EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Екатерина Выхухолева
ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ.
Российская налоговая реформа подходит к концу

Источник: Известия.Ru
Разделы: Налоги и налогообложение
      
      Уже весной 2004 года Государственная дума должна рассмотреть правительственный пакет законопроектов, в котором есть документ, строго определяющий количество налогов в стране и тех, кто имеет право их взимать. После принятия законопроекта Налоговый кодекс можно будет считать дописанным.
     
      Потребность в реформе налогов в России появилась в середине 90-х годов, когда стало понятно: полностью налоги почти никто не платит. Стать добросовестными налогоплательщиками людям мешали слишком высокие ставки налогов, а также обилие налогов, которые надо было платить местным властям. К примеру, в 1994-1996 годах в разных регионах страны действовалоо более 150 местных налогов. Налоговая реформа официально стартовала в январе 1999 года со вступлением в силу первой части Налогового кодекса. В ней было написано самое главное - как налоги взимать и как наказывать тех, кто от уплаты налогов уклоняется. С января 2001 года в силу вступила вторая часть кодекса. В ней схема уплаты каждого налога прописывалась в отдельной главе. Со временем правительство дописывало вторую часть Налогового кодекса новыми главами. Основной курс еще пару лет назад был на снижение налогового бремени и упрощение администрирования налогов.
     
      Уже в 2003 году стало ясно, что первоначальная затея с налоговой реформой почти провалилась. Значительное облегчение бремени случилось только с подоходным налогом. Если до 2001 года налог взимался в зависимости от величины дохода, то теперь он одинаков для всех - 13%. Остальные налоги правительство если и уменьшило, то незначительно, испугавшись существенных потерь бюджета (например, налог на добавленную стоимость с 2004 года будет снижен всего на 2% - с 20 до 18%). Некоторые налоги (например, налог на добычу полезных ископаемых) были и вовсе увеличены. А главный козырь налоговой реформы - единый социальный налог - так и застрял в Думе после первого чтения. Правительство согласилось снизить его ставку с 35,6 до 30%. Между тем и депутаты, и предприниматели пока считают, что этого будет недостаточно. ЕСН сегодня остается главной причиной сохранения "черных" зарплат - налог приходится платить работодателю с фонда оплаты труда.
     
      Однако уже с 2005 года российская налоговая система может начать жить по четким правилам. Правительство внесло в Госдуму законопроект, который раз и навсегда ограничивает количество налогов. В стране будут действовать 10 федеральных, 2 региональных и 4 местных налога. Их ставки будут прописаны в Налоговом кодексе, и платить эти налоги придется всем.
     
      Более того, другие налоги, не указанные в законопроекте, в стране вводить будет нельзя. По предварительным заявлениям правительства и депутатов, после принятия этого законопроекта написание второй части Налогового кодекса можно будет считать завершенным.
     
      Правда, этот законопроект вряд ли будет принят в Думе следующего созыва безоговорочно. На прошлой неделе бюджетный комитет Думы обнаружил, что документ можно было бы серьезно доработать.
     
      В оказавшейся в распоряжении "Финансовых Известий" пояснительной записке к законопроекту сказано, что законопроект напрасно исключает из списка федеральных налогов и сборов таможенные сборы и пошлины. Они, по мнению депутатов, имеют весьма отчетливый налоговый характер, и, если таможенные платежи из налогового списка будут исключены, депутатам придется писать новые поправки к Налоговому и ко вступающему с 1 января 2004 года Таможенному кодексам.
     
      Другая проблема, которую может вызвать завершающий аккорд налоговой реформы, - недостаточные налоговые поступления в региональные и местные бюджеты. Некоторые налоги, которые правительство предлагает отнести на федеральный уровень, сейчас делятся между федеральным центром и регионами. Причем ежегодно доля отчислений регионам меняется. К примеру, с 2004 года регионы получат большую долю налога на прибыль. Ставка налога (24%) будет поделена из расчета 18% регионам и 6% в федеральный бюджет. И, напротив, по другим налогам регионы в следующем году потеряют - например, федеральный центр будет забирать себе большую часть ставки налога на добычу полезных ископаемых. Депутаты предлагают сначала разобраться с тем, как будут делить между собой налоги бюджеты разных уровней, и только потом принимать законопроект.
     

Екатерина Выхухолева. Последняя капля. // Известия.Ru. - 17.11.2003

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов