Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Новости и аналитика

Дмитрий Белоусов
БЮДЖЕТ-2003: СЛИШКОМ РИСКОВАННО.

Источник: Ведомости
Разделы: Финансы и кредит , Экономика России , Управление рисками
      Макроэкономический прогноз на 2003 - 2005 гг. , на основе которого подготовлен и бюджет-2003, базируется на довольно смелых предположениях о развитии российской экономики. Даже по консервативному варианту в 2004 - 2005 гг. темпы ее роста будут опережать экономическую динамику развитых стран в 1,4 - 1,8 раза.
      Если в 2002 г. соотношение внутренних (потребительский и инвестиционный спрос) и внешних (экспорт) источников роста составляет 50:50, то в 2003 г. , по прогнозу Минэкономразвития, положенному в основу бюджетных расчетов, оно должно быть 67:33. Следовательно, и доходы домохозяйств, и предприятий должны расти опережающим темпом по отношению к ВВП. Такой маневр осуществим только за счет уменьшения налоговой нагрузки на экономику. Но тогда ужесточается проблема балансирования доходов и расходов государства.
     
      Так, при прогнозе потребления домохозяйств, которое составляет около половины ВВП, предполагается, что реальная зарплата будет обгонять производительность труда, реальные доходы - оплату труда, а оборот розничной торговли - доходы. Такая "лесенка" и позволяет набрать высокие темпы прироста товарооборота - 6 - 8%. Только нельзя забывать, что обоснованность этих темпов определяется достоверностью исходных предположений.
     
      Весьма уязвимая часть бюджетного прогноза - оценка внешней торговли. Предполагается, что прирост экспорта (без учета нефти и газа) составит в 2003 - 2005 гг. $3 - 3,8 млрд в год. Эти оценки представляются завышенными, как минимум, вдвое. Далее, прогнозируется относительно медленное по сравнению с внутренним спросом увеличение импорта, а также начиная с 2004 г. превышение прямыми иностранными инвестициями оттока капитала.
     
      Отказ от названных допущений дает совершенно иную картину платежного баланса. При снижении цен на нефть уже в 2003 г. мы можем столкнуться с дефицитом платежного баланса, покрываемым за счет сокращения валютных резервов и/или увеличения внешних заимствований. При таком развитии событий высока вероятность снижения реального обменного курса рубля, что приведет и к изменению условий исполнения бюджета.
     
      Отказ от подобных допущений дает оценки экономического роста на 2003 - 2005 гг. существенно ниже, чем в официальном прогнозе. В частности, темпы роста в эти годы с 3,5 - 4,6% ( "консервативный" вариант МЭРТ) падают до 2,8 - 3,1% , что усложняет проблему балансирования доходов и расходов государства.
     
      Одной из основ высоких налоговых доходов федерального бюджета в 2001 - 2002 гг. были устойчивые ($23 - 25/барр. ) цены на нефть. Прямые и косвенные выплаты экспортеров в 2001 г. сформировали 42% налоговых доходов бюджета, а в 2002 г. - примерно 40%. Вероятное снижение мировых цен на нефть в сочетании с устойчивой тенденцией укрепления реального курса рубля сужает возможность формировать бюджет с опорой на доходы экспортеров.
     
      К тому же на 2003 г. приходится пик выплат по внешнему долгу. В сумме по проекту бюджета выплаты должны составить $17,4 млрд (погашение - $10,8 млрд, процентные платежи - $6,5 млрд) , а привлечение внешних заимствований - всего $0,7 млрд. Несмотря на некоторое смягчение бремени вследствие укрепления рубля, нагрузка чистых долговых выплат на бюджет возрастет с 3,9% ВВП в 2002 г. до 4,3% ВВП в 2003 г.
     
      Одновременно предполагается в основном завершить налоговую реформу - отменить последние из оборотных налогов и налог на покупку валюты. Даже с учетом введения новых налогов потери консолидированного бюджета от налоговых новаций должны составить 0,77% ВВП. Они полностью лягут на субъекты Федерации. В то же время федеральный бюджет оказывается в небольшом выигрыше благодаря расширению базы налога на прибыль. Это требует перераспределения налоговой базы от федерального бюджета в пользу регионов.
     
      Кроме того, накоплен значительный "социальный долг " перед работниками бюджетной сферы (их оклады составляют 50 - 60% от средней по народному хозяйству) , а также военнослужащими. Эта диспропорция заставляет правительство поэтапно повышать оплату труда в бюджетной сфере.
     
      Все эти условия оставляют правительству в 2003 г. мало свободы для маневра и объективно обусловливают наличие в бюджете-2003 нескольких узких мест.
     
      Первое. Недостаточность ресурсов для погашения внешнего долга. Бюджетом предусмотрены чистые выплаты в 346,2 млрд руб. и чистое привлечение средств с внутреннего рынка в 97,4 млрд руб. При этом профицит составляет всего 72,2 млрд руб. , т. е. нехватка ресурсов для долговых выплат составляет 176,7 млрд руб. Ситуацию предполагается разрешить за счет использования переходящих остатков финансового резерва 2002 г. (197,4 млрд). Однако возможность формирования в этом году такого резерва вызывает сомнения: бюджетный профицит-2002 оценивается Минфином всего в 77,3 млрд.
     
      Второе. Негативное влияние налоговых новаций на бюджеты ряда регионов. Благодаря передаче части налогов с федерального уровня в среднем для регионов ситуация с налогами не ухудшится. Однако формируется группа регионов (10 субъектов, включая Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую обл. ) , где налоговые поступления снизятся на 8 - 15%.
     
      Нынешняя модель взаимодействия между бюджетами, когда налоговые ресурсы концентрируются на федеральном уровне, а непроцентные расходы - на региональном, во многом подошла к своему исчерпанию. Уровень обеспеченности расходов региональных бюджетов собственными доходами снизился с 94% в 2000 г. до 82% в 2001 г. и, по оценке, 78% в 2002 г.
     
      Не соответствует масштабу проблем и намеченное в 2003 г. перераспределение налогов. Несмотря на него, коэффициент обеспеченности регионов в 2003 г. составит всего 85%. В то же время поддержка регионов становится все более тяжкой обузой для федерального бюджета - доля трансфертов в его непроцентных расходах выросла с 12% в 1999 г. до 23% в 2002 г.
     
      Важность урегулирования межбюджетных проблем тем выше, что на региональном уровне сосредоточено порядка 60% непроцентных расходов консолидированного бюджета, и расходы ряда регионов на 50 - 60% состоят из оплаты труда бюджетников (в 2003 г. нагрузка на регионы повысится, так как запланировано дальнейшее повышение оплаты труда).
     
      Третье. Оказывается невозможной стерилизация избыточной эмиссии (из-за избыточного предложения валюты на рынке и ее покупки ЦБ в резерв) за счет средств бюджета в масштабе, необходимом для выхода инфляции на уровень 10 - 12%. В 1999 - 2002 гг. стерилизация при помощи остатков на счетах бюджета была одной из основ бюджетной стратегии.
     
      В 2003 г. эмиссия, обусловленная покупкой валюты ЦБ, может составить около 300 млрд руб. В этом случае денежное предложение вырастет за год на 26 - 27% (а для достижения указанных темпов инфляции его рост не должен превысить 24 - 25% ). Стерилизовать эти деньги за счет роста остатков бюджета уже не удастся - более того, для осуществления долговых выплат остатки на счетах резерва должны уменьшиться на 176,7 млрд.
     
      Реально бюджет 2003 г. имеет адаптационный характер, связанный с ожидаемым ухудшением экономической конъюнктуры в условиях масштабных долговых выплат. Улучшить ситуацию для бюджета может либо обеспечение высокого (на уровне 150 - 170 млрд) бюджетного профицита в 2002 г. (в том числе за счет бюджетной экономии и списания в финрезерв средств с бюджетных счетов, не "выбранных" бюджетополучателями в 2002 г. - 203,5 млрд руб. ) , либо рост налоговых поступлений в 2003 г. (что вполне реально, если мировые цены на нефть и газ останутся на высоком уровне) , либо секвестр непроцентных расходов в 2003 г. (в этом отношении потенциал ограничивается примерно 30 - 34 млрд руб. ).
     
      Автор - ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
     

Дмитрий Белоусов. Бюджет-2003: Слишком рискованно. // Ведомости. - 2002. - №185.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |