Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      В учебнике рассмотрена теория и практика организации и финансирования инноваци-онной и инвестиционной деятельности, вопросы выбора инновационной стратегии, форми-рования инвестиционного потенциала предприятий, портфеля инвестиций, лизинг в инвестиционной деятельности, направления привлечения иностранного капитала, инвести-ций в ценные бумаги. Раскрываются методы анализа и экономическая эффективность инве-стиционных проектов, анализ инвестиционных рисков, структура, цели и задачи бизнес-планирования в инвестиционной деятельности, методы определения потребности в оборот-ном капитале, технико-экономическое обоснование кредита. Приводится учебный пример «Деловой бизнес-план (инвестиционный проект)». Особое внимание уделено особенностям бухгалтерского учета лизинговых операций и паспорту инвестиционного проекта. Книга будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам высших и средних учебных заведений, также может быть использована руководителями предприятий всех отраслей экономики, разработчиками и пользователями инвестиционных проектов.
     
     
      Содержание
     
      Введение
     
      Глава 1. Организация и финансирование инновационной деятельности и инвестиций
      1.1. Понятия научной и инновационной деятельности
      1.2. Инновационная деятельность и нормативно правовые акты, ее регулирующие
      1.3. Система поддержки инновационного предпринимательства
      1.4. Концептуальные положения кадрового обеспечения научно-инновационной деятельности
     
      Глава 2. Инновационная стратегия предприятия
      2.1. Необходимость инновационной деятельности на предприятии
      2.2. Сущность инновационной стратегии, ее связь с общей стратегией предприятия
      2.3. Формирование инновационной стратегии предприятия
      2.4. Типы и выбор инновационных стратегий
      2.5. Оценка эффективности инновационного проекта
     
      Глава 3. Проблемы инвестиционного потенциала предприятий
      3.1. Финансовые средства предприятий и направления их использования
      3.2. Роль банков в привлечении инвестиций
     
      Глава 4. Лизинг и его значение в инвестиционной деятельности
      4.1. История возникновения и практика использования лизинга
      4.2. Обзор современного российского лизингового рынка
      4.3. Теоретические основы и классификация лизинга
      4.4. Эффективность лизинга
      4.5. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения лизинговых операций
     
      Глава 5. Направления привлечения иностранного капитала
      5.1. Кризис в экономике РФ и необходимость привлечения иностранных инвесторов
      5.2. Инвестиционный климат в России
      5.3. Масштабы прямых иностранных инвестиций в России
      5.4. Направления привлечения прямых иностранных инвестиций
     
      Глава 6. Инвестиции и ценные бумаги
      6.1. Инвестирование капитала и его виды
      6.2. Основные параметры и условия выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ)
      6.3. Состав участников рынка ОФЗ
      6.4. Инфраструктура рынка ОФЗ
      6.5. Технология проведения торгов на рынках ОФЗ
      6.6. Аналитическое обозрение доходности ОФЗ
      6.7. Налогообложение доходов по операциям с ГКО и ОФЗ
     
      Глава 7. Формирование портфеля инвестиций предприятия
      7.1. Особенности организации финансов
      7.2. Цели и задачи управления портфелем инвестиций
      7.3. Типы портфелей ценных бумаг
      7.4. Риски, связанные с портфелем ценных бумаг
      7.5. Принципы формирования и управления портфелем ценных бумаг акционерного общества
      7.6. Анализ доходности портфеля ценных бумаг
      7.7. Оценка эффективности портфеля инвестиций
     
      Глава 8. Экономическая эффективность инвестиционного проекта
      8.1. Цели и сферы инвестиционной деятельности
      8.2. Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта
     
      Глава 9. Методы анализа инвестиционных проектов
      9.1. Общие положения анализа
      9.2. Метод расчета чистого приведенного эффекта
      9.3. Метод расчета индекса рентабельности инвестиции
      9.4. Метод расчета внутренней нормы прибыли инвестиции
      9.5. Метод определения срока окупаемости инвестиций
      9.6. Методы расчета коэффициента эффективности инвестиции
      9.7. Примеры использования описанных методов
      9.8. Анализ инвестиционных проектов в условиях риска
     
      Глава 10. Способы и методы оценки бизнеса
      10.1. Оценка бизнес-линий 212
      10.2. Оценка фирмы 214
      10.3. Специальные применения оценки бизнеса 217
      10.4. Методы, используемые для оценки бизнеса 225
      10.5. Метод накопления активов 228
      10.6. Метод компании-аналога 230
     
      Глава 11. Разработка и реализация бизнес-плана в инвестиционной деятельности
      11.1. Сущность и задачи бизнес планирования в инвестиционной деятельности
      11.2. Структура бизнес-плана
      11.3. Особенности бизнес-плана в инвестиционном проектировании
      11.4. Формирование группы и организация разработки бизнес-плана инвестиционного проекта
      11.5. Рекомендации по оформлению бизнес-плана
      11.6. Презентация бизнес-плана
      11.7. Экспертиза бизнес-плана (анализ инвестиционных проектов)
      11.8. Реализация проекта и бизнес-плана
     
      Глава 12. Методы определения потребности в оборотном капитале
     
      Глава 13. Технико-экономическое обоснование кредита
      13.1. Экономические предпосылки выдачи кредита
      13.2. Формирование первичного мнения о заемщике
     
      Глава 14. Учебный пример “Деловой бизнес-план” (инвестиционный проект)
      14.1. Введение
      14.2. Информация о фирме
      14.3. Резюме
      14.4. Существо проекта
     
      Приложение 1
      Приложение 2
      Приложение 3
      Приложение 4
      Приложение 5
      Приложение 6
      Приложение 7
      Приложение 8
      Приложение 9
      Приложение 10
     
      Именной указатель
      Предметный указатель
      Указатель фирм и торговых марок
     
     
     
     
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 1. Организация и финансирование инновационной деятельности и инвестиций
     
     
      1.1. Понятия научной и инновационной деятельности
     
      Представление о науке как о целостности с совокупностью функций, многоаспектным содержанием деятельности, многосторонними связями и социальными институтами диктует необходимость комплексного изучения ее сферы.
      В современном мире принципиально меняются координаты существования и развития науки. Это определяется процессом перехода к постиндустриальному обществу и созданию социального рыночного хозяйства, т. е. условий рыночной экономики с государственным регулированием. Тем самым ставится проблема комплексного изучения развития науки в условиях рыночной экономики при переходе к постиндустриальному обществу.
      Развитие науки идет по трем направлениям:
      инновационная ориентация региона, а также науки как ключевого фактора его развития;
      рыночные отношения с государственным регулированием;
      самодвижение региональной организации развития интеллектуального потенциала.
      Это обуславливает необходимость применения системного подхода. Он состоит, в первую очередь, в необходимости учета всех аспектов и сторон развития науки и ее подсистем: науки как социального и экономического института; отношений, связанных с интеллектуальной собственностью и авторским правом; формальной и неформальной организацией коллективов; новых приоритетных и традиционных направлений — состояний сохранения и развития науки; взаимодействия с внешней средой — двумя системами (производством, высшей школой), обществом, мировым научным сообществом.
      Принцип равновесия окружающей среды и устойчивого социально-экономического развития реализуется в достижении определенного технологического уклада с усилением значимости социальных и экологических компонентов. Отсюда — вектор движения науки: инновационная направленность в существующей социально-экономической среде.
      Принцип эволюционного развития реализуется при анализе и построении секторов науки, научных систем и коллективов, изучения изменений в организации науки. Именно эволюционный принцип проявляется при формировании заводского сектора в науке. Заводские лаборатории, как зачатки выполнения научных исследований, трансформируются в условиях широкого и постоянного обновления технологий в масштабный сектор науки с функцией комплексного научно-технического развития предприятия, хотя форма заводской лаборатории зачастую сохраняется.
      Другой тенденцией эволюционного развития является образование инфраструктуры науки. Она становится продолжением процесса создания промежуточных форм для обеспечения тесного взаимодействия между наукой и производством. При этом так называемые внедренческие коллективы органически включены в новые структуры инновационных фондов или действуют самостоятельно в виде инжиниринговых или консалтинговых фирм.
      Отмеченные тенденции являют собой пример институциональных сдвигов. Между тем, использование принципа исторического наследования дает возможность сохранения некоторых институтов по существу в неизменном виде, не требующем принципиальных преобразований. Это относится, в первую очередь, к научным школам. Другое дело, что на деле период их функционирования сокращается в связи с ускорением смены научных направлений.
      При исследовании проблем взаимодействия науки с производством, предложения объектов интеллектуальной собственности и платежеспособного спроса на них, движения кадров в рамках интеллектуального труда, совершенствования всей научной системы в направлении ориентации на рынок новшеств и рисковых капиталов, целесообразным является использование балансовых методов “затраты–результаты”, моделей равновесия “спрос–предложение”. При перестройке ценовой, кредитной, налоговой политики в сфере науки, а также ее потенциала, зависящего от комплекса организационных, экономических, социальных условий, целесообразно использовать метод экономического факторного анализа.
      Переход развития науки в новую систему координат, кардинальное изменение ориентации развития и совокупности оценок, а также известная неопределенность среды преобразования сферы науки, требуют последовательного применения принципа многовариантности исследований. Он заключается в построении прогнозных сценариев развития науки, ее подсистем, потенциала на всех этапах исследования — от создания теорий, научных основ до социально-экономических разработок нормативных актов и рекомендаций.
      Рассматривая вопросы формирования инновационной сферы, можно выделить несколько систем, составляющей которых она является.
      1. Единство производства, общественной практики и инновационной деятельности. Современное производство в промышленно развитых странах ускоренно переходит на инновационный путь развития — систематическое обновление продукции, технологии, изыскание новых областей их применения, максимальное удовлетворение разнообразных запросов потребителей. Этот процесс является главной предпосылкой развертывания инновационной деятельности — производства научной продукции и, на ее основе, инноваций.
      2. Инвестиционное поле, структура и объем инвестиций в стране, регионе, направляемых в инновационную сферу. Портфельные инвестиции могут обеспечить многократное превышение их доходности в отличии от прямых инвестиций в одну и ту же производственную сферу.
      3. Накопление и оборот капитала. Движение капитала в инновационной сфере отличается своеобразием, которое состоит, во-первых, в том, что нередко первоначальный капитал должен поступать извне (у инноватора нет требуемых средств), и, во-вторых, в том, что из-за длительного оборота капитала (часто более года) инновационная сфера без соответствующих компенсационных мер со стороны государства и региональных органов была бы абсолютно непривлекательной для вложения капитала.
      4. Инновационная инфраструктура, функционально связанна с инновационной деятельностью. Она обеспечивает функционирование и обновление инновационной сферы, нацеленность на потребности рынка и эффективность инновационной деятельности. К основным ее элементам можно отнести информационную инфраструктуру и инфраструктуру организационной поддержки. Первая обеспечивает необходимой информацией начинающих инноваторов (консультационные фирмы, фирмы независимой экспертизы) и возможных потребителей новшеств (центры по демонстрации передовых технологий). Вторая сопровождает инновационный процесс услугами — консультациями по менеджменту, маркетингу, лизингу, налогообложению, юридическими советами, помощью в поиске и аренде помещений, оборудования и т. д. Задача заключается в систематизации функций инновационной инфраструктуры, выработке критериев и алгоритма ее организационных форм в конкретных условиях.
      5. Организация инновационной деятельности. Отечественная и зарубежная практика знает немало ее вариантов. Однако для конкретных регионов структура организационных форм будет в значительной мере зависеть от полноты и экономичности их функциональных связей с производством, потребителями. Среди них — функции удовлетворения потенциальных потребителей по номенклатуре и объему выпускаемых новых изделий, обеспечение при этом минимума затрат времени, материальных и денежных ресурсов, максимизация прибыли и личной материальной заинтересованности ученых и специалистов.
      Представление инновационной сферы как составляющей разных систем дает возможность отделить друг от друга функциональные связи, образующие некое множество, что позволяет конкретнее и конструктивнее провести их анализ, установить необходимость и пути их эффективного осуществления и трансформации.
     
     
      1.2. Инновационная деятельность и нормативно правовые акты, ее регулирующие
     
      Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности человечества, которая представляет собой совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хозяйственной системе. При этом деятельность по распространению новинки не менее важна в инновационном процессе, чем ее создание.
      К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
      Инновационная деятельность субъекта характеризует его инновационную активность, под которой понимается интенсивность реализуемых нововведений.
      Степень инновационной активности определяется развитостью и диверсифицированностью общественных потребностей, отраслевой структурой экономики; наличием адекватной для инновационной деятельности производственной, научной, информационной и другой инфраструктуры; структурой, качеством и мотивацией рабочей силы и тому подобными факторами.
      Протекание инновационного процесса во многом обусловлено развитостью инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой следует понимать специфический комплекс видов деятельно-сти совместно с их потенциалом, обслуживающих инновационный процесс.
      Эта деятельность связана, прежде всего, с обслуживанием рынка научно-технической продукции. Последняя, превращаясь в товар, нуждается в создании специальной сети организаций, осуществляющих коммерциализацию разработок академической, вузовской и прикладной науки. Кроме того, на стыках различных стадий инновационного процесса зачастую требуются консультативные, информационно-посреднические, организационные, экспертные, инженерные, аудиторские, управленческо-координационные и патентные услуги.
      Инновационная активность обусловлена инновационной восприимчивостью социально-экономической системы, т. е. способностью к быстрому и эффективному освоению новшеств. Инновационная восприимчивость (инновативность) зависит от разнообразных экономических, организационных, психологических, социальных и технических факторов.
      Основными нормативными актами, регулирующими инновационную деятельность, являются:
      Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 “О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы”.
      Постановление формулирует основные понятия, связанные с инновационной деятельностью, и характеризует ее состояние в РФ. Основные направления государственной инновационной политики, согласно Постановлению, следующие: разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения, развитие производства и повышение конкурентоспособности продукции, развитие инфраструктуры инновационного процесса, развитие малого инновационного предпринимательства и оказания им государственной поддержки. Основные методы реализации инновационной политики — формирование условий для изменений в инновационной сфере, государственная поддержка и стимулирование инвесторов, совершенствование законодательной базы, внешнеэкономическая поддержка и обеспечение зарубежных кредитных линий.
      Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 “О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности”.
      Цель Постановления — дальнейшее развитие малого предпринимательства в сфере материального производства, содействие инновационной деятельности и обеспечение функционирования малых предприятий. Постановление утвердило поддержку малых предприятий одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов власти и предложило комплекс мер по развитию и государственной поддержке таких предприятий, а также определило приоритетные отрасли для поддержки: машиностроение, металлообработка, микробиология, медицина, электронная промышленность и др.
      Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156 “Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок”.
      Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды: Министерство науки и технологий РФ — Российский фонд технологического развития; федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти — фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; коммерческие организации — фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций. Внебюджетные фонды создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, которое осуществляет их регистрацию и учет. Порядок регистрации и учета устанавливается Министерством науки и технологий по согласованию с Министерством финансов.
      Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374 “О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу”.
      Данное Постановление издано в целях создания условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала; для развития практики финансовой поддержки инновационной деятельности, направленной на реализацию конкурентоспособных видов техники и технологий.
      Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 827 “О Федеральном фонде производственных инноваций”.
      Федеральный фонд производственных инноваций создается для государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств новых видов продукции. Фонд должен оказывать содействие государственной, структурной, научно-технической и промышленной политике, участвовать в разработке, проведении конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, оказывать поддержку инновационной деятельности, содействовать строительству и реконструкции наукоемких производств.
      Постановление Госкомстата России от 3 сентября 1998 г. № 91 “Об утверждении формы Федерального государственного статистического наблюдения за инновационной деятельностью”.
      Постановление утверждает по согласованию с Роспатентом годовую форму федерального государственного статистического наблюдения № 4-НТ (перечень) “Сведения об использовании объектов промышленной собственности” для наблюдения и контроляи за инновационной деятельностью предприятий.
      Приказ Госкомвуза РФ от 15 сентября 1994 года №929 “Об утверждении Порядка формирования, финансирования и выполнения инновационных научно-технических программ и проектов”.
      Приказ определяет цели, порядок формирования и выполнения, проводимых Госкомвузом России инновационных научно-технических программ и самостоятельных проектов. В нем изложены цели и задачи инновационных научно-технических программ и самостоятельных проектов, а также функции и механизм взаимодействия организаций и органов, осуществляющих управление и выполнение программ и самостоятельных проектов. Документ содержит требования к инновационным научно-техническим проектам, порядок их финансирования, выполнения и отчетности.
     
     
      1.3. Система поддержки инновационного предпринимательства
     
      Недостатки рыночной системы хозяйствования в России обуславливают необходимость государственного вмешательства в хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости. Изучение отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что у государства имеются большие неиспользуемые резервы финансово-кредитной поддержки и стимулирования инновационных процессов, мотивирующих у субъектов хозяйствования восприимчивость к нововведениям. Поэтому должен быть разработан механизм государственного регулирования инновационных процессов.
      Следует создать такую экономическую среду функционирования предприятий, которая не только сделала бы их более восприимчивыми к нововведениям, но и стимулировала бы стать активными участниками инновационного процесса, заинтересованными в поиске, разработке и скорейшем освоении прогрессивных научно-технических решений. Решающая роль здесь принадлежит государству, которое на всех уровнях управления должно выявлять позитивные тенденции науки и техники, стимулировать прогрессивные технологии. Мировой исторический опыт показывает, что чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем больше функций вынуждены брать на себя государственные органы управления. Инновационные процессы во многом определяют направления и пропорции будущего развития. Экономика страны не может завоевать ведущие позиции в мире, если она не будет развивать инновационную сферу.
      Мировой опыт государственной поддержки новаторов меняется в зависимости от конкретной страны, но его непосредственное воздействие в рамках системы, базирующейся на действии рыночных сил, по мнению специалистов, имеет второстепенное значение. Однако именно государственные органы имеют возможность крупномасштабно синтезировать общественные потребности в производственные возможности.
      Государственная активность в инновационной сфере обусловлена не только интересами общественного развития, но и государственными материальными интересами. Ясно, что основа жизнедеятельности госаппарата зависит, в том числе, и от финансовой устойчивости и платежеспособности экономических субъектов хозяйствования — налогоплательщиков, которые, в свою очередь, зависят от положения товаропроизводителя на товарном рынке. Вот почему органы управления напрямую заинтересованы в развитии конкурентоспособных производств и технологий, чему в значительной степени способствуют инновации. Государственное предпринимательство в рыночной сфере, где органы управления выступают в качестве контрагентов инновационных процессов, позволяет им иметь согласованную с другими партнерами выгоду от вкладов в коммерческий проект. Таким образом, экономическая база интересов государства делает его на всех уровнях управления активным участником инновационных процессов.
      Необходимость государственного управления инновационными процессами обусловлена тремя факторами:
      депрессивным состоянием экономики России;
      недостатками механизма рыночного саморегулирования нововведений, порождающими проблемы, которые не могут быть решены без участия государства;
      мотивационными факторами формирования государственных доходов.
      Конкретизация государственной инновационной политики может осуществляться посредством исследовательского и инновационного программирования и проектирования, а также государственного планирования, способствующего формированию государственных заказов. Реализации конкретных решений призван содействовать специальный инструментарий административного, социально-психологического и экономического воздействия.
      В инновационной сфере предпочтительными являются экономические методы управления. К прямым методам экономического управления относятся: инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирования и программирования, государственного предпринимательства. К косвенным методам относятся: налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и фондовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма. При этом на общегосударственном уровне должно преобладать управление финансовыми потоками посредством целенаправленного субсидирования приоритетных направлений развития науки и техники, стимулирования создания и потребления объектов интеллектуальной собственности и других новшеств, а также широкий комплекс мероприятий по созданию инновационного климата, развитию рискового предпринимательства, привлечению инвесторов к инновационным процессам.
      Инновационная политика государства должна быть тесно связана с нововведенческой деятельностью, и представлять собой систему мер, способствующих интенсивному протеканию инновационных процессов в целях удовлетворения возрастающих общественных потребностей. Учитывая особенности государственного устройства России, можно разделить инновационную политику государства на две части: федеральный и региональный уровень.
      Ведущей целью федерального уровня государственного управления является формирование социально-экономических, научно-технических и организационно-хозяйственных предпосылок для прогрессирующего развития производительных сил общества. Здесь решаются следующие задачи: тщательный анализ направлений общественного развития и определение приоритетов в развитии науки и техники, технологии; инициирование научно-технических программ и инновационных проектов, позволяющих ускорить развитие или обеспечить получение ключевых технологий; создание инфраструктуры рынка интеллектуальной продукции и других новшеств, способствующих динамичному развитию общества; наблюдение за темпами развития инновационных процессов, их координация и коррекция в случае необходимости; организация и поддержка кооперации на всех стадиях инновационных процессов.
      На региональном уровне государственного управления предпочтение отдается деятельности, связанной с диагностикой конкурентоспособности производств, имеющих соответствующее территориальное расположение, оценкой их научно-технического, производственного и кадрового потенциала; выбору приоритетных направлений, сфер, производств, конкурентоспособный потенциал которых наиболее велик; разработке программ (проектов) и механизмов их реализации с учетом определенных приоритетов, включая привлечение частных инвесторов; обеспечению соответствующих дифференцированных режимов экономического стимулирования.
      Реализации государственной научно-технической и инновационной политики способствует система государственного регулирования, которая представляет собой совокупность используемых экономических форм и методов воздействия. Одним из принципов государственного регулирования является принцип экономического протекционизма инновациям и притоку инвестиций в сферу нововведений. Он связан с созданием государством особых условий для инновационной деятельности преимущественно экономическими методами, основанными на договорных отношениях, с использованием прямых и косвенных регуляторов, поддерживающих и стимулирующих инновационную активность. Среди экономических методов преимущество отдается не прямым методам воздействия (субсидиям, дотациям и др.), а методам косвенного регулирования (налогового, страхового, кредитного и др.). Отличительной особенностью такого механизма является рекомендательный характер, который предоставляет право каждому субъекту хозяйственной деятельности самостоятельно определять свою стратегию развития, не обязательно совпадающую с региональной или общегосударственной системой предпочтений.
      Изучение зарубежного и отечественного опыта государственного воздействия на развитие науки и инновационной активности хозяйствующих субъектов, позволяет в качестве основных регуляторов назвать финансовые, кредитные, налоговые и амортизационные, а также ценовые формы поддержки.
      Основные формы финансовой поддержки
      субсидии, представляющие собой безвозвратные пособия, выделяемые участникам инновационной деятельности в критические моменты становления и развития. Субсидирование имеет строго оговоренные направления, связанные с реализацией проектов;
      дотации — ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников, а также на развитие инфраструктуры. Субсидии и дотации должны носить разовый характер и увязываться с реализацией конкретных проектов и программ;
      реальные инвестиции — долгосрочные вложения государственных капиталов в создание научно-технического задела, выполнение исследований и разработок некоммерческой направленности; развитие конкурентоспособных производств и технологий. Необходимость государственного предпринимательства на современном этапе развития экономики обусловлена, в первую очередь, недостатком средств частного капитала для вложения в эффективные проекты развития;
      финансовые инвестиции, представляющие собой вложения государственных средств в операции с ценными бумагами, особое место среди которых должны занимать акции инновационно активных в рамках общественных приоритетов предприятий, а также в не котирующиеся акции представителей малого наукоемкого бизнеса, привлекающих таким образом капиталы для своего развития;
      финансовый лизинг, суть которого сводится к покрытию части затрат, которые несут предприятия, приобретая новые и заменяя действующие машины и оборудование.
      Говоря о финансовой поддержке, следует иметь в виду, что она должна иметь определенные границы и строиться, исходя из следующих принципов:
      многоканальность системы получения дополнительных источников финансирования, т. е. привлечение бюджетных средств всех уровней, внебюджетных фондов, капиталов инвесторов, заемных ресурсов;
      приоритетность государственного финансирования;
      целенаправленность финансирования, т. е. выделение средств на конкретные инновационные программы и проекты на основе конкурсов;
      интегрированность государственных средств с частными инвестициями посредством участия в капитале вновь создаваемых структур;
      точная адресность предоставления финансовых средств и подконтрольность их использования и результативности.
      Практика безвозвратного финансирования приемлема для решения проблем, связанных преимущественно с реализацией инновационных программ и проектов и финансовой поддержкой начальной стадии инновационных процессов. В других случаях возможно выделение средств на возвратной основе. Речь идет о кредитовании инновационной деятельности. Основными формами могут выступать:
      прямые льготные займы, предоставляемые либо целевым образом, либо на конкурсной основе. Предполагается снижение процентной ставки или увеличение сроков кредитования в зависимости от степени важности проекта;
      гарантированные займы, предполагающие получение кредита под гарантию государственных управленческих структур. Органы управления берут на себя обязанность погашения коммерческого кредита и уплату процентов по нему в случае неудачи проекта;
      компенсационные соглашения, которые заключаются между государственными структурами, кредиторами и заемщиками по поводу частичного возмещения за счет средств бюджета или внебюджетных фондов, предоставляемых новаторам кредитов или процентов за пользование ими.
      Механизм налогового регулирования инноваций
      Этот механизм можно использовать не только на федеральном уровне, но и на региональном, сохраняя следующие принципы:
      преобладание стимулирующей функции налогообложения инновационной деятельности над фискальной;
      комплексный охват стимулирующим налоговым регулированием всех стадий инновационного цикла и участников нововведенческой деятельности на период ее осуществления;
      стимулирование инновационной активности субъектов всех форм хозяйствования в инновационной сфере с целью привлечения частных капиталов;
      совместимость налогового воздействия с другими формами и методами государственного регулирования.
      Основные формы налогового стимулирования: освобождение от уплаты налогов, изменение налогооблагаемой базы, понижение налоговых ставок, отсрочка платежа (налоговый кредит). Здесь важно правильное применение имеющихся возможностей налогового регулирования.
      Амортизационное регулирование
      Оно связано со стимулированием заключительной стадии инновационного цикла, использованием машин, оборудования, аппаратов, приборов, механизмов. Изменение условий амортизации влечет уменьшение или увеличение сроков покрытия расходов на реконструкцию и техническое перевооружение производства. Искусственное увеличение себестоимости продукции в связи с измененной суммой амортизационных отчислений напрямую отражается на цене изделия и доходе от его реализации.
      Это регулирование должно соответствовать следующим основным принципам:
      предоставление возможности концентрации финансовых ресурсов для приобретения прогрессивного оборудования, машин, механизмов и замены изношенных фондов;
      стимулирование потребления средств производства, технический уровень которых способствует росту конкурентоспособности выпускаемой продукции.
      Основные формы амортизационного регулирования включают единовременную и ускоренную амортизацию основных фондов.
      Ценовое регулирование
      Ценовое регулирование предполагает государственное влияние на уровень цен, по которым новаторы покупают услуги инфраструктуры, сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, услуги связи и информационного обеспечения, арендные услуги и услуги по подготовке кадров, повышению их квалификации и т. п. Снижение уровня цен с целью оказания поддержки инновационной деятельности может осуществляться за счет компенсации из бюджета или внебюджетных фондов разницы в ценах, а также посредством организации части услуг на основе муниципальной собственности.
      Непосредственное регулирование цен применимо к системе контрактных цен, определяющих условия оплаты работ, выполняемых в рамках исследовательских и инновационных программ и проектов.
      Ценовое регулирование строится с учетом следующих принципов:
      дифференцированность подходов к ценообразованию по различным видам инновационной деятельности, в зависимости от значимости их результатов для общества;
      обеспечение взаимовыгодных условий размещения и реализации инновационных программ и проектов, компенсации новаторам части издержек.
      Основные формы: система контрактного ценообразования, льготное ценообразование на местные сырьевые и прочие ресурсы, а также услуги, связанные с обслуживанием инновационной деятельности.
     
     
      1.4. Концептуальные положения кадрового обеспечения научно-инновационной деятельности
     
      В современной ситуации резко обострилось противоречие между потребностями в научно-технических достижениях, объективно обусловленными закономерностями общественного развития, и сложившимися условиями их получения и освоения, в первую очередь, — востребованностью научных кадров. Это основное противоречие характеризует проблему исследования, которая возникает из-за усиливающихся в настоящее время несоответствий между:
      объективно обусловленными и реальными потребностями, т. е. востребованностью научных и научно-технических достижениях;
      объективно обусловленными потребностями и реальными возможностями научного и научно-технического потенциала, что означает несоответствие уровня и структуры “модельному” представлению;
      объективно обусловленными потребностями и реальными условиями воспроизводства научно-технических достижений, что означает утрату перспективы развития;
      реальными потребностями (платежеспособным спросом и потенциальными возможностями), что приводит к невостребованности научно-технического потенциала.
      Из-за неразрешимости этого противоречия в современных условиях проявляется и возрастает невостребованность научно-технического потенциала. Следствиями этой невостребованности становятся:
      разрушение научно-технического потенциала и тем самым подрыв перспективы экономического возрождения и адаптации к мировому рынку;
      высвобождение специалистов (научных и инженерных кадров) из сферы научно-технической деятельности без перспективы их дальнейшего использования по специальности;
      назревание и обострение проблем социально-экономического характера, связанных с трудоустройством и обеспечением занятости этой категории специалистов.
      В сложившейся ситуации глубокого кризиса предметом исследований становятся:
      сохранение и прогрессивное развитие кадрового потенциала научно-инновационной деятельности;
      рациональное использование кадрового потенциала для решения проблем федерального, межрегионального и регионального уровней;
      рациональное использование невостребованного интеллектуального потенциала и обеспечение занятости полностью или частично незанятых специалистов.
      Специфическим моментом, не принимаемым часто во внимание при исследовании данной проблемы, является “выход” объекта за пределы традиционно очерченной “научно-инновационной сферы”. Он заключается в том, что рассматриваемый нами объект распадается на две части: востребованную и невостребованную кадровые составляющие.
      Данный объект исследования может быть рассмотрен как система, состоящая из подсистем, структурированных по разным категориям:
      по секторам науки (академический, вузовский, отраслевой, заводской);
      по научным и научно-техническим организациям различных форм собственности;
      по областям научного знания (машиноведение);
      по отраслям науки (машиностроение);
      по научным и научно-техническим направлениям (разработка проектов создания конкурентоспособных машин и механизмов);
      по научным школам;
      по научной и научно-технической специализации;
      по возрасту и т. д.
      Развитие объекта как системы подчиняется определенным закономерностям, свойственным этому объекту.
      С другой стороны, рассматриваемый объект является элементом других систем более высокого уровня, и образует с ними функциональные связи. Так, кадровая составляющая является важнейшим элементом научно-инновационного потенциала, включающего еще и другие составляющие: информационную, организационную, материально-техническую, финансовую.
      Находясь в органической взаимосвязи с остальными составляющими системы, кадровая составляющая является в определенном смысле “движущей силой” развития научно-технического потенциала. Все перечисленные составляющие представляют собой условия для развития и увеличения кадрового потенциала. В то же время, увеличение кадрового потенциала является предпосылкой усиления других составляющих. Все происходящие изменения в этих составляющих отражаются и на кадровой.
      Наряду с этим, все происходящие в системах более высокого уровня изменения по отношению к научно-инновационному потенциалу, элементом которых он является, опосредованно влияют на кадровую составляющую. Так, перемены политического, экономического и социального характера породили такие явления, как миграция ученых, отсутствие притока молодых специалистов, безработица среди лиц с высшим образованием, в том числе имеющих ученые степени, непривычные для них условия трудоустройства. Появление различных форм собственности и элементов рыночной экономики по-новому формируют рынок труда.
      Кадровый состав научно-инновационной сферы является органической частью населения региона страны (города). Следовательно, факторы, обуславливающие условия жизнедеятельности в данной категории, относятся и к нему. В зависимости от условий в научно-инновационной сфере и вне ее — в других сферах, регионах, странах — может происходить “перелив кадрового потенциала”, т. е. миграция работников из одной структуры в другую. Поэтому при рассмотрении предмета исследования в рамках данного объекта должна быть учтена вся совокупность экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на его динамику.
      Логика исследования может быть структурирована следующим образом:
      I этап. Выявление особенностей объекта, предмета и целей исследования для формирования основных требований к исследованию и исследовательскому коллективу (субъекту исследования).
      II этап. Определение принципов как исходных положений организации и выполнения исследования с учетом основных требований.
      III этап. Определение и описание методов исследования как способов реализации принципов, а также логики организации исследовательской деятельности.
      Исследуемый объект может быть охарактеризован, во-первых, как многоаспектный и многофункциональный. Изучение свойств объекта позволит увязать их с функциями объекта (под функцией понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений), которые могут реализоваться в определенных условиях. Свойства элементов (индивидов) кадрового состава могут быть представлены для выполнения ими трудовых, общественно-политических и социальных функций в различных сферах жизнедеятельности общества.
      С другой стороны, каждая система (сфера) может на основании своих потребностей формировать функции с определенными требованиями к свойствам индивида. Например, в трудовом плане это могут быть требования квалификационного характера или особые навыки, умения, практический опыт и др.
      Выявляется методологическая цепочка:
      свойства–функции–система
      и обратная связь:
      система–функции–свойства.
      Это положение подтверждается объективностью взаимосвязи и взаимозависимости свойств объекта с его потенциальными и реальными возможностями осуществления определенных функций, которые в свою очередь, относятся к той или иной системе. И наоборот: требование определенной системы к функциям распространяется на требование к свойствам объекта. Объект исследования, сам являясь системой, в то же время служит элементом (подсистемой) других систем более высокого уровня. Так, кадровая составляющая представляет собой важнейший элемент научно-технического потенциала. Второе свойство объекта — его интеллектуальный потенциал, который также может быть соотнесен с разными системами другого уровня или сферами жизнедеятельности общества, например, со сферой образования, управления, социальной сферой.
      Третье свойство — трудовой потенциал, который является органической частью регионального, межрегионального и даже международного рынков труда.
      Четвертое свойство характеризуется особенностями совокупности работников научно-технической сферы как части населения региона, граждан государства с их потенциалом, потребностями, проблемами и соответствующими функциями.
      Важнейшая исследовательская задача состоит в том, чтобы всесторонне и как можно более полно охарактеризовать все свойства объекта, а также реальные и потенциальные его функции, опосредованные на конкретные условия (системы). При этом следует учитывать одну из особенностей исследуемого объекта: он представляет собой совокупность индивидов (субъектов), свойства каждого из которых индивидуальны. Поэтому характеристики свойств объекта зависят от конкретного кадрового состава.
      Логические подходы к исследованию объекта могут быть взаимонаправлены. Иначе говоря, от свойств к системам и, наоборот: от систем — к свойствам, что позволяет уточнять функции и реально оценивать свойства.
     

Организация инвестиционной и инновационной деятельности. / К. Янковский, И. Мухарь - СПб: Питер, 2001. - 448 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |