В четверг на заседании правительства обсуждаются методика формирования и способы повышения эффективности федеральных целевых программ (ФЦП). Минэкономразвития, ранее боровшееся за сокращение числа ФЦП, теперь предлагает увеличить их долю в расходах бюджета с 8.4% до 40% и рекомендует финансировать через ФЦП исполнение некоторых функций государства. Но для начала надо добиться того, чтобы выделяемые на целевые программы бюджетные деньги тратились на записанные в программах цели.
Министр экономического развития Герман Греф стал бороться с существовавшей практикой формирования целевых программ и их прожорливыми заказчиками (министерствами и администрациями регионов) в 2000 году. Тогда на балансе бюджета было 172 программы, которые требовали ежегодно 500 млрд. руб. Реально финансировались 144 ФЦП в объеме 50.5 млрд. руб. Уже сами названия представленных на утверждение правительства проектов - "Соль России", "Переселение овцебыков на историческую родину" и т.п. - показывали абсурдность сложившегося "целевого" подхода.
Количество ФЦП сократилось, а объемы их финансирования возросли. В 2004 году из федерального бюджета на реализацию 52 программ будет выделено 147 млрд. руб. Законом установлена персональная ответственность руководителей ведомств-заказчиков за реализацию программ. Теперь к постановлению правительства об утверждении ФЦП прилагается документ с перечнем мероприятий, сроками их исполнения и объемом финансирования из всех источников. Вносить изменения в программу может только кабинет министров.
Правительству, однако, предстоит большая работа по созданию, как говорится в материалах Минэкономразвития, "нового облика ФЦП". Не разработаны критерии оценки эффективности ФЦП, отсутствует должный контроль за исполнителями. Финансирование мероприятий программы в большинстве случае осуществляется на деньги федерального бюджета, хотя заказчики обязаны привлекать основные средства из других источников. При этом до 60% средств уходит по графе "прочие нужды", под которыми чаще всего подразумеваются текущие расходы заказчика, не связанные с решением задач ФЦП.
Ведомство Германа Грефа предлагает создать межведомственную комиссию по контролю за исполнением ФЦП, которая будет к концу финансового года представлять в правительство подробный отчет по каждой программе. Основываясь на этом отчете, кабинет сможет решить вопрос о дальнейшем финансировании.
Интересно, что Минэкономразвития, которое всегда считало российскую практику ФЦП еще одним способом разбазаривания казенных денег, признало преимущества программно-целевого метода расходования бюджетных средств перед основным - сметным. Когда деньги уходят к бюджетополучателям по смете, практически нет возможности определить, на что и с какой отдачей они потрачены.
Эксперты министерства рекомендуют в течение трех-четырех лет увеличить долю непроцентных расходов бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, с нынешних 8.4% до 35-40%, а в ходе административной реформы перейти на финансирование некоторых функций государства через механизм ФЦП.
Елена Короп. Минэкономразвития создает "новый облик" целевых программ. // Газета "Финансовые известия", 11.12.2003
|