В книге известного американского ученого излагаются принципы микроэкономической теории: теория спроса и предложения, эффективность и рынки факторов производства, капитальные вложения и рынки капитала, общее равновесие и экономическая эффективность, стратегическое взаимодействие фирм и др. Принципиально новая методика подачи материала выгодно отличает книгу от классических учебников. Книга рекомендуется аспирантам, преподавателям экономических факультетов и вузов.
Содержание
Об авторе
Предисловие для преподавателя
Для кого написана эта книга?
Особенности второго издания
Организация материала
Вводная часть
Основные инструменты анализа спроса и предложения
Элементы микроэкономики
Средства обучения
Предисловие для студента
Часть I. Введение
Глава 1. Десять принципов экономической теории
Принятие решений людьми
Принцип 1. Человек выбирает
Принцип 2. Стоимость чего-либо есть цена того, от чего придется отказаться, чтобы получить желаемое
Принцип 3. Рациональный индивид мыслит в терминах предельных изменений
Принцип 4. Человек реагирует на стимулы
Взаимодействия людей
Принцип 5. Торговля во благо каждого
Принцип 6. Обычно рынок представляет собой прекрасный способ организации экономической деятельности
Принцип 7. Иногда правительство имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка
Функционирование экономики в целом
Принцип 8. Уровень жизни населения определяется способностью страны производить товары и услуги
Принцип 9. Цены растут тогда, когда правительство печатает слишком много денег
Принцип 10. В краткосрочной перспективе общество должно сделать выбор между инфляцией и безработицей
Заключение
Глава 2. Думайте как экономист
Экономист как ученый
Научный метод: наблюдение, теория и снова наблюдение
Роль допущений
Экономические модели
Наша первая модель: диаграмма кругооборота потоков
Наша вторая модель: граница производственных возможностей
Микроэкономика и макроэкономика
Экономист в роли политического советника
Позитивный и нормативный анализ
Экономисты в Вашингтоне
В чем причина разногласий экономистов?
Различия в научных суждениях
Различия в ценностях
Ожидания и действительность
Давайте продолжим
Приложение. Построение графиков: краткий обзор
Графики одной переменной
Графики двух переменных: система координат
Кривые в системе координат
Наклон и эластичность
Причина и следствие
Глава 3. Экономическая взаимозависимость и выгоды, которые приносит торговля
Современная экономическая притча
Производственные возможности
Специализация и торговля
Принцип сравнительных преимуществ
Абсолютное преимущество
Альтернативные издержки и сравнительные преимущества
Сравнительные преимущества и торговля
Использование сравнительных преимуществ
Должен ли Тайгер Вудс подстригать газон перед своим домом?
Должны ли США торговать с другими странами?
Заключение
Часть II. Спрос и предложение 1: как работает рынок
Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения
Рынки и конкуренция
Конкурентные рынки
Конкуренция: совершенная и несовершенная
Спрос
Факторы спроса
Расписание спроса и кривая спроса
Ceteris paribus
Рыночный спрос и индивидуальный спрос
Сдвиги кривой спроса
Предложение
Факторы индивидуального предложения
Расписание предложения и кривая предложения
Рыночное и индивидуальное предложение
Сдвиги кривой предложения
Спрос и предложение
Равновесие
Три этапа анализа изменений равновесия
Заключение: цены и аллокация ресурсов
Глава 5. Эластичность и ее применение
Эластичность спроса
Эластичность спроса по цене и ее детерминанты
Расчет эластичности спроса по цене
Метод средней точки: более совершенный способ расчета процентных изменений и эластичности
Виды кривых спроса
Совокупная выручка и ценовая эластичность спроса
Эластичность и совокупная выручка на линейной кривой спроса
Другие типы эластичности
Эластичность предложения
Эластичность предложения по цене и определяющие ее факторы
Расчет эластичности предложения по цене
Виды кривых предложения
Три примера практического применения спроса и эластичности
Могут ли новости об увеличении урожайности ввергнуть фермеров в тревогу?
Почему ОРЕС не удалось сохранить высокие цены на нефть?
Уменьшит ли запрет на наркотики количество связанных с ними преступлений?
Заключение
Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства
Контроль над ценами
Воздействие верхнего предела цены на результаты функционирования рынка
Влияние нижнего предела цены на функционирование рынка
Оценка политики установления контроля над ценами
Налоги
Налогообложение покупателей и результаты функционирования рынка
Налог, взимаемый с продавцов, и результаты функционирования рынка
Эластичность и налогообложение
Заключение
Часть III. Спрос и предложение 2: рынки и благосостояние
Глава 7. Потребители, производители и эффективность рынков
Потребительский излишек
Готовность заплатить
Использование кривой спроса для определения потребительского излишка
Более низкая цена означает увеличение потребительского излишка
Чем измеряется потребительский излишек?
Излишек производителей
Издержки и желание платить
Использование кривой предложения для определения излишка производителя
Более высокая цена товара и излишек производителей
Рыночная эффективность
Великодушный плановик
Оценка рыночного равновесия
Заключение: рыночная эффективность и несовершенство рынка
Глава 8. Практическое применение теории: издержки налогообложения
Безвозвратные потери как результат налогообложения
Воздействие вводимых налогов на субъектов рынка
Безвозвратные потери и выгоды, которые приносит торговля
Детерминанты безвозвратных потерь
Безвозвратные потери и налоговые поступления при изменении налогов
Заключение
Глава 9. Практическое применение теории: международная торговля
Факторы, определяющие результаты международной торговли
Равновесие в отсутствие торговли
Мировая цена и сравнительные преимущества
Победители и проигравшие
Преимущества и потери страны-экспортера
Выгоды и потери страны-импортера
Таможенные тарифы
Влияние импортных квот
Рекомендации по формированию торговой политики
Доводы в защиту торговых ограничений
Рабочие места
Национальная безопасность
Новые отрасли
Аргумент о недобросовестной конкуренции
Угроза протекционизма как один из доводов на переговорах
Заключение
Часть IV. Экономическая теория общественного сектора
Глава 10. Внешние эффекты
Внешние эффекты и рыночная эффективность
Экономика благосостояния: краткое повторение
Отрицательные внешние эффекты производства
Положительные внешние эффекты производства
Внешние эффекты в процессе потребления
Частные решения проблем внешних эффектов
Виды частных решений
Теорема Коуза
Область применения частных решений
Политическое решение проблем внешних эффектов
Регулирование
Налоги Пигу и субсидии
Разрешения на загрязнение
Возражения, выдвигаемые против экономического анализа загрязнений
Заключение
Глава 11. Общественные блага и общие ресурсы
Блага различных видов
Общественные блага
Проблема безбилетников
Некоторые важные общественные блага
Сложности анализа «затраты-выгоды»
Общие ресурсы
Трагедия общинных земель
Некоторые важнейшие общие ресурсы
Заключение: значение права собственности
Глава 12. Создание налоговой системы
Обзор государственных финансов США
Федеральное правительство США
Правительства штатов и местные администрации
Налоги и эффективность
Безвозвратные потери
Административное бремя
Предельные и средние ставки налогов
Аккордный налог
Налоги и справедливость
Принцип извлечения выгоды
Принцип способности заплатить налог
Распределение налогового бремени и справедливость
Заключение: дилемма справедливости и эффективности
Часть V. Поведение фирмы и организации отрасли
Глава 13. Издержки производства
Что такое издержки?
Валовой доход, совокупные издержки и прибыль
Издержки фирмы как альтернативные издержки
Стоимость капитала как альтернативные издержки
Экономическая прибыль и бухгалтерская прибыль
Производство и издержки
Производственная функция
От производственной функции к кривой совокупных издержек
Различные типы издержек
Постоянные и переменные издержки
Средние и предельные издержки
Кривые издержек и их форма
Типичные кривые издержек
Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах
Взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными средними совокупными издержками
Экономия и издержки, обусловленные ростом масштаба производства
Заключение
Глава 14. Фирмы на конкурентных рынках
Что такое конкурентный рынок?
Понятие конкуренции
Доход конкурентной фирмы
Максимизация прибыли и кривая предложения конкурентной фирмы
Простой пример максимизации прибыли
Кривая предельных издержек и решение фирмы об объеме предложения
Решение фирмы о приостановке производства в краткосрочном периоде
Решение фирмы о входе на рынок и выходе в долгосрочном периоде
Измерение прибыли на графике конкурентной фирмы
Кривая предложения конкурентного рынка в целом
Предложение на рынке с постоянным числом фирм
Предложение на рынке с возможностью входа и выхода
Почему конкурентные фирмы остаются в бизнесе, даже если они получают нулевую прибыль?
Изменения спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах
Почему кривая предложения в долгосрочном периоде может иметь положительный наклон
Заключение: что скрывается за кривой предложения
Глава 15. Монополия
Почему возникают монополии?
Монопольные ресурсы
Монополия, созданная правительством
Естественная монополия
Принятие монополией решений об объеме выпуска и цене товара
Монополия и конкуренция
Доход монополии
Максимизация прибыли
Монопольная прибыль
Социальные издержки монополии
Безвозвратные потери
Монопольная прибыль: издержки для общества?
Государственная политика в отношении монополий
Повышение интенсивности конкуренции с помощью антитрестовских законов
Регулирование
Государственная собственность
Бездействие
Ценовая дискриминация
История о цене на книгу
Мораль истории
Аналитическое исследование ценовой дискриминации
Примеры ценовой дискриминации
Заключение: распространенность монополии
Глава 16. Олигополия
Между монополией и совершенной конкуренцией
Рынки с небольшим количеством продавцов
Пример дуополии
Конкуренция, монополии и картели
Олигополистическое равновесие
Размер олигополии и результаты функционирования рынка
Теория игр и экономика сотрудничества
Дилемма узников
Олигополии как «дилемма узников»
Другие примеры «дилеммы узников»
«Дилемма узников» и благосостояние общества
Почему люди иногда сотрудничают
Государство и олигополии
Ограничение торговли и антитрестовские законы
Дискуссии об антитрестовской политике
Заключение
Глава 17. Монополистическая конкуренция
Конкуренция дифференцированных товаров
Фирма на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
Долгосрочное равновесие
Рынки монополистической и совершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция и благосостояние общества
Реклама
Дискуссии о рекламе
Реклама как сигнал о качестве товаров
Торговые марки
Заключение
Часть VI. Теория рынка труда
Глава 18. Рынки факторов производства
Спрос фирмы на труд
Максимизирующая прибыль конкурентная фирма
Производственная функция и предельный продукт труда
Стоимость предельного продукта и спрос на труд
Что вызывает смещение кривой спроса на труд?
Предложение труда
Выбор между возможностями работы и отдыха
Что приводит к сдвигу кривой предложения труда?
Равновесие на рынке труда
Предельная производительность при рыночном равновесии
Сдвиги кривой предложения труда
Сдвиги кривой спроса на труд
Другие факторы производства: земля и капитал
Равновесие на рынках земли и капитала
Связь между факторами производства
Заключение
Глава 19. Доходы и дискриминация
Некоторые детерминанты равновесной заработной платы
Выравнивающие различия в оплате труда
Человеческий капитал
Способности, усердие и случай
Альтернативный взгляд на образование: теория сигнала
Феномен «суперзвезды»
Зарплаты, превышающие равновесный уровень: законы о минимальной заработной плате, профсоюзы и эффективная оплата труда
Экономическая теория дискриминации
Количественное определение дискриминации на рынке труда
Дискриминация со стороны работодателей
Дискриминация со стороны потребителей и правительства
Дискуссия о сопоставимой ценности
Заключение
Глава 20. Распределение доходов
Количественное определение неравенства
Неравенство в доходах в США
Уровень бедности
Проблемы количественного определения степени неравенства
Экономическая мобильность
Политическая философия перераспределения доходов
Утилитаризм
Либерализм
Либертарианизм
Программы борьбы с бедностью
Законодательство о минимальном размере оплаты труда
Социальное страхование
Отрицательный подоходный налог
Трансфертные платежи в натуральной форме
Программы борьбы с бедностью и стимулы к труду
Заключение
Часть VII. Дополнительная тема для отличников
Глава 21. Теория потребительского выбора
Бюджетное ограничение: что может позволить себе потребитель
Проблема предпочтений
Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия
Четыре свойства кривых безразличия
Два крайних случая кривых безразличия
Оптимизация: что выбирает потребитель
Оптимальный выбор потребителя
Изменение доходов потребителя и его выбор
Изменения цен и потребительский выбор
Эффект дохода и эффект замещения
Построение кривой спроса
Практическое применение теории потребительского выбора
Все ли кривые спроса имеют нисходящий характер?
Влияние заработной платы на предложение труда
Влияние процентных ставок по вкладам на сбережения домашних хозяйств
Выбор малоимущих: наличными деньгами или натурой?
Заключение: а как думают люди на самом деле?
Глоссарий
Послесловие
Дискурс - борьба за власть в научном пространстве
Фальсифицируемость как критерий истинности
Неоклассический язык - дискурс экономической науки
Почему нужны западные учебники
Именной указатель
Предметный указатель
Иностранные термины
ОТРЫВОК
Глава 11
Общественные блага и общие ресурсы
В ЭТОЙ ГЛАВЕ ВЫ:
· Рассмотрите основные характеристики общественных благ и общих ресурсов.
· Проанализируете, почему частным рынкам не удается предоставить общественные блага.
· Рассмотрите некоторые важные публичные блага.
· Увидите, почему анализ «затраты-выгоды» общественных благ сколь необходим, столь и сложен.
· Разберете, почему обычно общие ресурсы используются слишком интенсивно.
· Детально познакомитесь с общими экономическими ресурсами нескольких видов.
В старой американской песне поется, что «лучшие вещи в мире бесплатны». Когда мы слышим ее мелодию, мы представляем длинный список благ, о которых поет певец. Некоторые из них дает нам природа: реки, горы, пляжи, озера и океаны. Другие предоставляет правительство (игровые площадки, парки и места для прогулок). В каждом случае потребители не платят ни цента за пользование природными или общественными (публичными) благами.
Экономический анализ бесплатных продуктов и услуг особенно труден. В нашей экономике большинство продуктов распределяются на рынках, когда покупатели платят за то, что они получают, а продавцы принимают деньги за то, что они предоставляют. В этих случаях цены на продукты служат сигналами, ориентируясь на которые принимают решения и покупатели, и продавцы. Если продукты предлагаются бесплатно, рыночные силы, обычно определяющие аллокацию экономических ресурсов, прекращают действие.
В этой главе мы рассмотрим проблемы, возникающие из-за появления продуктов, не имеющих рыночных цен. Наш анализ позволит раскрыть один из Десяти принципов экономической теории: иногда правительство имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка (глава 1). Когда на товаре отсутствует привычный «ценник», частные рынки не гарантируют, что он производится и потребляется в оптимальном количестве. В таких случаях правительственная политика позволяет изменить последствия несовершенства рынка и добиться роста экономического благосостояния.
Блага различных видов
Насколько хорошо рынкам удается обеспечивать людей необходимыми им товарами и услугами? Ответ на вопрос зависит от того, какое благо мы рассматриваем. Мы вполне полагаемся на рынок в отношении предоставления эффективного количества мороженого: цена на лакомство стаканчика изменяется, чтобы привести в равновесие спрос и предложение, что максимизирует общий излишек потребителей и производителей (глава 7). Но мы не рассчитываем на то, что рынок помешает производителям алюминия загрязнять воздух, которым мы дышим: обычно покупатели и продавцы не учитывают связанные с их решениями экстерналии (глава 10). Рынок вполне эффективен в случае, когда речь идет о таком товаре, как мороженое, и начинает давать сбои, когда желаемым благом является чистый воздух.
Рассматривая различные товары, полезно объединить их по двум признакам:
· Исключительность блага. Возможно ли воспрепятствовать
индивидам использовать некое благо?
· Благо как объект соперничества. Приводит ли использование блага одним человеком к тому, что возможность его потребления
другим индивидом уменьшается?
Используя эти две характеристики, мы разделяем блага на четыре категории:
1. Исключительные частные блага, являющиеся объектом соперничества. Рассмотрим, например, стаканчик мороженого. Он исключителен, потому что если вы хотите помешать кому-либо хотя бы попробовать мороженое, просто не давайте никому свой стаканчик. Мороженое является объектом соперничества, потому что если один человек наслаждается холодным десертом, другой индивид уже не претендует на тот же стаканчик. Большинство циркулирующих в экономике благ являются частными, такими как стаканчик мороженого. Когда мы анализировали спрос и предложение в главах 4-6 и эффективность рынков в главах 7-9, мы предполагали, что товары являются как исключительными благами, так и объектами соперничества.
2. Общественные блага не исключительны и не являются объектами соперничества. Нельзя помешать людям использовать публичные блага, а их потребление неким индивидом не ограничивает возможности применения благ другими. Если государство обеспечивает защиту населения от иностранной агрессии, никто не может помешать любому гражданину страны воспользоваться преимуществами национальной безопасности. Более того, если индивид пользуется благами системы национальной обороны, он не мешает потреблять
их кому-то еще.
3. Общие ресурсы представляют собой объект соперничества, но не исключительный. Например, рыба в океане: когда некто вытаскивает попавшуюся ему на крючок макрель, число рыб, которые может поймать его сосед, уменьшается. Но рыба не является исключительным благом, поскольку если мы попытаемся организовать взимание определенной платы за улов, то столкнемся со значительными трудностями.
4. Когда благо исключительно, но не является объектом соперничества, говорят о возникновении естественной монополии на него. Рассмотрим, например, организацию пожарной охраны в небольшом городке. Лишить людей возможности использования блага легко: пожарные просто позволят сгореть первому охваченному огнем дому. Но пожарная охрана не является объектом соперничества. Основную часть рабочего времени огнеборцы проводят в ожидании возгорания, поэтому охрана дополнительного домашнего хозяйства едва ли сказывается на качестве предоставляемых услуг. Другими словами, как только город произвел оплату услуг пожарной части, ее дополнительные издержки по охране еще одного домашнего хозяйства являются несущественными (более подробно см. главу 15).
В этой главе мы рассмотрим блага, которые не являются исключительными и, следовательно, доступны всем без всякой платы: общественные блага и общие ресурсы. Мы увидим, что данная тема тесно связана с проблемой экстерналий. И в случае публичных благ, и в случае общих ресурсов внешние эффекты возникают в связи с тем, что ни на те, ни на другие нельзя прикрепить «ценник». Если некто предоставляет такое общественное благо, как национальная безопасность, выгоду из него извлекает все население страны, а взимать за него плату невозможно. Аналогично, когда один человек пользуется общим ресурсом, таким как рыба в океане, остальные несут убытки, но не получают за это никакой компенсации. Воздействуя на частные решения о потреблении и производстве, экстерналии могут привести к снижению эффективности аллокации ресурсов, а вмешательство правительства, возможно, повысит общее экономическое благосостояние.
Проверьте себя. Дайте определение общественных блага и общих ресурсов и приведите примеры.
Общественные блага
Чтобы понять отличия публичных благ от других и связанные с ними проблемы, рассмотрим пример: праздничный фейерверк. Данное благо не является исключительным, потому что помешать кому-либо полюбоваться фейерверком невозможно. В то же время оно не является и объектом соперничества, так как каждый желающий может наблюдать за ним, не мешая соседям.
Проблема безбилетников
Граждане Смолтауна, США, привыкли, что 4 июля, праздник Дня независимости, заканчивается фейерверком. Каждый из 500 жителей городка оценивает его в $10. Издержки, с которыми связан праздничный салют, составляют $1000. Так как $5000 выгоды превышают $1000 издержек, для жителей Смолтауна фейерверк в честь Дня 4 июля эффективен.
Сможет ли частный рынок обеспечить эффективный результат? Вероятно, нет. Представьте себе, что Элен, предприниматель из Смолтауна, решила заняться организацией фейерверка. Она определенно столкнется с проблемой продажи билетов, потому что потенциальные потребители мгновенно сообразят, что они имеют возможность полюбоваться салютом совершенно бесплатно. Фейерверк не является исключительным благом, поэтому у горожан есть стимул посмотреть его без всякой платы. Под безбилетниками экономисты понимают людей, которые извлекают выгоды из пользования благом, но стараются получить его бесплатно.
Фиаско рынка фейерверков можно рассмотреть и как результат воздействия экстерналий. Если Элен организует праздничную иллюминацию, она просто подарит ее зрителям. Хотя салют социально желателен, но усилия по его подготовке в частном порядке не приносят прибыли. В результате Элен принимает социально неэффективное решение и отказывается от своих намерений.
Хотя частному рынку не удалось предложить так полюбившийся жителям Смолтауна фейерверк, решение проблемы очевидно: спонсором празднования Дня 4 июля способна стать местная администрация. Городской совет имеет возможность собрать с каждого жителя налог в размере $2 и поручить Элен организовать на полученные средства фейерверк. Каждый житель городка извлечет прибыль в размере $8 - ценность салюта в $10 за вычетом налога в размере $2. Элен поможет Смолтауну достичь эффективного результата в качестве общественного служащего (в то время, как в роли частного предпринимателя ей это сделать не удалось).
Вы не найдете Смолтауна на карте США, но наш рассказ весьма реалистичен. Администрации очень многих американских городов организуют фейерверки в честь Дня 4 июля. Более того, мы имеем основания сделать следующий вывод: так как общественные блага не являются исключительными, проблема безбилетников не позволяет предлагать их частному рынку. Но возникшая трудность может быть устранена. Если правительство решает, что общие выгоды превышают издержки, оно имеет возможность предоставить публичные блага и заплатить за них из налоговых поступлений; при этом выгоду извлекает каждый гражданин.
Некоторые важные общественные блага
Известно множество видов публичных благ. Здесь мы рассмотрим три наиболее важных.
Национальная оборона. Защита страны от иностранных агрессоров - классический пример общественного блага. Оно же - одно из самых дорогих. В 1995 г. расходы федерального правительства США на национальную оборону составили $272 млрд, или около $1035 на человека. Население страны расходится во мнениях относительно того, является ли эта сумма очень большой или слишком маленькой, но никто не ставит под сомнение обоснованность определенных расходов на обеспечение национальной безопасности. Даже экономисты, выступающие за ограничение роли государства, соглашаются, что национальная оборона - публичное благо, которое должно предоставляться правительством.
Фундаментальные научные исследования. Генерирование новых знаний - общественное благо. Если математик доказывает некую теорему, она попадает в общий «бассейн знаний», которым каждый желающий имеет возможность воспользоваться без всякой платы. Так как знания - благо публичное, фирмы стараются бесплатно получить новые научные результаты, их расходы на получение научной информации совершенно недостаточны.
Оценивая политику продуцирования новых знаний, важно отличать общие знания от специфических технологических знаний. Последние, такие как изобретение нового аккумулятора большой емкости, можно запатентовать, а значит, изобретатель имеет возможность извлекать значительную, хотя определенно не всю, часть выгоды из применения своей разработки. Напротив, математик не имеет возможности запатентовать теорему; подобного рода знания относятся к общедоступным. Другими словами, патентная система делает специфические, технологические знания исключительными, в то время как общие научные знания таковыми не являются.
Государство пытается предоставлять публичный товар в форме научных знаний различными способами. Такие правительственные органы США, как Национальный институт здоровья и Агентство национальных фундаментальных исследований, субсидируют фундаментальные научные изыскания в медицине, математике, физике, химии, биологии и даже экономикс. Некоторые специалисты считают, что большой вклад в пополнение знаний общества вносит и программа космических исследований правительства США. Не вызывает сомнений, что для производства многих частных благ, включая пуленепробиваемые жилеты и растворимый напиток «Tang», используются материалы, разработанные учеными и инженерами в ходе подготовки высадки человека на Луну. Определить соответствующий уровень государственной поддержки для подобного рода начинаний весьма сложно; основная трудность заключается в проблеме определения размера потенциальных выгод. Более того, парламентарии, распределяющие соответствующие денежные фонды, обычно не обладают необходимыми научными знаниями; следовательно, они не имеют возможности оценить, какая из программ является наиболее перспективной, обещает максимальную отдачу.
Программы борьбы с бедностью. Цель многих правительственных программ - помощь бедным. Государственные программы поддержки беднейших слоев населения финансируются из налоговых поступлений более обеспеченных семей.
Экономисты расходятся во мнениях относительно роли правительства в борьбе с бедностью. Более полно мы рассмотрим этот вопрос в главе 20, а сейчас отметим один важный момент: сторонники программ поддержки малообеспеченных слоев населения утверждают, что борьба с бедностью - это публичное благо.
Предположим, что все мы предпочли бы жить в обществе, в котором бедных не существует. Даже если это предпочтение широко распространено, борьба с бедностью не является «благом», которое способен предоставить частный рынок. Ни один человек не в силах устранить бедность как социальное явление в силу масштабов проблемы. Более того, частная благотворительность изначально противоречива: индивиды, которые палец о палец не ударят ради ближнего, бесплатно пользуются щедростью других людей. В этом случае налогообложение богатых людей для повышения жизненного уровня бедных принесет пользу каждому. Малообеспеченные граждане извлекают выгоду, потому что их уровень жизни повышается, а те, кто платит налоги, выигрывают, потому что они живут в обществе, число неимущих в котором относительно невелико.
Сложности анализа «затраты-выгоды»
Мы видели, что основной поставщик публичных благ - правительство, поскольку частный рынок не имеет возможности произвести эффективное количество необходимых обществу товаров или услуг. Но решение о необходимости выступления правительства в роли поставщика - только первый шаг. Затем орган управления должен определить виды публичных благ, которые он собирается предоставлять, и их количество.
Предположим, что правительство рассматривает проект строительства нового скоростного шоссе. Оно должно сравнить общие выгоды тех, кто воспользуется автострадой, с издержками его строительства и эксплуатации. Чтобы принять решение, правительство должно поручить группе экономистов и инженеров провести исследование, цель которого - оценка общих издержек и выгод проекта для общества в целом (анализ «затраты-выгоды»).
Аналитики столкнулись со сложной задачей. Так как скоростное шоссе будет доступно бесплатно каждому желающему, цены, с помощью которой можно было бы приблизительно оценить предоставляемые дорожные услуги, не существует. Если вы проведете опрос жителей региона с целью выяснить их оценку скоростного шоссе, полученные результаты нельзя будет считать достоверными. Во-первых, количественно определить реальные выгоды, используя исключительно результаты анкетирования, сложно. Во-вторых, у респондентов отсутствуют стимулы говорить правду. Те, кто будут пользоваться скоростным шоссе, заинтересованы в преувеличении выгод, которые они получат, чтобы дорога была поскорее построена. У тех, кому скоростное шоссе причинит ущерб, есть стимул, чтобы преувеличить издержки и воспрепятствовать строительству.
Следовательно, эффективное предоставление общественных благ - внутренне более сложный в сравнении с поставками частных благ механизм. Частные блага предоставляются на рынке. Покупатели частного товара определяют его ценность с помощью цены, которую они готовы заплатить. Когда экономисты оценивают необходимость предоставления правительством публичного блага, они не имеют возможности воспользоваться ценовыми сигналами. Следовательно, оценка издержек и выгод общественных проектов является в лучшем случае приблизительным расчетом.
Проверьте себя. Что такое проблема безбилетников? Почему ее
существование вынуждает правительство предоставлять публичные блага?
Какова должна быть процедура принятия правительством решения о
предоставлении общественного блага?
Общие ресурсы
Общие ресурсы, как и общественные блага, не являются исключительными: они бесплатно доступны каждому, кто желает их использовать. Но общие ресурсы - объект соперничества: использование их одним человеком уменьшает возможности потребления других индивидов. Раз благо предоставляется, политики должны обеспокоиться порядком его использования. Рассмотрим данную проблему на примере притчи «Трагедия общинных земель».
Трагедия общинных земель
Итак, мы наблюдаем за жизнью небольшого средневекового города. Среди многих видов экономической деятельности его жителей одним из самых важных является выращивание овец. Многие из городских семей владеют стадами овец и зарабатывают себе на жизнь торговлей шерстью, используемой для изготовления тканей.
Город окружают земли, называемые его жителями «Общинными землями». Ни одна из семей не владеет отдельными участками земли, она принадлежит всем жителям города, и каждый имеет право пасти на ней овец. Коллективное владение землей не вызывает проблем, так как она отличается высоким плодородием. До тех пор пока каждый житель города использует землю в качестве пастбища, «Общинные земли» не являются объектом соперничества, а разрешение горожанам пасти овец бесплатно не создает никаких проблем. Овцеводы города счастливы.
Идут годы, население города растет, поголовье овец увеличивается еще быстрее. Растущее число овец и ограниченность земли приводят к тому, что качество «Общинных земель» ухудшается, способность к восстановлению снижается. Наконец, земля вытоптана настолько, что становится бесплодной. На «Общинных землях» не осталось травы, выращивать овец невозможно, когда-то процветавшие шерстопрядильные фабрики закрываются, многие семьи теряют источники средств к существованию.
Что стало причиной трагедии? Почему жители позволили стадам овец вырасти до таких размеров, что они уничтожили «Общинные земли»? Причина - в различиях социальных и частных стимулов. Охрана пастбищ зависела от коллективных действий овцеводов. Если бы они действовали совместно, они уменьшили бы численность овец и «Общинные земли» еще многие годы приносили бы доход. Но ни у одной семьи не было стимулов к уменьшению собственного стада, потому что каждая отара - малая часть проблемы.
В сущности, трагедия «Общинных земель» есть результат воздействия внешних эффектов. Когда чье-то стадо пасется на общей земле, оно уменьшает количество земли, доступной другим семьям. Так как овцеводы, принимая решение о численности стада, не учитывали отрицательных экстерналий, общее число овец превысило все разумные пределы.
Мог ли город предотвратить трагедию? Да, причем разными способами: регулированием количества овец в каждом стаде, интернализацией внешних эффектов с помощью налогообложения или продажей на аукционе ограниченного количества разрешений на выпас. То есть средневековый город мог бы справиться с проблемой одним из способов, с помощью которых современное общество борется с загрязнением окружающей среды.
Более того, в случае с землей решение еще проще. Город мог бы разделить землю между жителями. Каждая семья обнесла бы свою часть земли изгородью и самостоятельно регулировала бы численность поголовья овец. В этом случае земля из общего ресурса превращается в частное благо. Именно так развивались события в XVII в. в Англии в эпоху огораживания.
Трагедия «Общинных земель» учит нас, что если один человек использует общий ресурс, он уменьшает его потребление другими людьми, а отрицательный внешний эффект приводит к нерациональному использованию ресурсов. Правительство может решить проблему ограничения доступности общего ресурса с помощью прямого регулирования или введения специального налога. Иногда в качестве альтернативы правительство превращает общий ресурс в частный товар. Данное правило известно тысячи лет. Древнегреческий философ Аристотель так писал о проблеме общих ресурсов: «Меньше всего заботы проявляется об общем для многих, так как всех людей больше волнует то, чем они владеют единолично, а не совместно с другими».
Некоторые важнейшие общие ресурсы
Экономистам известно множество видов общих ресурсов, и всякий раз возникает все та же проблема: некоторые индивиды слишком интенсивно используют доступные им ресурсы, что вызывает необходимость регулирования поведения потребителей или взимания платы за ресурсы.
Чистые вода и воздух. Рынки не в состоянии защитить окружающую среду от загрязнения (глава 10). Вредные отходы производства - отрицательная экстерналия, воздействие которой может быть смягчено с помощью регулирования или налогов Пигу. Данное фиаско рынка - пример проблемы общих ресурсов. Чистый воздух и прозрачная вода - такие же общие ресурсы, как открытые пастбища; чрезмерное загрязнение окружающей среды - сродни неразумному выпасу овец. Деградация окружающей среды - современная «Трагедия общинных земель».
Месторождения нефти. Рассмотрим подземные месторождения нефти, простирающиеся на значительные территории, находящиеся в собственности разных владельцев. Любой собственник земли имеет возможность пробурить скважину и добывать нефть, но в таком случае другим остается меньше нефти. В этом случае нефть является общим ресурсом.
Количество овец, пасшихся на «Общинных землях», было неэффективно большим. То же самое можно сказать о количестве скважин на нефтяных месторождениях. Так как каждый владелец, пробуривший личную скважину, перекладывает отрицательные экстерналии на других собственников, в целом выгоды каждой скважины для общества меньше, чем выгоды ее конкретного владельца. То есть нефтяные скважины приносят прибыль в частном порядке, даже если с точки зрения общества они нежелательны. Если собственники земли единолично определяют количество нефтяных скважин, в конечном итоге их окажется слишком много.
Для того чтобы гарантировать минимальные издержки добычи нефти, решение проблемы общих ресурсов предполагает некоторые виды совместной деятельности собственников. Теорема Коуза (глава 10) утверждает, что частные решения возможны. Собственники могут самостоятельно достичь соглашения о добыче нефти и разделе продукции. В сущности, они должны действовать так, как будто являются единой компанией. Когда собственников слишком много, достижение частного решения осложняется. В этом случае эффективную добычу нефти может обеспечить государственное регулирование.
Перегруженные дороги. Автомобильные дороги могут быть и общественным благом, и частным. В случае когда шоссе перегружено, его использование одним человеком не влияет на положение остальных. В этом случае дорога не является объектом соперничества и представляет собой общественное благо, использование которого приводит к отрицательным внешним эффектам.
Один из способов решения правительством проблемы перегруженности автострад - взимание платы с водителей. В сущности, плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на экстерналии перегруженности. Часто, как в случае с местными дорогами, ее взимание нецелесообразно ввиду слишком высоких издержек на содержание персонала.
В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Если через мост трудно проехать только в часы пик, например, экстерналия перегруженности дает о себе знать только в это время. Чтобы эффективно справиться с внешним эффектом, необходимо взимать в часы пик повышенную плату за проезд, что стимулирует водителей изменить расписание движения.
Другая возможная ответная мера - введение налога на бензин. Бензин - комплементарное по отношению к вождению автомобиля благо: увеличение цены на горючее приводит к сокращению количества поездок, что приводит к уменьшению загруженности дорог.
Однако налог на бензин не является совершенным решением проблемы перегруженности автострад. Проблема заключается в том, что налог на горючее влияет не только на количество поездок по перегруженным автострадам, но и на другие решения индивидов. Во-первых, налог на бензин уменьшает количество поездок и по менее загруженным дорогам, хотя здесь внешние эффекты отсутствуют. Во-вторых, он побуждает людей покупать небольшие автомобили, расходующие меньше горючего, но менее безопасные. Таким образом, налог на бензин искажает решения индивидов и приводит к безвозвратным потерям, которые по меньшей мере частично снижают эффективность уменьшения загруженности автострад.
Рыбы, киты и другие дикие животные. К общим ресурсам относятся многие виды животных и рыб. Так, рыба обладает несомненной коммерческой ценностью, и каждый имеет право выйти на берег океана и пару часов посидеть с удочкой. Стимулы к сохранению вида животных в целом у индивида практически отсутствуют. Так же как неразумный выпас овец уничтожил «Общинные земли», избыточный лов рыбы приводит к исчезновению обладающих коммерческой ценностью обитателей моря.
Океан остается одним из наименее регулируемых общих ресурсов. Решению проблемы мешают два обстоятельства. Во-первых, выход к океану имеют многие страны, поэтому для принятия любого решения требуется международное сотрудничество государств, руководствующихся различными ценностями. Во-вторых, площадь водной поверхности океанов слишком велика, следовательно, проконтролировать выполнение любого соглашения почти невозможно. В результате проблема прав на вылов рыбы стала постоянным источником международной напряженности.
В США животный мир находится под охраной различных законов. Правительство взимает плату за лицензии на рыбную ловлю и охоту и ограничивает продолжительность рыболовного и охотничьего сезонов. Оно требует, чтобы рыбаки отпускали мелкую рыбешку, устанавливает нормы отстрела диких зверей. Законы ограничивают интенсивность использования общих ресурсов и способствуют поддержанию определенной численности животных.
Проверьте себя. Почему правительства стремятся ограничить
пользование общими ресурсами?
Заключение\: значение права собственности
В этой и предыдущей главах мы убедились, что рынок не способен предоставить некоторые необходимые обществу «товары», такие как чистый воздух или национальная безопасность. Поэтому мы рассчитываем, что защитой окружающей среды или обороной страны займется государство.
Проблемы, которые мы рассматривали, возникают на самых разных рынках, но их сходство не вызывает сомнений: во всех случаях рынкам не удается эффективно размещать ресурсы в силу отсутствия закрепленных прав собственности. То есть отсутствует собственник, обладающий правом законного контроля над товаром определенной ценности. Несмотря на то что такие блага, как чистый воздух или национальная оборона, обладают несомненной ценностью, никто не имеет права прикрепить к ним соответствующий «ценник» и извлекать прибыль из их использования. Фабрики сбрасывают в когда-то чистые реки отходы производства, потому что никто не взимает с них плату за загрязнение природной среды. Рынок не способен обеспечить организацию национальной обороны, потому что отсутствует субъект, наделенный полномочиями взимать плату с тех, кого бы он защищал, за выгоду, которую они получают.
Когда отсутствие прав собственности приводит к фиаско рынка, за устранение проблемы берется государство. Иногда, как в случае с продажей разрешений на выбросы отходов, правительство помогает субъектам рынка определить права собственности, что высвобождает рыночные силы. В других случаях государство прямо регулирует поведение частных лиц (ограничение охотничьего сезона). Обеспечивая национальную безопасность, правительство самостоятельно «поставляет услуги», которые не способен предоставить рынок. Во всех случаях грамотно разработанная и реализованная политика повышает эффективность аллокации ресурсов и ведет к увеличению экономического благосостояния.
Выводы
· Блага характеризуются исключительностью и/или тем, что они являются объектами соперничества. Благо считается исключительным, если вы имеете возможность помешать кому-либо воспользоваться им. Благо являет собой объект соперничества, если его использование одним человеком ограничивает возможности его потребления
другими. Наиболее эффективными являются рынки частных благ (исключительных объектов соперничества). Результативность рынков других видов благ значительно ниже.
· Общественные блага (фейерверки, национальная оборона и фундаментальные научные исследования) не являются ни объектами соперничества, ни исключительными. Так как индивиды используют публичные блага бесплатно, у них появляется стимул увильнуть от платы и в том случае, если аналогичный товар предоставляется в частном
порядке. Правительство принимает решение о предоставлении общественных благ на основе количественных результатов анализа «затраты-выгоды».
· Общие ресурсы (общие пастбища, чистый воздух, переполненные автомобилями дороги) представляют собой объект соперничества, но не являются исключительными. Отсутствие платы за использование общих ресурсов приводит к возникновению тенденции чрезмерного их использования. Правительство пытается ограничить интенсивность
использования общих ресурсов.
Основные понятия
Исключительность Объект соперничества Частные блага
Общественные (публичные) Общие ресурсы Безбилетник
блага
Анализ «затраты-выгоды» Трагедия общинных земель
Вопросы
1. Что такое исключительность блага? Что означает термин «благо как объект соперничества»? Является ли пицца исключительной? Объектом соперничества?
2. Дайте определение и приведите пример общественного блага. Может ли это благо предоставляться частным рынком? Объясните.
3. В чем заключается анализ «затраты-выгоды» применительно к общественным благам? В чем его значение? В чем его сложность?
4. Дайте определение и приведите пример общего ресурса. Будут ли люди интенсивно использовать его? Почему? Задания для самостоятельной работы
1. Мы обсуждали, что один из результатов публичных благ и общих ресурсов - внешние эффекты.
а. Являются ли экстерналии общественных благ в целом
положительными или отрицательными? Приведите примеры. Как
соотносятся количество публичных благ на свободном рынке и
их эффективное количество?
б. Являются ли внешние эффекты общих ресурсов в целом
положительными или отрицательными? Приведите примеры. Как
соотносятся использование общих ресурсов на свободном
рынке и их эффективное использование?
2. Какие блага и услуги предоставляет ваша местная администрация?
а. Используя классификацию благ (рис. 11.1), объясните, в какую категорию попадает каждое из следующих благ:
· Полиция.
· Уборка снега.
· Образование.
· Сельские дороги.
· Городские улицы.
б. Как вы думаете, какие блага, не являющиеся общественными, предоставляет местная администрация?
3. Чарли любит смотреть молодежную программу местной публичной телекомпании, но игнорирует необходимость перечисления на ее счет денег во время сбора частных пожертвований, идущих на финансирование деятельности телестанции.
а. Какой термин используют экономисты для определения таких людей, как Чарли?
б. Каким образом местная администрация может решить проблему, создаваемую такими людьми, как Чарли?
в. Можете ли вы придумать способ, который позволит решить эту проблему частному рынку? Как может изменить эту ситуацию появление на рынке компании кабельного телевидения?
4. Мы упоминали, что число проводимых частными компаниями фундаментальных научных исследований неэффективно.
а. Объясните причины данного положения. Определите, к какой категории благ относятся фундаментальные научные исследования в соответствии с классификацией, приведенной на рис. 11.1.
б. Какую политику используют для решения этой проблемы США?
в. Нередко утверждается, что политика американского правительства повышает технологические возможности национальных производителей по сравнению с иностранными фирмами.
Насколько этот аргумент согласуется с вашей классификацией фундаментальных научных исследований, выполненной в пункте (а)? (Подсказка: может ли понятие исключительности применяться к некоторым потенциальным получателям именно публичных, а не других благ?)
5. Почему вдоль скоростных шоссе скапливается мусор, а во дворах частных домов - чистота?
6. В Вашингтоне взимают повышенную плату за проезд в метро в часЫ пик. Почему?
7. В США лесозаготовительные компании вырубили множество деревьев и на частных, и на общественных землях. Обсудите вероятную эффективность выкорчевывания пней на частных и общественных участках в отсутствие государственного регулирования. Как вы думаете, должно ли правительство регулировать выкорчевывание на общественных землях? Должно ли аналогичное регулирование применяться к частным землям?
8. В статье в журнале «Economist» (March 19, 1994) говорится: «В прошлом десятилетии интенсивная эксплуатация рыбных запасов привела к почти полному их исчезновению». Далее в статье анализируются проблемы рыболовства и обсуждаются возможные частные и правительственные решения:
а. «Не обвиняйте рыбаков за избыточный лов. Они ведут себя рационально, так, как поступали всегда». В каком смысле «избыточный лов» является для рыбаков рациональным?
б. «Общество, связанное обязательствами и взаимными интересами, само может управлять общими ресурсами». Объясните, как в принципе может действовать такое управление и с какими трудностями оно сталкивается в реальном мире.
в. «До 1976 г. большая часть мировых запасов рыбы была общедоступна. Затем в соответствии с международным соглашением границы национальных экономических зон были
расширены с 12 до 200 морских миль от побережья». Используя концепцию прав собственности, обсудите, как данное соглашение повлияло на проблему рыболовства.
г. В данной статье отмечается, что государство помогает испытывающим трудности рыбакам таким образом, что это стимулирует увеличение уловов. Как предпринимаемые
правительствами различных стран меры способствуют укреплению порочного круга избыточного лова рыбы?
д. «Только когда рыбаки поверят в то, что им гарантируется исключительное долгосрочное право на занятие рыбной ловлей, они будут такими же предусмотрительными, как хорошие фермеры». Обоснуйте это утверждение.
9. В рыночной экономике информация о качестве и функциях благ и услуг является ценным товаром. Как частный рынок предоставляет эту информацию? Думаете ли вы, что правительство играет какую-нибудь роль в предоставлении информации?
10. Считаете ли вы, что Интернет является публичным благом? Почему?
11. Богатые согласны платить за повышение своей безопасности больше, чем бедные. Например, они охотнее платят за устройства, позволяющие повысить надежность их автомобилей. Считаете ли вы, что анализ «затраты-выгоды» учитывает этот факт при оценке общественных проектов? Сравните, к примеру, два города - бедный и богатый, - в каждом из которых рассматривается вопрос об установке светофоров. Должен ли богатый город использовать более высокое значение стоимости жизни при
принятии подобных решений?
Принципы микроэкономики. 2-е изд.. / Н. Мэнкью - СПб: Питер, 2003. - 560 с.
|