Книга написана известным российским автором. В ней анализируются две группы проблем. Первая включает в себя рассмотрение этапов становления, развития и признаков новой экономики, ее форм, методов регулирования и противоречий. Ко второй группе относится анализ предмета, метода и назначения новой (современной) экономической теории, которая призвана исследовать новую экономику, а значит, критически осмыслить: а) теорию потребления с суверенитетом потребителя; б) методы институционализма; в) теорию глобализации и экономической безопасности и многое другое. Учебное пособие призвано помочь бакалаврам, магистрантам и аспирантам при подготовке к кандидатскому экзамену. Кроме того, она адресована преподавателям и практическим работникам, а также студентам, претендующим на звание «знатока экономической теории» (при написании дипломов, курсовых работ, проведении конкурсов и олимпиад).
Содержание
Об авторе
К ЧИТАТЕЛЮ
ГЛАВА 1. Предмет науки в лабиринте экономической мысли
1.1. Преднаука
1.2. Меркантилизм — предыстория политической экономии
1.3. Классическая политическая экономия
1.4. Марксизм
1.5. Неоклассическое направление
1.6. Кейнсианство
1.7. Институционально-социологическое направление
1.8. Радикальная политическая экономия
1.9. Неклассики и классики
1.10. Российская экономическая школа и ее специфика
ГЛАВА 2. Политическая экономия и экономикс: сущность, различия, поиски синтеза
2.1. Политическая экономия
2.2. Экономикс
2.3. Политическая экономия и экономикс, взятые вместе
2.4. Экономическая парадигма. Поиски синтеза
ГЛАВА 3. Новая экономическая теория как учебная дисциплина и модель компромисса
3.1. Предмет, функции и назначение новой экономической теории
3.2. Место экономической идеологии в экономической теории
3.3. Неоинституционализм — методологическая основа новой экономической теории
3.4. Концепции глобализации и экономической безопасности в новой экономической теории
ГЛАВА 4. Новая экономика и ее черты: смешанность, социальность, регулирование
4.1. «Постиндустриальная», или «новая», экономика как объект изучения новой экономической теории
4.2. Социально ориентированная смешанная экономика: сущность, модели, методы регулирования
4.3. Хозяйствующие субъекты и их типы
4.4. Риск хозяйствующих субъектов
4.5. Страхование рисков в новой (смешанной) экономике
4.6. Реклама и информация — атрибуты новой экономики
4.7. Место противоречий в экономической теории
ОТРЫВОК
Глава 1.
Она сформировалась в США. Ее разрабатывали Дж. Мут, Р. Берроу, Р. Лукас и другие.
Теория рациональных ожиданий основана на идее, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса.
На основе этой мысли возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. Понятие «рациональные ожидания» ввел в экономический оборот в начале 60-х гг. XX в. американский экономист Дж. Мут. Под рациональными ожиданиями он подразумевал ожидания, складывающиеся не только с учетом информации прошлых периодов, а, главным образом, на основе всей имеющейся в определенный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. В своей гипотезе Дж. Мут исходил из того, что ожидания максимизирующих свое положение экономических агентов рациональны. В результате на базе всей полученной экономическими агентами информации формируются представления о положении в экономике, которые автор гипотезы принимает как условные математические ожидания.
Одну из первых подобных моделей построил профессор Чикагского университета Р. Лукас.
По мнению авторов этой концепции, государственное вмешательство в хозяйственный процесс абсолютно не приемлемо и вредно.
Теория рациональных ожиданий предполагает существование идеальной экономической системы, где все предусмотренные авторами модели параметры имеются налицо. В жизни такая ситуация нереальна.
Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами:
1. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать «чистую экономику», отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.
2. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.
3. Используя принцип А. Смита «laisser faire» («предоставьте свободу действовать»), т. е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.
4. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
5. Заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют современную неоклассическую школу, «новый классический экономикс», который лежит в основе курса, преподаваемого во всех университетах мира под названием мейнстрим (main- stream — основное течение).
6. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное — несоциален.
Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, испытывает волнообразное движение: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. Первые звонки о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.
Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется КЕЙНСИАНСТВО.
Экономическая теория: проблемы 'новой экономики'. 2-е изд. / Гукасьян Г. М. - СПб: Питер, 2002. - 192 с.
|