EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Статьи

Олег Алентьев
РЫВОК РЕФОРМАТОРОВ.

Источник: Бюро правовой информации
Разделы: Экономика России
      Об острой необходимости провести административную реформу в России говорили все, включая президента, который три года подряд в своих посланиях парламенту указывал, что неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса. Однако ситуация не менялась. Точнее менялась, но не в лучшую сторону. Становилось все более очевидно, что существующий госаппарат, унаследованный от СССР, не соответствует условиям рыночной экономики. Действующая бюрократическая система дает сбои, подвержена коррупции и тормозит социально-экономическое развитие страны. Кроме того, к проблемам России переходного периода добавляются факторы глобализации, меняющие структуру управления государством во всех ведущих странах мира.
     
      Для исправления создавшегося положения в течение 2003 года были приняты законы "О системе госслужбы в РФ" и "О государственной гражданской службе в РФ". Первый документ устанавливает разделение госслужбы на гражданскую, военную и правоохранительную. Закон устанавливает, что чиновников будут принимать на службу по конкурсу на контрактной основе. Вместо прежних квалификационных разрядов вводятся классные чины. Высокие классные чины могут быть присвоены по прошествии определенного времени или досрочно, причем они сохраняются при увольнении со службы. При переводе служащего с одного вида службы на другой должны учитываться чин и выслуга лет.
     
      Второй закон вводит новую дифференциацию должностей. Все они разделяются на 4 категории: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Должности также подразделяются на 5 групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Документом также устанавливаются основные права и обязанности гражданского служащего, формулируется новый реестр ограничений и запретов.
     
      Между тем даже разработчики этих документов признавали, что нельзя ограничиться лишь созданием каркаса госслужбы. Необходимо изменить менталитет чиновника, привыкшего извлекать "административную ренту", сократить чрезмерное вмешательство государства в те сферы, где его не должно быть. Очевидно, что государство не должно участвовать в управлении собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью. И наоборот, государство обязано быть активным в создании единого экономического пространства страны, должно отстаивать исполнение законов, защищать права собственников.
     
      К реальному разрешению этой проблемы правительство приступило только после грозных заявлений президента. Весной, в Послании Федеральному собранию-2003 он заметил, что административная реформа "слишком затянулась" и для ее завершения, по его мнению, "правительству следует помочь". "Очевидно, здесь нужен дополнительный импульс", - многозначительно сказал Путин. Он призвал правительство радикально сократить избыточные функции госорганов, при этом предварительно все просчитав.
     
      Кабинет засуетился, и уже спустя 2 месяца была создана комиссия, которой эксперты из Минэкономразвития представили предварительный анализ нескольких сотен ведомственных функций. 110 из них признали избыточными и отменили соответствующими актами правительства. Но впереди была самая сложная часть работы – определение ненужных министерских полномочий, закрепленных законодательно. Именно на этом этапе ожидалось наибольшее сопротивление бюрократии, и в связи с этим многие наблюдатели предрекали, что здесь реформа забуксует. Однако, совершенно неожиданно для всех, комиссия смогла удивить эффективностью своей работы во втором полугодии. К концу года комиссия доложила, что из общего числа в 5600 функций были проанализированы 2900, и 500 из них признаны избыточными.
     
      В этой связи планируется передать контроль за проведением технического осмотра средств транспорта в частный сектор, отменить лицензирование туристической деятельности, надзор за использованием энергетическими ресурсами, контроль за строительными организациями и согласование проспектов эмиссий акций. У сотрудников МВД наконец-то отнимут право запрещать деятельность субъектов малого бизнеса во внесудебном порядке, даже если им удалось выявить какие-либо нарушения в деятельности предпринимателей. Не секрет, что этим полномочием милиционеры пользовались исключительно в корыстных целях. В целом, по итогам года, избыточными были признаны более 10% функций госаппарата.
     
      Тем не менее, до завершения еще не близко. У МЭРТа большие планы. Кроме продолжающегося анализа функций, Минэкономразвития намерено разработать законопроект о презумпции нецелесообразности госрегулирования, обязывающий чиновников доказывать необходимость государственного регулирования той или иной области. МЭРТ также планирует разработать проект закона об административных процедурах, регламентирующий права и обязанности чиновника и законопроект об информационной открытости.
     
      Между тем, в ведомствах продолжают саботировать исполнение решений правительства о разграничении правоустанавливающих и контрольно-надзорных функций, о паспортизации функций, об увеличении информационной открытости в работе и обязательной публикации утвержденного перечня документов. Бюрократия живет по своим правилам, наплевательски относясь к общегосударственным проблемам. Сейчас уже стало очевидно, что без проведения административной реформы дальнейший экономический рост страны не возможен. Первый замглавы МЭРТ Михаил Дмитриев заявил: "В настоящее время в мире нет государств с более высоким подушевым ВВП, чем Россия и более низким качеством эффективности государственного управления". Это, по мнению замминистра, говорит о том, что "при действующей системе госуправления Россия достигла потолка своего экономического развития".
     
      Для преодоления структурной отсталости система госвласти в России должна стать более открытой и менее иерархичной. В рамках решения этих задач Минэкономразвития предлагает создать трехуровневую систему правительства РФ. Кроме того, по мнению замминистра, необходимо перейти от сметного финансирования органов госвласти к финансированию определенных для них функций. А в отдельных случаях количество выделенных ведомству средств должно зависить от эффективности его работы.
     
     
     

Олег Алентьев. Рывок реформаторов. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/articles/20725.html], 26.12.2003.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов