Вы держите в руках четвертое издание одного из самых подробных отечественных учебников по налогам и налогообложению, написанных с учетом самых последних изменений в российском законодательстве. В книге даются основы теории налогообложения и налогового права, раскрывается структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, изложен порядок уплаты основных налогов РФ, описываются налоги развитых стран и стран СНГ. Учебник предназначен для студентов экономических вузов всех форм обучения, аспи-рантов, преподавателей. Он будет также полезен широкому кругу читателей, интересующихся проблемами государственных финансов и налогообложения. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Содержание
Введение
I раздел. Методология налогообложения и эволюция налоговой системы России
Глава 1. Основные положения теории налогообложения
1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюция
1.2. Функции налогов
1.3. Элементы налога и основная налоговая терминология
1.4. Классификация налогов
1.5. Современные теории налоговых отношений
1.6. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики
Глава 2. Генезис налогообложения в России
2.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
2.2. Налогообложение в России в XVII–XIX вв.
2.3. Система налогообложения в России в начале XX в.
2.4. Налогообложение в России периода нэпа
2.5. Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
II раздел. Организация налогообложения в Российской Федерации
Глава 3. Общая характеристика и развитие налоговой системы Российской Федерации, ее структура и основные принципы построения
3.1. Экономические условия введения налоговой системы России 1992 г.
3.2. Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения
3.3. Налоговый кодекс — правовая основа налоговой системы Российской Федерации
3.4. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения
3.5. Принципы построения и элементы современной налоговой системы РФ
3.6. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней
III раздел. Налогообложение юридических лиц
Глава 4. Налог на прибыль организаций
4.1. Экономическое содержание прибыли и развитие систем ее налогообложения
4.2. Плательщики налога на прибыль
4.3. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на прибыль
4.4. Ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль
4.5. Налоговый учет в системе налогообложения
Глава 5. Налогообложение имущества предприятий
5.1. Налог на имущество предприятий
5.2. Налог на недвижимость
Глава 6. Платежи за природные ресурсы
6.1. Значение платежей за природные ресурсы
6.2. Платежи за пользование недрами
6.3. Плата за пользование водными объектами
6.4. Плата за землю
6.5. Лесной доход
Глава 7. Налог на добавленную стоимость
7.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
7.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения, налоговая база
7.3. Ставки налога на добавленную стоимость. Льготы по налогу
7.4. Исчисление НДС и порядок его уплаты в бюджет
7.5. Налогообложение экспортных операций
7.6. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в отдельных отраслях хозяйства
Глава 8. Акцизы
8.1. Фискальная значимость акцизов. Виды подакцизных товаров
8.2. Плательщики акцизов и объект налогообложения
8.3. Ставки акцизов и определение налоговой базы
8.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
Глава 9. Налог с продаж
Глава 10. Таможенные платежи
10.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства
10.2. Классификация таможенных пошлин, таможенный тариф
10.3. Порядок определения таможенных платежей
Глава 11. Налогообложение иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории РФ
Глава 12. Другие налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц
Глава 13. Cпециальные налоговые режимы
13.1. Упрощенная система налогообложения
13.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
13.3. Единый сельхозналог
IV раздел. Налогообложение физических лиц
Глава 14. Налоги и сборы с физических лиц
14.1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
14.2. Налог на доходы физических лиц
14.3. Налоги на имущество физических лиц
14.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
14.5. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц
V раздел. Особенности налогообложения финансового сектора экономики и некоммерческих организаций
Глава 15. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
15.1. Налогообложение коммерческих банков
15.2. Налогообложение страховых компаний
15.3. Налогообложение инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
Глава 16. Налогообложение некоммерческих организаций
16.1. Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций
16.2. Особенности налогообложения бюджетных организаций (учреждений)
VI раздел. Налоги и сборы, формирующие целевые бюджетные и социальные внебюджетные фонды
Глава 17. Налоги и сборы целевого назначения
17.1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды
17.2. Транспортный налог
17.3. Другие налоги и сборы целевого назначения
Глава 18. Платежи в социальные внебюджетные фонды
18.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов
18.2. Единый социальный налог
VII раздел. Управление налогообложением. Налоговое администрирование
Глава 19. Налоговое планирование на макроуровне
19.1. Концептуальные положения организации налогового процесса
19.2. Региональная налоговая политика Санкт-Петербурга
19.3. Порядок планирования контингентов основных налогов
Глава 20. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта
20.1. Понятие налогового планирования, его принципы и классификация
20.2. Этапы налогового планирования
20.3. Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес
20.4. Учетная политика предприятия и оптимизация налоговых платежей
Глава 21. Налоговый контроль
21.1. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
21.2. Права и обязанности налогоплательщиков
21.3. Права и обязанности налоговых органов
21.4. Организация работы налоговых инспекций
21.5. Виды, методы и программы налоговых проверок
21.6. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции
21.7. Виды ответственности за налоговые правонарушения
21.8. Налоговый контроль, осуществляемый другими административными структурами
21.9. Экономический анализ расчетов с бюджетом
VIII раздел. Налоговые системызарубежных стран
Глава 22. Основные тенденции развития налоговых систем индустриальных стран
22.1. Общий обзор развития налоговых систем индустриальных стран
22.2. Опыт налоговой реформы в ФРГ
Глава 23. Налоговые системы унитарных государств
Налоговая система Франции
Налоговая система Бельгии
Налоговая система Японии
Глава 24. Особенности налоговых систем федеративных и конфедеративных государств
Налоговая система США
Налоговая система Канады
Налоговая система Швейцарии
IX раздел. Налоговые системы стран СНГ
Глава 25. Особенности налоговых систем стран СНГ
Республика Беларусь
Украина
Республика Казахстан
Республика Азербайджан
X раздел. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации
Глава 26. Направления реформирования налоговой системы России в 2003–2005 гг.
Краткий глоссарий
Приложения
Приложение I. Основные понятия и термины Налогового кодекса РФ (в алфавитном порядке)
Приложение II. Классификация налогов Российской Федерации
Приложение III. Спиртосодержащая продукция, не подлежащая налогообложению акцизами
Приложение IV. Методы определения таможенной стоимости товара
Приложение V. Перечень поступлений, присущих некоммерческим организациям, которые в случае их целевого использования освобождаются от уплаты налога на прибыль
Приложение VI. Перечень налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, установленных Налоговым кодексом РФ
Приложение VII. Содержание учетной политики предприятия
Приложение VIII. Классификация налогов некоторых государств-участников СНГ
Именной указатель
Предметный указатель
ОТРЫВОК
Глава 2.
Генезис налогообложения в России
После изучения материалов данной главы вы сможете:
перечислить основные этапы развития налогообложения в Древней Руси;
привести примеры взимаемых в разные периоды времени налогов и сборов;
назвать период появления косвенного налогообложения на Руси и его формы;
перечислить основные этапы развития налогообложения в России в XVII–XIX вв.;
привести примеры взимаемых в этот период налогов и сборов;
перечислить направления реформирования налогообложения при Петре I;
отметить особенности исчисления и значимость промыслового налога;
перечислить этапы восстановления налоговой системы после перехода к нэпу;
сформулировать цели и задачи налоговой системы периода нэпа;
назвать прямые и косвенные налоги, взимаемые в период нэпа;
привести причины реорганизации налоговой системы в 30-е гг.;
дать характеристику двухканальной системы изъятия прибыли в бюджет;
перечислить изменения налогообложения населения в годы Великой Отечественной войны;
сравнить налоговые системы периода нэпа и периода административно-командного управления экономикой.
2.1. Развитие налогообложения в Древней Руси
Понятие «Древнерусское государство» довольно условно. Действительно, славянские племена появились на будущих русских землях после нашествия гуннов в V—VI вв. Первое централизованное государство — Киевская Русь — возникает в IX в., а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В XIII в. татары покоряют Русь, а в XIV в. начинается объединение русских земель вокруг Московского княжества (Иван Калита). Процесс образования русского государства во главе с Москвой завершается в 1521 г., и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов и системе налогов в России. Первыми государственными образованиями Древней Руси были родовые общины, основывавшиеся на натуральном способе ведения хозяйства, определявшем натуральные формы налогов и повинностей. «Феодальные отношения были еще слабыми. Князь не жаловал своей дружине земель и не заводил своего хозяйства, а облагал свободное и полусвободное население — общинников-смердов —данью. Первоначально размер этой дани не был регламентирован. Рента-дань потреблялась князем и дружиной, а ее остатки продавались в Византию. Кроме дани население было обязано платить в пользу князя торговые и судебные пошлины, выполнять определенные натуральные повинности» [6, с. 22].
В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя как завоеватели: их интересовало не укрепление базы собственной власти — хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, в связи с необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других городов), происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени налаживается и торговля с соседними странами. Упорядочение взимания дани и оброка было вызвано еще и сопротивлением народа против произвола в собирании податей. По свидетельству летописцев, такое упорядочение связывается с княгиней Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с древлян, убивших ее мужа Игоря за попытку вторичного ее сбора [20]. Ольга лично объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Под уставом, вероятно, следует понимать всякое установление, определение того, как и что делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками — любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенным срокам [24, с. 126]. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата за защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани — повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.
С развитием производительных сил и производственных отношений и расширением границ государства усложняются и формы налогов. Если на первых стадиях образования Киевской Руси, когда все функции государства сводились к обороне границ и их расширению, его потребности ограничивались расходами по содержанию княжеского двора и дружины, то позднее возникла необходимость в общественных постройках (города, укрепления, церкви, дороги и т. п.), содержании аппарата управления, поддержании внутреннего порядка, финансировании посольств и т. д. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Подать — собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и оброк, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определенного предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.
В X в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что было следствием возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного разделения труда. Данный процесс обусловливает появление пошлин с внешней торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит к возникновению личных повинностей. Незадолго до распада Древнерусского государства, с XI в., в княжеском дворе появляется ряд должностей, связанных со сбором налогов: данщики, мытники, вирники, пятенщики. Объектом обложения выступал дом, дым, т. е. само хозяйство, размер которого и его экономические возможности первоначально не учитывались. Более высокой ступенью обложения стало обложение по числу членов хозяйства.
К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей, различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип. Все налоговые платежи крестьян носили натуральный характер. В этот период времени власть над подданными полностью принадлежала князю, а значит, в его пользу выполняли все повинности свободные крестьяне. (Феодальная знать формируется позднее из числа дружинников и родственников князя.) С развитием городов и укреплений возникают связанные со строительными работами личные повинности, четкий перечень которых отсутствует.
Изучение исторических источников позволяет сделать вывод о том, что возникновение внутренних пошлин связано с появлением христианства. По свидетельству «Устава Великого Князя Киевского и всея Руси» духовенство собирало для своих нужд пошлины во время устраиваемых в храмовые праздники ярмарок [28, с. 73]. Во многих источниках упоминается и о развитии пошлин с внешней торговли [7, с. 40–41]. Уже в первых договорах, заключенных с Византией в X в., особо оговариваются, регламентируются правила торговли с целью обеспечения поступлений в княжескую казну торговой пошлины. Некоторые из князей с целью увеличения своих доходов ограничивали или запрещали ввоз и вывоз определенных товаров (оружие, соль, золото, серебро). Но князья и сами занимались торговлей. Правомерно предположить, что первоначально, в условиях относительной неразвитости торгового капитала, внешняя торговля развивалась на комиссионных началах, т. е. исходным товаром русских купцов становилась собираемая князем с подданных в натуральной форме дань, а также доходы от хозяйства князя и его дружинников.
Процесс возникновения крупных городов совпал с периодом разложения Киевской Руси. В XII в. Киев перестал быть столицей единого государства, которое распалось на 12 самостоятельных княжеств. В налоговой политике этого периода какое-либо единообразие отсутствовало, в пределах каждого феодального княжества существовала своя система. В соответствии с закономерностями развития феодальной системы продолжался процесс закабаления крестьян. Налоги остаются натуральными. Денежные доходы казны не играют решающей роли; прежде всего деньги выполняют функцию средства накопления. Возрастает значение доходов от дани с побежденных и добычи от набегов.
Ссылаясь на уставную грамоту 1150 г., Д. И. Багалей отмечал: «Эта грамота имеет для нас очень важное значение, раскрывая перед нами систему княжеских налогов (в Смоленском княжестве). Некоторые из этих налогов заранее точно определялись, размер других, наоборот, не мог быть точно обозначен, например таможенная и торговая пошлины. Способы собирания дани были различны: иногда они собирались непосредственно княжескими чиновниками, иногда отдавались на откуп частным лицам, а иногда самой общине, которая и делала разверстку между членами. Каждый уплачивал налоги сообразно со своими доходами. Об этом прямо свидетельствует выражение грамоты: “А в тех погостах платит каждый свою дань по силе, кто что может”» [24, с. 174].
Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами» [23, с. 9]. Разнородные (по месту взимания и времени) пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли, за проезд, и торговые. К заставным пошлинам относились побережные (с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки (за проезд по большим охраняемым дорогам — не за груз, а с самих торговых людей). Основная форма торговых сборов — явление, явка, взимаемая поголовно с торговых людей и с грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное), поступавшие не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.
Мы не можем определить точно размеры налогов и сборов, нельзя достоверно и утверждать, что нам известны все формы и методы изъятия части доходов населения. Значительный вклад в исследование генезиса налоговой и финансовой систем России внесли экономисты XIX в., в частности, Ю. Гагемейстер, Д. Толстой, А. Лаппо-Данилевский, Е. Осокин, П. Милюков, В. Кури, И. Блех, И. Рудченко, В. Лебедев и др. (Мы не упоминаем работ историков, но без сбора и обработки первичных материалов невозможны были бы и изыскания ученых-экономистов.) Особую ценность для истории отечественной экономической (в том числе и финансовой) науки имеют древние русские письменные памятники-летописи: «Русская Правда» и «Поучения Владимира Мономаха» [22].
О развитых денежных отношениях (денежная единица — кун, куны) и отношениях кредита-займа свидетельствуют не только наличие в «Правде» специальных терминов «долг», «исто», «истое», «рез», но и специальные статьи, регулирующие отношения между кредитором и должником. Различались три вида кредитных отношений: дача «кун в рез» (т. е. предоставление денежного займа под проценты); «истое» — дача денег в рост под проценты; «настав в мед», «жито в присоп» — предоставление ссуд в натуральной форме (мед, жито). Оговаривался и размер надбавки при возвращении этих ссуд. Однако в этом русском законодательном акте налоговые отношения между князем и подданными никак не регламентируются, и наше представление о них базируется на данных летописей и других церковных сочинений.
Развитие финансовой системы Руси было приостановлено в XIII в. татаро-монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной дани взимались различные сборы (отрывочные летописные и литературные источники не дают возможности установить точные размеры и перечень этих чрезвычайных сборов и налогов). Постепенно к концу XIII в. право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям [3, с. 169], которые добивались такого права личными унижениями и богатыми дарами завоевателям. Естественно, русский князь не мог собирать меньшую сумму дани, чем он должен был внести в Орду. Право сбора дани было одним из основных способов обогащения великих князей и укрепления их могущества.
Характерной особенностью всего периода становления централизованного Русского государства во главе с Москвой, завершившегося в 1521 г., является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств (более 90% доходов направлялось на военные нужды — оборона рубежей, освобождение от татаро-монгольского ига, объединение русских княжеств в централизованное государство). В условиях натурального хозяйства и низкого уровня развития производительных сил основным материальным богатством являлась земля. Вот почему основные усилия феодальной верхушки были направлены на сосредоточение в своих руках земли как основы военной мощи. Расчеты со «служилыми людьми» производились землей. Возникает Поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности и своевременном их возвращении государству по смерти «служилого человека». Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI в., что было связано с привлечением к государственной службе охранявших южные границы государства казаков. В этом регионе земля была свободна и в достаточном количестве, поэтому казна, контролировавшая поступления золота и серебра, была вынуждена расстаться с частью из них. Но плата за нее была мизерной даже по тем безденежным временам — 3 рубля серебром за пять лет службы.
Становление Московского государства сопровождалось возникновением органов управления, что требовало поиска постоянных источников как для их содержания, так и для нужд государства в целом. В этот период государственные доходы и доходы великого князя, как и во времена Киевской Руси, не отделялись друг от друга. «Государь рассматривался не как глава государства, а как вотчинник; оттого доходы князя не отделялись от доходов, служивших для удовлетворения государственных нужд» [10, с. 22].
Налоговая система развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства; все большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный характер; формировалась система дополнительных сборов и повинностей для содержания местных органов власти. При этом прав был А. Лаппо-Данилевский, утверждавший, что податная система Московского государства «не вызвана была творческой деятельностью теоретической мысли; она сложилась под влиянием долговременного процесса, постепенного нарастания и определения потребностей великого князя, его вольных, невольных слуг и государства в связи с развитием способов и средств, направленных к удовлетворению этих потребностей» [11, с. 1]. Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного обложения. В условиях, когда основным богатством и средством производства была земля, она, и только она, могла выступать объектом обложения. Земля расписывалась на равномерные участки, называемые сохой, которые и выступали как окладная единица. Но эта общая для России тенденция далеко не сразу привела к единообразию налоговой системы. В первой четверти XVII в. в отдельных частях Московского государства сохраняется пестрота налогов и способов их взимания.
Посошная система возникает во времена удельных княжеств, однако всеобщей окладной единицей становится лишь с образованием Московской Руси. С 1490 по 1505 г. правительство проводит посошную опись, в которой были учтены как земельные угодья, так и само население (были составлены так называемые писцовые книги) [17, с. 50–51]. Первоначально соха как окладная единица была невелика. Так, новгородская соха включала в себя три обжи. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» сообщает, что обжа составляет количество пашни, которое «человек с лошадью вспашет в рабочий день», т. е. около пяти десятин. К XVI в. московская соха равнялась уже 400 десятинам доброй земли (800 четей). Посошное обложение исходило из качества земли. В московской сохе это учитывалось по соотношению 4 : 5 : 6, т. е. 800 четей доброй земли, 1000 четей — средней, 1200 четей худшей земли. (Кроме чети применялась единица выть, равная 12 четям.) Однако посошное обложение учитывало не только размеры земли, но и проживающее на ней число людей.
Все население делилось на тяглое и нетяглое. К нетяглому населению, т. е. обладавшему налоговым иммунитетом, относились первоначально духовенство, служилые люди всех чинов, купцы как русские, так и иностранные. В случае купли или получения в дар черных земель в данную категорию попадали монастыри и церкви. Черными землями и людьми назывались те, которые были занесены в податные книги — очерненные.
Неопределенность включавшейся в соху земельной меры отягощалась и неясностями в определении подлежащих обложению податями людей, так как в обоих случаях кроме количественных учитывались и качественные показатели. Какие-либо объективные критерии качества земель или имущественного состояния податного сословия отсутствовали. Кроме того, осуществлявшие учет писцы делали множество ошибок (в России не было системы подготовки и обучения служилых людей). По данным Д. Толстого, соха включала в себя 392 двора [28, с. 12], а по мнению В. Даля, — от 3 до 60 дворов. Более точно известно содержание сохи для городского населения: «Судя по сошным записям, взаимоотношение различных классов посадского населения определялось по их зажиточности следующею пропорцией: 1 : 2 : 4 : 8 : 24. На этом основании в сохе полагалось дворов лучших людей 40, средних людей 80, молодших 160, охудалых или слободских 320, а бобыльских изб 960» [23, с. 25].
Развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей. Государственное управление на местах осуществляли наместник и волостели из числа потомственных бояр (и реже дворян), права которых регулировались жалованными грамотами. При вступлении их в должность местное население должно было заплатить «въезжие» и регулярно, трижды в год, — «корм». За наместником сохранялось право вместо натурального «корма» требовать денежное содержание. К примеру, новобрачные обязаны были уплачивать «новоженный убрус», сумма которого возрастала, если девушка (или вдова) выходила замуж в другую волость. Наместник получал с населения и судебные пошлины за производство суда. При объезде подопечного округа наместник получал бесплатно ночлег, пропитание и лошадей для переезда. Интересно отметить, что защитой от чрезмерных расходов было запрещение наместнику ночевать там, где обедал, и наоборот.
С конца XIV в. произвол в установлении размеров поборов с населения начинает ограничиваться уставными грамотами — «кормленщик получает доходный список с книг, как ему корм и всякие пошлины собирать, а населению предоставлено право челобиться на злоупотребления наместников. Вместе с тем сборы начинают приурочиваться к определенному времени, производится денежная их оценка, а наместникам, волостелям и их людям иногда прямо предписывается собирать вместо натуральных денежные сборы. Таким образом, прежние неопределенные натуральные кормы превращаются в более точные денежные доходы» [11, с. 6–7].
В целом платежи населения по системе кормлений производились в дополнение к централизованным податям. Постепенно система посошного обложения распространилась не только на крестьян, но и на посадских людей. Во второй половине XVI в. законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России. Система общегосударственных налогов того времени отражает уровень развития производительных сил эпохи, а значит, основным объектом обложения остается земля. Но увеличение и укрепление «государева хозяйства» (в отличие от вотчинного, феодального), за счет которого покрываются потребности царского двора в необходимых продуктах, приводит к постепенному переводу посошной подати на денежную основу.
Развитие прямого окладного обложения по «сошному письму» приводит к превращению сохи в окладную единицу для целого ряда других прямых налогов. Речь идет о полоняничных деньгах, взимаемых как чрезвычайный налог при возникновении необходимости в купле пленных, в ямской повинности (либо натурой, либо деньгами), в поворотной подати (чрезвычайный налог для содержания армии в военное время), в подати на городовое и засечное дело, в пищальных деньгах и других налогах, сборах и повинностях. Все они взимались также на основе сошного письма, правда, при этом употреблялась более мелкая окладная единица — выть или обжа. Кроме указанных прямых налогов в XV–XVI вв. все большее значение приобретают денежные налоги, но не как общая тенденция, а в отношении отдельных местностей и групп тяглового населения. Государство взимало налоги и сборы деньгами и натурой (хлеб, воск, лошади, меха и т. д.). Наибольшее значение имели меха. В Сибири ежегодно собирали подать (ясак) — «440 сороков соболей, 5 сороков куниц, 180 черно-бурых лисиц» [30, с. 2].
И наконец, посошная система приводила к значительной неравномерности в обложении отдельных хозяйств. Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога, которая распределялась по уездам, волостям и деревням (в чем и состоит суть окладной системы). Определение величины налога на двор производилось по раскладочному принципу. В последнем случае учитывалось имущественное положение отдельных лиц. При раскладе же по уездам, волостям, деревням исходили из субъективных оценок и опыта прошлых лет.
Важной особенностью русской окладной системы был и надельный принцип, лежащий в определении величины сохи. Однако объективных критериев не было, понятия «лучшая» или «худшая» земля, естественно, носили относительный характер и земля, отнесенная к другой группе, в разных местах не могла быть сопоставимой по качеству, стало быть, и по доходности. Кроме основной подати с населения взимаются, как и раньше, полоняничная деньга, ямская повинность, поворотная подать и другие пошлины и сборы. Расширяются различного рода повинности. На рубеже XV–XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т. е. увеличивается их число). Появление косвенных налогов — свидетельство расширения товарно-денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).
Изменение социально-экономических условий к середине XVI в. потребовало реорганизации государственного управления и, соответственно, реорганизации системы доходов и расходов государства. По уложению о службе с вотчин и поместий (1555 г.) служилым людям (которые несли военную или иную государеву службу) были установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые им было определено и постоянное денежное жалованье — сверх земельных наделов. Интересно отметить, что такие наделы переходили к старшему сыну лишь при условии, что он поступал на военную или иную государеву службу. В противном случае земельный надел возвращался в казну. С целью увеличения доходов казны вводится монополия и на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д. (казна скупала товары на внутреннем рынке по твердым ценам для перепродажи по более высоким ценам за границу). Был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. Данная практика перекликалась с получившей широкое распространение в Европе политикой меркантилизма, но в России она диктовалась не только необходимостью накопления денег в условиях неразвитости товарно-денежных отношений, но и отсутствием собственной добычи золота и серебра. Возрастание же потребности в денежных поступлениях было связано не только с ростом военных расходов, но и с расширением аппарата управления (после ликвидации наместничества), переведенного частично на денежное содержание.
Увеличение государственных расходов России потребовало реорганизации налоговой системы. Отмена кормления в 1555 г. привела к установлению нового налога — «кормленного откупа», который поступал непосредственно в казну. Его сбором занимались организованные по территориальному принципу «чети», или «четверти», — первые специальные финансовые учреждения в России. Необходимость вооружения стрелецких полков привела к выделению новых налогов — «пищальных денег» и «емчужных». В денежной форме взимался налог на городовое и засечное дело. Вся Сибирь и отдаленные поселения вносили стрелецкие и казачьи деньги, во всей России вводилась ратная повинность.
В ряду налоговых мероприятий важнейшим было совершенствование посошного обложения. Многие века налоговые поступления со стороны крестьянства служили экономической основой России как государства. В соответствии с реформой Ивана Грозного размер сохи повсеместно стал составлять 800–1200 четвертей (400–600 десятин). Соха как единица обложения включала не только земельный надел, но и определенное количество крестьянских дворов (обычный расчет — исходя из двух десятин пахотной земли на семью, однако допускались довольно значительные местные отклонения). Налоги с крестьян, как и прежде, носили окладной характер, т. е. на все семьи, входящие в соху, устанавливался общий налог, что значительно упрощало его сбор. Такая налоговая система требовала периодических переписей поземельных угодий, которые проводились через 40–50 лет.
Таким образом, налоговая система России на протяжении ХII–ХIII вв. складывалась под воздействием требований хозяйственной жизни. С развитием товарно-денежных отношений, изменением социально-экономических условий и расширением границ государства налоговая система постепенно усложнялась.
2.2. Налогообложение в России в XVII–XIX вв.
В XVII в. сменившее «спокойное правление» Бориса Годунова «смутное время» и связанные с ним события негативно отразились как на состоянии государственной казны, так и на материальном положении хозяйств дворян и крестьян. Новый царский дом Романовых был поставлен перед необходимостью внесения существенных изменений во всю податную систему. В первой четверти XVII в. налоговая система существенно не изменилась. Формирование государственных доходов происходило за счет таких источников, как подати, сборы, регалии, доходы от государственных имуществ, займы и операции с денежными знаками. Подати строились по-разному для низшего, среднего и высшего сословий. Низшие сословия, т. е. крестьяне, являлись основными плательщиками государственных доходов. Объектом обложения продолжает выступать «соха» — земля с учетом проживающих на ней людей.
Хотя основой обложения выступает земля, некоторые подати взимались по числу дворов — подводы для государевых гонцов и обозов, для провоза иностранных послов, подати с бобылей (хозяйства, не имевшие земли), жалованье должностным лицам (натуральная подать), набор служилых людей или плата за них, поворотная (или подымная) подать. Посадские люди платили оброки по душам и по промыслам (а если занимались огородничеством, бортничеством и т. п., то и по угодьям).1) Продолжала действовать окладная система, т. е. налог определялся с сохи, внутри же действовал раскладочный принцип, для чего тяглое сословие делилось на три группы — лучшие люди, средние люди и «молодчие».
Принципы обложения и раскладки платежей были достаточно полно определены в регламенте государственной Камер-коллегии 1710 г. (документ выражает отношения, которые сложились еще в XVII в., поэтому правомерно распространить его и на рассматриваемый период): «1. Все окладные земские подати зело крепко, по состоянию натуры и обстоятельству провинций, как могут придать и по цене полевых плодов и прочих товаров, и по другим потребным резонам и обретающимся обстоятельствам определены были; 2. Чтобы меж великими и нижними, убогими и богатыми по препорции надлежащи равенство в осмотрении иметь, и ни ктоб от надлежащего более другаго уволен, или отягчен не был, ибо ежели оное учинится, то утесненные убогие дворы и пашню оставят, а государственные доходы со временем весьма умалятся, и бедных плачь привлечет гнев Божий на все Государство» [28, с. 22–23]. Конечно, не божьего гнева боялись авторы этого документа, а уменьшения государственных доходов при разорении крестьянских хозяйств вследствие неправильной раскладочной системы. Однако в этом отношении даются лишь рекомендации — соблюдение пропорций, чтобы никто не был обижен. В то же время по окладной системе учитывалась реально сложившаяся конъюнктура для отдельных регионов страны (т. е. в XVII в. отсутствовали объективные критерии определения размера налога по уездам, волостям и деревням).
Особая система обложения применялась к людям, занимающимся торговлей и промыслом. Подать с них взималась в соответствии с состоянием. К ним применялась и окладная система, для чего они были объединены в сохи, но уже не по размеру земельных наделов, а по имущественному состоянию. При определении же имущественного состояния исходили как из заявления самого торговца, так и из других косвенных источников. Торговые люди делились на сотни. В Москве было четыре таких сотни — гости, гостиная, суконная и черная, а в прочих городах и посадах — посадские и слободские люди. Эти группы носили замкнутый характер, т. е. для уплаты налогов были объединены в сохи. Одну соху могли составлять 40 лучших дворов, 80 средних или 160 молодших, или 320 слободских дворов, или 960 бобыльских. «Переходя в высшие сотни, торговые люди должны были жить непременно в Москве или же, в противном случае, нести двойное тягло — и в Москве, и в прежних городах» [23, с. 23]. О размере обложения известно лишь, что купцы платили десятую деньгу: т. е.
10% со стоимости товара. По всем остальным группам торговых людей, как и по крестьянам, размер подати, скорее всего, дифференцировался с учетом конъюнктуры, т. е. потребностей государства и урожая (определявшего всю хозяйственную жизнь и торговлю, а значит и налоги посадских людей). С целью упорядочения обложения в 1693 г. была сделана перепись посадских людей, а в 1705 г. — купеческого состояния.
Сбор податей проводился выборным старостой и его помощниками-целовальниками, которых также выбирали сами крестьяне. Последние за эту деятельность не получали никакой платы или льгот (они следили за правильностью раскладки и своевременностью платежей), а староста освобождался от податей и пошлин. Кроме податей в России существовала система личных повинностей, включавшая в себя ямскую повинность; ратную (рекрутскую) повинность; повинность дел городового, домового, острожного, засечного и губного; мостовщину; повинность содержания государевых лошадей и пр. Ямская повинность родилась из обязанностей жителей России бесплатно предоставлять лошадей татарским чиновникам. С середины XIV столетия для обеспечения должностных лиц и гонцов стали устраиваться ямские слободы. Эта повинность была и натуральной, и денежной. В денежной форме (ямщина, ямские деньги) подать платили жители сел, далеких от основных дорог (жалованье ямщикам). Размер ямских денег твердо был установлен в 1589 г. — 10 руб. с сохи. Остальное тягловое население содержало ямские дворы и обеспечивало их лошадьми, подводами, кормом, а также выделяло из своей среды ямских охотников.
В отличие от ямщины и ямских денег натуральные ямские повинности назывались ямскою посохою. Ратная повинность (ратные запросы) была введена при Иване IV и носила преимущественно натуральный характер — стрелецкие и казачьи хлебные запасы. Отдаленные селения (и вся Сибирь) платили стрелецкие и казачьи деньги. Плательщиками денежных ратных запросов выступали также посадские люди и бобыли. Размеры стрелецких и казачьих хлебных запасов часто менялись. При этом, если первоначально с посадских людей и обывателей мест, отдаленных от Москвы, налог взимался деньгами, то с 1661 г. — только натурой, что привело к росту цен на хлеб. Поэтому указанным группам населения опять было разрешено платить налог в денежной форме. Все селения выделяли ратных людей для службы в армии. Объектом обложения выступала соха (и крестьянская, и посадская). Опять-таки отдаленные села, а также малолюдные могли вносить ратную повинность деньгами. Купечество вместо рекрутов могло вносить в казну деньги. Третьей составляющей ратной повинности была обязанность крестьян пополнять конные полки лошадьми. При этом высшие ратные чины (офицеры) имели право требовать от жителей лошадей, подводы и проводников. Во время войны население было обязано вносить дополнительно на прокорм армии продукты или деньги (с отдаленных мест). Частью ратной повинности выступала и обязанность односельчан снабжать ратника вооружением и продуктами на несколько месяцев. Денежная часть от ратной повинности поступала в казну (т. е. имели место финансовые отношения).
Третья группа повинностей была связана с расширением городского строительства и укреплением границ государства. Взимание их происходило также по сохам без каких-либо исключений. Применялись три формы выполнения повинности: личным трудом, материалами и деньгами. Данная повинность носила целевой характер и в казну не поступала (по крайней мере, не должна была поступать). Мостовщина взималась по аналогии с податью со всех, кто имел землю или двор, и заключалась в обязанности строить и содержать в исправном состоянии дороги и мосты. Эта повинность исполнялась либо личным участием, либо путем внесения денег. Повинность содержания государевых лошадей с финансовой точки зрения не представляет интереса. Она заслуживает внимания как одна из форм покрытия статей государственных расходов. Повинность выполняли в основном монастыри, хотя она могла быть возложена и на другие владевшие землями сословия. В целом это была почетная повинность, однако в случае падежа взыскивалась стоимость павших лошадей.
Шестая группа повинностей включает в себя пять видов работ, которые выполнялись тягловым населением и распространялись в основном на тех крестьян, которые жили недалеко от государевых земель или около городов. Сюда входили обязанности по участию в копании и прочистке прудов в государевых землях, колке и перевозке льда, обработке государевых полей, перевозке камней, извести, дров к местам строек. Замену отработки денежным платежом допускала только одна из этих повинностей. Речь идет о туковых или закосных деньгах, вносимых вместо обязанности косить и свозить в определенное место траву с государевых лугов. Денежный характер носили многочисленные сборы, куда включались таможенные платежи, судебные издержки, платежи должностным лицам, все чрезвычайные взносы. Одним из наиболее «древних» видов сборов являлись таможенные сборы, которые по принятой классификации можно разделить на три группы: внутренние, внешние и транзитные.
Наиболее запутанную систему представляют внутренние пошлины, которые взимались с каждого товара отдельно и не один раз, в соответствии с количеством и качеством реализуемых товаров. Характерной особенностью внутренних пошлин является многократность обложения. Ставки пошлин законом не устанавливались и варьировались на местах с учетом спроса, предложения и других соображений. До 1700 г. пошлины взимало не только правительство, но и отдельные землевладельцы как в денежной форме, так и натурой (до 1697 г.). Д. Толстой описывал различные виды внутренних пошлин: тамга, весчее, контарное, подъемное и припуск, руказнобная пошлина, дрягильская пошлина, померное, восмничее, пятенное, свальное, привязная пошлина, роговое, явка. Они применялись либо одновременно, либо избирательно в зависимости от специализации торгового места (продажа скота, зерна, дров и т. д.). Часть пошлин шла в доход казны, а часть — на покрытие расходов по обслуживанию рынка. Внутренние пошлины как источник государственных доходов просуществовали в России до 1753 г.
Внешние пошлины не играли большой роли в доходах казны в силу неразвитости торговых связей и носили односторонний характер, так как ими облагались лишь ввозимые товары. Отсюда и их общее название — заставные пошлины. Заставные пошлины включали в себя мыт, побережное, отвод, шестовину, перевоз, мостовщину. Все они носили внешний характер и не имели отношения к стоимости груза и виду товара. По внешним основаниям (т. е. наименование товара ввозимого или вывозимого, качество и количество его) взимались ввозные или вывозные пошлины. Виды и размеры пошлин зависели от политики в отношении того или иного государства, от потребности в товаре, от урожая и ряда других причин.
Торговля с иностранными государствами (и ввоз, и вывоз) регулировалась центральными органами государственной власти. В первой четверти XVII в. как внешняя, так и внутренняя торговля значительно сокращаются, и до конца века объем торговли так и не достиг показателей века XVI, с чем связано снижение роли пошлин как источника доходов. «По именному указу 25 октября 1653 г. взамен целой пестрой массы веками возникавших проезжих и рыночных торговых сборов введена была единая, так называемая рублевая пошлина, взимавшаяся по 10 денег от рубля с продаваемых товаров» [23, с. 37]. С иностранных купцов взималось на 2 алтына больше (за исключением Архангельского порта). Особенностью таможенного обложения в России являлось применение одновременно и откупов, и системы государственного взимания пошлин. Транзитная пошлина не могла получить в России большого распространения. Известно всего два государственных акта, регулирующих подобного рода операции: в 1567 г. была разрешена торговля Англии с Персией через Россию, а в 1667 г. — исфаганская армянская компания получила право провозить товары через Россию. Остальные виды сборов, такие как судебные издержки, платежи должностным лицам и чрезвычайные взносы, могут быть причислены к финансам в различной степени.
В XVII в. судебные издержки взимались в денежной форме. Они, как правило, не являлись источниками доходов государства, но сокращали величину его расходов. Система чрезвычайных сборов носила нерегулярный характер, так как их введение было связано с военными расходами. Такие сборы уплачивались крестьянами в натуральной форме, а посадскими людьми — в денежной. Сборы проводились по окладному принципу между общинами и по раскладочному внутри их.
Регалии не являются изобретением какой-то одной страны. Они возникают независимо друг от друга в разных странах, что естественно для условий феодализма, когда в качестве основной формы богатства выступала земля и ее продукты. Однако частное владение землей и натуральный характер производственных отношений не позволяли обеспечить денежное наполнение постоянно возрастающих государственных расходов. Как правило, регалии являются либо причиной, либо следствием развития отдельных производств и их отрыва от натурального хозяйства, точнее, от земледелия. Роль отдельных регалий в разных странах различна. Так, распространенная в Европе табачная регалия была введена в России лишь в 1748 г. В то же время изобилие хлеба при отсутствии рынков сбыта (в том числе из-за плохих дорог) привело к тому, что в России винная регалия была «возведена» в ранг важнейшего источника денежных доходов государства. В XVII в. в России были известны следующие регалии: винная, соляная, жемчужная, монетная, звериная, почтовая, регалия поташная и смольчужная, регалия ревеня. Нет необходимости давать оценку регалиям как форме косвенного обложения. Монопольное право производства или торговли (третий вариант — монополия и на производство, и на реализацию) позволяло государству превратить регалии в важнейший источник государственных денежных доходов. Отношения по поводу регалий можно назвать финансовыми.
Кратко рассмотрим винную регалию. В чем состоят причины ее распространения? В относительно урожайные годы зерновые не находили сбыта, а при перегоне хлеба в вино упрощались и проблема перевозки, и проблема хранения. В своем развитии винная регалия прошла несколько стадий:
производство концентрировалось в частных винокурнях (право перегонки хлеба в вино предоставлялось только помещикам), а реализацией занималось государство;
и производство, и реализация в руках государства;
откупная система реализации;
производство было сосредоточено или у помещиков, или у государства, а реализация осуществлялась через выборных кабатчиков по твердым ценам. Когда производством занимались помещики, поступления в казну обеспечивались через систему цен: вино закупалось у производителей по низким ценам, а продавалось по высоким. «В 1670-х гг. ведро водки обходилось казне в 60 коп., а продавалось ведрами — по рублю, кружками по 1 руб. 50 коп., а чарками — 2 руб. ведро» [30, с. 16].
Прообразом установленной в 1705 г. соляной регалии была соляная пошлина 1646 г. В России варка соли находилась преимущественно в частных руках (в основном потреблялась соль Строгановых). Введение соляной пошлины (две гривны на пуд) преследовало цель обеспечения поступления в казну необходимой суммы денег и отмены остальных сборов. Предполагалось, что пошлина ляжет равной долей на всех плательщиков, но, как и всякий косвенный налог на предметы первой необходимости, соляная пошлина не учитывала имущественное положение отдельных групп населения. Для не имевшего денежных доходов основного населения России она была настолько тяжелым бременем, что вызвала «соляной бунт».
Начало монетной регалии относится к 1539 г. Доход казны обеспечивался выпуском монет большей нарицательной стоимости, чем их фактическая стоимость. Финансовые реформы 1654 и 1656 гг. предусматривали выпуск медных денег взамен серебряных. Идея обозначения на деньгах большей цены, чем стоимость металла, из которого они чеканены, принадлежала, по свидетельству В. Ключевского, Ф. М. Ртищеву [9, с. 286]. Медные деньги были выпущены по курсу серебряных. Жемчужная регалия в XVII в. не имела важного значения из-за редкости в частном владении огнестрельного оружия. Регалия распространялась и на производство, и на продажу селитры. Звериная регалия распространялась на ловлю дорогих зверей, соколов, кречетов, ястребов, а также на рыбу, составляющую предмет государственных промыслов. В последнем случае собирался оброк. Почтовая регалия возникает с 1665 г., когда в России была основана почта. Поташная и смольчужная регалии не имели особого значения для доходов казны и были призваны обеспечить сохранность лесов от массовых
порубок. При Петре I дополнительно к регалии законом были установлены 30-верстные границы порубок леса вдоль рек.
Государственные имущества в России были представлены лесами и землями сельскохозяйственного пользования. До XVIII в. не делалось даже попыток отделить государственные доходы от доходов государя. В этот период управление земельным богатством казны заключалось в контроле за выдачей наделов служилым людям. В XVII в. начали создаваться государственные хлебные запасы на случай войны или неурожайного года (строились «запасные магазины»). С 1630 г. была установлена зависимость надела от числа душ мужского пола, что, как предполагалось, должно было привести к увеличению поступлений податей в казну, поскольку такой порядок распределения земли должен был ликвидировать бросовые необрабатываемые (из-за нехватки рабочих рук в том или ином дворе) земли. Лесные богатства России практически не приносили доходов казне, так как лес шел лишь на жилищное строительство и дрова. Значение леса возрастает с началом строительства деревянных укреплений вдоль южных границ государства.
Государственный кредит как источник доходов приобретает важное значение лишь в середине XVIII в., но отдельные попытки пополнения казны за счет займов предпринимались еще Иваном Грозным. В 1613 г. царь обратился к Строгановым, а духовенство от его имени — ко всем городам с просьбой о займе на нужды армии. Добровольный заем был незначительным, и тогда казна прибегла к принудительным заимствованиям «у монастырей и у наиболее богатых купцов и промышленников на условиях выплаты долга посредством зачета причитающихся с них налогов и пошлин и предоставления льгот. Так, в порядке добровольного займа от Строгановых было получено 3000 руб., а по принудительному займу — 40 000 руб.» [30, с. 6–9]. Второй принудительный заем был проведен в связи с войной с Польшей в 1632–1634 гг. Существенным источником пополнения казны были конфискации. Правомерно предположить, что нередко причиной политических гонений становилось имущественное положение преследуемых. Однако четкие указания на такого рода основания конфискаций в научной литературе отсутствуют.
Таким образом, в формировании доходов государства участвовали все классы и группы населения страны, причем на смену случайным податям и налогам пришла стройная система с учетом особенностей формирования доходов в разных регионах и у различных групп населения.
Создание единого государства способствовало усилению роли торговли и выделению торгового капитала, т. е. зарождению капиталистических отношений в недрах феодализма XVII в. В частности, неудобства исчисления и громоздкость посошной системы привели в 1678–1679 гг. к замене посошного обложения подворным. Многие сборы и налоги были либо отменены, либо слиты. Остались неизменными налоги общегосударственного значения: стрелецкий, ямской и полоняничный сборы (последние два были слиты в один и взимались в размере 10 коп. со двора церковных крестьян и 5 коп. — с дворцовых и помещичьих). В рассматриваемый период возрастает значение чрезвычайных налогов, введенных в середине XVII в.: запросных денег и процентных. В различные годы запросные деньги платились крестьянами по разным ставкам — от 25 коп. до 1 руб. со двора, а процентные торговыми и посадскими людьми — также в неодинаковых размерах (пятая, десятая и двадцатая деньга). От чрезвычайных налогов освобождались дворяне и духовенство.
Таким образом, в XVII в. в России формируется финансовая система — основную часть налогов составляют денежные изъятия. «Прямые налоги не были главной статьей государственных доходов, первое место в бюджете занимали косвенные налоги» [33, с. 82]. В 1680 г. на долю косвенных налогов приходилось 56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных — 24,6% [23, с. 49]. Наряду с другими факторами на формирование финансовой системы России значительное влияние оказали реформы в области управления. Так, создание Приказа счетных дел привело к созданию системы счетоводства и отчетности по доходам и расходам государства, к составлению росписи доходов и расходов (прообраза государственного бюджета). «В конце 1630-х гг. был создан Приказ счетных дел… Этот приказ учитывал доходы и расходы центральных и местных учреждений, проверял расходование средств, отпущенных воеводам, армии, послам и другим должностным лицам, рассматривал отчеты земских выборных и проверял их приходно-расходные книги… В результате улучшения финансового учета возникли зачатки росписи государственных доходов и расходов (имеется в виду роспись на 1680 г.)» [30, с. 19].
Единый орган, которому было бы вменено право контроля над доходами и расходами государства, в XVII в. отсутствовал. Для осуществления своих функций почти все приказы имели закрепленные за ними доходные источники. Сбором налогов и даже их расходованием одновременно ведали несколько приказов, и в частности в разные годы XVII в. — Приказ новой четверти (кабацкие сборы), Приказ большого прихода, Приказ большой казны (ему подчинялся Денежный двор, занимающийся чеканкой монет), Приказ сбора пятинных и запросных денег, Приказ денежной раздачи, Приказ денежного сбора (при введении чрезвычайного налога «десятая деньга») и т. д. Уже во второй половине XVII в. в России формируются предпосылки для экономических преобразований — зарождалось мануфактурное производство, развивались города, расширялись торговые связи между отдельными регионами страны, укреплялись товарно-денежные отношения, подкрепленные переводом натуральной налоговой системы на денежную основу. Благодаря реформаторской деятельности Петра I в первой четверти XVIII в. все эти процессы ускорились.
Проведение активной экономической политики требовало принципиальной перестройки финансовой системы, в том числе системы формирования доходов государства и системы расходов. Ведомственный принцип уже не отвечал духу времени. Кроме качественного изменения экономической политики изменение финансовой системы было вызвано огромным ростом государственных расходов, и в первую очередь военных. Немаловажную роль в изменении финансовой системы сыграли реорганизации административного деления страны и системы государственных органов. Окончательное формирование финансовой системы России относится к первой половине XIX в.
Роль Петра I в экономическом и социальном преобразовании, несомненно, трудно переоценить — его неустанная жажда реформ ускорила естественные процессы развития феодального государства. Петровский период, и в этом, несомненно, личная заслуга Петра I, дает нам яркий пример обратного воздействия надстройки на базис — экономическая и финансовая политики государства были направлены на экономическое развитие России. Дорогостоящие войны преследовали, в частности, цель обеспечения свободных кратчайших путей в Европу и на Ближний Восток. Задача финансового обеспечения войн и стала первой важнейшей проблемой всей экономической политики правительства. Петр I понимал, что мелкое натуральное крестьянское хозяйство не в состоянии обеспечить возрастающие потребности государства. Вот почему государство уделяло повышенное внимание развитию торговли и промышленности. Постоянные войны за расширение и укрепление границ требовали увеличения притока финансовых ресурсов. В целях обеспечения денежных сборов в казну вводятся всевозможные дополнительные налоги: рекрутский, кораБельный, драгунский и т. д.
Финансовый аппарат России не справлялся с задачей обеспечения государственных потребностей деньгами. Возник институт «государевых прибальщиков», занимающихся разработкой новых финансовых мероприятий. И прежде всего новое развитие получило прямое обложение. С 1704 г. вводится целый ряд новых сборов: хомутный, шапочный, с бороды и т. д., возрастает и размер подворного обложения. Подворный налог (в виде штрафа за уклонение от государственной службы) распространяется и на дворян — от 50 до 125 руб. (обычная норма налога с тяглого двора — 2,5 руб.). Особо тяжелыми были натуральные налоги и повинности, а также денежные налоги, связанные со строительством Петербурга и организацией морского флота. Двойной гнет несли крестьяне, ибо помещики перекладывали на них свое налоговое бремя.
Кроме обязанностей по подвозке строительных материалов, корабельного леса, строительства кораблей, дорог и общественных построек крестьянам были вменены дополнительный хлебный сбор для нужд армии и флота (общая потребность раскладывалась по дворам) и обязанность по поставкам лошадей для армии (из расчета одна лошадь с 40 дворов или 12 руб.). Был введен целый ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, постоялых дворов, с наемных углов (25% годового дохода), с заводов и фабрик, на заготовление амуниции (4 алтына со двора) и т. д.
В эпоху Петра резко возросло число и бремя денежных налогов. Только обычных налогов, взимавшихся из года в год, было около 30, а в Поволжье и Приуралье — еще больше. О характере налогов и сборов говорят следующие факты: в1710 г. был издан указ о сборе денег с крестьянских дворов и купецких людей на наем подвод под артиллерийские и иные припасы; в том же году — о сборе в Московской губернии со всех доходов по деньге с рубля; в 1712 г. — о ежегодном сборе с губерний 20 тыс. руб. на изготовление и обжигание в Петербурге извести; в 1713 г. — «О приуготовлении на полки, которые при фельдмаршале Шереметеве, вина, уксуса и пива и о сборе для сего денег со всех губерний с дворового числа»; в том же 1713 г. — о сборе денег с каждого двора на фураж для армейских полков в С.-Петербургской губернии; в 1714 г. — о денежном сборе «на строение домов на Котлине острове»; в 1717 г. — о сборе денег для поставки провианта в С.-Петербургский «магазейн»; в 1721 г. — о сборе денег на провиант и всякие морские припасы к предстоящей
морской кампании, о сборе денег на построение Ладожского канала и т. д. Действительно, даже простой перечень вновь введенных налогов достаточно красноречиво говорит об их характере: налог на бани (взимаемый с высших чиновников в размере 3 руб. в год, с дворян — 1 руб., с крестьян — 10 коп.), сапожный налог, шапочный, за прорубку проруби, с печных труб и т. д. Хрестоматийными стали налог на бороды (от 100 руб. с купцов гостиной сотни до 1 коп. с крестьян при въезде и выезде из города), брачный налог, глазной налог и т. д.
Особенно тяжелой была финансовая эксплуатация народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, удмуртов, марийцев, мордовцев; 25% всего взрослого мужского населения этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса. В 1704 г. через прибальщиков на эти народы было возложено 72 налога. Возрастающее количество налогов и рост налогового бремени, непрестанные войны приводили к росту недоимок, к бегству крестьян, к сокращению населения. Даже в районах, удаленных от военных действий, численность населения уменьшилась за петровское время на 1/3 (например, в Вологодской губернии население сократилось с 1678 по 1710 г. почти на 40%).
При Петре I развивались и косвенные налоги: пошлины, монополии, регалии. Кроме ранее действовавших монополий на водку, поташ, смолу, ревень и других добавляются монополии на соль, деготь, икру, игральные приспособления. При этом широко использовался метод откупов. Так, в России было запрещено разведение табака — и табачное дело было отдано в откуп английскому адмиралу Кармертеру. Пошлины все более приобретали протекционистский характер, их ставки колебались от 5 до 37% в зависимости от вида товара. При помощи высоких пошлин ограничивался вывоз некоторых видов сырья и ввоз товаров, которые производились внутри страны (в 1724 г. высшая ставка была доведена до 75%).
Петровское правительство использовало как доходный источник и монетную регалию, с целью чего скупалась вся произведенная в стране медь. На производство монет шли даже пушки и колокола. Значительный доход приносила и система конфискаций и штрафов. Однако вся эта сложная дорогостоящая налоговая система оказалась не в состоянии удовлетворить потребности государства. «Важнейшей частью финансовой политики Петра является его налоговая политика. Огромный рост расходов, связанный с ведением войн и проведением многосторонней преобразовательной деятельности Петра, постоянно приковывал внимание петровского правительства к финансовому состоянию государства. Нужно признать, что финансовая, а точнее даже фискальная, деятельность занимала весьма большое место во всей экономической деятельности Петра и его правительства» [27, с. 258].
Общий принцип определения величины требуемых расходов при Петре не изменился: за основу бралась потребность государства в основных постоянных расходах, главной статьей которых были военные расходы. В 1711 г. была завершена реорганизация армии, она стала регулярной. Русская армия включала в себя 33 полка кавалерии, 42 полевых пехотных полка и 43 гарнизонных полка. Был определен численный состав и норма расхода на каждый полк (по типам), установлен размер оклада офицерам. Установленная численность и нормы расходов позволили точно определить потребность государства на содержание армии — более 2,7 млн руб. ежегодно.
В основу налогового обложения была принята перепись 1677–1678 гг. по восьми губерниям (Московская, С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская), по которым, исходя из числа дворов, объединенных в доли, были расписаны как армейские, так и другие расходы. В одну долю входило 5536 дворов. (Данные о количестве долей в отдельных губерниях свидетельствуют, что принятое административное деление было не очень удачным. Так, в Московской губернии было 44,5 долей, а в Киевской — только 5.) Расчеты позволяют определить, что только на содержание армии каждый крестьянский двор платил 3 руб. 13 коп. В связи с некоторыми изменениями в структуре и численности армии и изменением норм расходов в 1720 г. общая потребность государства на содержание армии составила 4 млн руб. Разрыв между доходами и расходами породил ряд проектов по реорганизации обложения. Ф. С. Салтыков, А. А. Курбатов, Я. С. Юрлов и другие, ссылаясь на опыт Швеции, в которой подушное обложение позволяло содержать хорошо вооруженное регулярное войско, предлагали заменить подворное обложение подушным [18].
Для реформы налогового обложения в 1722–1724 гг. была проведена перепись мужского населения. По данным на 1722 г. в России числилось 5 млн душ мужского населения, на которых и разделили потребные на содержание войск 4 млн руб. Полученная сумма в 80 коп. и была утверждена как ставка налога на податную душу. Данная система не учитывала состояние хозяйства — его доходность, обремененность долгами, доход на одного члена семьи и способствовала дальнейшему расслоению сельского населения, его капитализации. Была сохранена старая система круговой поруки — общество отвечало за поступление налога с умерших и беглых крестьян (до следующей ревизии). По завершении переписи в 1724 г. число податных душ составляло 5570 тыс., что позволило снизить ставку налога на 6 коп., а в следующем году еще на 4 коп. Ставка налога в 72 коп. существовала в России до конца XVIII в. Для городского населения ставка налога была установлена в размере 1 руб. 20 коп.; казенные крестьяне кроме подушного налога платили еще 40 коп. в виде денежного оброка.
Из установленных в 1722 г. окладов налога следует, что первоначальная ставка для всего податного населения составляла 1 руб. 20 коп. (исходя из 6 млн руб. государственных расходов). С помещичьих крестьян налог был снижен на 40 коп. в пользу землевладельцев. Фактически помещичьи крестьяне платили значительно большие суммы, так как на них была возложена и часть налога, падающая на дворовых людей. Реорганизация податного обложения привела к значительному росту прямых доходов, сократился и удельный вес косвенных налогов. По государственной росписи доходов и расходов на 1723 г. приведены следующие данные. Подушная подать с помещичьих крестьян — 3220 тыс. руб., с государственных крестьян — 1243 тыс. руб., с посадских людей — 212 тыс. руб. (в том числе 10 тыс. руб. денежного сбора взамен рекрутов), всего 5096 тыс. руб. Косвенные налоги и сборы давали казне 4100 тыс. руб. Основными источниками доходов являлись: таможенные сборы — 656 тыс. руб., соляный доход — 612 тыс. руб., кабацкие доходы — 585 тыс. руб., монетный доход — 216 тыс. руб. и т. д. Общая сумма расходов была определена в 9578 тыс. руб., т. е. почти на 400 тыс. руб. больше доходов. Полученные средства направлялись на укрепление крепостей и содержание войска — 5352 тыс. руб., на флот — 1547 тыс. руб., на строительство — 662 тыс. руб., на двор и центральный аппарат — 450 тыс. руб., на посольства, подарки иностранным государям и секретные расходы — 762 тыс. руб., на содержание Академии наук и Морской академии — 47 тыс. руб., на богадельни и госпитали — 35 тыс. руб. и т. д. Из росписи видно, что основная часть государственных доходов использовалась на непроизводительные цели.
Таким образом, сформировавшаяся к XVIII в. громоздкая и дорогостоящая налоговая система была заменена относительно простой системой подушного обложения. Как и предшествующие посошная и подворная системы, новая система прямого обложения не учитывала имущественного состояния (что является общим свойством всех личных налогов).
История России XIX в. характеризуется таким важнейшим событием, как отмена крепостного права. Развитие товарно-денежных отношений диктовало необходимость замены натуральных налогов и повинностей денежными налогами. Для координации деятельности по сбору налогов в 1802 г. было создано Министерство финансов, однако каких-либо существенных изменений в налоговой системе России в первой половине XIX в. не произошло (если не считать подоходный налог на помещиков, введенный на время войны с Наполеоном и отмененный в 1819 г.).
Отмена крепостного права привела не только к появлению «неналоговых» выкупных платежей, но и к изменениям в налоговой системе. Налоги с основного податного сословия — крестьян (а на их долю приходилось 76% всех налогов) по форме не изменились, т. е. главным прямым налогом оставалась подушная подать. В 1862 г. ставка подушной подати с крестьян была увеличена до 1 руб. (в Сибири — 90 коп.), с мещан — до 1,5 руб. В 1863 г. подушная подать с мещан была увеличена еще на 25 коп. Оброчная подать в 1861 г. была увеличена в 2,25 раза до 3,30 руб., а в 1862 г. под видом дополнительного сбора и оброчная подать была увеличена от 1,5 до 9 коп. с десятины годной к возделыванию земли. Наибольшие изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: были введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на промыслы. Пошлина за право торговли и на промыслы была разделена на две части — на патентный сбор и сбор за билеты на торговые и промысловые заведения. Размеры сборов были дифференцированы: патентный сбор для мелочной торговли составлял 8–20 руб., для купцов второй гильдии — 25–65 руб. и для купцов первой гильдии — 265 руб. в год. Еще больше был дифференцирован сбор за билеты — от 2 до 30 руб. (всего было установлено 15 ставок в зависимости от объема оборота и класса местности). Местные налоги были представлены земскими сборами. Средняя сумма земского сбора была установлена в 34,25 коп. с податной души, с дифференциацией от 14 до 40 коп. по различным губерниям.
В конце XIX в. существенно возросла роль косвенных налогов и, прежде всего, питейных налогов. К началу XX в. в России действовали следующие косвенные налоги: налоги на сахар, спички, нефть, табак, пиво, фруктово-виноградные вина, питейная монополия, таможенные налоги и сборы, налоги с наследства, гербовые пошлины. В систему косвенных налогов следует включить доход от монопольной цены на продукцию казенной промышленности и монопольных тарифов на железнодорожные перевозки. Наиболее значительными прямыми налогами были выкупные платежи, поземельный налог (введен в 1875 г.) и промысловый налог.
Налоги и налогообложение. 4-е изд.. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской - СПб: Питер, 2003. - 576 с.
|