Совет Федерации, как и следовало ожидать, утвердил закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», поддержанный большинством членов палаты. Вероятнее всего, что и через Кремль закон пройдет без заминки. Проблема наведения порядка в госсекторе назрела давно и основательно; ее решению препятствовали только отраслевые ведомства, где этих бесхозных унитарных предприятий несть числа. Сразу оговоримся, относительно бесхозных, поскольку определенная часть их и поныне приносит вполне ощутимый доход, правда не в бестолковые закрома Родины, а в аккуратный, незаштопанный карман чиновника. Четыре года не удавалось сдвинуть законопроект с места из-за сопротивления отраслевиков; поговаривают, что потребовалось личное вмешательство президента, чтобы напомнить особо упиравшимся лицам, что государство намерено самостоятельно «пасти» свои ГУПы и МУПы.
По словам заместителя председателя профильного комитета Николая Арефьева, подготовленный закон является переходным, с этим соглашаются и представители из Минимущества. Главная цель закона попытаться привести в порядок наиболее запутанную и запущенную часть госсектора - государственные и муниципальные унитарные предприятия. По своему содержанию и структуре закон прост и ясен, его «несущей конструкцией» являются: положения, унифицирующие основные этапы существования предприятий (учреждение, реорганизацию и ликвидацию); положения, регулирующие имущественные отношения, и положения, скажем так, о правах и обязанностях, руководителя предприятия.
Закон устанавливает, что унитарное предприятие (т.е. коммерческое предприятие, не обладающее правом собственности на закрепленное за ним имущество) существует в двух видах: госпредприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Главное отличие между хозяйственным ведением и оперативным управлением в том, что в первом случае возможно заключение различных сделок, а во втором – речь идет о выполнении строго определенных функций и деятельность предприятий жестко регламентирована
. Предприятия обоих видов должны соответствовать трем уровням публичной власти: федеральной, власти субъекта РФ и муниципальной. Другими словами, не может быть просто казенное предприятие или просто госпредприятие. Казенное предприятие может быть либо федеральным, либо муниципальным, либо принадлежать субъекту РФ, та же градация действует и в отношении госпредприятий. Самые существенные положения, серьезно затрудняющие использование госсобственности не по назначению, можно условно объединить в три блока:
- Первый касается неделимости имущества унитарных предприятий и невозможности его распределения по вкладам, долям, паям. Предприятиям запрещено создавать дочерние предприятия. В случае необходимости они могут с согласия собственника создавать филиалы и представительства, не являющиеся юридическими лицами. Решение об увеличении или уменьшении уставного капитала также принимает собственник.
- Второй блок касается непосредственной деятельности унитарных предприятий как хозяйствующих субъектов. Ограничения распространяются на все вопросы распоряжения имуществом: предприятия не имеют права приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности и быть истцом или ответчиком в суде. Без согласия собственника невозможно заключить никакую сделку, имеющую целью отчуждение или приобретение имущества, акций, долей и пр. и вообще так или иначе связанную с движением капитала.
- Третий блок статей закона регламентирует деятельность руководителя госпредприятия, обязанного все свои действия согласовывать с собственником. Последний в случае нанесения его собственности ущерба вправе обратиться в суд с иском к руководителю. Ограничения распространяются даже на право заниматься еще какой-либо оплачиваемой деятельностью за исключением «преподавательской, научной и иной творческой деятельностью». С собственником же должна быть согласована и кандидатура бухгалтера.
Несмотря на тщательность подготовки закона, проблемы остаются, в частности, это касается заинтересованности руководителя унитарного предприятия в совершении определенного рода сделок. Таковыми признаются сделки, в которых задействованы родственники руководителя или аффилированные с ними лица. Собственник в обязательном порядке должен быть проинформирован о сделках с заинтересованностью. Однако отсутствие закона об аффилированных лицах делает исполнение данного требования сомнительным. Вполне вероятно, что после вступления закона в силу обнаружатся и другие недостатки, незаметные законодателю на сегодняшний день. Главное, как уже отмечалось выше, запустить закон в жизнь. Первые результаты его практического действия довольно скоро выявят и плюсы и минусы.
Тем не менее, работа над проблемой урегулирования проблем госсобственности не приостанавливается. В настоящее время в Министерстве имущественных отношений подготовлен новый федеральный законопроект «О государственном и муниципальном имуществе». До 1 ноября 2002 года правительство должно представить его президенту. Дальнейшие сроки обозначены в законопроекте о местном самоуправлении, который 23 октября был одобрен на Госсовете. Следует заметить, что сроки весьма сжатые: уже 1 марта 2003 года закон "О государственном и муниципальном имуществе" должен быть внесен правительством на рассмотрение в Государственную Думу.
Новый закон четко обозначает возможности государства в отношениях собственности, оставляя за ним только то, что ему – государству – нужно объективно, а не в силу субъективных чиновничьих симпатий и антипатий. Подготовленный законопроект не предусматривает ни унитарных предприятий, ни хозяйственного ведения. В публичной собственности должно находиться только то имущество, которое «по своему функциональному назначению необходимо для осуществления соответственно Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями возложенных на них федеральными законами исключительных публичных полномочий». Такое имущество не может быть отчуждено ни в результате приватизации, ни банкротства, ни исполнительного производства. Закон содержит четкое указание на то, что публичная собственность может находиться либо непосредственно в казне, либо должна быть закреплена на праве оперативного ведения. Все предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения будут либо акционированы, либо преобразованы в казенные предприятия, либо ликвидированы. Имущество, не нужное для осуществления полномочий г
осударственной власти и органов местного самоуправления будет признано «имуществом, предназначенным для коммерческого использования». В предельно короткие сроки это имущество должно быть приватизировано. Таковы основные положения нового законопроекта. Вполне возможно, что ряд положений законопроекта претерпит изменения, однако вряд ли они окажутся принципиальными. В противном случае это будет другой закон, с другими целями и другими последствиями.
Ольга Киселева. Законодатель недолго задержится на законе о госпредприятиях. // Бюро правовой информации: [http://www.bpi.ru/comment.asp?ob_no=14735], 4.11.2002.
|