EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

ФКЦБ: УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИИ НЕ ДОРОС ДО МЕГА-РЕГУЛЯТОРА.

Источник: Бюро правовой информации
Разделы: Финансовый менеджмент
      Необходимость общего подхода к регулированию и надзору в отношении всего финансового рынка в целом не вызывает сомнения ни у кого. Данный подход полностью соответствует задаче создания условий для перелива капитала, поскольку его реализация позволяет устранить излишние межсекторальные барьеры. Дискуссия о единстве регулирования и надзора дала основания для обсуждения возможности создания так называемого мега-регулятора, то есть государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор за всем финансовым рынком. По мнению Федеральной комисси по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), к такой форме госрегулирования отечественный рынок пока не готов.
     
      По пути создания единого органа, регулирующего весь финансовый рынок пошли Великобритания, Япония, Корея, Исландия, Германия, Люксембург, Австралия, Венгрия, Франция. Тем не менее, нужно отметить, что этот путь далеко не бесспорен. Так, США, проводившие реформу регулирования (Закон о модернизации финансового законодательства, принятый во второй половине 1999 г.) позднее Великобритании, не последовали ее примеру, а сохранили несколько органов управления финансовыми рынками и пошли по пути развития принципа функционального регулирования. Упомянутый Закон подчинил кредитные организации США, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг, лицензированию и контролю со стороны SEC.
     
      Создание единого органа регулирования финансовыми рынками является наиболее радикальным вариантом реформы системы регулирования и надзора на финансовом рынке. При принятии решения о создании мега-регулятора следует учитывать степень своевременности такого решения. В связи с этим необходимо отметить, что основной причиной создания единого органа является уровень развития финансового рынка, при котором услуги, предлагаемые разными его участниками, находящимися при этом под регулированием и надзором разных органов, сближаются по своим характеристикам. Представляется, что данный уровень развития российским рынком еще не достигнут.
     
      Сложившаяся в России структура органов регулирования надзора на финансовом рынке в целом соответствует уровню его развития и еще не исчерпала своего потенциала. С учетом этого в настоящее время более целесообразным представляется совершенствование механизма разграничения полномочий органов, регулирующих финансовые рынки на основе принципа функционального регулирования. Этот принцип состоит в четком разделении полномочий между разными органами управления в зависимости от деятельности, осуществляемой регулируемыми ими субъектами.
     
      В основе структуры регулирования и надзора на финансовом рынке лежит правильный принцип – принцип функционального регулирования, которому следуют большинство юрисдикций и который исторически связан с деятельностью нескольких органов. Однако данный принцип проведен недостаточно последовательно и налицо элементы институционального регулирования, в связи с чем ему свойственны все недостатки институционального регулирования. При институциональном регулировании компетенция государственных органов определяется по видам организаций (например, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации), хотя бы они и осуществляли одинаковый вид деятельности. При функциональном же - компетенция государственных органов определяется по виду деятельности, независимо от вида организации, которая его осуществляет (например, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг).
     
      Недостатки институционального регулирования очевидны:
      - оно создает основу для дублирования функций государственного регулирования различными органами, что создает административные барьеры и увеличивает госзатраты на регулирование;
      - не позволяет добиться единства государственного регулирования одного и того же вида деятельности, осуществляемой разными видами организаций, а также одинакового уровня контроля за ними.
      Иногда принцип институционального регулирования провоцирует необоснованную конкуренцию между регулирующими органами. Кроме того, это снижает эффективность государственного контроля, поскольку ни один из госорганов не может вполне отвечать за свою сферу регулирования, поскольку недостатки в ней зависят не только от эффективности его деятельности, но и эффективности деятельности иных органов.
     
      Второй мерой, по совершенствованию системы регулирования финансового рынка, является обеспечение согласованности действий его регуляторов. С целью поддержания финансовой стабильности и выявления дестабилизирующих факторов необходимо создать межведомственную Группу по финансовой стабильности, в состав которой должны войти руководители Минфина, ФКЦБ и Банка России. Задачей указанной Группы должен стать постоянный мониторинг российской финансовой системы и выработка мер по поддержанию ее стабильности. Заседания Группы должны проводиться ежемесячно, а организационное обеспечение ее деятельности может быть возложено на соответствующий департамент аппарата правительства.
      Данная мера позволит добиться большей согласованности в деятельности регуляторов разных секторов финансового рынка. При этом должны быть приняты меры, направленные на последовательное проведение принципа функционального регулирования в разграничении полномочий регуляторов разных секторов финансового рынка, что должно послужить устранению дублирования регулирования, необоснованных различий в регулировании одинаковых отношений, и, в конечном итоге, в повышении качества государственного контроля

ФКЦБ: уровень развития финансового рынка России не дорос до мега-регулятора. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/articles/19878.htm], 14.11.2003.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов