В книге содержится полный набор методических материалов для практического освоения экономической теории: планы семинарских занятий, вопросы для самостоятельной работы, тесты, задачи, проблемные ситуации, кроссворды, задания для контрольных работ и олимпиад. Предложен список литературы для написания рефератов и экономических эссе; имеются ответы на задачи. Необычная «планировка» пособия, увлекательный стиль изложения материала позволят лучше прочувствовать изучаемый предмет. Структура практикума соответствует новым образовательным стандартам. Учебное пособие адресовано преподавателям и студентам вузов, экономических колледжей и гимназий.
ОТРЫВОК
Глава 1 Назначение экономической теории. Методы экономического анализа
Тема 1. Эволюция идей о предмете экономической теории
Семинар
Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…
Обсуждаем
1. Этапы развития экономической теории.
2. Становление экономической теории в России.
3. Политическая экономия и экономикс как теории индустриальной хозяйственной системы. Их общность и различия. Отвечаем и дискутируем
1. В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?
2. По каким причинам концепции экономической науки не могут похвастаться долгожительством?
3. Изложите динамику в понимании предмета экономической теории меркантилистами на первом и втором этапах развития этой концепции.
4. В чем состоит содержательное отличие меркантилизма от физиократии?
5. Почему учение Адама Смита и Давида Рикардо называют классическим?
6. Что нового привнесла классическая школа политической экономии в понимание предмета экономической науки?
7. Назовите положения, характерные для мелкобуржуазных критиков капитализма.
8. Назовите школу в политической экономии, которая выдвинула альтернативу в определении политической экономии как науки, изучающей богатство.
9. Какую кардинальную новизну внесла марксистская политическая экономия в понимание целей и задач этой науки?
10. Какую смысловую нагрузку несет термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)?
11. Когда и кем впервые был прочитан курс политической экономии в России и вышел первый учебник на русском языке?
12. Чем объясняется (теоретически и экономически) появление экономикса?
13. Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикса?
14. Обобщите определения экономикса, данные различными авторами.
15. Сформулируйте свое понимание экономикса.
16. Имеются ли различия в предмете экономикса как учебной дисциплины и как науки? Если да, то какие?
17. Как вы понимаете выражение «сущностный анализ»?
18. Что означает выражение «функциональные зависимости в экономике»?
19. Назовите кардинальные различия в методах анализа, которыми пользуются политическая экономия и экономикс.
20. Опишите свое понимание метода классической философии.
21. Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является стоимость, а «началом» экономикса - цена?
22. Изложите основное различие между политической экономией и экономиксом.
23. Определите различия между позитивными и нормативными утверждениями. Приведите примеры тех и других.
24. Суммируйте различия двух ветвей экономической науки - политической экономии и экономикса - и сделайте обобщающие выводы.
25. Изучали ли вы экономическую теорию в школе (гимназии, лицее)? Если да, то сформулируйте свое понимание ее предмета. Случалось ли вам применять полученные знания в жизни? Где, когда, при каких обстоятельствах? Расскажите.
Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…
Размышляем
· Выберите правильные ответы:
1. Какая из школ экономической теории считала, что предметом политической экономии является:
а) изучение «чистого продукта», создаваемого в сельском хозяйстве;
б) анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну;
в) исследование богатства, условий его производства и накопления;
г) изучение народного хозяйства и его особенностей в каждой отдельной стране;
д) анализ производственных и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление;
е) поиск эффективного использования редких ресурсов?
2. Кто, когда и где прочитал впервые курс «экономикс»:
а) Джон Стюард Милль;
б) Адам Смит;
в) А. Маршалл;
г) П. Самуэльсон?
· Отбросьте неверные утверждения:
1. Экономикс - это:
а) теория и практика рыночной организации производства;
б) наука, изучающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
в) концепция, базирующаяся на анализе стоимости;
г) наука, которая большое внимание уделяет социально-классовым отношениям;
д) наука о динамике материальных и духовных потребностей людей;
е) пособие на тему: «Как делать деньги»;
ж) исследование экономических мотивов поведения людей;
з) исследование конкретного поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ;
и) наука о национальном богатстве;
к) исследование использования ограниченных ресурсов общества;
л) исследование социальных приоритетов человека в экономической жизни;
м) наука о путях повышения эффективности экономических процессов.
2. Политическая экономия - это:
а) наука, основанная на классической философии;
б) наука, базирующаяся на анализе цены;
в) концепция, изучающая функциональные зависимости между явлениями;
г) социально нейтральная дисциплина.
3. К позитивным относятся следующие суждения:
а) цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими;
б) высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны;
в) налоги на малый и средний бизнес должны быть низкими.
4. К нормативным относятся следующие суждения:
а) стипендии, пенсии и заработная плата должны постоянно индексироваться;
б) служащие государственного аппарата не должны иметь привилегий;
в) рыночная организация производства имеет существенные преимущества перед командно-административной.
· Разграничьте позитивные и нормативные утверждения:
а) за последнее время в экономике России наблюдается замедление инфляции;
б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;
в) структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей;
г) структурная перестройка должна осуществляться постепенно.
· Вопрос для сообразительных.
Согласны ли вы с известным выражением «бесплатных обедов не бывает»? Если - да, то каково ваше отношение к идее «бесплатного образования не бывает»? Если положительное, то кто за него должен платить: государство, ваша семья или вы сами? Что рациональнее: всеобщий налог на образование или адресная оплата вами услуг того вуза, где вы учитесь?
· Прокомментируйте цитаты:
1. «Несправедливо считать абстрактную политическую экономию ответственной за смешение во многих умах ее теоретических законов с практическими правилами, на них основанными. Она - чистая наука, и ее цель - знание. Между тем в прессе и на трибуне политическая экономия принимается как наука практическая, т. е. как свод правил,
руководящих поведением.»Тойнбис А. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии. М., 1896. С. 6.
2. Когда Пола Самуэльсона спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получить деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют «королевой общественных наук» - старейшей из
искусств, новейшей из наук.
А как бы вы ответили на этот вопрос?
· Разберитесь в ситуации.
В увлекательной книге «Юность науки» А. В. Аникин пишет: «Когда первобытный человек впервые сделал каменный топор и лук, это еще не была экономика. Это была, так сказать, только техника. Но, имея несколько топоров и луков, группа охотников убила оленя. Мясо этого оленя было поделено между ними, по всей вероятности, поровну: если бы одни получали больше, чем другие, то последние просто не могли бы выжить. Постепенно жизнь общины усложнялась. Возможно, в ней появился мастер, который изготавливал для охотников хорошее оружие, но сам не ходил на охоту. Добытые мясо и рыба распределялись между охотниками и рыбаками, выделялась доля «оружейнику» и т. д. На какой-то стадии развития появился обмен продуктами труда между общинами и внутри общины.
Это была, хотя и примитивная, неразвитая, но уже экономика». (Аникин А. В. Юность науки. - М.: Политическая литература, 1985. С. 16.)
Вопрос: Какие обстоятельства приводят к появлению экономики?
Творческая лаборатория: господа, «попробуйте свои перья!»
· Обратитесь к статистике.
Экономисты для наглядности часто пользуются таблицами и графиками.
· Ответьте на вопросы:
а) что такое таблица и как грамотно ее составить;
б) что такое график и как его построить;
в) придумайте пример, характеризующий функциональную зависимость двух переменных; оформите эту зависимость графически и покажите в таблице.
· Напишите реферат на избранную вами тему:
1. Роль экономической науки в развитии общества.
2. Философия - основа политической экономии.
3. Математический анализ - кредо экономикса.
· Переведите по своему выбору статью либо главу (параграф) монографии иностранного автора и дайте свой комментарий.
· Сочините экономическое эссе (фр. очерк) на любую из тем:
1. «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное.»(Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон)
2. «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».(Бернард Шоу)
Тема 2. Современная экономическая теория и ее назначение
Семинар
Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем…
Обсуждаем
1. Новая экономическая теория - теория постиндустриальной (новой) экономики. Признаки новой экономики.
2. Предмет и функции новой экономической теории.
3. Методы экономического анализа.
4. Экономическая политика и экономические цели. Экономические интересы производителя и потребителя. Суверенитет потребителя.
5. Место концепций глобализации и экономической безопасности в новой экономической теории.
Отвечаем и дискутируем
1. В чем состоят субъективные и объективные стороны экономической теории?
2. Раскройте положение о том, что объективная сторона экономической теории связана с действием экономических законов.
3. Что вы понимаете под рациональным поведением хозяйствующих субъектов?
4. В чем проявляется максимизация удовлетворения потребностей на уровне предприятия, фирмы и государства?
5. Как определить предмет новой экономической теории? В чем состоит ее компромиссный характер?
6. Чем отличаются общенаучные методы познания от частных?
7. Каково соотношение между экономикой и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России.
8. Что такое «ценностные суждения» правительства? Могут ли они определять вектор экономической жизни страны?
9. Как сместились акценты в решении трех вопросов экономической науки: ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить в новой экономической теории? Какая роль отводится потреблению?
10. Как вы считаете, имеют ли идеологическую нагрузку споры законодателей в Государственной Думе о налоговой, пенсионной, военной реформах или о приватизации, к примеру, железной дороги в России?
11. Кто господствует в экономике, производитель или потребитель? Меняется ли их значение в постиндустриальной (новой) экономике по сравнению с индустриальной хозяйственной системой?
12. Свидетельствует ли о либерализации внешней торговой политики Америки ее боязнь «русской стали» и битва за продвижение в Россию куриных ножек?
13. Вы «за» или «против» глобализации мировой хозяйственной системы? Выскажите и обоснуйте свое мнение.
14. Не противоречит ли концепция «открытой экономики» теории «экономической безопасности»? Аргументируйте свою позицию.
15. Раскройте различия между микро-, макро- и мегаэкономикой.
16. Приведите аргументы, «работающие» за включение закономерностей смешанной экономики в объект анализа новой экономической теории.
17. Раскройте содержание общенаучных и частных методов познания.
18. Какие задачи приходится решать новой экономической теории?
Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…
Размышляем
· Выберите правильный ответ:
1. Какой смысл имеет приставка «пост» в слове «постиндустриальное»:
а) первое;
б) последнее;
в) переходное;
г) заключительное.
2. Рациональное поведение хозяйствующих субъектов означает:
а) бегство от налогов;
б) сопоставление выгод и издержек;
в) завышение цен на свою продукцию.
3. Разграничьте микро- и макроэкономику:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало падение урожайности сахарной свеклы;
в) наводнения в Приморье привели к разрушению жилых и производственных зданий;
г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;
е) размер стипендии студента зависит от его успеваемости и среднедушевого дохода его семьи.
4. Разграничьте прямые и обратные связи между:
а) ценой товара и спросом на него;
б) вашим денежным доходом и вашими сбережениями;
в) вашим денежным доходом и расходами на текущее потребление;
г) процентом за предоставление ссуд и спросом на кредит.
5. Определите причину и следствие в следующих зависимостях:
а) доход и образование;
б) низкий доход и многодетность;
в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;
г) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.
Могут ли причина и следствие меняться местами?
· Отбросьте неверные утверждения:
1. Экономика является смешанной, когда:
а) товары и услуги производятся как государственными, так и частными компаниями;
б) правительство владеет или управляет всеми компаниями;
в) экономические решения принимаются по традиции.
2. Экономические законы - это законы, которые:
а) проявляются через экономическую деятельность людей;
б) носят объективный характер;
в) являются вечными;
г) носят исторически преходящий характер.
3. Под индукцией понимается:
а) проведение эксперимента;
б) конструирование системы законов и категорий;
в) выведение теории из фактов;
г) умозаключение от общих суждений к частным выводам.
4. Субъектами международных экономических отношений на макроэкономическом уровне являются:
а) глобальные корпорации;
б) «челноки»;
в) транснациональные корпорации;
г) «коробейники»;
д) национальные институты типа «Гринпис» и др.
5. Анализ - это:
а) соединение различных элементов в единое целое;
б) разделение исследуемого предмета на составные части;
в) изучение исследуемого предмета на макроуровне.
6. Социально-экономическая политика - это:
а) абстрактная экономическая теория;
б) способ решения конкретных социальных и экономических вопросов;
в) политика, направленная на достижение только экономической эффективности.
· Вопрос на смекалку.
Допустим, вы купили в магазине рыбу с «душком», но магазин не принимает Ваших претензий, так как не сохранен чек. Какие меры вы предпримете, чтобы «сработал» «суверенитет потребителя»:
а) пригрозите администратору;
б) обратитесь в Общество защиты прав потребителя;
в) рискнете съесть недоброкачественную рыбу;
г) улыбнетесь продавщице;
д) пообещаете хозяину ославить его магазин?
Обоснуйте свой выбор. Как следует понимать «суверенитет потребителя»?
· Разберитесь в ситуациях:
1. Разграничьте положения: «что хорошо для индивидуума» и «что хорошо для общества в целом»:
а) если увеличится моя денежная зарплата - это хорошо для меня. Если профсоюзы добьются повышения зарплаты во всех отраслях хозяйства - это хорошо для экономики страны в целом;
б) если один владелец фабрики уменьшит зарплату своим рабочим - это хорошо для него; если все предприниматели поступят так же - это хорошо для всего класса предпринимателей страны в целом;
в) я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налоги - это хорошо для меня; все взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов - это хорошо для всего населения;
Вопрос: существует ли механизм, при помощи которого можно не попасть в эти «ловушки»?
2. Критически проанализируйте следующее утверждение: «Неправильно, что потребности насытить невозможно. Я могу это доказать. Например, я получаю все то количество кофе, которое я хочу выпивать каждое утро за завтраком».
Вопрос: Какого типа «ловушка» здесь представлена?
· Вопросы на «засыпку»:
1. Можно ли отождествлять индивидуальные интересы к максимизации прибыли с эгоистическими?
2. Как вы оцениваете тенденцию придания вашему образованию рыночного характера?
3. Согласны ли вы с высказыванием Дж. Гэлбрейта - автора работы «Экономические теории и цели общества»: «Наилучшая экономическая система - это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они больше всего нуждаются»?
Творческая лаборатория: господа, «попробуйте свои перья!»
· Напишите реферат на избранную вами тему:
1. Практическая функция экономической теории и ее реализация в современный период развития хозяйства.
2. Рациональное поведение хозяйствующего субъекта: интересы, цели, ограничители принятия решений.
3. Экономическая политика как способ реализации экономических целей.
· Сделайте на семинаре комментарий к лекции 11 «Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя». (Экономическая школа. Научно-популярный иллюстрированный журнал. Вып. 2. 1992. С. 24-32).
· Сочините экономическое эссе на любую из тем:
1. «Не зная уроков прошлого, не увидишь, что есть новое.»(Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон)
2. «Ежели Вы, Государь, не дадите свободу действия нашим людям в торговле и ремеслах, будут ждать нас великие беды.»(Из послания В. Татищева Петру I)
Контрольная работа (по главе 1)
· Ответьте на теоретический вопрос:
Становление новой экономической теории как синтез современной экономической мысли.
· Разрешите экономическую проблему:
Цена - это выраженная в деньгах стоимость товаров и услуг. Она содержит информацию о рынке и влияет на поведение покупателей и продавцов. Система ценообразования дает ответы и на фундаментальные вопросы экономической науки: ЧТО будет произведено, КАК будут произведены товары и услуги, КТО их получит.
· Ответьте:
а) как система ценообразования отвечает на вопрос ЧТО?
б) как система ценообразования отвечает на вопрос КАК?
в) как система ценообразования отвечает на вопрос КТО?
· Отбросьте неверные суждения.
Содержанием экономической политики правительства на микроуровне является:
а) стремление к полной занятости населения;
б) обеспечение оптимальной кредитно-денежной политики;
в) эффективное использование ограниченных ресурсов;
г) обеспечение стабильности цен;
д) управление валютным курсом;
е) проведение разумной фискальной политики;
ж) достижение равновесного платежного баланса;
з) обеспечение экономического роста.
Олимпиада (по главе 1)
Что, как, когда:
1. Что такое альтернативный выбор и как он влияет на ваши повседневные решения (расскажите)?
2. Как вы понимаете высказывание К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода научной абстракции.
3. Когда (на каком уровне исследования) экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и почему оно необходимо?
Анализируем, чертим, решаем…
Проанализируйте следующий феномен. Понятие «хозяйствование» означает осмотрительное, обдуманное обращение с ограниченными ресурсами. Одним странам не хватает природных ресурсов, другим - капитальных, третьим - человеческих и т. д. Россия обладает всем в избытке. Чем же, на ваш взгляд, объяснить тогда неэффективность хозяйствования в нашей стране? Выдвиньте свои предложения.
Решите кроссворд
По горизонтали:
5. Обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
6. Денежное средство и ценные бумаги, временно хранящиеся в банке.
8. Исключительное право на осуществление какой-либо деятельности.
11. Долгосрочная ссуда, обычно используемая для финансирования строительства.
12. Обязательство.
13. Самая низкая точка цикла деловой активности.
По вертикали:
1. Государственная организация по разрешению споров между юридическими лицами.
2. Система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основанная на взаимном зачете встречных требований и обязательств.
3. Письменное долговое обязательство.
4. Документ, разрешающий использовать изобретения, запрещенные патентами.
7. Денежные суммы, используемые с целью организации производства товаров и услуг.
9. Имущество, выступающее гарантией возврата займа.
10. Товары, хранящиеся на складах.
Вопрос для знатоков:
Что означает выражение laisser faire? От какой экономической школы (меркантилисты, физиократы, классики) оно исходит?
Экономическая теория. Практикум. / Г. Гукасьян, В. Амосова, Г. Маховикова - СПб: Питер, 2002. - 400 с.
|