Данное пособие существенно дополняет имеющуюся учебную литературу по курсу «Микроэкономика», так как кроме подробно изложенного учебного материала книга содержит около 300 тематических задач, облегчающих студентам восприятие материала и позволяющих преподавателям получить набор индивидуальных заданий для студентов. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям, и преподавателей вузов. Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия по специальности 060800 Эконо-мика и управление на предприятии (по отраслям).
Содержание
От авторов
Условные обозначения
РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ
Глава 1. Введение в курс микроэкономики
1.1. Предмет и история возникновения микроэкономики
1.2. Методология микроэкономических исследований: применение и границы
1.3. Основы предельного анализа
Глава 2. Основы спроса и предложения
2.1. Спрос
2.2. Предложение
2.3. Рыночное равновесие
2.4. Паутинообразная модель
2.5. Ценовая эластичность спроса
2.6. Другие показатели эластичности спроса и предложения
2.7. Выручка продавцов и ценовая эластичность спроса
РАЗДЕЛ II. ПОТРЕБЛЕНИЕ
Глава 3. Полезность и предпочтения потребителя
3.1. Полезность и предельная полезность
3.2. Кривые безразличия
3.3. Предельная норма замещения
Глава 4. Поведение потребителя
4.1. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя
4.2. Реакция потребителя на изменение дохода и цен
4.3. Эффект замены и эффект дохода
4.4. Излишек потребителя и равновесие потребителя
4.5. Выбор работника между доходом и досугом
4.6. Модели обмена: ящик Эджуорта и таблица Менгера
РАЗДЕЛ III. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Глава 5. Теория производства
5.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики
5.2. Производственная функция, предельный и средний продукт
5.3. Изокванта и предельная норма технологического замещения
5.4. Изокоста и равновесие производителя
5.5. Отдача от масштаба производства
5.6. Функция Кобба-Дугласа, модель Р. Солоу
5.7. Равновесие производителя в случае двух продуктов. Модель Л. Канторовича
Глава 6. Издержки
6.1. Виды издержек. Вмененные издержки
6.2. Производственная функция и издержки
6.3. Издержки в краткосрочном периоде
6.4. Издержки в долгосрочном периоде
РАЗДЕЛ IV. РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ
Глава 7. Равновесие конкурентной фирмы
7.1. Совершенная конкуренция
7.2. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
7.3. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
7.4. Предложение отрасли в долгосрочном периоде
Глава 8. Равновесие монополии
8.1. Выручка монополии и спрос
8.2. Равновесие монополии в краткосрочном периоде
8.3. Предложение монополиста
8.4. Ущерб, приносимый монополией
8.5. Ценовая дискриминация на сегментированном рынке
8.6. Совершенная ценовая дискриминация
Глава 9. Равновесие олигополии и конкурирующей монополии
9.1. Модель Курно: статическая версия
9.2. Модель Курно: динамическая версия
9.3. Модель Штакельберга
9.4. Игровая модель олигополии
9.5. Модель Хотеллинга
9.6. Монополистическая конкуренция
9.7. Измерение несовершенства рынка
9.8. Концентрация производства в России
РАЗДЕЛ V. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Глава 10. Рынок ресурсов: спрос
10.1. Рынок труда и его особенности
10.2. Спрос на труд в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта
10.3. Ценовая эластичность спроса на труд и ее факторы
Глава 11. Равновесие факторных рынков
11.1. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции
11.2. Монопсонический рынок труда
11.3. Модель рынка труда с профсоюзом
11.4. Двусторонняя монополия на рынке труда
11.5. Минимум заработной платы
11.6. Модель инвестирования в человеческий капитал
11.7. Рынок капитала. Дисконтированная стоимость и ставка процента
11.8. Рынок невоспроизводимых ресурсов. Рента и цена земли
11.9. Теория предельной производительности и исчерпаемость продукта
РАЗДЕЛ VI. РЫНКИ И НЕПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ
Глава 12. Выбор в условиях риска и неопределенности
12.1. Измерение риска
12.2. Ожидаемая полезность
12.3. Отношение субъекта к риску
12.4. Страхование
12.5. Лотерея
12.6. Снижение риска
12.7. Модель портфельного выбора
12.8. Задача о минимизации риска портфеля
Глава 13. Асимметрия информации и неполные рынки
13.1. Понятие об асимметрии информации
13.2. Рынок «лимонов»
13.3. Асимметрия на рынке страховых услуг
13.4. Аукционы и эффект асимметрии информации
13.5. Преодоление асимметрии информации
13.6. Сигналы на рынке труда
13.7. Эффективная заработная плата
РАЗДЕЛ VII. ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Глава 14. Общее равновесие
14.1. Взаимодействие двух рынков
14.2. Модель Вальраса
14.3. Модель Леонтьева
Глава 15. Общественное благосостояние
15.1. Парето-эффективность
15.2. Критерии общественного благосостояния
15.3. Внешние эффекты
15.4. Регулирование отрицательных внешних эффектов
15.5. Общественные блага
Глава 16. Предпринимательство и динамика рынка
16.1. Возрастание роли предпринимательства в современной инновационной экономике
16.2. Является ли предпринимательство фактором производства?
16.3. Экономическая природа предпринимательства
Приложение. Ответы к практическим заданиям
Cписок литературы
Именной указатель
Предметный указатель
ОТРЫВОК
Глава 1.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС МИКРОЭКОНОМИКИ
Ключевые термины:
ограниченность (редкость) ресурсов;
эффективность использования ресурсов;
рациональное поведение экономических субъектов;
альтернативная стоимость;
предельный анализ;
факторы производства;
конкуренция;
граница производственных возможностей;
экономический рост;
закон возрастающих вмененных издержек;
объем продаж;
рыночное равновесие.
1.1. Предмет и история возникновения
Экономическая теория является фундаментальной общественной наукой, изучающей способы организации жизнедеятельности, формы взаимодействия производства и потребления отдельных экономических субъектов и общества в целом. Микроэкономика представляет собой важную составную часть экономической теории.
Как отдельный человек, так и общество ограничены в своих возможностях. Ограничены физические и интеллектуальные способности людей, ограничены блага, которые используются для удовлетворения их потребностей, ограничено время. Поэтому постоянно ощущается недостаток наличных ресурсов, выступающий весьма жестким ограничителем общественного и личного благосостояния и возможностей его роста. Другими словами, экономическая жизнедеятельность людей протекает в условиях недостаточности, т. е. в такой ситуации, когда, чтобы удовлетворить в полном объеме потребности и желания каждого, ресурсов не хватает.
Однако человечество за тысячелетия своей истории существенно раздвинуло рамки этих ограничений. Это говорит о том, что ограниченность ресурсов носит относительный характер. «Истина заключается в том, — отмечает Я. Корнаи, — что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей».
Ограниченность ресурсов «навязывает» обществу и отдельным экономическим субъектам проблему выбора, состоящую в решении следующих трех фундаментальных задач.
1. Что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить?
2. Как, т. е. с помощью каких ресурсов и технологических способов это делать?
3. Для кого предназначены результаты производства, как распределяется произведенный продукт между людьми?
Выбор того, какие товары и услуги и в каком количестве следует производить, обладая ограниченными ресурсами, можно проиллюстрировать на примере производства двух альтернативных товаров: X и Y. В силу ограниченности ресурсов не может быть обеспечен достаточный объем производства этих товаров, чтобы удовлетворить всех. В каждый момент приходится выбирать, в каких количествах эти продукты производить.
Для того чтобы произвести любой продукт, необходимо скомбинировать множество редких производственных ресурсов: земли и других природных ресурсов, капитала и труда. Труд включает в себя затраты, совершаемые людьми в процессе производства. Капитал представляет собой те производительные ресурсы, которые созданы людьми (машины, оборудование, инструменты, производственная инфраструктура и т. д.). Природные ресурсы (плодородные земли в сельском хозяйстве, земля для строительства, леса, полезные ископаемые и др.) — это все, что используется в производстве в натуральном виде, без предварительной обработки. Очень часто четвертым фактором производства называют предпринимательство. Однако по этому вопросу среди экономистов до сих пор нет единого мнения.
Производительные ресурсы, используемые для производства одного товара, не могут в то же самое время использоваться в производстве других товаров. Поскольку при производстве товара X используются ресурсы, которые могли бы быть использованы при изготовлении товара Y, увеличение выпуска одного товара влечет за собой сокращение выпуска другого товара. Если для производства одной единицы товара X необходимо отказаться от изготовления определенного количества товара Y, то эти единицы товара Y определяют издержки упущенных возможностей производства единицы товара X или его альтернативную стоимость. Однако в любой экономической системе производятся не только товары X и Y, а множество разнообразных товаров и услуг. Поэтому альтернативную стоимость товаров и услуг принято выражать через общую единицу измерения — деньги.
Каждая точка кривой AE показывает, какой набор товаров X и Y можно произвести, используя в полном объеме ограниченные ресурсы. Если все ресурсы направляются на выпуск товара X, то его будет произведено E единиц, но ни одной единицы товара Y. В точке A все ресурсы направлены на производство товара Y, а товар X вовсе не производится. Во всех остальных точках необходимо делать выбор между тем, сколько единиц товара X произвести за счет отказа от выпуска какого-то количества товара Y (точки B, C и D).
Каждая точка кривой AE показывает все возможные соотношения выпуска при полном использовании всех имеющихся ресурсов, поэтому она называется кривой производственных возможностей, или кривой трансформации. Точки, лежащие вне кривой, недостижимы при данном объеме ресурсов (точка K). Точки, находящиеся внутри кривой, свидетельствуют о неполном использовании имеющихся ресурсов (точка F).
Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения:
1. ограниченность ресурсов;
2. необходимость выбора;
3. существование издержек упущенных возможностей;
4. увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта.
Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения объемов товара X, приходится отказываться от все большего количества товара Y при росте выпуска товара X на единицу.
Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаров наиболее дешевым способом.
Ответ на вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенный продукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности в распределении и справедливости.
Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето.
От принципов распределения, существующих в обществе, от величины вознаграждения за участие в производстве зависит:
предложение и степень продуктивности такого фактора производства, как труд;
мотивация предпринимательской деятельности.
Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема эффективности в распределении, но и проблема справедливости. На эту проблему существуют две крайние точки зрения.
В соответствии с первой, основой справедливости считается равенство, т. е. такая ситуация, когда весь доход и все произведенные товары распределяются между членами общества поровну.
Согласно другой точке зрения, распределение считается справедливым, если соблюдается принцип частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация. Распределение по такому принципу создает равенство возможностей, которое значительно важнее, чем равенство доходов. Однако при таком подходе низкие доходы членов общества, не способных к труду и не обладающих собственностью, приходится считать «справедливыми».
Таким образом, недостаточность, ограниченность ресурсов обусловливает конкуренцию между альтернативными целями их использования и трансформируется в проблему выбора. Данная проблема является, по существу, проблемой эффективности использования ограниченных ресурсов и выступает в качестве основной проблемы экономики. Достижение эффективности использования ресурсов позволяет принимать решения о том, какие товары и услуги и в каком количестве необходимо производить в целях удовлетворения разнообразных потребностей.
Данная проблема имеет два аспекта:
1. эффективность в производстве, позволяющая решить вопрос о том, как производить;
2. эффективность в распределении, отвечающая на вопрос о том, сколько и для кого производить.
Что же является предметом исследования микроэкономики? «Микро» в переводе с греческого означает «малый» и свидетельствует о том, что в качестве основы анализа экономических явлений и процессов в микроэкономике выступает поведение и деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов. Впоследствии это позволяет выйти на исследование функционирования экономики в целом, т. е. макроэкономики.
Микроэкономика исследует, таким образом, поведение и выбор отдельных экономических субъектов (домашних хозяйств, фирм), стремящихся удовлетворить свои потребности, внешне выступающие в форме спроса, при использовании ограниченных ресурсов. Она изучает механизм установления цен на тот или иной товар, обусловленный воздействием спроса и предложения, т. е. процесс достижения частичного равновесия; мотивацию поведения хозяйственных субъектов и принятие ими экономических решений; результаты деятельности фирм и домохозяйств; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций и т. д.
Оформление микроэкономики в самостоятельную научную дисциплину приходится на последнюю треть XIX в. Создание микроэкономики как науки обычно связывают с формированием маржинализма как самостоятельного направления экономической мысли и с началом широкого использования методов предельного анализа, основанных на понятии производной (marginal — англ., предельный).
Ведущими представителями маржинализма были: Г. Тюнен, Г. Госсен, создавшие предпосылки маржинализма; представители австрийской школы — К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк; англичанин У. Джевонс, создавший свой вариант теории предельной полезности и вошедший в историю экономической мысли как один из первых экономистов-математиков; Л. Вальрас, первым разработавший теоретическую модель общего равновесия в условиях совершенной конкуренции; А. Маршалл, возглавлявший кембриджскую школу и давший более взвешенное описание взаимозависимости цены, спроса и предложения, чем австрийцы; Дж. Б. Кларк, возглавлявший американскую школу, в центре внимания которой стояли проблемы эффективности использования факторов производства и распределения стоимости продукта между их владельцами. Большой вклад в создание теории рыночного равновесия (общего и частичного) внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Э. Бароне, И. Фишер, Дж. Хикс, М. Алле и др.
В центре внимания микроэкономики — поведение и выбор отдельных экономических субъектов, стремящихся добиться своих целей при использовании ограниченных ресурсов, т. е. «экономический человек». Концепция «экономического человека» впервые возникла в классической политической экономии. Как и всякая научная абстракция, данное понятие описывает не отдельного конкретного человека, а некую идеальную модель, которая позволяет лучше разобраться в поведении и действиях экономических субъектов.
Суть концепции состоит в том, что человеку от природы присущ эгоизм, он всегда думает о своей выгоде, ее максимизации, но при этом свой интерес может удовлетворить лишь оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты своего труда.
С течением времени исходная классическая модель «экономического человека» претерпела значительные изменения. У маржиналистов, в отличие от классиков, делавших акцент на затратной стороне экономики, центр тяжести сместился из сферы материального производства в плоскость потребительского выбора, в сферу потребителя. Человек выступает максимизатором полезности. Во главу уже поставлены не объективные, независимые от человека факторы, как у классиков, а субъективные мотивы поведения индивидов.
Однако теория предельной полезности представляла собой лишь первое приближение к той теоретической конструкции, которая впоследствии стала называться микроэкономическим анализом. Это произошло в связи с возникновением так называемой второй классической ситуации в политической экономии, а именно тогда, когда принцип предельной полезности был распространен не только на сферу потребления, но и на сферу производства, когда была создана общая теория сопоставления затрат и результатов.
1.2. Методология микроэкономических исследований\: применение и границы
Успешное овладение курсом микроэкономической теории во многом зависит от понимания ее методологических принципов. Выделим и рассмотрим важнейшие из них.
Во-первых, человек в неоклассической модели от природы является эгоистом, стремящимся к достижению собственной выгоды. Он рассматривается как некий «атомизированный» индивид с независимыми субъективными предпочтениями, вне его конкретных социальных взаимосвязей.
В соответствии с методологическим принципом индивидуализма, все явления и процессы объясняются только как результат целенаправленных действий индивидов, а не классов, социальных групп, государства. В этой же связи такие субъекты экономического анализа, как домашние хозяйства и фирмы, по сути дела, также рассматриваются в качестве отдельных индивидов.
Однако необходимо иметь в виду, что этот базовый принцип был унаследован неоклассиками от английской политической экономии А. Смита, в которой безусловная ценность придавалась личной свободе. Исходя из этой посылки, социальные и политические факторы, культурные и морально-этические нормы выступают в качестве внешних условий, или ограничителей степени эгоизма, не позволяющих одним эгоистам извлекать свою выгоду за счет других.
Во-вторых, экономический человек находится в ситуации ограниченности доступных ему ресурсов. Поскольку он не может одновременно удовлетворить все свои неограниченные потребности, приходится делать выбор. Индивид, оценивая свою личную выгоду, выбирает цели и средства ее достижения, рассчитывает издержки, связанные с этим выбором. Причем проблема альтернативного выбора (выбора наиболее выгодного сочетания имеющихся у индивидов возможностей) является одним из центральных принципов микроэкономических исследований.
Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две группы: предпочтения и ограничения. Если первые характеризуют субъективные потребности и желания индивида, то вторые — его объективные возможности. При этом предполагается, что предпочтения экономического человека являются непротиворечивыми, а в качестве главных ограничений выступают цены благ и величина дохода.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что предпочтения экономического человека считаются менее изменчивыми, чем ограничения. Поэтому неоклассическая экономическая теория абстрагируется от изучения процесса их формирования и исследует реакцию на изменение ограничений.
В-третьих, предполагается, что человек рационален. Возможные варианты выбора он оценивает с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его личным предпочтениям, а не предпочтениям его контрагентов по сделке и не принятым в обществе нормам, традициям, морали и т. п.
Следовательно, рациональный выбор — это выбор, который в наибольшей степени отвечает предпочтениям индивида или, что то же самое, максимизирует его целевую функцию при существующих ограничениях. Проблема альтернативного выбора, т. е. выбора наиболее выгодного сочетания имеющихся у экономических субъектов возможностей, является одним из центральных принципов микроэкономических исследований. Иррациональным, соответственно, считается поведение немаксимизирующее, т. е. либо несоответствующее интересам индивида, либо непоследовательное.
В связи с тем, что в неоклассической теории принято предпочтения считать постоянными, важно заметить, что критерий рациональности не затрагивает целей человека. Процесс формирования и изменения целей, вытекающий из изменения предпочтений, не входит в область изучаемых экономической наукой явлений, а рассматривается как экзогенный фактор. Иначе говоря, исследование происхождения потребностей, мотивов выводится, по существу, за рамки экономической науки.
В-четвертых, имеется в виду, что человек хорошо информирован, благодаря чему не только оценивает собственную полезность и выгоду, но и оптимизирует свои действия по критерию ее максимизации.
В ситуации несовершенной конкуренции информация, имеющаяся в распоряжении экономического человека, как правило, является ограниченной. В этой связи приобретение дополнительной информации рассматривается как дополнительные издержки, а время, в течение которого происходит ее поиск, является еще одним из ресурсных ограничений.
В-пятых, делается упор на количественном анализе, исследовании функциональных взаимосвязей в экономических явлениях и процессах. Модель экономического человека, таким образом, представляет собой максимально формализованную модель. Это, по мнению многих экономистов-неоклассиков, выступает большим ее достоинством, в отличие, к примеру, от психологического подхода к поведению, целью которого является объяснение внутренних мотивов действий индивидов и групп, а следовательно, и иррационального, непредсказуемого их поведения, обусловливающего невозможность построения математических моделей.
В-шестых, предполагается заданность множества технологических возможностей, т. е. осуществляется экономический анализ статичной, не подверженной качественным изменениям экономики. В производственной функции человек «уравнивается» с вещественными факторами, поэтому оба предстают как однородные взаимозаменяемые ресурсы.
В соответствии с такими критериями индивиды и фирмы рассматриваются как субъекты рыночной экономики, максимизирующие полезность в условиях внешнего окружения, а экономическая система в целом — как пребывающая в состоянии равновесия. Экономический рост в такой модели интерпретируется как достижение равновесного состояния экономики в результате увеличения предложения экономических ресурсов в рамках заданного множества технологических возможностей.
Неполное соответствие методологических принципов неоклассической теории хозяйственным реалиям было доказано уже в 50-е гг. ХХ в. в макроэкономических исследованиях проблем экономической динамики. Несколько позднее несоответствие вышеописанных принципов было обнаружено и в самих микроэкономических исследованиях. В частности, была установлена ограниченная способность хозяйственных субъектов к проведению расчетов, необходимых для оптимального выбора; был признан факт неполной информации о рыночной конъюнктуре, доступной хозяйствующим субъектам;
было показано, что мотивация экономических субъектов не ограничивается их стремлением к максимизации полезности (прибыли).
Критиками основ микроэкономики традиционно выступают институционалисты, которые подчеркивают роль обычаев, культуры, морали в функционировании экономики. Особой критике со стороны институционального направления, являющегося, по существу, альтернативой неоклассической теории, подвергся принцип максимизации полезности (прибыли) в качестве определяющего принципа человеческого поведения. Все больше и больше аргументов выдвигается в пользу доказательства положения Т. Веблена о том, что человеческую жизнь нельзя формализовать различными математическими моделями. Экономисты все более убеждаются в том, что представления об экономическом человеке, являющемся максимизатором полезности, молниеносно просчитывающим удовольствия и неприятности, маленьким шариком, катающимся под действием стимулов, которые швыряют его туда-сюда, не соответствуют действительности.
В реальной жизни люди руководствуются не только денежным интересом, мотивы их поведения гораздо разнообразнее и богаче. Причем они довольно сильно разнятся не только в различных социальных группах, но и изменяются по мере роста благосостояния индивидов внутри групп. «Парадокс денежного мотива, — отмечал Дж. Гелбрейт, — вообще говоря, состоит в том, что чем выше уровень оплаты, тем меньше его значение относительно других мотивов».
Поскольку неоклассическая теория ограничивается, по существу, изучением функциональных зависимостей, экономические категории в ней односторонне отображают действительность. Предельная математизация экономических исследований не позволяет учесть сложность и многогранность общественных отношений, отобразить процессы, связанные с современным экономическим развитием, раскрыть закономерности происходящих изменений.
В этой связи следует признать, что неоклассическая парадигма в современных условиях в значительной мере исчерпала свои возможности. «При современном состоянии наших знаний, — отмечал лауреат Нобелевской премии в области экономики 1988 г. М. Алле, — целые области экономики, а их большинство, могут прекрасно изучаться без помощи математики. В течение четырех десятилетий экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет, по сути дела, большой шаг назад».
Отмеченные выше недостатки методологии неоклассической теории обусловили необходимость ее совершенствования, уточнения исходных базовых эконометрических моделей, которое, в основном, осуществляется по двум, существенно противоположным, направлениям.
1. Повышение рациональности, супероптимизация процессов принятия решений путем введения дополнительных факторов, таких как поиск информации, ожидания субъектов, реакция на поведение контрагентов и т. п. Формальный учет этих факторов приводит к значительному усложнению экономических расчетов по оптимизации выбора, а обычный человек в такой модели должен обладать квалификацией профессора экономики.
В связи с введением ряда дополнительных факторов в процесс принятия решений, появились утверждения о том, что на смену рациональному человеку индустриального общества приходит гиперрациональный человек постиндустриальной информационной эпохи — «гомо электроникус» или «гомо информатикус», деятельность которого протекает в высокотехнологичной, предельно насыщенной информацией, среде. Надо отметить, что и в этих модифицированных моделях в значительной степени сохраняется стремление к возможно более точному формальному описанию экономической реальности.
2. Поиск экономическими субъектами удовлетворительного для них варианта решения. В современных исследованиях признано, что человек в определенных жизненных ситуациях ведет себя не рационально, преследуя не эгоистические, а альтруистические цели. Поиск субъективно удовлетворительного варианта решения осуществляется в рамках многих концепций. Назовем лишь некоторые из них:
концепция «выделенных предпочтений» П. Самуэльсона, суть которой состоит в том, что человек осуществляет не оптимальный, а некий последовательно непротиворечивый выбор;
концепция «ограниченной рациональности» Г. Саймона, представляющая человека, который ищет приемлемый для него вариант экономического поведения;
концепция «переменной рациональности» Х. Лайбенстайна, основанная на анализе физиологических стремлений человека к экономии собственных усилий, и др.
В то же время развитие современной микроэкономики идет, на наш взгляд, не только «вглубь», но и «вширь». Расширение «поля» для микроэкономических исследований осуществляется путем утверждения экономического подхода в качестве общезначимого, определяющего подхода к человеческому поведению, действующего даже в сферах, ранее недоступных для него. «Экономический подход, — по выражению Г. Беккера, — является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению».
Распространение методологических принципов микроэкономики на различные области социальной сферы получило в литературе название «экономического империализма». Речь идет о тех научных направлениях, которые распространяют теорию рационального выбора на социальные сферы и явления — здравоохранение, образование, домашнее хозяйство, дискриминацию, брак, преступность и т. д., — ранее относящиеся к предмету изучения социологии.
Данные сферы трактуются как различные, относительно самостоятельные виды рынков, а аналитический аппарат микроэкономических исследований превращается в универсальное средство для описания человеческого поведения. Поведение человека при решении таких жизненно важных проблем, как, например, заключение брака, желание иметь детей, поступление в университет, возбуждение судебного иска и т. д., стало считаться аналогичным его поведению на потребительском рынке, в фирме, банке.
Распространение идей «экономического империализма» привело к появлению усовершенствованной модели экономического человека, получившей название: «Изобретательный, Испытывающий ограничения, Имеющий ожидания, Оценивающий, Максимизирующий человек» (RREEMM). Ее суть раскрывает, на наш взгляд, теория человеческого капитала, которая играет все возрастающую роль в современном экономическом анализе.
Существует мнение о том, что внимание к социальным аспектам позволяет отнести данную теорию к социально-институциональному направлению экономической мысли. Представляется, что такая точка зрения ошибочна. Институционализм для объяснения экономических явлений и процессов традиционно привлекает разработки целого комплекса наук: историю, социологию, психологию, право, этику. Иначе говоря, при исследовании экономических проблем интституционалисты учитывают факторы социальной среды, всю совокупность общественных отношений. Сторонники же теории человеческого капитала, напротив, распространяют традиционный аналитический аппарат микроэкономических исследований на область социальных явлений, расширяя тем самым сферу применения микроэкономического анализа. Следовательно, здесь имеет место расширение «поля» микроэкономики, объекта ее исследования.
С расширением сферы применения микроэкономического анализа комплекс его недостатков, отмеченных выше, на наш взгляд, дополняется еще целым рядом. Особое внимание следует обратить на четыре из них.
1. Серьезным аргументом против экономического империализма выступает выдвигаемый историками и социологами тезис о том, что усовершенствованная модель рационального человека также имеет ограниченное историческое применение. Она реализуется в условиях рыночной экономики, а дорыночные и нерыночные формы социального обмена с ее помощью не могут быть объяснены.
В этой связи в качестве определенной компенсации указанного недостатка можно рассматривать усиление противоположного процесса — применения к решению экономических проблем социологического подхода, основанного на методологическом принципе коллективизма. Например, делаются попытки разработать расширенную модель человека, в которой образ экономического человека дополняется рядом характеристик, среди которых: моральные качества, определяющие поведение человека в долгосрочном аспекте, потребность в одобрении окружающих, социальный статус и т. д.
2. Труд, в отличие от других факторов производства, обладает уникальными особенностями. Главная из них состоит в том, что он неотделим от человека, из чего вытекает необходимость учета социального и политического аспектов (у индивида имеются права, на защите которых стоит государство и профсоюзы).
В этой связи именно анализ рынка труда делает очевидным несовершенство аналитического аппарата неоклассической теории, стандартные концепции спроса и предложения которого не могут учесть уникальности этого фактора. В частности, в рамках неоклассической теории моделированию не поддаются качественные скачки, связанные с НТР, творчество, духовные мотивы человеческого поведения, стремление индивидов к саморазвитию и самореализации и т. д. Таким образом, неоклассическая теория входит в противоречие с современной инновационной экономикой, поскольку перечисленные моменты являются определяющими факторами ее динамичного развития.
3. В инновационной экономике традиционные неоклассические способы изучения процессов производства и потребления становятся неприемлемыми уже хотя бы потому, что понятия труда и досуга, работы и развлечения здесь довольно размыты. В литературе все чаще начинают употребляться термины «потребитель» и «пользователь». Поэтому первостепенной задачей экономической науки, вне всякого сомнения, является совершенствование существующих и разработка новых моделей рынка труда с целью создания целостной, логически стройной его концепции, отражающей тенденции развития современной инновационной экономики.
В первую очередь следует иметь в виду тот факт, что в связи с изменениями, происходящими в структуре общественных потребностей, а именно насыщением, в основном, материальных потребностей и выдвижением на первый план социальных потребностей и потребностей в самореализации, самовыражении личности; все большую роль начинают играть неденежные аспекты сделок на рынке труда. К ним относятся, прежде всего: содержание и условия труда, возможности профессионального роста, творческого самовыражения и самореализации работников в процессе производительной деятельности и т. д., — в комплексе свидетельствующие о существенных сдвигах, произошедших во второй половине XX в. как в трудовой мотивации, так и в производительных способностях работников. Следовательно, при разработке современной концепции рынка труда важнейшей проблемой является учет этих сдвигов.
4. Существует довольно распространенное мнение о том, что в противовес дегуманизированной классической политической экономии, основанной на разделении труда и его отчуждении, в неоклассической парадигме, концентрирующей внимание на сфере потребления, человек раскрывается в большей степени. В таком утверждении подразумевается, что реализация человека происходит только в потреблении, а труд, деятельность — лишь предпосылка, средство для его реализации («отрицательная» полезность по терминологии маржиналистов или «проклятие рода человеческого»).
Такое представление несостоятельно, потому что оно исходит из противопоставления труда (производства) и потребления, способностей и потребностей — двух неразрывно взаимосвязанных проявлений человеческой жизнедеятельности.
Отметим далее, что с середины 70-х гг. ХХ в. реакцией на все усиливающуюся критику «экономического империализма» стал значительный рост влияния альтернативных подходов к исследованию человеческого поведения. Разрабатываемые модели человека отражают его свойства, не охваченные неоклассической теорией: далекая от оптимальности степень рациональности, меньшая общность и абстрактность, неустранимая неопределенность, использование определенных правил и привычек в принятии решений и т. д.
Модель экономического человека в современной экономической теории можно представить как матрицу, в которой строки отражают различные методологические подходы, а столбцы — экономические проблемы. Многие элементы матрицы являются нулями, поскольку не существует методологических подходов, позволяющих удовлетворительно объяснить все экономические проблемы.
Не останавливаясь на анализе этой матрицы, отметим два момента, представляющих интерес.
1. В этих моделях внимание акцентируется не на рациональном выборе, который субъект совершает из имеющихся у него возможностей, а на его практической и познавательной деятельности, в ходе которой человек включается в окружающий мир и сталкивается с различными проблемами. Иначе говоря, выбор осуществляется не с точки зрения результата, а с точки зрения самого процесса выбора. Соответственно, предметом анализа является не достижение равновесия, а экономический процесс в целом (неоавстрийская школа).
2. В альтернативных моделях обращается внимание на мотивационные элементы поведения человека, не используемые в неоклассической теории. В частности, к традиционным элементам мотивации (рост благосостояния, максимальное удовлетворение потребностей) добавляются совершенно новые мотивы: стремление к совершенству, обеспечение душевного комфорта, радость творчества и т. п.
В этой связи нельзя не отметить модель человека типа ADON («Альтернативный, Дезинтегрирующий, Порождающий, Благородный человек»), приходящую на смену экономическому (RREEMM) и социологическому (SRSM) человеку.
Этот человек постиндустриального общества обладает большими знаниями, высокой культурой производства и потребления; ставит долг выше личного интереса, что позволяет ему активно преобразовывать материальный и духовный мир. Он профессионал, активно осваивающий достижения мировой науки и культуры, а следовательно, непрерывно рискующий.
Однако необходимо признать, что становление такого человека делает свои первые шаги лишь в высокоразвитых странах, а для подавляющего большинства стран мира, в том числе и для России, — это дело будущего. Наиболее подходящей моделью поведения для них по-прежнему остается модель экономического человека.
Микроэкономика: Учебное пособие. 2-е изд.. / Л. Симкина, Б. Корнейчук, - СПб: Питер, 2003. - 432 с.
|