Полнотекстовый поиск:


Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Борис Грозовский, Светлана Иванова, Ольга Проскурнина
ДОБРОВОЛЬНОЕ БРЕМЯ.
Промышленники тратят на социальную сферу почти 1% ВВП

Источник: Ведомости
Разделы: Экономика России , Социальный менеджмент
      Российские компании продолжают нести огромные социальные расходы. Как выяснил ЦЭФИР, только промышленные предприятия потратили в 2002 г. на финансирование социалки 97 млрд руб. Наблюдатели указывают, что промышленники тратят на "благотворительность" почти 17% своей прибыли не бескорыстно. Взамен они получают налоговые послабления от региональных и местных властей.
              Отечественных предпринимателей принято упрекать в социальной безответственности. Критика в их адрес обострилась после того, как в мае президент Владимир Путин объявил борьбу с бедностью одним из национальных приоритетов. Осенью Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) объявил о разработке социальных проектов, финансированием которых займется крупный бизнес.
              Однако на самом деле предприятия и сейчас несут внушительную социальную нагрузку. Как показывает опубликованный на днях доклад Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) , в обмен на финансирование социалки компании получают от региональных властей налоговые преференции, а от своих работников - согласие трудиться за меньшую, чем у конкурентов, зарплату.
              В апреле - июне 2003 г. ЦЭФИР совместно с Хельсинкской школой экономики и Институтом переходных экономик банка Финляндии провел опрос 404 средних и крупных промышленных предприятий (кроме топливной промышленности) из 40 регионов.
              По данным опроса, всего в 2002 г. на финансирование социальных услуг предприятия направили 8,4% фонда оплаты труда. В масштабах всей промышленности это 97 млрд руб. (0,9% ВВП). Получается, что только на социалку промышленники потратили почти 17% своей прибыли.
              В 1992 г. , отмечает соавтор исследования ЦЭФИР Ольга Лазарева, предприятиям принадлежал 41% всего жилья, более половины работников получали от работодателей социальные услуги, а социальные расходы предприятий составляли 4% ВВП. Тогда жильем, медучреждениями и детсадами владели 69,8 - 78,5% промпредприятий, домами отдыха - 38,2% , прочим соцкультбытом - 84%.
              К 2003 г. больше половины промышленников сбросили социалку на муниципалитеты: жилье передали 57,4% компаний, дома отдыха - 54,2% , детсады - 85,5%. Но компании по-прежнему активно финансируют "чужие" объекты и оплачивают работникам приобретение их услуг.
              Только на содержание социальных объектов РАО "ЕЭС России" в 2002 г. потратило 5,3 млрд руб. (1,1% выручки) , говорит директор по налоговой и учетной политике холдинга Алексей Максимец. ОАО "Российские железные дороги" сохранило на балансе социальные объекты, содержание которых обошлось железнодорожникам в 2002 г. в 4 млрд руб. (0,8% выручки) , отмечает вице-президент РЖД Анна Белова. От половины этих объектов, по словам Беловой, РЖД избавляться не собирается.
              У "ЮКОСа", по словам пресс-секретаря компании Александра Шадрина, объектов соцсферы на балансе не осталось, но на приобретение жилья компания дает молодым сотрудникам льготные кредиты, а бывшим работникам - безвозмездные ссуды. У МГТС другая политика. "Мы не передали городу ни одного объекта и принципиально не собираемся это делать, - говорит замгендиректора Семен Рабовский. - Это форма социальной поддержки работников".
              После прекращения финансирования социалки предприятиям придется повысить зарплаты работникам на 5 - 12% , считают опрошенные ЦЭФИР промышленники.
              Но основная причина, заставляющая компании предоставлять соцуслуги, - нежелание портить отношения с региональными и местными властями. "Многие муниципалитеты отказываются принимать на баланс социалку, а компании боятся утратить доступ к льготным кредитам, реструктуризации долгов и налоговым освобождениям", - резюмирует Ольга Лазарева.
              "Предприятия решают социальные проблемы региональных властей, а те взамен не берут с них налоги, - отмечает зампред комитета по бюджету Совета Федерации Олег Чиркунов. - Но потом оказывается, что налогов недоплачено больше, чем получено на социалку". Чаще всего местные власти "отвечают" компаниям льготной реструктуризацией недоимки, замечает гендиректор налоговой компании "Патера" Сергей Пархоменко. По его оценке, более половины компаний не подпадают под критерии предоставления реструктуризации либо выполняют соглашения по ней спустя рукава, но чиновники закрывают на это глаза.
     

Борис Грозовский. Добровольное бремя. // Ведомости. - 03.12.2003

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |