Полнотекстовый поиск:


Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Татьяна Рыбакова
БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО ДЕЛЯТ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Экономика малого бизнеса , Экономика России
      Попытка государства призвать богатых помогать бедным не возымела успеха. Крупный бизнес вовсе не считает себя паразитом на теле народа и сам выдвигает требования к власти. В частности, по созданию такой правовой системы, при которой благие дела в пользу бедных будут если не выгодны, то хотя бы не накладны.
     
      Лица сидящих в президиуме всероссийского конгресса "Государство и социально-ответственный бизнес" руководителей министерств социального блока сияли радостью. Еще бы: впервые у государственных органов культуры, образования и спорта появилась возможность рассказать бизнес-сообществу о своих чаяниях и нуждах.
     
      Увы, крупный бизнес на сем помпезном мероприятии в Колонном зале Дома союзов представлял лишь вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Евгений Гонтмахер. Впрочем, замглавы РСПП, курирующий социальную сферу, пообещал донести основные идеи конгресса до соратников. "У крупного бизнеса еще будет возможность поговорить о социальной ответственности", - уверил он "Финансовые Известия".
     
      Между тем основные упреки выступавших касались скорее государства. Министр культуры Михаил Швыдкой вообще предложил назвать конгресс "Социально ответственное государство и бизнес". "У нас в Конституции записано, что Россия - социальное государство, - объяснил он, - а значит, именно государство должно нести ответственность за то, что происходит в стране с социальной сферой. Мы ориентируемся на англосаксонскую модель, где налоговая политика предполагает, что бизнес за счет нее спонсирует социальный сектор", - попрекнул чиновников министр. Между тем, напомнил он, эта модель предполагает существенное списание налогов со средств, направляемых на благотворительность. В странах, где налоги выше, а льготы поменьше, то же меценатство дает культуре 3% средств в Германии и 0.7% - в Италии. В России, где льгот нет никаких, бизнес спонсирует культуру на 2.3%. Дело бизнеса - платить людям достойную зарплату, заключил Швыдкой. А государство должно обеспечить возможность заниматься благотворительностью хотя бы не в ущерб себе.
     
      Дело не в благотворительности, а в формировании взаимовыгодного сотрудничества, заявил первый замминистра образования Александр Киселев. Бизнес это понимает: 30-40% вузов и средних профессиональных заведений имеют попечительские советы, куда входят крупные бизнес-структуры.
     
      Социальная ответственность бизнеса - в том, чтобы участвовать в выработке государственной социальной политики, считает первый замглавы Минэкономразвития Михаил Дмитриев. А замглавы Минпромнауки статс-секретарь Валерий Голощапов уверен, что и сейчас у бизнеса есть возможность влиять на социальную политику государства через Госдуму и правительство.
     
      Гонтмахер же сообщил, что даже сегодня бизнес тратит на "социалку" и благотворительность в среднем по стране 17% своей прибыли. Нужно только открыть общественности свою добродетельность, для чего вице-президент РСПП призвал предприятия переходить на международные формы отчетности - в том числе по социальным тратам. Следующим шагом, помечтал Гонтмахер, будет составление на основе этой отчетности социально-экологических рейтингов предприятий. А у кого рейтинг будет выше - к тому и инвестиции потекут. "Капитализация "ЮКОСа" росла в том числе и за счет широкого участия компании в социальных проектах", - привел пример Гонтмахер. "И доросла - вытащили как репку", - мрачно прокомментировал сидящий рядом с корреспондентом "Финансовых Известий" участник конгресса.
     
      Тем не менее печальный пример социально-ответственной нефтяной компании не отбил у крупного бизнеса охоты к добрым делам. Причина проста: бизнесмены говорят, что зачастую их предприятие - единственный источник благосостояния всей округи. Чтобы иметь здоровых работников, не отвлекающихся на быт, приходится участвовать в содержании "социалки". А пока государство не создало правовой базы для такого соучастия, нужно заключать соглашения с местными и региональными администрациями, считает председатель правления "Российских коммунальных систем" Сергей Яшечкин.
     
     
     

Татьяна Рыбакова. Бизнес и государство делят добрые дела. // Газета "Финансовые известия", 17.12.2003

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |