Пособие посвящено теоретическим основам финансовой науки. В нем поднимаются дискуссионные вопросы теории финансов: сущность, функции, звенья финансов, разрабатываемые московской и ленинградской научными школами. Значительное внимание уделено системам государственных расходов и доходов, государственному бюджету как центральному звену финансов, государственным внебюджетным фондам, государственному кредиту и связанному с ним государственному долгу. Раскрыта роль финансов в воспроизводственном процессе современных стран, исходя из международных стандартов, принятых в системе национального счетоводства, а также генезис финансов и финансовой науки. Для самопроверки знаний предлагаются по каждой теме по 10 тестовых вопросов. Настоящее издание предназначено для студентов экономических факультетов вузов в качестве пособия для изучения общих вопросов государственных финансов и подготовке к зачету (экзамену) по дисциплине и специалистов-практиков.
Содержание
Введение
Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ и ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
Тема 1. Дискуссионные вопросы теории финансов: сущность, функции и звенья финансов
1.1. Сущность финансов — специфической экономической категории
1.2. Функции финансов
1.3. Сферы и звенья системы финансов страны
Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
2.1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса
2.2. Финансы и другие важнейшие экономические категории: отличительные особенности и взаимосвязь
Тема 3. Финансы как историческая категория
3.1. Исторический характер финансов, их отдельные элементы в рабовладельческом и феодальном обществах
3.2. Финансы в период первоначального накопления капитала
3.3. Финансы периода развитого капитализма
Тема 4. Управление финансами
4.1. Современная система управления финансами
4.2. Организация финансового контроля: его виды, формы и методы проведения
4.3. Финансовая политика и финансовый механизм
Раздел II ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Тема 5. Государственные расходы
5.1. Понятие и принципы организации государственных расходов
5.2. Виды государственных расходов
Тема 6. Государственные доходы
6.1. Содержание и основы классификации государственных доходов, их состав и структура
6.2. Сущность налогов и принципы налогообложения
6.3. Функции и роль налогов в общественном воспроизводстве
6.4. Налоги как категория финансов в призме современной западной экономической теории
6.5. Элементы налога
6.6. Классификация налогов и характеристики основных их видов. Основные прямые и косвенные налоги
Тема 7. Государственный бюджет – центральное звено системы финансов страны
7.1. Сущность государственного бюджета, его структура
7.2. Бюджетный дефицит и методы его покрытия
7.3. Основные концепции регулирования бюджетного дефицита
7.4. Бюджетный год и счетный период. Бюджетная классификация
7.5. Бюджетный процесс и его этапы
7.6. Бюджетная система: понятие и принципы ее построения. Бюджетное устройство унитарных и федеральных государств
7.7. Понятие бюджетного федерализма. Основные типы моделей бюджетного федерализма
7.8. Принципы распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы. Бюджетное регулирование в РФ
7.9. Местные бюджеты. Структура доходов и расходов бюджетов стран ЕЭС
Тема 8. Специальные (внебюджетные) фонды
8.1. Социально-экономическая сущность специальных фондов, их эволюция, роль и место в системе финансов
8.2. Классификация специальных фондов
8.3. Экономические и научно-исследовательские фонды
8.4. Социальные фонды
8.5. Международные государственные фонды
Тема 9. Государственный кредит 175
9.1. Сущность, значение и функции государственного кредита
9.2. Формы государственного кредита. Классификация займов
9.3. Понятие и виды государственного долга
9.4. Управление государственным долгом
9.5. Особенности воздействия государственного долга на экономику в условиях переходного периода в Российской Федерации
9.6. Новые реалии долговой экономики России
9.7. Альтернативные стратегии урегулирования проблем внешней задолженности России
9.8. Институты государственного кредитования экспортных операций
Тема 10. Теории государственных финансов
10.1. Основные направления учения о налогах в феодальный период
10.2. Разработка теории финансов представителями классической политэкономии
10.3. Вклад ученых России конца XIX и начала ХХ в. в теорию финансов
10.4. Немецкая школа финансов
10.5. Влияние марксизма на развитие финансовой науки
10.6. Теория предельной полезности как реакция на марксистское учение
10.7. Теории государственных финансов, используемые в системе макроэкономического регулирования
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
ОТРЫВОК
Раздел I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ и ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ
Тема 1. Дискуссионные вопросы теории финансов: сущность, функции и звенья финансов
1.1. Сущность финансов — специфической экономической категории
В современных условиях роль финансов на макроуровне нельзя переоценить. Именно с этих позиций следует рассматривать сущность, функции и звенья этой важной экономической категории, ее место и роль в настоящем воспроизводственном процессе. До сих пор продолжается дискуссия по поводу сущности, функций и звеньев финансов, а также их роли в общественном воспроизводстве. “Именно закономерности воспроизводственного процесса в совокупности всех четырех его фаз позволяют глубже понять сущность финансов, увидеть их место в системе товарно-денежных отнош
ений, а учение о государстве — выяснить возможности целенаправленного использования финансов в интересах общества”.
Что такое финансы? Слово “финансы” происходит от латинского слова finis — конец, окончание, финиш. Позднее от finis произошел термин finansia. В торговых городах Италии XIII–XV вв. finansia означал любой денежный платеж, т. е. денежные отношения между субъектами. Во Франции этот термин применялся в XVI в. уже в более широком смысле — как совокупность публичных доходов и расходов. Несколько позднее появился термин “публичные финансы” — как в русском, так и во всех западноевропейских языках; он означал совокупность государственных доходов и расходов. В толковом словаре В. И. Даль определил термин “финансы” как “все, что касается до прихода и расхода государства”.
Очень часто в обыденной жизни финансы отождествляют с деньгами, а это две разные экономические категории с разным общественным назначением. Деньги — более древняя категория, возникшая на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента и измеряющий затраты труда ассоциированных производителей. Финансы же возникли с появлением государства, для существования которого требовались определенные ресурсы — сначала в виде натуральных податей и трудовых повинностей, а затем и “в денежной форме”. Финансы — это всегда денежные отношения.
Денежный характер финансовых отношений — первый признак финансов как специфической стоимостной категории.
С возникновением государства, развитием товарно-денежных отношений в обществе появляется объективная необходимость формирования системы перераспределительных денежных отношений, какими являются финансы.
Финансы — это денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, причем деньги служат материальной основой существования и функционирования финансов.
Например, работник платит налоги из своей заработной платы — это финансы, а если субъект приобретает на рынке нужный товар, то это не финансы, а отношения купли-продажи.
Финансы могут существовать только при наличии государства — это второй признак данной специфической стоимостной категории.
Для финансов характерно движение денежных средств (наличных и безналичных), не выходящее за рамки распределительного процесса, причем неэквивалентное (за исключением покупки ценных бумаг, эмитированных государством), т. е. происходит распределение и перераспределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, при этом каждый получает свою часть произведенного продукта. Такое движение принимает особую форму финансовых ресурсов, которые выступают материальными носителями финансовых отношений. Реальное
формирование финансовых ресурсов начинается на стадии распределения. Источники формирования финансовых ресурсов:
налоги и другие доходы бюджетов;
средства внебюджетных фондов;
ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.).
Использование финансовых ресурсов в основном осуществляется через денежные фонды специального целевого назначения. Финансы, возникнув на стадии распределения, являются неотъемлемой составной частью всего воспроизводственного процесса, оказывая на него свое воздействие.
До настоящего времени остается спорным вопрос о сравнительной эффективности государственного участия в процессе воспроизводства. Известно, что с помощью общенациональной экономической стратегии, деятельности различных государственных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. Однако излишнее вмешательство в экономику страны может привести к снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма. В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и др. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное воздействие. Государство “одевает” финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно-властную форму при сохранении их объективно экономического хар
актера”. Финансы относятся к экономическому базису, так как являются частью производственных отношений и служат экономической категорией, но в то же время они связаны и непосредственно обусловлены существованием политической надстройки-государства и существуют только как отношения, имеющие государственно-властную, императивную форму. Поскольку появление государства-надстройки вызвано экономической необходимостью, то и порождаемые им отношения перераспределения выступают как объективно необходимые. “Финансовые отношения, будучи объективными экономическими отношениями, имеют … императивную форму прежде всего потому, что они органически связаны с функционированием государства … Этот признак (императивная форма проявления) подчеркивает непосредственную обусловленность финансов от существования государства, а не регулирования ими экономических отношений вообще”.
Итак, третий признак государственных финансов.
Финансы — это денежные отношения, порождаемые государством и возникающие в процессе перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.
Три эти признака, действуя только в совокупности, позволяют отнести экономическую категорию к государственным финансам.
Следовательно, финансы — это денежные отношения, порождаемые государством и возникающие в процессе перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.
К централизованным денежным фондам относятся бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды. В России это федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, муниципальные бюджеты, а также Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. В РФ через эти фонды посредством государственных финансов перераспределяется более 40% стоимости валового внутреннего продукта (ВВП).
В современных условиях развития производительных сил и усложнения хозяйственных связей сфера финансов выходит за рамки традиционных публичных финансов и включает в себя финансы хозяйствующих субъектов и населения, т. е. уже присутствуют две самостоятельные сферы финансов: государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов и населения. Первая изучает денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения им своих функций; вторая же изучает наиболее рациональные формы формирования и использования децентрализованных денежных фондов в рамках кругооборота средств отдельного хозяйствующего субъекта и населения в целях обеспечения своих интересов. На этом вопросе мы остановимся более детально несколько позже, при рассмотрении звеньев финансовой системы России.
Непосредственным объектом финансовой науки являются денежные отношения, выражающие процессы формирования и использования денежных средств, и соответственно финансы — это только отношения, связанные с формированием и использованием денежных фондов, но не фонды сами по себе.
Экономическая сущность финансов в их широком понимании это система денежных отношений, имеющая императивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в целях расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и других потребностей, материального стимулирования работающих.
1.2. Функции финансов
Дискуссионным остается вопрос и о функциях финансов. Если “сущность есть внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений”, то “функция есть внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений”. Функции показывают как, каким образом проявляется сущность категории. Многие авторы выделяют и аргументируют существование двух функций финансов: распределительной и контрольной. Так, профессор В. М. Родионова считает, что “вопрос о функциях, их количестве и содержании может быть правильно решен лишь исходя из сущности категории, ее специфического общественного назначения. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функцию реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения”.
И далее: “...объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности “сигнализировать” о течении распределительного процесса, проявляется через другую их функцию — контрольную”.
Л. Дробозина также считает, что “сущность финансов проявляется в их функциях и что финансы выполняют одновременно распределительную и контрольную функции”. Того же мнения придерживаются А. Дадашев, Д. Черник.
Некоторые экономисты отрицают возможность одновременного действия разных функций такой экономической категории как финансы, объясняя этот факт функцией денег, каждая из которых может действовать обособленно от других. Однако этот вопрос может быть правильно решен лишь тогда, когда изучена и осмыслена сущность финансов.
Другие авторы, например, Э. Вознесенский и Б. Сабанти, считают, что для выделения финансов из всей совокупности стоимостных категорий, необходимо определить те специфические черты, которые присущи только данной экономической категории, в то время как распределение и контроль характерны для многих стоимостных категорий, “…нельзя смешивать функцию экономической категории, как форму проявления ее общественного назначения, с ролью категории, как результата практического ее использования в воспроизводстве. Роль экономической категории значительно шире ее функции... Только неосознанные различия между ролью и функцией экономической категории могли быть причиной выдвижения идеи регулирующей и контрольной функции финансов”. “Иногда этим категориям присваивают несвойственные им функции из-за той роли, которую они выполняют в реальной действительности. Любые отношения, особенно экономические организуемые государством, сопровождаются и управленческими функциями. Контроль есть функция управления”.
Э. Вознесенский и Б. Сабанти считают, что финансам присущи две функции:
1. формирование фондов государства и
2. использование этих фондов для выполнения государством своих функций.
М. Романовский и другие считают, что “никаким другим категориям не присуще такое общественное назначение как формирование и использование фондов денежных средств”, причем фондов как централизованных, так и децентрализованных. Обоснование контрольной функции финансов следующее: “...любой операции, связанной с формированием и использованием денежных фондов, движением потоков денежных средств, одновременно присуще и осуществление контроля”. В результате своих исследований авторы приходят к следующему выводу: финансам присущи три функции:
формирование централизованных (общественных) и децентрализованных фондов денежных средств (доходов);
использование централизованных (общественных) и децентрализованных фондов денежных средств (доходов);
контрольная.
Следующее мнение о функциях финансов состоит в том, что:
функция экономической категории — это форма проявления ее общественного назначения;
специфическое общественное назначение финансов — формирование и использование денежных фондов посредством особых форм движения стоимости. А эти формы не что иное, как отношения распределения. “…финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и поэтому органически им присуща. Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной”.
На наш взгляд, существуют две формы общественного назначения финансов, т. е. следующие функции финансов:
формирование денежных фондов как централизованных, так и децентрализованных;
использование фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных).
Первой и второй функциям имманентно присущ контроль за движением денежных средств.
1.3. Сферы и звенья системы финансов страны
Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает различия форм организации и их внешнего проявления. Здесь уместно говорить о системе финансов, представляющей собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. По вопросу относить ли к общегосударственным финансам фонды имущественного и личного страхования, финансы предприятий государственной формы собственности также существуют различные точки зрения. Если мы говорим о государственных и муниципальных финансах, то целесообразно в систему финансов включить:
бюджетную систему;
государственный кредит.
С 1992 г. фонды имущественного и личного страхования практически перестали быть государственными, стала широко использоваться акционерная форма собственности. Также за пределами государственных финансов остаются денежные отношения предприятий любой формы собственности.
Согласно Европейской системе интегрированных экономических счетов, движение денежных потоков осуществляется в разрезе секторов и подсекторов экономики:
нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;
финансовые учреждения;
страховые предприятия;
органы государственного управления;
частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
домашние хозяйства.
Следовательно, общегосударственным финансам соответствует только часть денежных потоков, к другой же сфере финансов относятся финансы хозяйствующих субъектов и населения.
Обратимся к характеристике выделенных сфер и звеньев финансов на примере России. Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:
наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений;
функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извлечения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удовлетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработных);
единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимоувязанностью их финансовых планов и балансов.
Структурообразующим признаком классификации финансовых отношений можно считать участие субъекта экономических отношений в образовании и распределении стоимости совокупного общественного продукта (СОП) в связи с присвоением первичных доходов.
Итак, в первую сферу включены публичные финансы, которые представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.
Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.
Ст. 10 Бюджетного кодекса гласит, что “бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень — местные бюджеты.
Современная бюджетная система РФ приближена к бюджетным системам западных стран, имеющих федеральное устройство. Однако она еще достаточно противоречива и требует определенной доработки, например снижения дефицита бюджетов за счет укрепления их доходной базы и реструктуризации расходов по приоритетам, развития бюджетного федерализма и совершенствования механизма бюджетного регулирования и пр. Децентрализация экономических отношений в обществе существенно повысила самостоятельность и роль регионов в осуществлении общей экономической политики государства. В последнее время возросла роль и значение местных бюджетов.
Государственный бюджет — главное звено любой финансовой системы. Он представляет собой систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами, связанных с образованием и использованием централизованного фонда денежных средств в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и части национального богатства.
Государственный бюджет — главное орудие перераспределения национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Госбюджет — важнейший финансовый регулятор, инструмент государственной финансовой политики, который через систему финансовых рычагов, таких как налоги, госрасходы, госкредит и других, обеспечивает целенаправленное воздействие на все социально-экономические процессы в обществе, формируя конечные показатели развития экономической системы.
Государственный бюджет связан со всеми звеньями финансовой системы страны и оказывает на них свое воздействие.
Внебюджетные фонды, входящие теперь в бюджетную систему РФ имеют строго целевое назначение. Они представляют собой средства центрального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Особенное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от госбюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребност
ей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, таким образом государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. Мобилизация огромных финансовых ресурсов, как следствие, дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или на определенный срок. Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств Республиканского бюджета РФ. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Если с выделением звеньев первой сферы системы финансов страны дискуссий нет и быть не может, то вторая сфера иногда вызывает возражения, например в части финансов населения или домашних хозяйств. Хотя к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьмы, дома инвалидов, армия и др.
В экономической теории и статистике зарубежных стран для характеристики конечных результатов годового производства используются показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов. Основу этой системы составляют сводные счета валового внутреннего продукта, капиталовложений, доходов и расходов государственных учреждений и домохозяйств, внешнеэкономических операций. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным производством и сферой услуг и такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП), представляет рыночную ценность всех рыночных благ, произведенных в стране в течение года. Поэтому в современных условиях, в условиях рыночной экономики при макроэкономическом анализе процессов воспроизводства целесообразно рассмотрение распределения и перераспределения ВВП — источник первичных доходов и накоплений. Финансовые же отношения возникают и функционируют в рамках второй стадии процесса воспроизводства – распределения, как это уже было отмечено ранее, где происходит перераспределение стоимости ВВП в денежной форме ч
ерез бюджетную и кредитную системы по целевому назначению и субъектам экономических отношений, в результате чего формируются конечные доходы — собственные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, государства и населения, представляющие собой фонды накопления и возмещения, общественного и личного потребления. Соотношения между фондами потребления и накопления и их величины во многом определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики. Очень важно в данном случае сформировать оптимальную налоговую систему страны, чтобы она была и стимулом для товаропроизводителей, и защитником интересов хозяйствующих субъектов и населения.
Итак, подробнее рассмотрим структуру системы финансов страны, исходя из международных стандартов, принятых в системе национального счетоводства.
Группировка экономики по секторам — центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционной единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом. По Европейской системе интегрированных экономических счетов, адаптированной к условиям РФ, движение денежных потоков осуществляется по секторам и субсекторам экономики.
Первая сфера системы финансов страны “Публичные финансы” соответствует сектору “Органы государственного управления”. “Этот сектор включает все институционные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного потребления, и перераспределением национального дохода и богатства. Основные ресурсы этих единиц поступают прямо или косвенно из обязательных платежей, производимых единицами, принадлежащими к другим секторам”.
В эту сферу мы правомерно отнесли бюджетную систему и государственный кредит. Вторая сфера соответствует остальным секторам и подсекторам экономики страны, которые ранее уже назывались. Теперь подробнее рассмотрим звенья второй сферы финансов “Финансы хозяйствующих субъектов и населения”. Первое звено этой сферы — “Нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия”, т. е. это предприятия, которые главным образом заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг. “Основные ресурсы этих единиц поступают от продажи их продукции, какое бы название не имела цена”. К этим институционным единицам относятся также предприятия, полностью финансируемые из бюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства). Кроме того, сюда же включаются те некоммерческие организации, которые создаются предприятиями и находятся на финансировании последних.
“Финансовые учреждения” — этот сектор экономики представлен такими подсекторами как “Центральные банковские учреждения”, “Другие финансовые институты”, “Другие кредитные институты”. Этот сектор состоит из институционных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения), независимо от формы собственности. Субсектор, или звено финансов “Центральные банковские учреждения” состоит из:
центрального банка;
центральных финансовых агентств, государственных по своей сущности (например, агентства, руководящие валютным обменом; агентства, влияющие на рынок облигаций или денежный запас), которые ведут полный набор счетов и пользуются автономией решений в аспекте отношений с центральным правительством.
“Другие финансовые институты” — в их составе финансово-кредитные институты, важная часть обязательств которых (пассивов) по отношению к небанковским секторам имеет форму непереводимых депозитов, а также включает центральные институты клиринга (безналичного расчета), т. е. это банки безналичного расчета и учетные дома (фирмы, занимающиеся учетом векселей); депозитные банки; народные банки; региональные и местные банки; некоторые сберегательные банки; почтовые агентства.
“Другие кредитные институты” — это звено состоит из тех кредитных учреждений, которые не были отнесены к двум предыдущим субсекторам — это сберегательные банки, агентства по покупке и продаже товаров в рассрочку и другие институты потребительского кредита, строительные общества или другие кредитные институты ипотечного характера; сельскохозяйственные кредитные агентства; инвестиционные компании; строительные и ссудные ассоциации; биржевые маклеры и комиссионеры, действующие как посредники при покупке и продаже ценных бумаг и выступающие как самостоятельные участники операций.
Сектор “Страховые предприятия” состоит из институционных единиц, которые заняты страхованием и переводят индивидуальный риск в коллективный обычно путем создания страховых технических резервов. Принципиальные ресурсы страховых предприятий образуются из страховых премий (взносов) по контрактам. В это звено финансов следует отнести частные и государственные страховые компании; кооперативы и партнерства, предприятия, государственные предприятия, частные некоммерческие организации, признанные независимыми юридическими лицами, которые главным образом заняты страхованием; квазикорпоративные страховые предприятия; компании, имеющие контрольный пакет акций, руководящие группой компаний, большинство которых классифицируются как страховые предприятия.
“Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства” — этот сектор экономики, или звено финансов охватывает институционные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам, т. е. это общественные организации, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д. и коллективные потребности — политические партии, профсоюзные организации, общества, ассоциации и др. Сюда входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их доходы (ресурсы) складываются в основном из добровольных взносов и пожертвований населения (домашних хозяйств) и из дохода от собственности.
“Домашние хозяйства” — это звено финансов охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, принципиальными ресурсами которых являются: оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.
Такая структура системы финансов страны, на наш взгляд, позволяет представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.
Выводы
1. Чтобы выделить публичные финансы из множества стоимостных категорий, надо знать, что им присущи следующие три действующие в совокупности признака:
это всегда денежные отношения;
это денежные отношения, вызванные фактом существования государства и имеющие регламентированный характер;
они (денежные отношения) связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Экономическая сущность финансов в их широком понимании: финансы — это система денежных отношений, имеющая императивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в целях расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и других потребностей, материального стимулирования работающих.
2. Нельзя смешивать функцию экономической категории (в данном случае финансов) как форму проявления ее общественного назначения с ролью категории как результата практического ее использования в воспроизводстве. Формы общественного назначения финансов, или функции финансов:
формирования денежных фондов как централизованных, так и децентрализованных;
использования денежных средств этих фондов.
Причем и первой и второй функциям имманентно присущ контроль за движением денежных средств.
3. В настоящее время правомерным будет выделение звеньев финансов согласно Европейской системе интегрированных экономических счетов:
публичных финансов;
финансов хозяйствующих субъектов и населения.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ 1
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин “finansia”?
2. В чем проявляется сущность государственных финансов?
3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?
4. Назовите и охарактеризуйте звенья финансовой системы. Чем объясняется ее многозвенность?
Литература к теме 1
Вознесенский Э. А. Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория. — Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1985.
Дадашев А. З., Черник Д. Г. Финансовая система России. Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.
Европейская система интегрированных экономических счетов. /Пер. с англ. — М.: Экономика, 1992.
Общая теория финансов / Под ред. Дробозиной Л. А. — М.: Банки и биржи, 1995.
Романовский М. В., Врублевская О. В., Иванова Н. Г. Основы теории и практики государственных финансов. Учеб. пособие. — СПб: Изд-во СПбГУЭиФ, 1998.
Романовский М. В., Врублевская О. В., Сабанти Б. М. Финансы. Учебник для вузов. — М.: “Перспектива”, “Юрайт”, 2000.
Сабанти Б. М. Теория финансов. Учеб. пособие. — М.: Менеджер, 1998.
Самсонов Н. Ф. и др. Финансы на макроуровне. Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1998.
Финансы / Под ред. Родионовой В. М.— М.: Финансы и статистика, 1995.
Ссылки, используемые в тексте
1. Финансы / Под ред. Родионовой В. М. — М.: Финансы и статистика, 1994. С. 4.
2. Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория. Л: Изд-во ЛФЭИ, 1985. С. 13.
3. Вознесенский Э. А. Финансы социалистических государств. Учеб. пособие. М. . Финансы и статистика. 1982. С. 34–35.
4. Философский словарь. — М.: Политиздат, 1991. С. 504.
5. Финансы / Под ред. Родионовой В. М. — М.: Финансы и статистика, 1994. С. 22–23.
6. Там же.
7. Общая теория финансов / Под ред. Дробозиной Л. А. — М.: Банки и биржи, 1995. С. 12.
8. Сабанти Б. М. Теория финансов. Учеб. пособие. — М.: Менеджер, 1998. С. 13.
9. Романовский М. В., Врублевская О. В., Сабанти Б. М. Финансы. Учебник для вузов. — М.: “Перспектива”, “Юрайт”, 2000. С. 10.
10. Романовский М. В. и др. Основы теории и практики государственных финансов. Учеб. пособие. — СПб: Изд-во СПбГУЭиФ, 1998. С. 16.
11. Там же.
12. Самсонов Н. Ф. и др. Финансы на макроуровне. Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1998. С. 10.
13. Европейская система интегрированных экономических счетов/Пер. с англ. — М.: Экономика, 1992. С. 47.
14. Там же. С. 40
Государственные финансы. Тесты и задачи. / Т. Брайчева - СПб: Питер, 2001. - 288 с.
|