Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Статьи

Артём Ейсков
ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОЗРЕЛО ДО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАПИТАЛИЗМА.

Источник: Бюро правовой информации
Разделы: Экономика России
      Главная угроза России в XXI веке - отставание в экономическом развитии, заявил президент в эфире государственных федеральных телеканалов и радиостанций. По его словам, если Россия не справится с запланированными темпами роста экономики, то будет отставать не только в экономическом плане, но и по всем другим составляющим. Путин подчеркнул, что сейчас в мире идет "жесткая конкурентная борьба, которая из военной сместилась в экономическую сферу". Заметим, нынешние 6,6-6,9% роста, которые показывает правительство в статотчётности, недостаточны для достижения поставленных целей удвоения ВВП до 2010 года. Это означает, что к концу заявленного периода придётся выходить на темпы роста 10% и более, что маловероятно при нынешнем (и грядущем) характере экономики.
     
      Для обеспечения резкого роста мировая практика предлагает два кардинально различающихся пути. Первый – максимальная либерализация экономики, удаление государства от бизнеса при сохранении или введении новых жёстких наказаний за нарушение "правил игры". Классический пример – США вплоть до примерно 70-х годов прошлого века. Второй путь – "государственный капитализм", протекционистская политика в отношении квазигосударственных сырьевых и производственных монстров, зачистка поля деятельности для них от мешающих "частников". Свободное предпринимательство фактически разрешается лишь на уровне средних и мелких предприятий – в основном в сфере услуг. Примеры – многие азиатские государства.
     
      Во время общения с народом президент заявил две принципиальные позиции, однозначно показывающие выбор пути.
     
      По его словам, "правительство созрело, чтобы перейти к дифференциации в вопросе налогообложения добычи углеводородного сырья". Проще говоря, дана отмашка на создание законодательной базы для персонального определения доли доходов, которую та или иная нефтяная компания должна отдавать в бюджет. Президент напомнил, что в 2002 г. правительство внесло в Думу предложения по изменению соотношения распределения сверхприбыли, которое в России составляет 50 на 50, в то время как "в ряде других стран" 20% сверхприбыли остается в распоряжении компании, а 80% уходит государству.
     
      Речь идёт об идее введения природной ренты, которую долгое время высказывали маргинальные "левые" экономисты типа Сергея Глазьева. В последние месяцы и недели мысль о получении "лёгких" денег овладела приближёнными к правительству экономистами, а теперь о безнаказанно уходящих из казны миллиардах заговорил и президент.
     
      Причём, форма изъятия ренты главой государства выбрана самая неэффективная. Путин подчеркнул, что природная рента должна быть дифференцирована и зависима от многих факторов - в том числе от качества сырья, от объема добычи и т.д. Легко предположить, насколько доходной будет должность чиновника, отвечающего за количественное определение довольно неопределённых факторов, особенно тех, что скрываются за многозначительным "и т.д."
     
      Предполагается, что доходы государства от раскулачивания нефтяников будут перераспределены в другие секторы экономики – в первую очередь в перерабатывающую промышленность. Пока не существует разумного механизма такого "перетока капитала". Формирование же дополнительных доходов бюджета на фоне и так существующего профицита позволит политикам требовать увеличения расходов государства на социальные цели, а не на инвестиции.
     
      Другой способ повышения доходов бюджета – жёсткое налоговое администрирование. Владимир Путин определил способ получения большего, чем сейчас, дохода от эффективных предприятий: "укреплять государственную структуру, законодательство и улучшать администрирование". Это – кардинальное изменение политики либерализации, которую в последние годы пыталась реализовать команда министра экономического развития Германа Грефа. Президент фактически отказался от упрощения и облегчения налогообложения в пользу ужесточения контроля за соблюдением нынешних, зачастую несправедливых и крайне запутанных налоговых законов.
     
      Меры, озвученные президентом, действительно могут значительно пополнить бюджет страны в краткосрочной перспективе, но увеличить производство – вряд ли. Буквальное исполнение новой экономической программы, которая будет сформирована в предвыборное время на уже высказанных принципах, приведёт к восстановлению распределительной системы в крупном бизнесе. Причём, главным "бизнесменом" станет государство. А государство не может быть эффективным "бизнесменом" по определению. Слишком уж много соблазнов у получающих зарплату чиновников работать не на иллюзорное общественное благо, а на вполне конкретный карман. Примеров "эффективного" управления госсобственностью ровно столько же, сколько госмонополий есть в стране: Газпром, ЖКХ, МПС и т.д.
     
      Получается, что усилия, направленные на ускорение роста экономики, неизбежно приведут к стратегическому отставанию от развитого мира, хотя тактически – до следующих выборов (если они будут) – ситуация может казаться относительно благополучной.
     
     
     

Артём Ейсков. Правительство дозрело до государственного капитализма. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/articles/20611.html], 19.12.2003.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |