Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      В пособии разработана система организационно-экономических мероприятий по формированию и управлению научными исследованиями. Исследуются проблемы формирования научной политики, взаимодействия науки и государства. Предложена методика оценки экономического эффекта от проведения и реализации целевой программы. Изложены методы проведения экспертизы результатов исследований и разработок. Рассмотрены вопросы правовой охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности, современные методы оценки патентов, лицензий, ноу-хау. Пособие предназначено для специалистов в области инновационного менеджмента, аспирантов и преподавателей вузов. Материал подготовлен в рамках проекта федеральной программы «Интеграция».
     
     
      Содержание
     
      ВВЕДЕНИЕ
     
      1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
      1.1. Базовые понятия
      1.2. Экономическая ситуация в научной области
      1.3. Типовые схемы финансирования
      1.4. Научно-техническая политика
      1.5. Управление наукой в высшей школе
      1.6. Государственное управление наукой
      1.7. Налоги — регуляторы научно-технического развития
      Налоговые льготы
      Пример воздействия налогов на развитие страны
      1.8. Модели экономического роста
      1.9. Приоритеты научных исследований
     
      2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ
      2.1. Классификация научных организаций
      2.2. Классификация целевых программ
      2.3. Классификация научно-технической продукции
      2.4. Классификация инноваций
      2.5. Классификация инвестиций
     
      3. МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ
      3.1. Понятие управления знаниями
      3.2. Технология внутрифирменного управления корпоративными знаниями
      3.3. Корпоративная цифровая библиотека
      3.4. Методы принятия решений в моделях знаний
      3.5. Классификация систем электронного управления документами
      3.6. Оценка возврата от инвестиций в технологии электронного управления документами
      3.7. Тенденции в области управления знаниями на уровне предприятий
      Формы управления знаниями
      Успех управления знаниями
      Система управления знаниями
     
      4. АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
      4.1. Уровень технологий
      4.2. Интеллектуальный потенциал сотрудника
      4.3. Интеллектуальный потенциал организации
      4.4. Интеллектуальный потенциал вуза
     
      5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ
      5.1. Виды интеллектуальной собственности
      5.2. Правовая охрана интеллектуальной собственности
      5.2.1. Правовая охрана изобретения, полезной модели, промышленного образца
      5.2.2. Правовая охрана товарного знака
      5.2.3. Правовая охрана коммерческой тайны
      5.2.4. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных
      5.2.5. Правовая охрана интеллектуальной собственности в международных проектах
      5.3. Передача исключительных прав
      5.4. Ущерб от нарушения исключительных прав
      5.5. Коммерциализация интеллектуальной собственности
     
      6. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
      6.1. Процедура оценки интеллектуальной собственности
      6.2. Методы оценки интеллектуальной собственности
      6.3. Оценка объекта авторского права
      6.4. Оценка объектов промышленной собственности
      6.4.1. Оценка лицензии
      6.4.2. Оценка бренда
      6.4.3. Оценка договора на передачу ноу-хау
      6.5. Оценка инновационного проекта как объекта интеллектуальной собственности
     
      7. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ
      7.1. Анализ итогового результата
      7.2. Отбор нововведений
      7.3. Экспертная оценка целей проектов
      7.4. Экспертная оценка проектов (методика Госкомвуза России)
      7.5. Экспертная оценка групп проектов (методика Национального фонда США)
      7.6. Сравнительная многоуровневая оценка (методика Российского фонда фундаментальных исследований)
      7.7. Экспертная классификация проектов по группам значимости (методика Российского гуманитарного научного фонда)
      7.8. Экспертная качественная оценка проектов (методика Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы)
      7.9. Методика оценки научной результативности
      7.10. Экспертная оценка проектов в рамках комплексной программы
      Требования к экспертам
      Процедура оценки проектов
      Научные направления, по которым оценивается соответствие результатов заявки
      Содержание заключения эксперта
      7.11. Особенности оценки акций компаний High-Tech
     
      8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ
      8.1. Методика UNIDO
      8.2. Методические рекомендации Минэкономики и Министерства финансов России
      8.3. Методика НП «Инновационное агентство»
      8.4. Метод Мэнсфилда
      8.5. Модель И. Фишера
      8.6. Модель Блэка-Шоулза
     
      9. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
      9.1. Оценка риска достижения результата и инфляции
      9.2. Количественные методы анализа рисков проектов
      9.3. Кумулятивная модель ставки дисконта
      9.4. Модель CAPM
      9.5. Модель WACC
      9.6. Метод скорректированной текущей стоимости
     
      10. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
      10.1. Оценка инвестиционного проекта
      10.2. Системы экспресс-оценки проектов
      10.3. Системы комплексной оценки проектов
      10.4. Система прогноза развития научно-технической и инновационной деятельности
     
      11. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ
      11.1. Цели и задачи комплексных научно-технических программ
      11.2. Синергетический эффект в комплексных программах
      11.3. Опыт США
      11.4. Опыт Франции
      11.5. Опыт ФРГ
      11.6. Опыт России
      11.6.1. Распределенная система управленческой структуры
      11.6.2. Система отбора программ
      11.6.3. Система финансирования программ
      11.6.4. Система контроля за выполнением программ
      11.6.5. Порядок заявления, финансирования и выполнения проектов
     
      12. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММОЙ
      12.1. Организация стратегического планирования в процессе формирования программы
      12.2. Выработка стратегических целей программы
      12.3. Методы принятия решений в управлении научно-технической программой
     
      13. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
      13.1. Элементы инновационного процесса
      13.2. Особенности организации внедрения нововведения
      13.3. Программа работ при создании инновационного механизма
      Региональные инновационные программы
      Система региональных инновационных центров
     
      14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
      14.1. «Портфель» проектов
      14.2. Система экономических оценок программы
      14.3. Методика экономической оценки деятельности участников программы
      14.3.1. Источники образования эффекта программы
      14.3.2. Оценка вовлечения банка
      14.3.3. Оценка предприятия, внедряющего нововведение
      14.3.4. Оценка обеспечивающей структуры в образовании механизма программы
      14.3.5. Оценка вложений со стороны бюджета
      14.3.6. Оценка целесообразности вложений инвестора в техническое нововведение
      14.3.7. Оценка вторичного экономического эффекта для инвестиционного банка
      14.4. Оценка воздействия программы на научно-техническое развитие промышленности
     
      15. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      15.1. Экспертное прогнозирование
      15.2. Статистическое прогнозирование
      15.3. Сценарное прогнозирование
      15.4. Программно-целевое прогнозирование
      15.5. Методы выявления тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов
     
      16. ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ
      16.1. Оптимизация сетевой схемы программы
      16.2. Распределение ресурсов между потреблением и накоплением
      16.3. Распределение ресурсов между элементами процесса
      16.4. Распределение ресурсов между прямыми инвестициями и развитием инфраструктуры
      16.5. Распределение ресурсов программы по направлениям
      16.6. Деление риска
      16.6.1. Математическое описание модели деления риска
     
      17. ОЦЕНКА МЕЖДУНАРОДНЫХ НАУЧНЫХ ПРОГРАММ
      17.1. Организационные формы и механизмы поддержки научных международных программ
      17.2. Фандрайзинг в финансировании научных программ
      17.3. Трансферт научно-технических результатов
      17.4. Франчайзинг в научно-технической деятельности
      17.5. Мониторинг программ
      17.5.1. Мониторинг: основные виды и подходы
      17.5.2. Мониторинг деятельности
      17.5.3. Процесс организации мониторинга
      17.5.4. Мониторинг: пилотные исследования
     
      ЛИТЕРАТУРА
      ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
      ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
      ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ
     
     
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 1.
      ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
      Определение совершенства обладает некоторым консерватизмом, оно редко меняется. Но периодически его следует пересматривать и заново продумывать.
      Питер Ф. Друкер
      1.1. Базовые понятия
      Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.
      А. П. Чехов
      В начале XVIII в. в русском обществе изменилось отношение к труду ученого. Занятие науками уже не казалось недостойным вельможи. В этот период появилась Российская Академия наук, первые российские ученые получают мировую известность, и среди них — В. Н. Татищев.
      Ученый-энциклопедист, горный инженер, математик, географ, экономист, историк, языковед, медик, философ и педагог. Это далеко не полный перечень областей деятельности Василия Никитича Татищева (1686–1750) сподвижника Петра I, радевшего о славе и процветании Отечества.
      Он был одним из первых российский ученых, отстаивающих научное обоснование государственных политических и экономических начинаний. Татищев подчеркивал, что «главная польза государства» состоит в особой силе просвещения, в организации обучения с младенчества, поощрении особо радивых и даровитых учащихся («чтобы высший в науке высшее место и имел»). «Ни каков человек без знания совершен, мудр и полезен быть не может». Он был зачинателем профессионально-технических школ и системы обучения. Академию наук Татищев видел как центр по разработке научных проблем, подготовке научных кадров, изданию научных трудов, собиранию и изучению памятников истории и культуры. «По методу своего мышления Татищев является как бы главой многочисленного рода просветителей» (Г. В. Плеханов).
      Наука — сфера деятельности, ориентированная на выработку знаний о мире, их систематизацию, построение образа мира и определение способов взаимодействия с миром. Науки различаются по предмету и объекту исследования. Предмет науки — это сторона, которой объект представлен в науке. Объект исследования — это сторона реальности, на изучение которой направлена данная наука. Каждой науке присущи свои понятия, средства и методы.
      Естественные науки изучают поведение объектов окружающего мира. Общественные науки имеют дело с поведением человека и общественных институтов.
      Основу науки составляют законы — открытые устойчивые связи между явлениями. Совокупность законов составляет теорию — систематизированное описание и объяснение явлений в определенной области. Развитие науки представляет собой развитие и смену теорий. Теория существует до тех пор, пока не накопятся факты, противоречащие ее положениям. Невозможность объяснить новые факты в рамках действующей теории порождает необходимость анализа и выработки новой совокупности гипотез.
      Важно отметить, что реальность, на которую опираются естественные науки, — физический мир и его законы — неизменна, а в социальном мире нет таких жестких законов. Предмет изучения общественных наук, к которым относится и экономика знаний, постоянно меняется. Это требует рассматривать экономику знаний как систему общих представлений, совокупность достижений практики, систему методов создания условий для функционирования и поддержки научно-исследовательской деятельности.
      Разработка менеджмента научных исследований — это фактически создание инструмента для улучшения условий научно-исследовательской деятельности. С помощью этого инструмента можно повысить эффективность совместного труда работников научной сферы.
      Научная (научно-исследовательская) деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
      фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
      прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
      Фундаментальные науки познают мир безотносительно к возможностям практического применения, а прикладные науки ориентированы на применение знаний, полученных фундаментальными исследованиями. Однако фундаментальная и прикладная науки существуют только во взаимосвязи. Они дополняют и развивают друг друга. Научное исследование направлено на выявление свойств и особенностей изучаемого объекта, установление его существенных признаков, свойств и особенностей.
      Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
      Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
      Научный и научно-технический результат — продукт научной или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
      Государственная научно-техническая политика — система целей, направлений, способов и форм воздействия государства на получение новых научных результатов, создание и освоение новой техники и технологий. Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей.
      Научно-техническая политика как самостоятельная особая область деятельности государства по историческим меркам очень молода. В данной области ни одна страна не обладает пока традициями и обширным опытом, неоднократно проверенными на практике.
      1.2. Экономическая ситуация в научной области
      Наука героичная, как самая справедливейшая из войн: вся она — непрерывный многовековой подвиг добровольцев, идущих навстречу неизведанному.
      Д. Гранин
      С началом рыночных преобразований в экономике резко сократилось государственное финансирование науки, упал спрос на ее результаты со стороны ВПК и других отраслей. Из года в год государство выделяет науке не более половины положенных по закону 4% расходной части бюджета, предусмотренных законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г.
      Для оценки ситуации важен не столько абсолютный объем выделяемых на науку средств, сколько их доля в общем объеме ресурсов страны — во внутреннем валовом продукте (ВВП). Этот показатель отражает объективно складывающийся баланс национального хозяйства. Такие показатели меняются медленно, если не возникает форс-мажорных обстоятельств вроде войны или крупного стихийного бедствия. Каждая десятая или сотая доля процента тут весома из-за величины самого ВВП.
      По доле затрат на исследования и разработки Россия отставала от большинства стран «семерки» уже в 1990 г. (при том, что наши космические программы по масштабу не уступали американским). В дальнейшем разрыв увеличился, что красноречиво свидетельствовало о серьезном неблагополучии в обществе, разбалансировке его ресурсов. Сравнение общих затрат на науку с затратами на гражданские исследования и разработки показывает, что стартовые позиции для российской науки были крайне невыгодными. В 1990–1991 гг., когда страны «семерки» активно перестраивались на мирный лад, мы тратили на военно-промышленные разработки более половины своих скудных средств. Наш научно-технический потенциал был милитаризован больше, чем у развитых стран (табл. 1.1).
      В 1997 г. расходы на финансирование российской науки составили 1,2% ВВП, в 1998 г. — 0,7%. В 1998 г. на государственный сектор науки приходилось 67,5% всех затрат на исследования и разработки, на предпринимательский — 27,0, на научные подразделения вузов — 5,4, на частный бесприбыльный научный сектор — 0,06%. Стратегическим интересам России отвечало бы финансирование на уровне 2–3% ВВП, который характерен для большинства стабильно развивающихся стран. Чем больше страна расходует на исследования и разработки, тем выше уровень ее экономического развития и жизненных стандартов населения. Слабый научно-технический сектор, поглощающий менее 2% ВВП, характерен для стран с сырьевой ориентацией экспорта.
      В 1993 г. было 38 программ, в 1994 г. — 41, в дальнейшем их число то возрастало, то уменьшалось. Постепенно среди них увеличилась доля фундаментальных программ, что стало реакцией на сокращение финансирования: в 1995 г. было получено 162 млн руб. (план — 483 млн руб.), в 1996 г. — 118 млн руб. (план — 343 млн руб.). Проекты, связанные с опытно-конструкторскими работами, разработками и выпуском опытных партий продукции, сворачивались.
      В 1996 г. была заявлена единая федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996–2000 годы». В нее вошли 8 приоритетных направлений, опиравшихся на 39 подпрограмм. Выполнялись 3,7 тыс. проектов. Соисполнителями программы стали 1118 организаций, представлявших 61 субъект Федерации. По многим субъектам финансирование было символическим. Так, в 1996 г. из 343 млн руб. для организаций Москвы было запланировано 200 млн, Московской области — 45 млн, Санкт-Петербурга — 41 млн, Вологодской и Калининградской областей — по 4 тыс., Карелии — 3 тыс.
      Сегодня вполне реальна опасность потерять наукоемкие направления. Так, за 1990–1995 гг. доля высокоточных станков в общем производстве станков упала с 10,4 до 3,7%, станков с программным управлением — с 22,6 до 1,6%. Под влиянием спроса на низкотехнологичную продукцию машиностроения возросла доля дешевых, примитивных станков с ручным управлением.
      За 1990–1995 гг. число освоенных производством образцов новой техники сократилось с 2000 до 1100, а средний возраст производственного оборудования вырос с 10,8 до 14,1 лет. И в последующие годы инновационная активность продолжала оставаться на очень низком уровне, в 2000 г. лишь 5% предприятий применяли новые достижения, в то время как в Европе этот показатель составляет 80–87%.
      Вторая половина 1990-х гг. стала для российской науки периодом преодоления кризиса. Объем основных фондов за 1990–1999 гг. снизился более чем в три раза и составил 213,6 млрд руб. Коэффициент обновления основных фондов научно-технической сферы снизился до 2,1% по сравнению с 10,5% в 1991 г.
      Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 г. равнялась 3,5%. По прогнозным оценкам, в 2010 г. она достигнет 6,5–7,5% (при минимально необходимых 15%). Доля затрат на инновации в общем объеме промышленной продукции в 1999 г. составляла 1,06%. По прогнозу, к 2010 г. эта доля составит 2,5%.
      Одной из самых острых проблем научно-технической сферы остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному.
      С падением престижа науки снижается уровень образованности и культуры общества. Смещается вся система ценностей. Подрастает малообразованное поколение. Исчезает сообщество не только творцов науки и культуры, но и потребителей культурных ценностей. Все меньше людей способны востребовать и оценить достижения науки.
      1.3. Типовые схемы финансирования
      Ученый не имеет права покидать науку… Что бы ни случилось, хотя бы душа расставалась с телом, все равно — надо работать.
      Пьер Кюри
      Можно выделить следующие подходы к финансированию наукоемких разработок:
      1. «Лобовой» способ — выделять деньги по всему фронту научного потенциала и в количестве, запрашиваемом самими учеными. Такой подход не требует выделения приоритетов, механизмов координации действий отдельных секторов. Коль скоро ученые смогли доказать разумность своих требований, их финансируют правительственные ведомства. Эта схема ориентируется на поддержку «белового шума» по всему спектру исследований с надеждой, что где-то появится прорывной научный результат.
      2. «Комплексный» способ — управление научно-техническим прогрессом как самостоятельной социально-экономической областью. Такой подход предполагает детальное изучение реально складывающейся экономической ситуации в стране, научное прогнозирование ее развития и создание максимально благоприятных объективных и субъективных условий реализации процесса в целесообразном с точки зрения интересов общества направлении.
      3. «Дефицитное» управление вытекает из следующей целевой установки: «Как извлечь максимум результатов из наличного научного потенциала в условиях ограниченных финансовых ресурсов?» Удержать технологическое лидерство там, где оно сохранилось, вернуть его там, где оно частично утрачено, получать от вкладываемых в науку средств по крайней мере «не меньше других», причем не только в виде ученых публикаций, патентов, престижных премий, но и в виде расширения рынков сбыта новой техники, сокращения дефицита внешнеторгового баланса и других реально ощутимых материальных выгод. Типовые схемы финансирования научных исследований можно рассматривать как самостоятельные подходы, но можно их применять как взаимодополняющие по отдельным областям научной деятельности.
      1.4. Научно-техническая политика
      В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
      Карл Маркс
      Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
      Важнейшими принципами государственной научной политики являются:
      опора на отечественный научный потенциал (стимулирование развития фундаментальных научных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России; защита прав и интересов российских ученых за рубежом);
      свобода научного творчества (последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею; формирование экономических условий для широкого использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических нововведений);
      создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны;
      интеграция науки и образования (развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней);
      защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства;
      развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства;
      повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов.
      Важнейшей задачей государственной научно-технической и инновационной политики на долгосрочный период является определение приоритетов развития научно-технической и инновационной сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, а также разработка конкретных организационных и экономических механизмов обеспечения благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации научной и инновационной деятельности. В условиях рыночной экономики государство может реализовать свои цели в научно-технической области через следующие механизмы:
      1. Выработку стратегических научно-технологических ориентиров у государства в целом, у субъектов Федерации и отдельных регионов:
      разработку и проведение единой государственной научно-технической политики;
      выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;
      увеличение доли затрат федерального бюджета на науку при приоритетной поддержке фундаментальной науки.
      2. Прямое участие государства в финансировании за счет бюджета:
      финансирование исследований и разработок, направления которых наиболее соответствуют целям государства (проблемы обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, систем вооружений, космической техники);
      определение структуры и размера финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
      предоставление безвозмездных субсидий на научные исследования;
      непосредственное управление структурами, находящимися в государственной собственности;
      стимулирование коммерческих организаций к созданию фондов финансирования научных исследований;
      привлечение инвесторов на паритетных началах;
      проведение санаций и закрытие неэффективных организаций.
      3. Создание поддерживающей системы законов:
      принятие законов и нормативных актов в сфере научно-технической деятельности;
      введение законов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности, прав авторов и правообладателей.
      увеличение вневедомственного конкурсного финансирования науки (РФФИ, РГНФ и др.) через научные фонды;
      развитие венчурного инвестирования в научно-технической сфере;
      4. введение страхования инновационных рисков.
      5. Управление через налоговую политику:
      введение налоговых льгот для научных и образовательных государственных организаций;
      введение избирательных льгот и стимулов для частных компаний и негосударственных некоммерческих учреждений.
      6. Формирование престижного общественного мнения относительно науки, ученых и нововведений:
      повышение престижности труда молодых ученых;
      использование временных трудовых контрактов для молодых ученых (до 30 лет) с существенно повышенным размером оплаты;
      увеличиние финансирования научной материально-технической базы;
      переоснащение приборного парка науки;
      обеспечение молодых ученых жильем;
      улучшение пенсионного обеспечения высококвалифицированных ученых.
      Ряд элементов государственного управления научно-технической политикой зафиксирован в принятой Доктрине развития российской науки:
      выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3% его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран;
      обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других ведущих высших учебных учреждений, научных библиотек, музеев и информационных центров;
      обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов;
      создание благоприятных условий для инвестирования средств в науку промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;
      развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств;
      поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
      введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;
      создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах;
      создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.
      Ближайшая задача государственной кадровой политики в научно-технической сфере состоит в сохранении талантливой и плодотворной части научных кадров, удовлетворении кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности на основе привлечения и закрепления молодых ученых и специалистов, сокращения их ухода в другие сферы и отъезда за рубеж.
      Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, содействие обеспечению жильем, улучшение социальной защищенности.
      1.5. Управление наукой в высшей школе
      Работа в науке — это тяжелый труд, здесь поражения более часты, чем победы и достижения.
      М. А. Марков
      В российской высшей школе в последние годы сложилась достаточно структурированная система организации научной деятельности в рамках межвузовских научно-технических программ, единого заказа-наряда и грантов. При этом около половины бюджетных ассигнований, выделяемых Минобразованию России на науку, направляется на фундаментальные исследования. Одновременно по ряду научных направлений действует сеть программ прикладных исследований.
      В 1999 г. научные исследования в системе Минобразования России проводили 355 вузов и научных организаций. Основу научного сектора составляют коллективы 199 университетов (56%), 56 академий (16%), 58 институтов (16%), 42 научные организации (12%). Среднегодовая численность работников в них составила более 419 тыс. человек, из них 40% — профессорско-преподавательский состав. В системе работают около 20 тыс. докторов (более 10% от общей численности) и более 90 тыс. кандидатов наук (48,9%). На науку министерство выделило 859,2 млн руб., что составило 100% от плана. Соотношение объемов финансирования НИР по единому заказу-наряду, грантам и научно-исследовательским программам составило соответственно 33,5, 8,7 и 57,8% .
      Вместе с тем во многих вузах в оплате труда преподавателей недостаточно учитывается исследовательская деятельность, что приводит к негативному отношению к научной работе. С другой стороны, по признанию Минобразования, отсутствует эффективный контроль за расходованием средств, выделяемых на исследования по единому заказу-наряду.
      Конкурс грантов позволяет поддерживать наиболее динамично работающие научные коллективы, однако социологические опросы показывают: около 40% респондентов отмечают, что существующая процедура подачи заявок создает условия для протекционизма.
      На сегодняшний момент проведен конкурс и сформировано 12 научных и научно-технических программ, проведена реструктуризация системы межвузовских научно-технических программ: вместо 86, действовавших в 1998 г., в настоящее время работа ведется по 12 программам.
      В то же время проблемы, с которыми столкнулась страна в последние годы, не могли не сказаться на научной сфере, включая вузовскую науку. Направляя в научно-техническую сферу менее 1% валового продукта, Россия все больше отстает от промышленно развитых стран. Не выполняется 4%-ная норма выделения бюджетных средств, определенная Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
      Даже в условиях роста бюджетного финансирования системы образования в целом проблемой является наиболее эффективное использование средств, направляемых в ее научный сектор. Для изменения положения в этой сфере необходимо, чтобы заказчиками научных исследований и разработок выступали отрасли промышленности, что предполагает расширение межотраслевого взаимодействия, заключение договоров с министерствами и ведомствами, формирование совместных научно-технических программ.
      Расширение сотрудничества с отраслями может привлечь дополнительные средства на развитие научной и инновационной деятельности, и прежде всего это соглашения с Газпромом, РАО ЕС, Министерством путей сообщения, Министерством атомной промышленности и другими акционерными и федеральными структурами. Дальнейшие действия по развитию сотрудничества с отраслями должны предусматривать долевое финансирование конкретных проектов. Выполнение этой задачи предполагает самую тесную связь вузовской науки и отраслей.
      Особая роль вузовского сектора науки и инновационного комплекса высшей школы определяется их влиянием на социально-экономические и технологические преобразования в регионах, в большинстве которых они составляют основу научно-технического потенциала. В силу этого важной задачей является формирование региональных научно-технических программ, являющихся составными частями общегосударственной научной, научно-технической и инновационной политики.
      Вузовские научные коллективы все более активно привлекаются к решению региональных задач, в 1999 г. более 10 млн руб. было выделено из средств областных, краевых, республиканских бюджетов на совместное финансирование исследований.
      Формируя новые программы, Министерство образования исходит из принципа софинансирования научных исследований. Например, по проектам, представленным на конкурс в рамках программы «Разработка и реализация федерально-региональной политики в области науки и образования», органы государственного управления субъектов Российской Федерации подтвердили участие в договорных отношениях, в том числе на международном уровне, на общую сумму 127 млн руб., что более чем в 1,5 раза превышает объем средств, которые планируются на это направление вузовской науки.
      Внимание к региональной науке со стороны губернаторов скорее исключение, чем правило. Члены Совета Федерации нередко стремятся переложить основное бремя финансирования вузовской науки на федеральный центр. Вместе с тем для увеличения финансирования науки в регионах необходимо, чтобы исследования в большей мере были связаны с региональной экономикой. Примерами активной поддержки научных исследований на региональном уровне являются специальные программы г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Красноярского края.
      Можно назвать еще несколько важных условий финансирования вузовской науки на региональном уровне. Во-первых, отрасли должны делать конкретный заказ на новую технологию, продукцию, услуги. Для этого вузы должны не только изучать и знать потребности отраслей в технологическом обновлении производства, но и постоянно оценивать свои возможности, свой интеллектуальный потенциал, инновационные ресурсы вузовской науки, которые можно было бы использовать при решении задач в интересах местных промышленности и экономики.
      Второе условие касается необходимости доработки областного законодательства: если сегодня не предоставить льготы отраслям промышленности, они не будут вкладывать средства в науку.
      Итоги работы в 1999–2002 гг. показывают, что многие предприятия начинают медленно, но уверенно выходить из кризиса, наращивать производство и в этой связи проявлять больший интерес к тем современным технологиям, которые во всех ведущих странах определяют динамику экономического развития. Повышается интерес промышленности к специалистам нового поколения.
      Высшая школа лучше других владеет новыми технологиями и условиями для подготовки таких кадров. Но пока имеются лишь одиночные примеры, когда крупные предприятия, акционерные компании, холдинги, оборот которых превышает миллиарды долларов, вкладывают средства в подготовку кадров нового типа, в поддержку вузовской науки, стимулирование инновационных процессов.
      Решению этой проблемы могло бы способствовать внесение изменений в уставы высших учебных заведений, с тем чтобы шире использовать соучредительство, многоучредительство, привлекая к этому процессу органы исполнительной и законодательной власти, руководителей крупных предприятий, заинтересованных в новых технологиях и кадрах, владеющих основами менеджмента. В этом случае у законодателей будет больше прав на предоставление льгот предприятиям, активно поддерживающим высшую школу и вузовскую науку.
      Координация усилий, активное сотрудничество вузов с промышленностью, совместная работа с органами исполнительной и законодательной власти позволят преодолеть те трудности, с которыми сталкивается сейчас высшая школа.
      Развитию системы подготовки кадров высшей квалификации, по мнению экспертов, могло бы способствовать создание межрегиональных диссертационных советов как на уровне области, края, республики в составе России, так и в рамках ассоциаций экономического взаимодействия. Важно, чтобы такие советы создавались с учетом научно-производственной специализации региона. В этом случае одни из них могут быть ликвидированы, а другие созданы.
      Высшая школа России в последние годы активно развивает инновационную деятельность в научной сфере. Для реализации научного потенциала вузов и вузовских научных разработок были созданы инновационные научно-технические программы, в которых участвует более 150 российских вузов. В рамках этой деятельности проводятся обучение и консультирование участников программ, разрабатывается нормативно-методическая и справочная литература, ведется работа по охране прав интеллектуальной собственности, проводятся маркетинговые исследования — все это способствует привлечению дополнительных ресурсов в вузы.
      Так в 1999 г. на создание научно-технической продукции по инновационным программам были привлечены внебюджетные средства в объеме, в 2,5 раза превышающем бюджетное финансирование этих работ. Объемы реализации наукоемкой продукции в 3 раза превысили затраты бюджетных средств на ее создание. Возврат средств в бюджет в виде налогов полностью окупил бюджетные затраты на их выполнение.
      Используя накопленный вузами опыт создания университетских технопарков, отрабатывается модель инновационно-технологического центра (ИТЦ) как одного из основных элементов инновационной инфраструктуры. В 1999 г. в системе высшей школы на базе университетских технопарков успешно действовали 11 таких центров в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани. Завершается создание ИТЦ на базе университетских технопарков в Новгородском государственном университете, Саратовском государственном техническом университете, Самарском государственном аэрокосмическом университете. ИТЦ высшей школы и университетские технопарки уже сегодня составляют основу формируемой региональной инфраструктуры науки.
      Как уже отмечалось, в стране созданы и успешно работают совместные учебно-научные центры по конкретным направлениям фундаментальной науки.
      Большое значение при формировании научной, научно-технической и инновационной политики приобретает не только выработка стратегии и ее нацеленность на совершенствование системы образования, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.
      1.6. Государственное управление наукой
      Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.
      Аристотель
      Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства Российской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектов Российской Федерации.
      Законодательный орган государственной власти Российской Федерации ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
      Определение основных направлений государственной научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
      Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории Российской Федерации.
      Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники.
      Государственными структурами, управляющими научно-техническими разработками в стране, являются: Министерство промышленности, науки и технологий, Министерство образования, Российская академия наук; Российские академии медицинских наук, сельскохозяйственных наук и образования; Правительственная комиссия по научно-технической политике, Совет по научно-технической политике при Президенте РФ, Правительственная комиссия по реформированию научной сферы, которые наделены исполнительскими, а не просто совещательными функциями. Министерство промышленности, науки и технологий (Минпромнауки) при образовании в 2000 г. вобрало в себя функции разных ведомств: от Министерства экономики — промышленный блок гражданского назначения, от Министерства науки и технологий — научный сектор, от Министерства торговли — внешнеторговое сотрудничество, от других ведомств — разнообразные функции, вплоть до охраны интеллектуальной собственности. Кроме того, новому министерству вменили в обязанность координацию деятельности пяти федеральных оборонных агентств — авиационно-космического, систем управления, судостроения, боеприпасов, обычных вооружений. Впервые в истории современной России была сделана попытка соединить в одном федеральном ведомстве производство, научно-исследовательскую сферу, маркетинг, реализацию продукции, тиражирование достижений науки и реализацию их на рынке. Хранение научной документации обеспечивает Архивный фонд Российской Федерации. Постоянное хранение документов фонда осуществляют учреждения Госархива, а временное — органы государственной власти, государственные учреждения и предприятия в создаваемых ими ведомственных архивах. Нормативные сроки хранения документации составляют: научной, технологической и патентной информации — 10 лет, конструкторской — 15, проектной по капитальному строительству — 25 лет. Документы государственной части Архивного фонда предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам. Для эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации создана система научно-технической информации (ГСНТИ). Она представляет собой совокупность научно-технических библиотек, региональных центров и организаций, специализирующихся на сборе, обработке и хранении научно-технической информации, ведении информационных фондов, баз и банков данных. Основой ГСНТИ являются федеральные учреждения: Всероссийский научно-технический информационный центр, Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации, Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития, Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Миннауки, государственные публичные библиотеки РАН и Миннауки.
      Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом:
      гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
      гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
      признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;
      обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
      гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;
      гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
      Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.
      Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации:
      утверждают уставы государственных научных организаций;
      осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества.
      Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.
      Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество (имущественное право или имущественные обязанности) академий наук, имеющих государственный статус, используется ими на условиях, определяемых договором (сделкой) и законодательством Российской Федерации, отражается в смете доходов и расходов, учитывается на отдельном балансе.
      Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.
      Финансирование Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
      Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются прямыми получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
      Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и (или) научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
      Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном ими порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то государственные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены научные организации указанных академий наук, информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными организациями указанных академий наук научных исследованиях, представляющую интерес для соответствующих субъектов Российской Федерации.
      Российская академия наук является специфической организацией. Наряду с ее центральным сообществом выбираемых членов академии в структуру входят академические институты. Фактически это соединение юридически самостоятельных организаций внутри общественной организации. С позиций законодательной практики это влечет ряд правовых проблем. Новое российское законодательство позволяет, отказавшись от построения академий наук на принципах единой централизованной системы, организовать их деятельность как ассоциаций научных, научно-технических и вспомогательных организаций и предприятий. Деятельность таких юридических лиц регулируется Гражданским кодексом и Законом «О некоммерческих организациях». Наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имущество самой Академии и входящих в нее организаций. Подобная правовая форма приемлема для Академии наук и потому, что, согласно гражданскому законодательству, юридические лица, входящие в ассоциацию (союз), при объединении сохраняют юридическую самостоятельность.
      В 80-е гг. ключевыми направлениями государственной научно-технической политики стали региональные программы развития науки и технологий , подтягивание отсталых по данному параметру регионов к уровню ведущих. На такие программы выделяются значительные федеральные ресурсы. Сегодня собственную перспективную программу имеет каждый штат в США, префектура в Японии, департамент во Франции, графство в Великобритании и земля в ФРГ. Подобная практика активно используется российскими федеральными округами и крупнейшими федеральными субъектами. В России суть региональных программ видится не в том, чтобы они обеспечивали равномерное распределение научных исследований по всей стране, а в том, чтобы, опираясь на сложившуюся специализацию и местный потенциал, дали новый и долговременный импульс развитию науки на базе наукоградов, академгородков и университетских центров.
      К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
      формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики;
      организация научно-технического прогнозирования;
      размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
      формирование рынков научной и научно-технической продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
      формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации;
      разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение;
      формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития;
      международные научные связи.
      К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
      участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;
      определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах Российской Федерации;
      формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов Российской Федерации;
      финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
      формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов Российской Федерации и межрегиональных органов;
      управление государственными научными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
      контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
      создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
      формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;
      осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
      По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме:
      подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности;
      участия представителей соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;
      взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
      подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций.
     

Экономика знаний. / В. Глухов, С. Коробко, Т. Маринина - СПб: Питер, 2003. - 528 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |