EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

      Если Вы намереваетесь сохранить или обрести отличную профессиональную форму, то эта книга вооружит Вас необходимыми знаниями Международных стандартов финансовой отчетности, по образу и подобию которых сейчас реформируются национальные положения по бухучету. Данное учебное пособие обладает двумя неоспоримыми достоинствами. Студент, избравший специальность 065000 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», получит необходимый материал для изучения соответствующей дисциплины и успешной сдачи экзамена. Практикующий бухгалтер и аудитор — исчерпывающую информацию о методологии и учете основных средств (ПБУ 6/01), материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), доходов организации (ПБУ 9/99), расходов предприятия (ПБУ 10/99) и отдельных хозяйственных операций. Автор подробно анализирует нормы и положения финансовой отчетности, дает ссылки на соответствующие законодательные акты, включая изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 29 мая 2002 года №57-ФЗ.
     
     
      Содержание
     
      Предисловие
     
      Часть I МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
     
      Глава 1. Международные стандарты финансовой отчетности в системе унификации бухгалтерской практики
      1.1. Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета
      1.2. Организация и методология разработки международных стандартов финансовой отчетности
      1.3. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
     
      Глава 2. Действующая модель группировки международных стандартов финансовой отчетности
      2.1. Учетная политика и влияние на отчетность различных факторов
      2.2. Стандарты бухгалтерского баланса
      2.3. Стандарты отчета о прибылях и убытках
      2.4. Стандарты отчета о движении денежных средств в сводной отчетности
     
      Часть II НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ (ПОЛОЖЕНИЯ) В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ
     
      Глава 3. Учет материально-производственных запасов
      3.1. Материально-производственные запасы, их классификация, оценка и задачи учета
      3.2. Документальное оформление поступления и отпуска материально-производственных запасов
      3.3. Учет материально-производственных запасов на складе и его взаимосвязь с данными бухгалтерского учета
      3.4. Организация синтетического учета материально-производственных запасов
      3.5. Инвентаризация и переоценка материально-производственных запасов
     
      Глава 4. Учет основных средств и вложений во внеоборотные активы
      4.1. Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств
      4.2. Аналитический и синтетический учет наличия и движения основных средств
      4.3. Учет вложений во внеоборотные активы
      4.4. Учет амортизации основных средств
      4.5. Учет затрат на ремонт основных средств
      4.6. Учет операций по финансовой аренде основных средств
      4.7. Инвентаризация и переоценка основных средств
     
      Глава 5. Стандарты финансовой отчетности и методология учета отдельных хозяйственных операций
      5.1. Структуризация баланса организации
      5.2. Принципы составления консолидированной отчетности
      5.3. Учет нематериальных активов
      5.4. Регулирование дебиторской и кредиторской задолженности
      5.5. Организация и учет безналичных расчетов
      5.6. Учетные операции при осуществлении договора доверительного управления имуществом
      5.7. Бухгалтерский учет условных фактов хозяйственной деятельности
      5.8. Методология учета капитала организации: зарубежный и российский опыт
      5.9. Методология расчета прибыли на акцию
      5.10. Методологические принципы учета займов и кредитов и затрат по их обслуживанию
     
      Заключение
      Рекомендуемая литература
      Приложения
     
     
     
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
      Глава 1.
      Международные стандарты финансовой отчетности в системе унификации бухгалтерской практики
      1.1. Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности в гармонизации системы бухгалтерского учета
      Последние десятилетия ХХ в. и начало XXI в. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п.
      Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.
      В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации. Однако в последние годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие понятия.
      Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.
      Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, — КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО (International Accounting Standards — IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.
      В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности, англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные МСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.
      Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам — МОКЦБ (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах.
      Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил рост потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим финансовая отчетность компаний должна была больше ориентироваться на внешнего пользователя, например на фондовые биржи или международ-ных инвесторов. Именно поэтому компании, входившие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.
      В настоящее время существуют несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:
      применение МСФО в качестве национальных стандартов. К числу таких стран относятся: Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия;
      использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные. Такими странами являются Малайзия и Папуа — Новая Гвинея;
      использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями. Это — Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка;
      национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран можно назвать Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины;
      национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Швейцария, Южная Африка);
      национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция).
      Сейчас обсуждается вопрос о принятии МСФО странами ЕС, по крайней мере в отношении компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Поскольку эти стандарты представляют собой систему, позволяющую новым финансовым структурам применять международно признанную базу ведения учета, их начали использовать и многие развивающиеся страны.
      Рассмотрим положительные и отрицательные черты МСФО.
      Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются:
      четкая экономическая логика;
      обобщение лучшей современной мировой практики в области учета;
      простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
      При этом международные стандарты позволяют не только сократить расходы компаний на подготовку своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Поэтому инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.
      Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.
      Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести:
      обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие методов учета;
      отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.
      К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.
      Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета принимает во внимание эти негативные факторы и ведет активную работу по их устранению. Так, 1 января 1989 г. Комитет опубликовал документ Е32 «Сопоставимость финансовой отчетности», в котором приведено 29 предложений по ограничению возможностей выбора методов учета, разрешенных действующими МСФО. Этот документ многими специалистами рассматривается как один из лучших проектов КМСФО. Он позволяет в известной степени устранить ряд различий в содержании отчетности и упростить процедуры ее трансформации при проведении сравнительного анализа в международном контексте.
      Что касается разработки интерпретаций, то решение именно этой проблемы было признано одним из приоритетных направлений деятельности КМСФО на ближайшие годы. Более того, в 1996 г. было принято решение о создании в рамках КМСФО постоянного Комитета по интерпретации стандартов (Standing Interpretations Committee, SIC).
      Судя по всему, в 1999–2002 гг. компании и биржи большинства стран будут составлять финансовые отчеты, используя МСФО. Но это вовсе не означает, что во всех случаях переход к международным стандартам является единственно правильным решением. Активная позиция страны, отстаивающей свои взгляды, может изменить точку зрения КМСФО, поскольку Комитет стремится получить и обобщить опыт различных стран в организации учетных систем. Вполне возможно, что в течение ближайших лет конституция Комитета претерпит некоторые изменения в направлении крепнущего взаимодействия между КМСФО и национальными организациями, устанавливающими стандарты в своих государствах.
      1.2. Организация и методология разработки международных стандартов финансовой отчетности
      Раскрывая цели создания, организационную структуру и деятельность Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе. Ведь благодаря эволюции этого процесса стало возможным возникновение КМСФО.
      Международная координация учета ведется уже более 90 лет. Начало ей было положено в 1904 г., когда в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров. До Второй мировой войны было проведено еще четыре конгресса в Амстердаме (1926 г.), Нью-Йорке (1929 г.), Лондоне (1933 г.) и в Берлине (1938 г.). На первом послевоенном конгрессе, прошедшем в 1952 г. в Лондоне, было принято решение проводить конгрессы каждые 5 лет. Согласно этому решению, были проведены конгрессы в Амстердаме (1957 г.), Нью-Йорке (1962 г.), Париже (1967 г.), Сиднее (1972 г.), Мюнхене (1977 г.), Мехико (1982 г.), Токио (1987 г.), Вашингтоне (1992 г.), Париже (1997 г.).
      Конгресс в Сиднее был связан с созданием Международного координационного комитета по развитию бухгалтерской профессии, МККРБП (International Coordination Committee for the Accountancy Profession, ICCAP), просуществовавшего до 1977 г. На конгрессе в Мюнхене было объявлено о его преобразовании в Международную федерацию бухгалтеров, МФБ (International Federation of Accountants, IFAC). В Федерации представлены более 80 стран. Ее основная деятельность осуществляется через комитеты по образованию, профессиональной этике, финансовому и управленческому учету, международной аудиторской практике и др.
      Одним из самых важных для организации учета событий тех лет было создание КМСФО, который был основан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии, Великобритании и США.
      Хотя КМСФО и не зависит от других организаций, однако с 1983 г. у него сложились деловые отношения с Международной федерацией бухгалтеров. Эти две организации ведут совместную работу, но в разных областях. При этом в состав КМСФО входят все профессиональные бухгалтерские организации, которые являются членами МФБ. Федерация не издает учетных стандартов. Однако ее роль в процессе стандартизации весьма значительна, поскольку, во-первых, именно МФБ проводит конгрессы бухгалтеров и, во-вторых, вносит существенные вклады в доходную часть бюджета Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.
      В 1984 г. было опубликовано заявление Лондонской фондовой биржи: всем иностранным корпорациям, желающим котировать свои ценные бумаги в Лондоне, было рекомендовано придерживаться международных учетных стандартов. В 1985 г. его поддержала одна из крупнейших американских корпораций — General Electric, объявившая, что ее отчетность за 1984 г. составлена в соответствии с национальным (GAAP) и международным (IAS) стандартами.
      1987 г. положил начало сотрудничеству КМСФО с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ). На очередной ежегодной конференции МОКЦБ было принято решение о необходимости способствовать расширению практики использования международных стандартов в области учета и аудита. В результате в 1993 г. между КМСФО и МОКЦБ подписано соглашение, в соответствии с которым компании, желающие получить котировку на фондовой бирже, должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами учета.
      В настоящее время стандартизацией учета помимо КМСФО занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН (International Working Group of Experts on International Standards of Accounting and Reporting, ISAR) и Рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development Working Group on Accounting Standards, OECD WG). Однако общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит КМСФО.
      Следовательно, Комитет по международным стандартам финансовой отчетности — независимая организация, главной целью создания которой является достижение единообразия учетных принципов, которыми пользуются предприятия и организации во всем мире для составления финансовой отчетности.
      Штаб-квартира КМСФО размещается в Лондоне. В начале 1998 г. в составе Комитета насчитывалось 199 организаций-членов и 6 ассоциированных членов из 88 стран, включая восточноевропейские страны — Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию и др. Многие страны, не входящие в состав Комитета, используют международные стандарты бухгалтерского учета.
      Работа КМСФО финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, транснациональными компаниями, финансовыми институтами, аудиторскими компаниями и другими организациями. КМСФО также получает прибыль от продажи собственных разработок и публикаций. В среднем доходная часть бюджета Комитета составляет около 2,5 млн долл. в год.
      В интересах общественности формулировать и публиковать стандарты бухгалтерского учета для их использования в процессе составления финансовой отчетности, а также обеспечивать их принятие и исполнение во всем мире.
      Проводить общую работу по улучшению и унификации правил, стандартов бухгалтерского учета и процедур, относящихся к составлению финансовой отчетности.
      Организационная структура КМСФО характеризуется наличием пяти функциональных уровней:
      Правление комитета (IASC Board);
      Попечительский совет (Advisory Council);
      Консультативная группа (Consultative group);
      Интерпретационная комиссия (Standing Interpretations Committee);
      Персонал Комитета (IASC Staff).
      Правление контролирует деятельность КМСФО и включает представителей бухгалтерских организаций из 13 стран, назначенных Советом МФБ, и не более четырех других организаций, занимающихся вопросами составления финансовых отчетов.
      Каждый член Правления выдвигает кандидатуры двух представителей и советника для посещения заседаний Правления. КМСФО предписывает каждому члену Правления включать в свои делегации как минимум одного представителя промышленных организаций и одного представителя организаций, непосредственно устанавливающих стандарты бухгалтерского учета. Это необходимо для того, чтобы решения, принимаемые Комитетом, имели объективную основу с точки зрения теории и практики.
      В конце 2000 г. Правление включало представителей бухгалтерских организаций из таких стран: Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия, Япония, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Южная Африка, Англия, США, а также представителей Международного координационного комитета Ассоциации финансовых аналитиков, Федерации промышленных холдингов Швейцарии и Международной ассоциации финансовых исполнительных органов. Представители Европейской комиссии и Комитет по стандартизации финансово-бухгалтерской отчетности США присутствуют на заседании Правления в качестве наблюдателей.
      В 1995 г. КМСФО создал международный Попечительский совет. В него входят специалисты, занимающие ведущие позиции в бухгалтерской профессии и бизнесе, а также другие пользователи финансовых отчетов. Роль Попечительского совета состоит в содействии принятию международных стандартов бухгалтерского учета и укреплении авторитета Комитета. Перед Попечительским советом ставятся следующие задачи:
      рассмотрение и комментирование стратегии и планов Правления с тем, чтобы удостовериться в их соответствии потребностям членов КМСФО;
      подготовка годового отчета по эффективности деятельности Правления;
      способствование участию представителей бухгалтерской профессии, деловых кругов, пользователей финансовых отчетов и других заинтересованных сторон в работе Комитета;
      поиск источников финансирования работы КМСФО, не влияющих на независимость Комитета;
      рассмотрение бюджета и финансовых отчетов КМСФО.
      Попечительский совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предлагаемым международным стандартам. При этом Попечительский совет не стремится влиять на процесс принятия таких решений и не участвует в нем.
      В 1981 г. Правление КМСФО основало международную Консультативную группу, включающую представителей международных организаций разработчиков и пользователей финансовой отчетности, а также организаций, регулирующих биржевую деятельность и обращение ценных бумаг.
      В Консультативную группу входят также представители организаций, принимающих стандарты бухгалтерского учета, и наблюдатели из межправительственных организаций.
      В настоящее время членами Консультативной группы являются такие организации, как Международная федерация ценных бумаг и финансов (Federation Internationale des Bourses de Valeurs), Международная ассоциация образования и исследований в области бухгалтерского учета (International Association for Accounting Education and Research), Международные банковские ассоциации (International Banking Associations), Международная ассоциация адвокатов (International Bar Association), Международная Торговая Палата (International Chamber of Commerce), Международная конфедерация свободных профсоюзов (International Confederation of Free Trade Unions), Всемирная конфедерация труда (World Confederation of Labour), Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), Всемирный Банк (The World Bank), Европейская Комиссия (European Commission), Совет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board) и Подразделение Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям и инвестициям (United Nations Division on Transnational Corporations and Investment). Две последние организации выступают в качестве наблюдателей.
      Правление КМСФО дважды в год встречается с Консультативной группой для обсуждения проектов Комитета, его рабочей программы и долгосрочной перспективы развития. Таким образом, Консультативная группа играет важную роль в процессе разработки и принятия международных стандартов бухгалтерского учета.
      Для достижения наибольшей степени приемлемости Международных стандартов финансовой отчетности в условиях их использования на уровне компаний в 1996 г. была основана Интерпретационная комиссия. В нее входят эксперты, являющиеся представителями организаций, составляющих Консультативную группу. Они участвуют в обсуждении и принятии международных учетных стандартов. Работа Интерпретационной комиссии является одним из наиболее приоритетных направлений в развитии КМСФО.
      Традиционный процесс разработки международных стандартов бухгалтерского учета включает шесть этапов:
      I этап: формирование Редакционной комиссии. Ее возглавляет уполномоченный представитель Правления. Она обычно включает представителей бухгалтерской профессии не менее чем из трех различных стран, но может включать представителей других организаций, состоящих в Правлении или Консультативной группе, а также экспертов в определенных областях;
      II этап: разработка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает возникающие вопросы подготовки и представления финансовых отчетов, а также обсуждает план работы КМСФО над этими вопросами. Помимо этого Редакционная комиссия изучает требования к бухгалтерскому учету и учетную практику на национальном и региональном уровне, включая различные бухгалтерские системы в различных экономических условиях. В результате обсуждения указанных вопросов Редакционная комиссия представляет на рассмотрение Правления «Общий план разработки проекта международного стандарта финансовой отчетности»;
      III этап: подготовка рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия готовит «Рабочий проект положений». Его целью является установление тех принципов, которые будут использованы при подготовке «Проекта международного стандарта финансовой отчетности» Он также содержит описание рассмотренных альтернативных решений и причины, по которым рекомендуется их принятие или отклонение. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится четыре месяца;
      IV этап: утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта. Редакционная комиссия просматривает перечень замечаний по «Рабочему проекту положений» и согласовывает его окончательный вариант, после чего документ представляется на утверждение Правления и используется в качестве базы подготовки «Проекта международного стандарта финансовой отчетности». Окончательный вариант «Рабочего проекта положений» не публикуется, однако может быть представлен по требованию общественности;
      V этап: составление плана разработки международного стандарта. Редакционная комиссия разрабатывает план «Проекта международного стандарта финансовой отчетности», который впоследствии рассматривается и публикуется в случае его принятия. Все заинтересованные стороны могут вносить свои предложения и замечания на стадии рассмотрения проекта, которая обычно длится от одного месяца до полугода;
      VI этап: подготовка проекта международного стандарта. Редакционная комиссия рассматривает все предложения и замечания и готовит «Проект международного стандарта финансовой отчетности» на рассмотрение Правления. После утверждения проекта, для чего необходимо не менее 2/3 голосов членов Правления, публикуется новый стандарт бухгалтерского учета.
      В ходе этого процесса Правление может решить, что рассматриваемый вопрос требует дополнительной консультации или составления перечня обсуждаемых вопросов для получения различных комментариев. При этом может появиться необходимость подготовить не один, а несколько вариантов «Проекта международного стандарта бухгалтерского учета».
      Правление может также принимать решение о создании Редакционной комиссии для рассмотрения вопроса о целесообразности корректировки уже существующих стандартов с учетом изменений, которые произошли с момента их принятия. В случае пересмотра существующего стандарта бухгалтерского учета, Правление поручает Редакционной комиссии подготовить «Проект международного стандарта бухгалтерского учета» без предварительного опубликования «Рабочего проекта положений».
      Рабочая программа Комитета ставит две цели:
      дальнейшее развитие международных стандартов учета на базе уже существующей системы стандартов;
      содействие процессу унификации бухгалтерского учета путем сокращения количества альтернативных бухгалтерских подходов, разрешенных международными стандартами бухгалтерского учета.
      Что касается перспективных разработок КМСФО, то они связаны прежде всего с исполнением упомянутого ранее соглашения, заключенного в 1993 г. с Международной организацией комиссий по ценным бумагам по созданию унифицированного набора стандартов. В соответствии с этим соглашением в 1999 г. выпущен базовый набор стандартов. Предполагается, что эти стандарты будут использоваться вместо национальных при подготовке отчетности в том случае, если компания хочет попасть в листинг какой-нибудь фондовой биржи. Этот документ является ключевым элементом стратегии деятельности КМСФО.
      Успешное завершение работ по формированию базового (для МОКЦБ) набора стандартов, безусловно, будет представлять собой весьма примечательное событие, поскольку к внедрению стандартов будут подключены и ведущие фондовые биржи мира.
      Таким образом, можно сказать, что роль КМСФО в международном бизнесе постоянно возрастает. Это проявляется в различных аспектах. Во-первых, постоянно увеличивается число членов Комитета. Во-вторых, стандарты имеют весьма солидную поддержку со стороны бизнеса, так как крупнейшие транснациональные корпорации уже сейчас составляют отчетность в соответствии с международными стандартами.
      В-третьих, к работе Комитета прямо или косвенно привлекаются другие международные профессиональные организации.
      В-четвертых, изменилось отношение к стандартизации учета, а следовательно, и к работе КМСФО. Причем не только со стороны национальных профессиональных институтов, но и правительственных органов экономически развитых стран, которые в условиях интеграции стали принимать решения о целесообразности использования международных стандартов.
      1.3. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
      Международные стандарты финансовой отчетности — это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Стандарты обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей.
      Необходимо отметить, что МСФО представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО носят рекомендательный характер, т. е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов. Тем не менее одной из целей КМСФО, как отмечалось, является создание готовых схем учета для внедрения в странах, которые еще не имеют адекватных систем учета.
      К началу 2001 г. КМСФО разработал и опубликовал более 40 международных стандартов бухгалтерского учета, которые уже применяются или будут применяться в последующих отчетных периодах. Эта система стандартов охватывает все основные вопросы, связанные с составлением финансовой отчетности предприятиями и организациями.
      Приведем перечень действующих международных учетных стандартов.
      Как уже отмечалось, по решению Европейского союза, озвученного на XXV Конгрессе Европейской ассоциации бухгалтеров (25–27 апреля 2002 г.), начиная с 2005 г. соблюдение МСФО будет обязательным только для фирм, зарегистрированных на фондовых биржах. Остальные компании будут составлять финансовую отчетность по правилам, установленным в каждой стране.
      Каждый стандарт содержит информацию по следующим обязательным пунктам:
      объект учета — определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом;
      признание объекта учета — описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;
      оценка объекта учета — рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности;
      отражение в финансовой отчетности — раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.
      Составление финансовой отчетности по международным стандартам предполагает соблюдение основополагающих правил, которые определяют общий подход к подготовке и представлению финансовых отчетов. Представляется целесообразным рассмотреть эти правила, поскольку это поможет получить общее представление о принципиальной основе применения международных стандартов.
      Прежде всего необходимо отметить, что применение Международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух принципах: непрерывности деятельности и начисления. Рассмотрим их более подробно.
      Принцип непрерывности деятельности предполагает, что предприятие действует и будет продолжать действовать в обозримом будущем (по крайней мере в течение 1 года). Отсюда следует, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или сокращать масштабы своей деятельности. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. Если же существует такое намерение или необходимость, то финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:
      отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;
      производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;
      осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.
      Принцип начисления исходит из того, что доходы и расходы предприятия отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, этот принцип предполагает:
      признание результата операции по мере ее совершения;
      отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;
      формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.
      Реализация принципа обеспечивает признание доходов и расходов по мере возникновения экономических выгод и потребления ресурсов. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только о прошлых сделках, включающих оплату и поступление денежных средств, но и о будущих обязательствах заплатить денежные средства и будущих поступлениях денежных ресурсов. Принцип начисления дает возможность прогнозировать влияние совершенных операций на финансовое положение.
      Существуют также качественные критерии информации, содержащейся в финансовых отчетах, которые призваны делать информацию полезной для пользователей. Это такие критерии, как прозрачность, значимость, достоверность и сопоставимость.
      Прозрачность (понятность) является основным качеством информации, так как предполагает ее быстрое восприятие пользователями. Однако пользователи, в свою очередь, должны иметь достаточные знания в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета.
      Значимость. Информация должна быть значимой для принятия решений пользователями. Она имеет это качество, когда влияет на принятие экономических решений, помогая оценить прошлые, настоящие или будущие события. Значимость информации определяется ее существенностью, своевременностью и рациональностью. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искаженное представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Информация своевременна в том случае, когда она не способствует задержке в принятии адекватных экономических решений. Рациональной информацию можно назвать тогда, когда выгода от ее получения превышает стоимость ее обеспечения. Оценка выгоды и затрат, как правило, определяется на основе профессионального суждения, например, дальнейшее обеспечение информацией кредиторов может сократить расходы по займам.
      Достоверность. Информация достоверна в том случае, когда она не имеет значимых ошибок и объективна. Достоверная информация отвечает следующим требованиям:
      полное представление — информация должна полностью отражать факты хозяйственной деятельности. Например, баланс должен полностью представлять все сделки, которые приводят к возникновению активов и обязательств;
      преобладание сущности над формой — информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделок и иных фактов хозяйственной деятельности, сколько их экономическую сущность. Например, по договору аренды предприятие может передать актив другой стороне таким образом, что документально юридическое право собственности передается, в то время как за предприятием оставлено право пользования будущим экономическим эффектом, включенным в актив. В этом случае отчет о продаже не будет полностью отражать регистрируемую сделку;
      нейтральность — информация должна быть нейтральной в целях обеспечения ее надежности. Финансовые отчеты не являются нейтральными, если информация в них представлена таким образом, что позволяет достичь заранее определенных результатов. Иными словами, информация в отчетах не должна быть сфабрикованной, а должна отражать только те факты, которые реально имели место. Она должна быть свободной от односторонности при принятии решений заинтересованными пользователями с целью получения предопределенных результатов;
      осмотрительность — это соблюдение в процессе принятия решений достаточной меры осторожности в оценке активов и пассивов. При этом предполагается, что актив или доход не преувеличены и обязательства и затраты не занижены. Это означает, что признание доходов происходит только при условии фактического получения выгоды или при наличии высокой степени уверенности в ее получении, а признание расходов и потерь происходит по мере появления реальной возможности их возникновения.
      Сопоставимость. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других предприятий, для идентификации тенденции финансового положения и результатов деятельности. Поэтому измерение и отражение всех хозяйственных операций должно проводиться последовательно, в соответствии с выбранной учетной политикой. Данный принцип вовсе не означает единообразия. Однако для обеспечения сопоставимости данных необходимо знать учетную политику, ее изменения и последствия этих изменений с точки зрения финансовых результатов в течение текущего периода и за ряд лет.
      На практике часто необходимо найти оптимальное сочетание всех качественных характеристик исходя из потребностей пользователей и приоритетов самих предприятий. Относительная важность характеристик определяется на основании профессиональной оценки специалистов.
      Все перечисленные принципы мировой практики учета нашли отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Минфином РФ в 1998 г.
      Важно также сказать об элементах финансовых отчетов. Таковыми называются финансовые операции, сгруппированные в классы в соответствии с их экономическими характеристиками. Эти элементы необходимы для оценки финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Классификация элементов финансовых отчетов выглядит следующим образом.
      Активы — это контролируемые организацией ресурсы, использование которых, возможно, вызовет в будущем приток экономической выгоды. Будущая экономическая выгода, воплощенная в активе, — это потенциал, вкладываемый прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Будущие экономические выгоды от использования активов могут возникать в тех случаях, когда:
      актив используется обособленно или в сочетании с другим активом для производства товаров и услуг, предназначенных для реализации;
      актив обменивается на другие активы;
      актив используется для погашения обязательств;
      актив распределен между владельцами (собственниками) организации.
      Многие активы, например счета дебиторов и собственности, связаны с юридическими правами, включая право на владение. Однако при определении существования актива право на владение не является основным. Например, арендуемая собственность является активом, если организация контролирует выгоды, которые должны быть получены от ее использования.
      Обязательства — это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Обязательства могут возникать в силу действия договора или правовой нормы либо делового договора доверия.
      Погашение обязательств может осуществляться различными способами:
      оплатой;
      передачей других активов;
      предоставлением услуг;
      замещением данного обязательства другим;
      обменом обязательства на собственный капитал;
      снятием требования со стороны кредитора.
      Существует также будущее обязательство, которое определяется решением руководства организации приобрести активы в будущем и не является причиной для появления настоящего обязательства. Однако в некоторых случаях компания может признать в качестве долга будущие выплаты. Это характерно для тех случаев, когда они базируются на ежегодных закупках или носят постоянный характер. В качестве примера таких обязательств можно привести существующие гарантийные обязательства и отчисления в пенсионные фонды.
      Собственный капитал — это остаточный интерес в активах предприятия после вычета обязательств. Иными словами, капитал представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль организации.
      В балансовом отчете собственный капитал может быть разбит на подклассы. Например, уставный капитал, нераспределенная прибыль и резервы показываются отдельно. Такие классификации могут быть значимы для пользователей финансовых отчетов при принятии решений, так как они являются показателями правовых или других ограничений способности предприятия распределять или иначе использовать собственный капитал.
      Финансовый результат организации характеризуется такими элементами:
      доходы — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или увеличения активов, либо уменьшения обязательств, которые в итоге приводят к увеличению собственного капитала (за исключением вкладов владельцев в уставный капитал). Доход включает в себя выручку, полученную в результате основной (уставной) деятельности организации, и доходы, полученные в результате неосновной деятельности. Выручка, полученная от основной деятельности, может фигурировать под различными названиями, такими, как реализация, вознаграждения, проценты, гонорары и рента, — в зависимости от типа предприятия. Примером доходов от неосновной деятельности могут служить доходы от реализации внеоборотных активов и внереализационные доходы от переоценки активов и рыночной стоимости ценных бумаг;
      расходы — это уменьшение экономической выгоды в отчетном периоде в форме оттока или использования активов или возникновения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала (за исключением распределения собственного капитала между владельцами). Расходы включают в себя затраты и убытки, возникающие в ходе основной деятельности предприятия. К таким затратам относятся затраты на производство продукции (работ, услуг), амортизация и т. п. Убытки могут возникать в результате стихийных бедствий, продажи внеоборотных активов, а также в результате внереализационных операций (допустим, изменений валютных курсов, переоценки активов и т. п.).
      Очень важным является вопрос определения критериев признания элементов финансовых отчетов. Признание — включение в балансовый отчет или отчет о прибылях и убытках отдельных статей, отвечающих определению элемента финансовых отчетов. Следовательно, статья может быть признана, если она соответствует следующим критериям:
      возможно, что любая будущая экономическая выгода, связанная со статьей, будет поступать в компанию или убывать из нее, т. е. организация получит или потеряет какие-либо будущие экономические выгоды, обусловленные объектом;
      статья имеет стоимость, измеряемую с большой степенью надежности и достоверности.
      Соответствие между элементами обусловливает взаимосвязь в их признании. Так, признание определенного актива автоматически требует признания соответствующего дохода или обязательства. Существуют два критерия принятия элементов финансовой отчетности.
      Первый критерий использует понятие вероятности будущей экономической выгоды. Это понятие соотносится с неопределенностью среды, в которой работает предприятие. При подготовке финансовых отчетов степень неопределенности оценивается исходя из имеющихся данных. Например, если существует уверенность в том, что счета дебиторов будут оплачены и отсутствует возможность противоположного исхода, то эти счета принимаются как активы. Если же есть вероятность неоплаты по большому количеству дебиторских счетов, то в данном случае дебиторская задолженность считается расходом.
      Вторым критерием функционирования статьи является наличие стоимости, измеренной с большой степенью достоверности. Использование разумных оценок статей является неотъемлемой частью финансовых отчетов, однако при невозможности дать таковую статья не признается в балансовом отчете или в отчете о прибыли и убытках. Например, ожидаемые доходы, которые, возможно, будут получены в результате удовлетворения законных претензий, могут соответствовать определению как актива, так и дохода. Однако если невозможно дать их оценку с большой степенью достоверности, статья не должна быть принята в качестве актива или дохода, а само существование претензии будет раскрыто в приложениях к отчетности.
      Существенным также является вопрос измерения элементов финансовых отчетов. Измерение — это определение денежной суммы, на основании которой элементы финансовых отчетов должны быть признаны и внесены в балансовый отчет и в отчет о прибылях и убытках. Этот процесс включает в себя выбор определенной основы измерения. В качестве последней могут выступать первоначальная, текущая, ликвидационная, реальная стоимости.
      Первоначальная стоимость. Активы и обязательства отражаются по исторической стоимости на момент их возникновения.
      Текущая стоимость. Активы показываются в отчете по их текущей рыночной стоимости, т. е. в сумме денежных средств, которые могут быть получены в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации. Обязательства отражаются в отчете в сумме денежных средств или их эквивалентов, необходимых для того, чтобы оплатить их в настоящее время.
      Ликвидационная стоимость. Активы записываются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которые могут быть получены от продажи при ликвидации компании. Обязательства отражаются по первоначальной стоимости.
      Реальная стоимость. Активы показываются по дисконтированной стоимости будущих чистых поступлений денежных средств, которые должны обеспечивать возобновление активов при нормальном функционировании организации. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущих чистых отчислений денежных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств при нормальном течении бизнеса.
      За основу измерений при подготовке финансовых отчетов предприятия принимают первоначальную стоимостью. Обычно она комбинируется с другими оценками. Например, при оценке материально-производственных запасов из двух стоимостей — покупной или рыночной — выбирают меньшую. Ценные бумаги, обращающиеся на рынке, отражаются по рыночной цене, а обязательства по пенсионному обеспечению оцениваются по их реальной стоимости.
      После рассмотрения основополагающих правил, которых необходимо придерживаться при составлении финансовых отчетов в соответствии с международными стандартами, целесообразно приступить к рассмотрению самих международных стандартов финансовой отчетности и существующей модели их группировки.
     

Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. / В.Терехова - СПб: Питер, 2003. - 256 с.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright Р’В© 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий ВиноградоРРвЂ