В учебном пособии рассматриваются теоретические основы управления материальными, информационными, денежными и иными потоками в сферах обращения и производства. Раскрывается методологический аппарат и дается классификация основных категорий логистики. Особое внимание уделяется вопросам формирования логистических систем на макро- и микроуровне, логистическому менеджменту. Все разделы содержат контрольные вопросы для самопроверки. Пособие может быть рекомендовано студентам экономических вузов, изу-чающим логистику, маркетинг, менеджмент, практическим работникам и всем интересующимся данной темой.
Содержание
Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность логистики
Эволюция концепции логистики
Логистика как научное направление
Развитие логистики и формирование инфраиндустрии
Глава 2. Понятия и виды логистики
Понятия термина “логистика”
Виды логистики
Глава 3. Методологические аспекты управления логистикой
Цели логистики
Задачи логистики
Основы, принципы и система обеспечения логистики
Требования и функции логистического управления
Основные подходы и методы, применяемые в логистике
Глава 4. Важнейшие категории и понятия логистики
Материальный поток и его характеристики
Информационные потоки в логистике
Логистические операции и другие понятия в логистике
Глава 5. Формирование логистических систем
Сущность логистических систем
Типы и виды логистических систем
Основные элементы и факторы,влияющие на выбор модели логистических систем
Разработка логистических систем
Логистические цепи и логистические звенья
Глава 6. Модулирование и моделирование в логистике
Модулирование логистических систем
Особенности моделирования логистических систем
Глава 7. Логистический менеджмент
Организационно-правовое обеспечение логистики
Функции и формы организации логистического управления
Интеграция логистики с основными управленческими функциями предприятия
Контроль и оценка рисков в управлении логистикой
Совершенствование управления логистикой
Литература
ОТРЫВОК
Глава 1. Социально-экономическая сущность логистики
Эволюция концепции логистики
Научные дисциплины “Логистика” и “Логика” имеют общие корни, уходящие на тысячелетия в глубь истории. Логистика является закономерным развитием логики как науки о свойствах и методах мышления, а также оптимизации подходов к построению формализованных систем. Источником возникновения понятия логистики является Древняя Греция. Для древних греков логистика представляла собой искусство выполнения расчетов. Высших государственных чиновников, осуществляющих контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. По свидетельству Архимеда, в IV веке до н. э. в Древней Греции было 10 логистов.
У древних греков термин “логистика” был позаимствован древними римлянами. Однако они придавали ему несколько иной смысл — распределение продуктов питания, или продовольственное распределение. В соответствии с этим люди, связанные с выполнением данных функций в городах и селениях Римской империи, назывались логистиками (логистами).
Во время нашей эры наиболее ранние упоминания о логистике встречаются в дошедших до нас источниках, относящихся к эпохе царствования на византийском престоле Леона VI (Льва VI) (866–912 гг.), названного “Мудрым”. Смысловое содержание понятия логистики вновь претерпело некоторые изменения. Византийский царь использовал его в своем учебнике по военному искусству. Он толковал логистику как науку по организации материального обеспечения армии и управления ею. Уже тогда Леон Мудрый в искусстве управлять армией выделял не только такие факторы, как численность воинов, структуризация армии и поставленные перед ней цели, но и распределение и размещение солдат на определенной территории, влияние особенностей местности на интендантское обеспечение и связь. Он учил, что в военном деле следует учитывать качество и вид вооружения, что для победы очень важно заботиться о своей армии, стремиться в любых условиях создать ей преимущества перед противником, в первую очередь материальные, и т. д.
В армии Византийской империи существовала специальная должность — “логистас”. Логистас занимался организацией военных стоянок, подготовкой военных походов, обеспечением армии, а также контролировал многие вопросы, напрямую не относящиеся к его компетенции.
Первым автором предметных трудов по логистике принято считать французского военного теоретика Антуана Анри Джомини (1779–1869 гг.). Некоторое время он работал в России под именем Генриха Вениаминовича Жомини. Джомини был автором капитального труда по истории революционных войн в 15 томах. В своих работах он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение, определение места дислокации войск, а также строительство дорог, мостов, укреплений и т. д.
Известно, что Наполеон также умело использовал ряд положений логистики в управлении армией и тыловым обеспечением.
Как сформировавшаяся военная наука, логистика получила развитие с середины XIX века.
В наиболее широких масштабах принципы и подходы логистики в военном деле получили реальное воплощение в годы Второй мировой войны в сфере организации материально-технического обеспечения американской армии и войск союзников, дислоцированных в Европе. Исключительно благодаря согласованным взаимодействиям военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения удалось организовать устойчивое обеспечение союзных войск продовольствием, оружием, боеприпасами, снаряжением и военной техникой. Большое значение в решении этой сложной задачи имело массовое применение прогрессивных методов и способов транспортировки, в частности использование контейнерных перевозок — новшество для того времени.
Таким образом, под военной логистикой понималась совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники и боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.
Вполне понятно, почему такая концепция впервые возникла именно в армейской среде. Армия представляет собой строго и четко организованную структуру, в которой отдельные индивидуальные и групповые интересы подчиняются интересам всей системы. Это условие является определяющим для реализации концепции логистики. В период военных действий требуются синхронность и правильная последовательность операций при доставке людей, техники и боеприпасов к месту выполнения боевых задач. Доставка должна быть своевременной: не раньше и не позже обусловленного момента, с заранее заданной периодичностью — при динамичности внешних и внутренних условий. Иными словами, при любых обстоятельствах выполнение программы должно характеризоваться формулой “точно в срок”.
В невоенной области логистика стала применяться значительно позднее. Из известных к настоящему времени наиболее ранние попытки комплексного использования логистики в целях планирования, распределения и управления перевозками, а также организации поставок и управления информационными потоками отмечены в Швейцарии.
Термин “логистика” уже давно имеется во всех основных европейских языках. Долгое время он использовался лишь в двух важнейших значениях.
1. Математическая логика.
2. Техника и технология транспортно-складских работ в военной или гражданской области.
Популяризатором первого варианта толкования термина является немецкий филосо-идеалист, математик, физик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716 гг.). Он называл логистику математической логикой. Позже этот термин за математической логикой был закреплен на философской конференции в Женеве в 1904 году.
В обоих значениях данный термин используется в немецком и французском языках. При этом во французских словарях (словарь “Larousse”) второе значение имеет пометку “неологизм”. Второе же значение принято основным в испанском, итальянском и английском языках.
В качестве условных синонимов термина “логистика” (во втором значении этого слова) используются такие термины, как “управление материалами”, “тотальное распределение”, “рохрематика”, “физическое распределение”.
Уже отмечалось, что одно из направлений логистики сложилось как применение логики в математических исследованиях. В данном качестве она широко используется при изучении математических закономерностей, при конструировании технических систем вычислительной техники, в робототехнике и т. п. В то же время прогрессирующая потребность экономики в серьезных математических обоснованиях обусловила применение логистики для решения ряда задач распределительного, транспортного, сбытового и управленческого характера.
Применение логистики в производстве и сфере обращения приобрело форму искусства управления материальными, денежными и информационными потоками. Очень быстро расширились области ее использования — от отдельных процессов и звеньев микрологистических систем до отраслевых, межотраслевых и государственных сфер, которые, находясь во взаимосвязи, тем не менее часто руководствуются различными, нередко противоречивыми интересами и целями.
Интенсификация развития логистики в невоенной области относится к началу 70-х годов. В этот период (1971–1975 гг.) почти все страны Западной Европы и Америки переживали тяжелейший энергетический кризис. Спад производства, растущая безработица, снижение активности рынка и, как результат, резкое и глубокое ухудшение состояния экономики в национальных и транснациональных масштабах поставили экономически развитые страны Запада в тяжелое положение. Политики, правительства и специалисты не исключали угрозу социального взрыва, который мог повлечь за собой еще более тяжелые последствия. Все это послужило катализатором для форсированных разработок срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. В это время ученые, экономисты и предприниматели обратились к логистике как к науке, наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка.
Принципиальная новизна логистического подхода заключалась в том, что открывалась реальная возможность глубоко интегрировать вышеперечисленные области хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему. Логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению материальными потоками.
В тот же период, в конце 60-х —начале 70-х годов, стало ясно, что решение проблемы координации управления материальными потоками от сырьевого источника до конечного потребителя на тот момент неосуществимо, хотя и найдено. Потребовалось создание развитой, легко адаптирующейся материально-технической базы для организации управления возрастающими материальными и информационными потоками. Возникла необходимость в формировании широко развитой инфраструктуры; разработке соответствующих организационно-структурных форм; формировании требуемого компетентного, высококвалифицированного административно-хозяйственного аппарата. Новая область нуждалась также в более глубокой теоретической проработке научных основ и положений.
В результате всесторонней интенсификации мысли и действий в этом направлении логистика приобрела статус “образа мышления” или, другими словами, концептуальной стратегии. На практике основное внимание было обращено на решение конкретных задач. В первую очередь большие усилия были направлены на развитие складских и тарно-упаковочных комплексов, а также на создание рациональных транспортно-складских систем, информационных сетей и банков данных. Это явилось одной из причин компьютерного бума в 70–80-е гг. Научные разработки приобрели прагматическую направленность. Велись всесторонние исследования по разработке методов управления материальными и информационными потоками на отдельных направлениях сферы производства и обращения. Практически в экономике ряда стран создавалась мощная и высокоэффективная инфраструктура с широким и комплексным использованием современной компьютерной техники и информационных технологий.
Успешная координированная реализация огромной массы частных проектов, а также развитие материально-технической базы по оптимизации движения материальных и информационных потоков уже в первой половине 80-х годов позволили вновь вернуться к решению проблемы управления материальными потоками по всему воспроизводственному циклу (не только на микро-, но и на макроуровне). С этого времени в экономике понятие “логистика” получило еще большее распространение, но уже в несколько ином контексте, на основе более солидных научных и практических достижений.
Контрольные вопросы
1. Откуда исходят корни логистики?
2. Каков вклад в развитие логистики Леона VI ?
3. Кто и почему является первым автором предметных трудов по логистике?
4. Какое применение было найдено логистике Наполеоном и в годы Второй мировой войны?
5. Что понимается под военной логистикой?
6. Почему концепция логистики возникла именно в армейской среде?
7. В каких значениях используется термин “логистика”?
8. Кто является популяризатором логистики как математической логики?
9. Какие условные синонимы термина “логистика” применяются в теории и практике?
10. Каковы причины и когда началась интенсификация развития логистики в невоенной области?
11. В чем заключается принципиальная новизна логистического подхода?
12. Какие условия потребовалось создать для внедрения концепции логистики на макро- и микроуровне?
13. Какой статус имеет логистика в области управления?
Логистика. Краткий курс. / В. Николайчук - СПб: Питер, 2002. - 160 с.
|