EUP.RU
Экономика и управление на предприятиях:
научно-образовательный портал

Библиотеки: Экономика и управление : Право : IT-технологии : Общеобразовательная
Сервисы: Рассылка : Форум : Гостевая : Бесплатный хостинг : Баннерная сеть E&M
Добавить URL : Экономика и право в сети : Поиск рефератов в сети : Поиск

Электронная библиотека 'Экономика и управление на предприятиях'
Всего: 20000 документов
Каталоги: все : по тематике : по дате публикации : по типу документа : новинки


Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Анна Каледина
БАНКИ ПРЕДЛАГАЮТ НОВУЮ СИСТЕМУ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ.
Послать по-нашему.

Источник: Газета "Финансовые Известия"
Разделы: Финансы и кредит , Экономика России
      
      Этот год для банковской системы характеризовался падением доходности многих финансовых инструментов. Стабильный рост демонстрируют в основном операции с физическими лицами. В частности, и рынок денежных переводов. Именно поэтому на российские просторы потянулись новые игроки. Причем это не только западные системы. Отечественные финансовые институты также принялись за создание собственных систем.
     
      Рынок денежных переводов в течение последних двух лет демонстрирует устойчивую тенденцию к росту. По некоторым оценкам, в этом году его общий объем составит $8 млрд. О хороших перспективах данного сегмента свидетельствует, в частности, интерес, который к нему проявляют иностранные компании. Достаточно сказать, что в этом году сразу две системы переводов - Ria Envia и Travelex Worldwide Money Ltd.(TWML) - начали работу на российском рынке. Не говоря уже о продолжающейся экспансии давно обосновавшихся в стране Western Union и MoneyGram .
     
      Российские банки, которые по большей части предлагали услугу по переводу денежных средств частным лицам, также решили вступить в конкурентную борьбу, выстраивая собственные системы переводов.
     
      См. таблицу Стоимость услуг банковских систем срочных переводов
     
      Заместитель председателя правления Судостроительного банка Андрей Вовченко: "Если говорить о переводах внутри России, то велосипед уже изобретен. Денежные переводы без открытия счета может сделать любой гражданин в любом банке России, имеющем право на работу с физическими лицами. Это предусмотрено инструкциями ЦБ РФ. Что касается собственных систем - это необходимость и головная боль банков с развитой филиальной сетью. Головная боль усугубляется низкой доходностью этих операций".
     
      Тем не менее низкая доходность на данном этапе не пугает банки. Сейчас собственные "системы" предлагают 6 банков: Русславбанк, Импэксбанк, Европейский трастовый банк, Банк "Первое ОВК", Юниаструмбанк, Москомприватбанк.
     
      Система срочных денежных переводов - это технология переводов денежных средств между физическими лицами. По большому счету собственные системы мало чем отличаются от обычного перевода без открытия счета. Скорее это та же, но усовершенствованная услуга с учетом дополнительных особенностей. Кроме того, отечественные банки всегда уступали международным денежным системам в скорости. Если Western Union обещает вручить деньги уже через 15 минут после отправки, то российские финансовые институты могли переводить средства от 1 до 7 дней.
     
      Создание собственной системы прежде всего заключается в ускорении процесса перевода, создании сети пунктов для приема и выдачи платежей. Но в основе собственных систем переводов лежит маркетинговый ход, нацеленный на создание собственного бренда. То есть конкурентного продукта, который можно продвигать и рекламировать.
     
      Позволить себе свои системы могут два типа банков: имеющие большую филиальную сеть ("Первое ОВК", Москомприватбанк ) или хорошую корсеть (Европейский трастовый банк, Русславбанк). У последних система базируется на системе корреспондентских отношений между банками - участниками расчетов, в которой один из банков выполняет роль клирингового (расчетного) центра. Правда, далеко не все отечественные, даже крупные, банки заинтересованы в создании собственных систем переводов.
     
      "Само понятие системы подразумевает работу не только в рамках одного банка, - считает начальник управления экспресс-переводов Росбанка Сергей Кочергин. - С этого момента и начинаются большие проблемы. Чтобы их избежать, Росбанк пошел по другому пути, подписав договор с транснациональной системой Travelex Worldwide Money. Достаточно посмотреть на пример банков стран Восточной Европы, которые предпочитают работать с западными системами. И очевидно почему. Во-первых, система должна быть создана в условиях стабильной экономики и не должна быть подвержена экономическим или политическим изменениям в одной стране. Лишь независимость и универсальность системы гарантирует клиентам и банкам-агентам стабильное выполнение обязательств. Во-вторых, поддержание реноме банка. Лишь крупные международные системы имеют специальные программы контролирующих организаций OFAC, AUSTRAC и других. Работая с такими системами, банк гарантирован от того, что за осуществление частного перевода он не будет занесен в "черные списки" по обвинению в отмывании денег или финансировании террористических организаций. А сейчас это довольно актуальн
      о". Кроме того, несмотря на то что львиную часть (примерно 65%) комиссионных забирает себе международная система, доходность от партнерства с ней гораздо выше, чем от системы собственной. Дело в том, что отечественные банки, пытаясь предложить конкурентные условия, откровенно демпингуют. Так, комиссия за перевод российской банковской системы может отличаться от условий "западников" на порядок. Кроме того, за редким исключением отечественные системы предлагают довольно ограниченную географию переводов. В лучшем случае помимо России клиенты системы могут перевести свои средства в страны СНГ и Балтии. А система PrivatMoney Москомприватбанка и вовсе специализируется на переводах денег на Украину, что обусловлено развитой филиальной сетью банка.
     
      Но и в партнерстве с международными системами есть свои подводные камни. Заместитель председателя правления КБ "Адмиралтейский" Николай Рябков: "Наиболее развитые и пользующиеся высоким спросом системы переводов, как правило, запрещают коммерческим банкам - агентам оказывать услуги по переводам денежных средств с использованием других систем денежных переводов. Это в значительной степени ограничивает как развитие других платежных систем, так и возможности самих банков по расширению спектра оказываемых услуг и клиентской базы".
     
      И примеров этого достаточно. В частности, Русславбанк подал иск в Антимонопольный комитет, обвинив Western Union в некорректной конкурентной борьбе. Проблемы были и у Автобанка, который одновременно сотрудничает с системами MoneyGram и "Анелик".
     
      Кстати, подобные факты свидетельствуют о том, что иностранцы серьезно относятся к конкуренции со стороны отечественных банков. И это не лишено основания: у рискнувших заняться строительством собственной системы переводов банков обороты ежегодно растут почти в 2 раза.
     
     
      С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОССИЙСКИЕ БАНКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОБСТВЕННЫХ СИСТЕМ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ?
     
      Ефрем КОЗЛОВ, начальник отдела методологической поддержки управления банковских продуктов Импэксбанка:
     
      - Основной причиной, замедляющей развитие систем мгновенных переводов, является консервативное поведение российского потребителя. Он готов отправить средства через почту, что обойдется ему от 7 до 10% от суммы, причем средства будут добираться до адресата неделю, либо даже передать денежные средства с оказией. Банковские операции представляются такому потребителю очень дорогими, а процедуры отправления денежных средств через банк очень сложными и запутанными. Основная задача состоит в разъяснении того факта, что экспресс-переводы - это очень просто и доступно по цене любому потребителю.
     
      Елена ШИРИНСКАЯ, заместитель председателя правления Европейского трастового банка:
     
      - Для банка при современном уровне связи и программного обеспечения организовать денежные переводы, как говорится, дело техники. А уже потом начинается сложнейшая работа по организации достаточно широкой сети пунктов приема и выдачи денег, чтобы любой клиент имел возможность переслать их практически в любую заданную географическую точку.
     
      Михаил КОМАРОВ, начальник отдела корреспондентских отношений банка "Русский банкирский дом":
     
      - О создании конкурентоспособной системы денежных переводов можно говорить, если будут решены три основные проблемы. Во-первых, программное обеспечение. От этого напрямую зависят эффективность проведения денежных переводов в системе, возможности автоматизированной обработки информации, уровень защищенности от несанкционированного доступа. Во-вторых, создание развернутой сети пунктов приема/выдачи денежных переводов. Их количество напрямую влияет на привлекательность и востребованность услуги у потенциальных клиентов. В-третьих, необходимо решить проблему работы с клиентами: качество обслуживания, тарифная политика, маркетинговые мероприятия в полном объеме.
     
      Наталья ПАНКРАШКИНА, начальник управления пассивных операций банка "МЕНАТЕП СПб":
     
      - Как таковых проблем при организации собственных систем денежных переводов у российских банков нет. Естественно, в целях эффективного функционирования подобных систем переводов необходимо наличие двух основных условий: определенные затраты на современное программное обеспечение и систему коммуникаций, а также наличие разветвленной сети корреспондентских отношений. Вместе с тем стоит отметить, что на сегодняшний день на территории России функционируют международные системы денежных переводов, услуги которых пользуются устойчивым спросом и конкурировать с которыми российским банкам достаточно сложно. Гораздо проще работать в рамках этих систем при наличии соответствующего договора с компаниями.
     
      Леонид ИСАРОВ, заместитель начальника управления клиентских отношений МИнБ:
     
      - Основная проблема, с которой сталкиваются банки при организации собственных систем денежных переводов, - неразвитость филиальных сетей. Поэтому в настоящее время банки осуществляют переводы в те регионы, где у них имеются или филиалы, или дочерние банки. Кроме того, внедрение полноценных систем, аналогичных Western Union или MoneyGram, требует больших материальных затрат. А учитывая, что для привлечения клиентов банку придется устанавливать более низкие, чем в международных системах, тарифы, окупаемость проекта может растянуться на достаточно длительные сроки. Поэтому большинство банков расширяют комплекс услуг для клиентов - физических лиц, заключая соглашения с международными системами. И проводят через них денежные переводы, получая свои комиссионные.
     
      Андрей САМОЙЛОВ, заместитель председателя правления АКБ "Кредиттраст":
     
      - На мой взгляд, проблема московских банков - порейсовая обработка платежей. Сейчас в столице существует 5 рейсов обработки платежей. Весь этот процесс регламентирован по времени, а это создает технические неудобства. В Санкт-Петербурге банки проводят платежи почти в режиме реального времени. Хочется надеяться, что и московские банки скоро перейдут на подобную систему расчетов.
     
      Николай РЯБКОВ, заместитель председателя правления КБ "Адмиралтейский":
     
      - Прежде всего банки сталкиваются с проблемой организации сети своих агентов, а следовательно, пунктов приема и выдачи платежей в регионах, так как сеть коммерческих банков развита там недостаточно широко. Поэтому банки вынуждены значительно сужать целевую направленность своих систем, что осложняет их развитие и дальнейшее продвижение на рынке данных услуг.
     

Анна Каледина. Банки предлагают новую систему денежных переводов. // Финансовые известия. - 26.11.2002

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |

Воспроизведение в любой форме представленных на сайте материалов допускается только с разрешения владельцев авторских прав.

EUP.RU - Copyright © 2002-2008
Экономика и управление на предприятиях,
Дмитрий Виноградов