      Вопрос 23. Производственная функция и технический прогресс
      Вопрос 24. Издержки производства и их классификация
      Вопрос 25. Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в коротком и долгом периодах
      Вопрос 26. Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции
      Вопрос 27. Монополия. Монопольная власть, ущерб, причиняемый монополией
      Вопрос 28. Условия максимизации прибыли при монополии
      Вопрос 29. Ценовая дискриминация: сущность, виды
      Вопрос 30. Естественная монополия и ее регулирование
      Вопрос 31. Монополистическая конкуренция: определение объема и цен
      Вопрос 32. Олигополия. Олигополистические ценовые войны. Модели олигополии
      Вопрос 33. Картель
      Вопрос 34. Модель дуополии Курно
      Вопрос 35. Совершенная конкуренция на рынках ресурсов
      Вопрос 36. Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы
      Вопрос 37. Отраслевое и рыночное предложение ресурсов
      Вопрос 38. Экономическая рента
      Вопрос 39. Монопсония
      Вопрос 40. Двусторонняя монополия
      Вопрос 41. Дискриминация на рынках рабочей силы
      Вопрос 42. Капитал
      Вопрос 43. Предложение сбережений
      Вопрос 44. Земля и рента
      Вопрос 45. Прокатная и капитальная цена фактора производства
      Вопрос 46. Общее равновесие и экономическая эффективность
      Вопрос 47. Эффективность в распределении благ между потребителями (эффективность в обмене)
      Вопрос 48. Эффективность в производстве
      Вопрос 49. Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ
      Вопрос 50. Внешние эффекты и внешние издержки
      Вопрос 51. Государственное регулирование внешних эффектов
      Вопрос 52. Теорема Коуза-Стиглера
      Вопрос 53. Оптимальность по Парето
      Вопрос 54. Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи
      Вопрос 55. Сегментация рынка
      Вопрос 56. Несостоятельность конкурентных рынков
      Вопрос 57. Рынки с асимметричной информацией
      Вопрос 58. Рыночные сигналы
      Вопрос 59. Моральная нагрузка
      Вопрос 60. Асимметричная информация на рынке труда
      Вопрос 61. Производство. Технология производства
      Вопрос 62. Концепции прибыли
      Вопрос 63. Издержки в краткосрочном периоде
      Вопрос 64. Издержки в долгосрочном периоде
      Вопрос 65. Монопольная власть продавцов ресурсов производства
      Вопрос 66. Критерии общественного благосостояния
      Вопрос 67. Общественный выбор
      Библиография
     
     
      ВОПРОС 3
      Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения.
      ОТВЕТ
      ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.
      Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
      Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.
      ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.
      Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
      Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
      Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.
      Шкала предложения — это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
      Кривая предложения — это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
      КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).
      Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.
      «Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
      Что лежит в основе кривой предложения?
      Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:
      издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
      технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;
      цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
      цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
      количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
      количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
      налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;
      государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
      особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.
      ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?
      Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
      Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
      ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 3.2).
      Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).
      Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
      СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения — это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).
      Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага. Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы — это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага — это движение вдоль кривой предложения.
     

Микроэкономика. Завтра экзамен. 6-е изд.. / Г. Вечканов, Г. Вечканова - СПб: Питер, 2004. - 288 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |