Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

М. Пархачева, Е. Шаронова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ. ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ.
Цена: 35 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Налоги и налогообложение
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      1 января 2003 г. владельцы транспортных средств получили подарок от законодателей — новый транспортный налог, который заменил несколько видов налоговых сборов. Позволит ли это новшество россиянам спать спокойно или сулит бессонницу? Компетентный и исчерпывающий ответ вы получите, прочитав эту книгу. Авторы на конкретных примерах анализируют особенности уплаты транспортного налога физическими и юридическими лицами, объясняют порядок его исчисления в зависимости от вида транспортного средства и категории налогоплательщика, дают подробный перечень налоговых ставок. Из этой книги вы узнаете о том, кто имеет право на льготы по транспортному налогу, какие транспортные средства исключены из списка объектов налогообложения. Книга содержит полезные рекомендации широкому кругу читателей — бухгалтерам, которым впервые предстоит применять нормы главы 28 НК, владельцам транспортных средств, и даже водителям, пользующимся автомобилем по доверенности.
     
     
      Содержание
     
      Глава 1. Введение транспортного налога на территории субъектов России
     
      Глава 2. Плательщики транспортного налога
      2.1. Лица, на которые зарегистрированы транспортные средства
      2.2. Лица, получившие транспортные средства по доверенности
      2.3. Постановка на учет по месту нахождения транспортных средств
     
      Глава 3. Объект налогообложения
      3.1. Транспортные средства, подлежащие налогообложению
      3.2. Транспортные средства, не подлежащие налогообложению
     
      Глава 4. Налоговая база, налоговые ставки и налоговый период
      4.1. Налоговая база
      4.2. Налоговые ставки
      4.3. Налоговый период
     
      Глава 5. Порядок исчисления транспортного налога
      5.1. Общий порядок исчисления налога
      5.2. Специальный порядок исчисления налога
      5.3. Исчисление общей суммы налога
      5.4. Налоговые льготы
      5.5. Особенности исчисления налога в зависимости от категории налогоплательщика
     
      Глава 6. Порядок и сроки уплаты налога
      6.1. Порядок уплаты налога собственниками морских, речных и воздушных транспортных средств
      6.2. Порядок уплаты налога собственниками наземных транспортных средств
      6.3. Сроки уплаты налога
     
      Глава 7. Учет транспортного налога организациями и заполнение отчетности
     
      Приложение 1. Налоговый кодекс Российской Федерации Глава 28 «Транспортный налог» (извлечение)
      Приложение 2. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Письмо от 6 ноября № НА-6-21/1704 «О траспортном налоге»
     
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 1.
      ВВЕДЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИИ
      При реформировании налоговой системы Российской Федерации первоначально статьей 5 федерального закона России от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусматривалось, что с 1 января 2003 года закон России от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее — Закон о дорожных фондах) утратит силу.
      Впоследствии федеральным законом России от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее — Закон № 110-ФЗ) статья 5 федерального закона № 118-ФЗ (предусматривающая отмену Закона о дорожных фондах) была отменена (ст. 8 Закона № 110-ФЗ).
      Одновременно с этим Федеральным законом № 110-ФЗ были внесены изменения и дополнения в целый ряд законодательных актов.
      В частности, Законом № 110-ФЗ вторая часть НК РФ была дополнена новой главой 28 «Транспортный налог» (п. 30 ст. 1 Закона № 110-ФЗ), который с 1 января 2003 г. заменяет два действовавших в 2002 г. налога — налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество с физических лиц.
      В связи с этим были внесены изменения в Закон о дорожных фондах и Закон о налоге на имущество физических лиц, в соответствии с которыми с 1 января 2003 г. отменяются налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, а также налог на пользователей автомобильных дорог (ст. 3, 9 Закона № 110-ФЗ).
      Закон о дорожных фондах сохранил свое действие, причем федеральным Законом № 110-ФЗ были уточнены источники образования территориальных дорожных фондов. С 1 января 2003 г. источниками формирования территориальных дорожных фондов будут являться (ст. 9 Закона № 110-ФЗ):
      транспортный налог;
      акцизы на нефтепродукты в размере 50 процентов доходов;
      земельный налог в размере 100 процентов доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
      поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г. по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г.;
      субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемые из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;
      иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, направляемые в территориальные дорожные фонды в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
      Установление на законодательном уровне транспортного налога в качестве одного из источников формирования территориальных дорожных фондов потребовало внесения соответствующих изменений в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы). В соответствии со ст. 2 Закона № 110-ФЗ из перечня федеральных налогов был исключен налог с владельцев транспортных средств (пп. «м» п. 1 ст. 19 Закона об основах налоговой системы), а в перечень региональных налогов включен транспортный налог (пп. «ж» п. 1 ст. 20 Закона об основах налоговой системы). Кроме того, п. 1 ст. 14 НК РФ дополнен пп. 4 «Транспортный налог».
      Систему налогов и сборов в России составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы, при этом (ст. 12 НК РФ:
      федеральные налоги устанавливаются НК РФ и взимаются на всей территории Российской Федерации;
      региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов Российской Федерации;
      местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
      Согласно пп. «ж» п. 1 ст. 20 Закона № 2118-1 транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога.
      Законодателем предусмотрен специальный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением некоторых случаев, предусмотренных указанной статьей НК РФ).
      Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах вступают в силу при соблюдении двух условий и, соответственно, наступления двух дат, из которых более поздняя и будет днем вступления в силу:
      первый день по истечении месяца со дня официального опубликования нормативного акта;
      первый день очередного налогового периода.
      Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, акты законодательства о налогах и сборах могут вступить в действие только с первого числа очередного налогового периода, наступившего после истечения одного месяца со дня официального опубликования акта.
      Исходя из изложенного следует, что для правомерного взимания в 2003 г. на территории субъекта РФ транспортного налога закон этого субъекта РФ должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2002 г. (абз. 1, 4, 9 ст. 6.1 НК РФ).
      Аналогичную позицию поддерживает и МНС России, указывая в своем письме от 6 ноября 2002 г. № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге», что для введения транспортного налога с 1 января 2003 г. закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 г.
      Во многих субъектах РФ приняты соответствующие законы о транспортном налоге, в частности:
      Областной Закон Архангельской области от 1 октября 2002 г. № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге»;
      Закон Томской области от 4 октября 2002 г. № 77-ОЗ «О транспортном налоге»;
      Закон Алтайского края от 10 октября 2002 г. № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края»;
      Закон Республики Мордовия от 17 октября 2002 г. № 46-З «О транспортном налоге»;
      Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 48 «О транспортном налоге»;
      Закон Тверской области от 6 ноября 2002 г. № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области»;
      Закон Волгоградской области от 11 ноября 2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге»;
      Закон Ульяновской области от 15 ноября 2002 г. № 056-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области»;
      Закон Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области»;
      Закон Калининградской области от 16 ноября 2002 г. № 193 «О транспортном налоге»;
      Закон Омской области от 18 ноября 2002 г. № 407-ОЗ «О транспортном налоге»;
      Закон Тюменской области от 19 ноября 2002 г. № 93 «О транспортном налоге»;
      Закон Рязанской области от 22 ноября 2002 г. № 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области»;
      Закон Новосибирской области от 22 ноября 2002 г. № 69-ОСД «О транспортном налоге»;
      Закон Ленинградской области от 22 ноября 2002 г. № 51-ОЗ «О транспортном налоге»;
      Закон Иркутской области от 27 ноября 2002 г. № 61-ОЗ «О транспортном налоге»;
      Закон Владимирской области от 28 ноября 2002 г. № 119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога».
      В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
      Пунктом 1 ст. 17 НК РФ определено, что налог считается установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
      объект налогообложения;
      налоговая база;
      налоговый период;
      налоговая ставка;
      порядок исчисления налога;
      порядок и сроки уплаты налога.
      Таким образом, законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет, и т. п.
      Согласно п. 3 ст. 12 НК РФ при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
      Элементы налогообложения в отношении транспортного налога установлены главой 28 НК РФ «Транспортный налог». Стало быть, принимая региональный Закон о транспортном налоге на подведомственной ему территории, субъект РФ должен руководствоваться положениями главы 28 НК РФ, которой определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога.
      Таким образом, законодательные (представительные) органы субъекта РФ могут устанавливать:
      иные ставки транспортного налога в пределах ставок, установленных главой 28 НК РФ;
      свой порядок и сроки уплаты налога;
      собственные формы отчетности по транспортному налогу;
      региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
      При этом, устанавливая транспортный налог, органы власти соответствующего субъекта РФ не вправе расширительно толковать нормы, закрепленные главой 28 НК РФ в отношении иных элементов налогообложения.
     

Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. / М. Пархачева, Е. Шаронова - СПб: Питер, 2003. - 112 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |