Полнотекстовый поиск:


Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      Данный учебник существенно дополняет имеющуюся учебную литературу по курсу «Экономика отрасли (строительство)», в книге подробно изложена теория и практика эффективного управления строительной отраслью (в различ-ных формах ее проявления) как социально-экономической системой на базе ресурсного подхода. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специ-альности 060800 — «Экономика и управление на предприятиях строительства» и «Экономика строительства», также будет ценным пособием для специалистов.
     
     
      Содержание
     
      Об авторе
      Введение
     
      Глава 1. Экономика отрасли: предмет и объект исследования
      1.1. Экономическая теория — методологическая основа экономики отрасли
      1.2. Экономические категории и положения, характерные для рыночных отношений
      1.3. Экономика отрасли: предмет и объект исследования
      1.4. Строительная отрасль как социально-экономическая система (СЭС)
      1.5. Совокупность применяемых ресурсов (СПР) отраслевой СЭС
     
      Глава 2. Основные фонды (ОФ) и вещественные оборотные средства строительной СЭС
      2.1. Основные фонды строительной СЭС
      2.2. Вещественные оборотные средства (ВОС)
     
      Глава 3. Контингент работников (КР) строительной СЭС
      3.1. Основные признаки контингента работников СЭС и способы исчисления его состава
      3.2. Профессиональный состав контингента работников и квалификационная структура рабочих
      3.3. Источники формирования и пополнения КР
      3.4. Текучесть кадров; показатели и пути ее снижения
      3.5. Показатели использования контингента работников СЭС и пути его улучшения
      3.6. Совершенствование методики исчисления тарифных коэффициентов и ставок тарифной заработной платы работников
      3.7. Источники воспроизводства контингента работников строительной СЭС
      3.8. Возможные модели формирования заработной платы работников строительной СЭС
     
      Глава 4. Ресурсные модели социально-экономических систем
      4.1. Ресурсные модели предприятия как отраслевой локальной СЭС (ЛСЭС)
      4.2. Ресурсные модели региональных, национальных и интернациональных СЭС
      4.3. Экономические проблемы, решаемые на основе ресурсных моделей СЭС
      4.4. Цели социально-экономических систем
     
      Глава 5. Показатели целей СЭС
      5.1. Показатели целей СЭС и их классификация по основным признакам
      5.2. Показатели результативных целей СЭС
      5.3. Показатели обеспечивающих целей
     
      Глава 6. Оптимизационные модели выбора лучшего варианта развития СЭС
      6.1. Научно-технический задел, созданный в мировом масштабе, главный источник развития СЭС
      6.2. Обобщающий критериальный показатель и его теоретическое обоснование
      6.3. Обобщающий критерий оптимальности
      6.4. Ограничения и внешние условия, подлежащие учету
      6.5. Мероприятия, обеспечивающие развитие СЭС
      6.6. Ресурсы, необходимые для реализации выбранного варианта развития СЭС
     
      Глава 7. Программно-целевое прогнозирование закономерного развития строительной СЭС (НСЭС)
      7.1. Программно-целевой метод прогнозирования (планирования) закономерного развития СЭС
      7.2. Прогноз закономерного развития СЭС
      7.3. Сложившаяся динамика показателей развития НСЭС СССР в 1945–1990 гг.
      7.4. Закономерная динамика показателей развития НСЭС СССР в 1945–1990 гг.
      7.5. Результаты анализа сложившейся динамики развития НСЭС СССР в 1945–1990 гг. в сравнении с закономерной
      7.6. Прогноз закономерного развития НСЭС России в 2001–2010 гг.
     
      Глава 8. Комплексный (системный) анализ развития строительной СЭС
      8.1. Основные требования к методике комплексного анализа (КА)
      8.2. Основные направления КА функционирования и развития СЭС
      8.3. Методы комплексного анализа развития СЭС
      8.4. Возможные направления детализации (конкретизации) КА
      8.5. Мероприятия, обеспечивающие анализируемое развитие СЭС
      8.6. Преимущества изложенной методики КА
      8.7. Пример комплексного анализа прогноза закономерного развития строительной СЭС
      8.8. Пример комплексного анализа прогноза закономерного развития НСЭС России в 2001–2010 гг. по обобщающему показателю конечных целей
     
      Глава 9. Специализация и производственное кооперирование строительной СЭС
      9.1. Специализация СЭС, ее показатели и пути стабилизации
      9.2. Производственное кооперирование СЭС и его показатели
      9.3. Производственная структура СЭС и организационная структура управления
      9.4. О целесообразности унификации системы эффективного управления
     
      Глава 10. Некоторые рекомендации, базирующиеся на ресурсных моделях
      10.1. Обеспечение рационального соотношения различных форм собственности
      10.2. Уточнение методологических основ и методов ценообразования
      10.3. Ресурсные модели — методологическая основа формирования межотраслевых балансов
      10.4. От концепций маржинализма к теории эффективного управления
      10.5. От антикризисного к эффективному управлению социально-экономическими системами
      10.6. Основные мероприятия по преодолению эксплуатации работников СЭС
      10.7. Основные направления коренного усовершенствования обучения в экономических вузах РФ1
     
      Заключение
      Список литературы
      Именной указатель
      Предметный указатель
     
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 1. Экономика отрасли: предмет и объект исследования
      1.1. Экономическая теория — методологическая основа экономики отрасли
      Исторически понятие “экономика” (от греч. — oikonomike) означает “искусство управления домашним хозяйством”. Понятие же “политическая экономия” истолковывается как “искусство управления государством”.
      Коренным в этих понятиях является слово “управление”. Следовательно, понятие “экономическая теория” логично истолковывать как науку об управлении (в первую очередь — эффективном управлении) производственными образованиями различных иерархических уровней как социально-экономическими системами (СЭС). Эти образования называют социально-экономическими системами потому, что, во-первых, они обеспечивают общественные потребности (отсюда — социальные), во-вторых, они являются управляемыми (и потому называются экономическими), и, в-третьих, они обладают свойствами системы, состоящей из взаимодополняющих друг друга компонентов (основных фондов, вещественных оборотных средств, контингента работников). Отсюда и название — системы.
      Экономическая теория, как и любая отрасль науки, имеет предмет и объект исследования.
      Понятие “объект исследования” поясняет, по отношению к кому (чему) осуществляется управление.
      Понятие же “предмет исследования” указывает, со стороны кого и как это управление осуществляется.
      В более развернутом виде объект исследования в экономической теории выражается через совокупность различных компонентов применяемых ресурсов (основных фондов (ОФ)), вещественных оборотных средств (ВОС), контингента работников (КР) социально-экономической системы любого иерархического уровня (СЭС в виде производственного предприятия, производственного объединения, производственной отрасли, народнохозяйственного комплекса (НХК) региона, НХК страны, транснационального НХК) с учетом внешних и внутренних условий (в том числе производственных отношений) функционирования СЭС.
      Применяемые ресурсы в указанной совокупности принимаются в качестве объекта исследования, потому что в противном случае (т. е. при разобщенном рассмотрении компонентов совокупности применяемых ресурсов (СПР)) функционирование и развитие СЭС теоретически и практически невозможно.
      В более развернутом виде под предметом исследования в экономической теории следует понимать определенный состав экономических законов, проявляющийся в форме методологических основ эффективного управления совокупностью применяемых ресурсов СЭС национального (интернационального) иерархического уровня. Поскольку методологические основы являются в преобладающей части типичными для СЭС всех иерархических уровней, значит предметом экономической теории охватываются и СЭС РИУ. То есть методологические основы эффективного управления национальной СЭС в преобладающей части распространяются и на СЭС всех остальных иерархических уровней.
      Экономическая теория акцентирует внимание на том, что она является наукой об эффективном управлении социально-экономическими системами. В противном случае, то есть когда эффективное управление необязательно, экономическая теория оказывается ненужной, ибо и без нее управление возможно, например, методом “проб и ошибок”. Игнорирование необходимости эффективного управления СЭС сопровождается огромными потерями ресурсов. Это объясняется тем, что без эффективного управления не представляется возможным выбор лучшего варианта ее функционирования и развития с наибольшей эффективностью производства и минимальными затратами ресурсов.
      Под эффективным управлением социально-экономической системой (СЭС) следует понимать такую совокупность управляющих воздействий, которая обеспечивает ее функционирование и развитие по лучшему варианту, устанавливаемому исходя из соответствующих критериев оптимальности и ограничений.
      При эффективном управлении выявляются и обосновываются конечные цели развития СЭС, а также наиболее действенные средства их достижения.
      Эффективное управление СЭС возможно, если указанные цели и средства их достижения выражаются соответствующими показателями по содержанию и методике исчисления.
      Совокупность применяемых ресурсов (СПР) СЭС исследуется экономической теорией с точки зрения задач эффективного управления. При этом компоненты СПР СЭС рассматриваются не с точки зрения физико-химических и прочих натурально-вещественных свойств, а исходя из указанных задач. Эти задачи выражаются, например, в выработке управляющих воздействий по увеличению количества применяемых ресурсов СЭС, повышению их отдачи (ресурсоотдачи), а также производительной силы (мощности), росту коэффициента ее использования, не вникая в конструктивные характеристики рабочих машин, технологические режимы, физиологические свойства работников и т. п. Это — задачи соответствующих специалистов.
      Из изложенного выше определения предмета исследования следует вывод о том, что в основе его находится совокупность соответствующих экономических законов и категорий.
      Этот вывод получен путем обоснования экономической теории как совокупности экономических законов, необходимых для эффективного управления СЭС РИУ, и методологических основ эффективного управления, базирующихся на этой совокупности, как формы выражения экономической теории.
      Такой подход закономерен и в философском аспекте, которым предусматривается рассмотрение экономической теории не только с точки зрения ее содержания, но и формы проявления.
      Экономическими являются такие законы, без знания и учета которых невозможно эффективное управление социально-экономическими системами разных иерархических уровней.
      К такого рода законам относятся:
      1. законы, отражающие необходимость:
      выработки результативных целей развития социально-экономических систем разных иерархических уровней;
      выявления обеспечивающих целей, отражающих средства достижения результативных целей;
      использования соответствующих показателей результативных и обеспечивающих целей;
      разработки методов (моделей) выбора лучшего (приоритетного) варианта развития социально-экономических систем разных иерархических уровней;
      программно-целевого прогнозирования (планирования) развития социально-экономических систем разных иерархических уровней по лучшему варианту;
      комплексного (системного) анализа развития социально-экономических систем разных иерархических уровней;
      комплексного учета функционирования и развития социально-экономических систем разных иерархических уровней;
      обеспечения пропорциональности между различными компонентами применяемых ресурсов СЭС в их совокупности;
      2) закон неуклонного роста удельной (в расчете на среднесписочного работника) производственной силы СЭС и др.
      Под экономическим законом следует понимать выражаемую через соответствующее экономическое определение (положение) совокупность объективных (возникающих, развивающихся и действующих независимо от воли людей) устойчивых причинно-следственных связей и взаимозависимостей между компонентами применяемых ресурсов СЭС в процессе ее функционирования и развития с учетом внешних и внутренних условий.
      Экономические законы нельзя произвольно устанавливать или отменять. Их можно только выявлять, познавать, формулировать и учитывать при эффективном управлении СЭС.
      Экономические законы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Эффективное управление невозможно без глубокого изучения и учета действия экономических законов в их совокупности. Адекватное выражение этой совокупности представляет собой основу экономической теории.
      Изложенное истолкование экономических законов позволяет уточнить те из них, которые сформулированы в сложившихся направлениях политической экономии (экономической теории). Например, основной экономический закон социализма, трактуемый марксистской политической экономией как необходимость удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей народа на базе всемерного развития общественного производства, подлежит уточнению в следующих направлениях.
      Во-первых, этот экономический закон учитывается через систему эффективного управления социально-экономическими комплексами (системами) различных иерархических уровней как важнейший элемент ее методологических основ.
      Во-вторых, он действует при всех общественно-экономических формациях (ОЭФ), в том числе и при капиталистической. Правда при ней этот закон нарушается (учитывается в урезанной форме) из-за удовлетворения помимо изложенных выше главных объективно-демографических, также и паразитических целей капиталистов, получающих дивиденды за капитал нетрудового происхождения и сверхдоходы за участие в управлении СЭС, если таковое имеет место.
      В-третьих, в марксистской политической экономии отсутствует обоснованный ответ на вопрос: почему указанный закон следует называть основным экономическим законом? Ответ можно получить исходя из безусловного положения о том, что этим законом характеризуются конечные результативные цели социально-экономических систем разных иерархических уровней, выражаемые через необходимость роста значений обобщающих показателей качества жизни всех слоев населения и в первую очередь работников всех категорий: уровня абсолютной потенциальной защищенности, уровня абсолютной реальной социальной защищенности, уровня относительной потенциальной защищенности, уровня относительной реальной защищенности.
      При любой ОЭФ конечной целью функционирования и развития социально-экономических систем разных иерархических уровней является повышение качества жизни работников и других слоев населения. Это объясняется тем, что по мере развития совокупности применяемых ресурсов СЭС повышаются квалификация и потребности работников, для удовлетворения которых необходимы большие трудовые и прочие доходы. Кроме того, если не увеличивать трудовые доходы работников при росте объема продукции, производимой с помощью СЭС РИУ, платежеспособный спрос населения окажется недостаточным для ее полной реализации.
      Изложенное подтверждается практикой капиталистических стран, где доходы трудового населения растут замедленными темпами из-за нарушения основного экономического закона — эксплуатации наемных работников владельцами капитала.
      Закон планомерного пропорционального развития производства, называемый так в соответствии с марксистской политической экономией, подлежит уточнению в следующих направлениях.
      Во-первых, этот закон необходимо разделить на два:
      экономический закон прогнозного (планового) развития СЭС;
      экономический закон пропорционального развития СЭС.
      Первым из этих законов выражается необходимость прогнозирования (планирования) развития социально-экономических систем разных иерархических уровней, вторым — необходимость пропорционального развития социально-экономических систем разных иерархических уровней.
      Прогнозное развитие СЭС в свою очередь должно быть закономерным, то есть его следует обеспечивать устойчивыми темпами на расширяющейся ресурсной базе в соответствии с отражающими их экспоненциальными (показательными) функциями.
      Пропорциональность развития СЭС выражается соответствующими показателями:
      пропорциональностью применяемых ресурсов по их количеству;
      то же, по их качеству;
      то же, по их производительной силе (мощности).
      Подлежат уточнению при соответствующем подходе и другие экономические законы, выявленные авторами марксистской политической экономии: закон роста производительности труда, закон роста эффективности производства и др.
      Все эти законы в уточненном истолковании и выраженные с помощью соответствующих показателей являются дополняющими друг друга компонентами предмета экономической теории.
      Экономическими следует считать такие категории, которые представляют собой основные понятия, необходимые при формировании и применении системы эффективного управления социально-экономическими комплексами (системами) разных иерархических уровней. Экономические категории являются в первую очередь понятиями, с помощью которых выражаются экономические законы. Примерами такого рода экономических категорий являются понятия: “социально-экономическая система”; “результативные цели СЭС”; “конечные результативные цели СЭС”; “опосредованные результативные цели СЭС”; “обеспечивающие цели СЭС”; “производительная сила СЭС”; “используемая производительная сила СЭС”; “удельная производительная сила СЭС”; “общий результат функционирования СЭС”; “конечный результат функционирования СЭС”; “количество применяемых ресурсов в их совокупности”; “качество СПР”; “основные фонды”; “вещественные оборотные средства”; “контингент работников”; “развитие СЭС”; “типы развития СЭС”; “пропорциональность компонентов применяемых ресурсов СЭС”; “резерв мощности СЭС” и т. п.
      Под иерархическим уровнем СЭС следует понимать степень сложности СПР по отношению к первичному уровню сложности, соответствующему рабочему месту, состоящему из рабочей машины, выполняющей одну операцию и непосредственно обслуживаемой одним рабочим.
      При таком подходе СЭС по иерархическому уровню сложности располагаются в следующем порядке: рабочее место, производственный участок, производственный цех, предприятие, производственное (научно-производственное, финансово-промышленное и т. п.) объединение (отрасль), региональный народно-хозяйственный комплекс (НХК), национальный НХК, интернациональный НХК.
      Такая иерархия указанных производственных образований соответствует сложившейся практике.
      Управление СЭС с учетом ее иерархического уровня необходимо потому, что при переходе к каждому последующему уровню сложности иерархии методологические основы эффективного управления хотя и сохраняются, но становятся более сложными и многогранными.
      Наиболее многогранна система эффективного управления СЭС высшего иерархического уровня. Например, СЭС в виде НХК страны.
      Поэтому если экономическая теория выражается в форме методологических основ эффективного управления национальной социально-экономической системой, то они могут быть пригодны в соответствующей части и при соответствующей адаптации и для СЭС всех иерархических уровней.
      Основными направлениями экономической теории, сложившейся в мировом масштабе, признаны марксистская, базирующаяся на трудовом подходе, и маржиналистская, в основе которой — полезностный субъективный подход. Маржиналистская экономическая теория наиболее полно представлена в работе А. Маршалла “Принципы экономической теории” [5].
      На фоне изложенного выше истолкования предмета и объекта экономической теории, а также экономических законов и экономических категорий появляется большая возможность для выявления сложившихся в экономической литературе недостатков.
      Во-первых, нет единства мнений по поводу тождественности понятий “экономическая теория” и “политическая экономия”. Нам эти понятия представляются тождественными, так как оба характеризуют экономическую теорию как совокупность соответствующих экономических законов, проявляющихся в форме методологических основ эффективного управления СЭС. При других подходах эти понятия подлежат соответствующему изменению. Но при этом единая экономическая теория как наука об эффективном управлении социально-экономическими системами разных иерархических уровней необоснованно расчленяется на ряд частных, не увязанных друг с другом отраслей науки, которые в их совокупности не могут заменить назначения и содержания экономической теории.
      Во-вторых, в экономической теории отсутствует обоснование предмета и объекта исследования. Это подтверждается и в марксистской и в маржиналистской экономической теории (политической экономии). Так, в марксистской политической экономии в качестве ее предмета предлагается рассматривать производственные отношения, которые, по существу, относятся к объекту исследования как внутренние и внешние условия функционирования и развития СПР СЭС (объекта исследования), без которых нельзя рассматривать СПР в качестве указанного объекта. При этом игнорируется обоснованный предмет исследований как совокупность экономических законов, проявляющихся в форме методологических основ эффективного управления социально-экономическими системами разных иерархических уровней.
      В соответствии с марксистской политической экономией отсутствует также и четкое истолкование объекта исследования. Правда, некоторые марксисты под объектом управления подразумевают экономические законы, подлежащие выявлению, обоснованию и учету при управлении СЭС. Однако экономические законы не относятся к объекту исследования; они являются предметом теории эффективного управления социально-экономическими системами разных иерархических уровней, то есть предметом исследований в экономической теории.
      Таким образом, в соответствии с марксистской политической экономией (экономической теорией) недостаточно обоснованным является изложение и предмета и объекта исследований.
      В соответствии с маржиналистской экономической теорией, изложенной в наиболее развернутой форме А. Маршаллом, также отсутствует обоснованное истолкование назначения этой теории, предмета и объекта исследования.
      Вместо четкого изложения предмета экономической теории как совокупности экономических законов, учитываемых (в форме соответствующих методологических основ) при эффективном управлении социально-экономическими системами разных иерархических уровней, маржиналисты ограничиваются недостаточно убедительными положениями по этому поводу.
      Например, А. Маршалл предмет экономической теории излагает следующим образом: “Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем думают в своей повседневной жизни”.
      Последователи А. Маршалла, как правило, плагиаторы его идей, опубликовали экономическую теорию в книгах под названием “Экономикс”. В одной из них предмет экономической теории излагается как “наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества”.
      Впервые предмет экономики (экономической теории) изложил в 30-е гг. XX века Л. Роббинс, согласно которому “центральной проблемой экономики является распределение редких ресурсов между альтернативными целями”.
      В изложенных определениях отсутствует соответствующее истолкование предмета исследований в экономической теории.
      Из маржиналистской субъективистской экономической теории вытекает, что объектом ее исследований является национальное богатство без выделения той его части (в форме национальной СПР), которая подлежит эффективному управлению. А также — без выявления иерархических уровней сложности производственных образований, входящих в СПР национальной СЭС.
      Таким образом, в соответствии с маржиналистской экономической теорией явно недостаточным является изложение как предмета, так и объекта ее исследования.
      Также в марксистской политической экономии отсутствует обоснование назначения, состава и содержания экономических законов, которые должны составлять основу предмета этой научной дисциплины. Из-за этого оказывается случайным состав экономических законов, неточное истолкование каждого из них. При этом ряд экономических законов вовсе не рассматривается, а рассматриваемые не относятся к таковым.
      Аналогично обстоит дело и с экономическими категориями.
      Что касается маржиналистской экономической теории, то в ней вообще не идет речь о необходимости изучения экономических законов соответствующего состава как основной части предмета исследования.
      Экономические категории, используемые в маржиналистской экономической теории, носят, как правило, субъективистский полезностный и, следовательно, лженаучный характер. К такого рода категориям можно отнести: “полезность”, “предельную полезность”, “предельную эффективность” и т. д.
      Из-за отсутствия в марксистской политической экономии и маржиналистской экономической теории обоснования предмета и объекта исследований в этой отрасли знаний само их содержание оказалось несоответствующим. А именно имеет место изложение вопросов, не соответствующих предмету этих научных отраслей. При этом отсутствует изложение соответствующих вопросов. К ним в первую очередь относятся:
      истолкование производственных образований различных иерархических уровней как социально-экономических систем;
      развернутая характеристика социально-экономических систем по соответствующим признакам;
      развернутое истолкование понятия “эффективное управление социально-экономической системой”;
      цели функционирования и развития социально-экономических систем;
      состав, содержание и метод исчисления показателей этих целей;
      обоснование необходимости и методологические основы:
      1. выбора лучшего варианта развития СЭС исходя из соответствующих критериев оптимальности и ограничений;
      2. программно-целевого прогнозирования (планирования) функционирования и развития СЭС по лучшему варианту;
      3. комплексного анализа развития СЭС;
      4. комплексного учета развития СЭС;
      5. формирования производственной структуры СЭС и организационной структуры управления ею;
      6. учета внешних (в том числе экологических) условий.
      Из-за отсутствия экономической теории с соответствующими предметом и объектом исследования содержание экономических дисциплин, изучаемых в вузах и других учебных заведениях, оказалось деформированным путем необоснованного внесения в них маржиналистских субъективных принципов, понятий и положений. Например, в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по дисциплине “Экономика отрасли” предусматривается неприемлемый набор маржиналистских категорий типа: “источники и причины рыночной власти”, “измерение рыночной власти” и т. п.
      При этом вопросы, соответствующие обоснованным предмету и объекту исследования экономики отрасли (базирующейся на экономической теории), оказались вне поля зрения этой дисциплины. Что можно ожидать в результате изучения экономики отрасли с таким маржиналистским содержанием? Получить негативный ответ на этот вопрос не составляет труда.
      Таким образом, исключительно актуальными являются:
      уточнение предмета и объекта исследований экономической теории в рекомендуемых направлениях;
      уточнение состава и содержания экономических законов — основы предмета исследований экономической теории;
      уточнение экономических категорий, необходимых при изложении экономической теории;
      разработка и издание экономической теории (политической экономии) с соответствующими предметом и объектом исследования, а также ее содержанием.
     

Экономика строительства: Учебник для ВУЗов. / Л. Чистов - СПб: Питер, 2001. - 384 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |