Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Интервью

Борис Сафронов
ИНТЕРВЬЮ: ИГОРЬ КОСТИКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ФКЦБ.

Источник: Ведомости
Разделы: Финансы и кредит , Экономика России , Рынок ценных бумаг
      "Не вижу проблемы" - это одно из любимых выражений председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игоря Костикова. Так он говорит о многих вещах - например, о возможности кризиса на фондовом рынке, о непопулярности этого рынка у частных инвесторов. При этом Костиков производит впечатление человека весьма упорного. И уж если он видит проблему, то способен решать ее столько, сколько понадобится. Два с половиной года ждать возможности отозвать лицензию у компании, к работе которой есть претензии? - Нет проблем. Принятые постановления не помогают установить контроль над маржинальными операциями? - Есть еще идеи, как пресечь нарушения. В интервью "Ведомостям" Костиков рассказал, чем его ведомство будет заниматься в ближайшее время.
     
      - Каковы приоритеты комиссии после принятия Кодекса корпоративного поведения?
     
      - Главный приоритет - защита прав инвесторов. Кодекс был и остается одним из ключевых моментов в этом, особенно после скандалов, которые произошли в Штатах. Они, кстати, подтвердили, что мы выбрали правильный формат кодекса: наш кодекс признан одним из самых адекватных требованиям, которые предъявляет фондовый рынок. Следующие два года мы будем работать с эмитентами, мониторить ситуацию. Что-то, может быть, будет нужно привнести в законодательство, что-то - расширить в кодексе. Первая часть работы была написание кодекса и продвижение его в умах общественности. А сегодня задача - обеспечить, чтобы он работал. Мы принимаем нормативные документы в поддержку кодекса: изменения требований листинга на биржах, проведения общего собрания акционеров - это все в развитие корпоративного управления.
     
      - Вы высказывали идею перевода российских компаний на международные стандарты отчетности. ..
     
      - Эту идею не только я высказывал. Комиссия активно в этом направлении работает. Что мы можем быстро сделать - это вместе с Центральным банком перевести на международные стандарты профучастников [рынка]. Также мы сейчас решаем проблему перевода на международные стандарты отчетности эмитентов - по крайней мере тех, бумаги которых обращаются на организованном рынке. Это надо делать настолько быстро, насколько это возможно.
     
      - Во время корпоративных скандалов в Америке возникло много нареканий к GAAP, американским правилам бухучета. Вас это не смущает?
     
      - Нет. Потому что мы говорим как раз не о GAAP, а о международной системе [отчетности]. Скандал показал, что GAAP проигрывает состязание с МСФО. Хотя мы говорим о нормальной отчетности, нормальном поведении менеджеров, а не об уголовных ситуациях, которые были в Штатах. От мошенничества невозможно защититься. Для этого существуют Уголовный кодекс и правоохранительные органы.
     
      - А у нас вы видите претендентов на применение статьи Уголовного кодекса [за нарушения законодательства о фондовом рынке], принятия которой добилась комиссия?
     
      - Мы за последние три-четыре месяца дважды направляли материалы в правоохранительные органы на возбуждение уголовного дела. Оба раза правоохранительные органы не возбудили дела. Возможно, они сочли основания для возбуждения дела незначительными, а возможно, мы недостаточно работаем с правоохранительными органами по разъяснению подобного рода статей [УК]. Мы регулярно проводим семинары с правоохранительными органами, но пока не охватываем всю страну, действуя на уровне федеральных органов. Нам нужно двигаться дальше, но тут мы немного ограничены в ресурсах.
     
      - У ФКЦБ было подписано рамочное соглашение с налоговой полицией. Не собираетесь ли вы как-то оформить взаимодействие с другими силовыми структурами?
     
      - Мы готовим соглашение с МВД.
     
      - А когда оно может быть подписано?
     
      - Сейчас трудно сказать, пора отпусков закончится, тогда будет ясно.
     
      - Каковы основные моменты этого соглашения?
     
      - Это в основном взаимодействие по новым статьям, появившимся в Уголовном кодексе. Устанавливается процедура оперативной передачи документов, проведения следственных проверок и взаимодействия по следственным поводам. Комиссия не является силовым министерством, и мы не планируем в этом направлении натягивать на себя одеяло. Наша роль сводится к оказанию экспертной поддержки.
     
      - Создается впечатление, что в ходе последних корпоративных войн нас захлестнула эпидемия двойных реестров. Что можно сделать, чтобы ее погасить?
     
      - Вот мы аннулировали лицензию "Энергорегистратора". ..
     
      - Но это же не единственный пример. ..
     
      - На самом деле их становится все меньше и меньше. В последние два года комиссия ведет довольно жесткую политику в отношении регистраторов. До последнего времени открыть новую компанию-регистратора ничего не стоило. Сейчас это стоит и будет стоить еще больше. Второе - мы будем более жестко подходить к подобным ситуациям.
     
      - Что мешало проявлять принципиальность раньше?
     
      - С тем же "Энергорегистратором" мы пытались дважды разбираться - он крупнейший по двойным реестрам. Они не позволяли нам принять меры в отношении себя, используя технику предотвращения исполнения решений [комиссии] через суды, которые выносили обеспечительные меры. В этот раз мы проблему решили.
     
      - На днях Марк Мобиус, один из самых известных мировых инвесторов в развивающиеся рынки, объявил о передаче российских паевых фондов "ОФГ-инвест". По его мнению, время для ПИФов в России еще не пришло. Почему, на ваш взгляд, у нас не развивается этот вид инвестиций?
     
      - Я с этим [что не развивается] не согласен. Объем средств в ПИФах составляет около $400 млн, а с учетом негосударственных пенсионных фондов - по существу, это единый механизм - $1 млрд. Мы видим очевидный рост, причем не 3 - 5% , а существенно выше. Проблема связана с тем, что регулятивная база, которая до недавнего времени существовала, не позволяла развиваться паевым фондам. Мы это кардинально поменяли. Сейчас мы заканчиваем все работы, связанные с выходом новых документов. Мы знаем, насколько активно управляющие компании готовятся к созданию новых фондов. Если посмотреть на статистику, то даже с точки зрения риска и привлечения у меня нет оснований для пессимизма.
     
      - Но статистика (по расчетам Центра коллективных инвестиций, в первом полугодии разница между внесенными и выведенными средствами пайщиков оказалась отрицательной - минус 616 млн руб. ) показывает чистый отток средств из ПИФов в первом полугодии.
     
      - Так считать нельзя. Если сравнить с рынком, получается, что приток составил около 10% по сравнению со всем остальным.
     
      - Но все равно население не несет деньги ни в паевые фонды, ни напрямую на фондовый рынок, хотя в большинстве стран именно деньги частных инвесторов составляют основу рынка.
     
      - За счет ликвидации монополии, которая существовала на управление, на специализированные депозитарии, нам удалось создать конкурентную среду в этой области. И эта часть финансовой индустрии начинает очень активно развиваться. На рынке работало менее 10 [управляющих] компаний. Сейчас их 53, и на регистрацию готовятся новые компании и фонды. Я не вижу такой серьезной проблемы, о которой вы говорите. Население как раз идет [в паевые фонды].
     
      - А как же тогда Мобиус?
     
      - Не только Мобиус. Credit Suisse Asset Management тоже в свое время [в 2000 г. ] ушел из России. Вопрос в том, что у нашей страны есть какие-то особенности. Да, хотелось бы за год привлекать в один фонд по $1 млрд. Такого не получается, для этого нужно работать, это требует затрат и в продвижении, и в образовании - как любая новая индустрия. Одна из наших функций - разъяснение населению механизма паевых фондов, поскольку это наиболее безопасный механизм инвестирования на фондовом рынке. Структура накопления населения выросла с 11 - 12% в прошлом году до 18 - 19% в этом.
     
      - Но это во многом связано с ростом рынка. А вырос ли физический объем [вложений населения в ценные бумаги]?
     
      - И с ростом рынка, и с изменением структуры накоплений. Рост же коснулся всех финансовых услуг.
     
      - Представители управляющих компаний говорят, что они создаются с прицелом на пенсионную реформу, чтобы быть готовыми бороться за пенсионные деньги.
     
      - Создаются не только они. Сейчас уже появляются закрытые фонды, это великолепный механизм инвестирования в недвижимость, венчурного инвестирования, которого у нас просто нет. Будет новый инструмент, фонд фондов.
     
      - Не напоминает ли вам ситуация на фондовом рынке 1997 г. ?
     
      - Ни в коей мере. У нас, слава богу, нет проблем ни с экономикой, ни с бюджетом, ни с внутренним государственным долгом. С внешним я тоже не вижу особых проблем. Понятно, что обслуживание обходится недешево, но проблем ни на следующий год, ни через год я не вижу. И на Западе ни у кого не вызывает сомнений, что Россия способна обслуживать свой долг. Второе - в 1997 г. не было промышленного роста. Никаких оснований говорить, что у нас ситуация, близкая к 1997 - 1998 гг. , нет.
     
      - А если нефть подешевеет?
     
      - Значит, подешевеет. Я не вижу проблем.
     
      - И отток капитала в случае продолжения кризиса на американском рынке нам тоже нипочем?
     
      - Безусловно, падение российского рынка вызвано тем, что происходит в Штатах. Понятно, что, когда портфельные инвесторы теряют что-то в США, они вынуждены перестраиваться и приводить в соответствие свои портфели на других рынках. В этом смысле мы, конечно, в невыгодной ситуации. Но вряд ли стоит говорить, что это является тенденцией.
     
      - Насколько инвесторы в наши компании застрахованы от ситуаций, подобных американским?
     
      - Я не могу сказать, что абсолютно застрахованы. Поэтому мы и хотим перевести [предприятия] на МСФО, что сделает их более прозрачными. Но я бы хотел отметить две вещи: большинство крупных российских компаний, акции которых обращаются на рынке, и так выпускают отчетность в двух стандартах - российском и международном. Второе - российский рынок недооценен. Американский рынок существенно переоценен за счет приписок, которые напоминают советскую систему: каждое предприятие делало приписки, чтобы получать премию. В то же время российский менеджмент, наоборот, заинтересован в снижении стоимости своих компаний, не показывая доходы. И это тоже проблема, поскольку это занижает стоимость активов не одного предприятия, а всего рынка в целом. Поэтому считаю нереальным, чтобы у нас произошла ситуация, как в WorldCom или Enron.
     
      - Разделяете ли вы озабоченность ряда аналитиков, которые отмечают, что очищение американского рынка от приписок вкупе с ростом российского рынка лишает наши компании важного преимущества - недооцененности по фундаментальным показателям по сравнению с зарубежными аналогами?
     
      - Я бы не говорил, что они теряют привлекательность по фундаментальным показателям. Проблема в другом - в том, что российский риск все еще оценивается как российский риск. С учетом этого странового риска - да, они теряют привлекательность. Думаю, что после завершения корпоративного кризиса в Штатах будет волна переоценки всех рынков. Кризис показал, что развивающиеся оказались гораздо более стабильными, чем развитые. Поэтому в структуре портфелей, индексов произойдут перемены. Отношение к российскому рынку, в том числе представление о его узости, во многом связано с определенными стереотипами.
     
      - Но число "голубых фишек" как было около десятка, так и осталось.
     
      - Да нет, количество ценных бумаг неуклонно растет, на рынке стали появляться бумаги "второго эшелона", количество размещаемых бумаг находится за пределами самых оптимистичных ожиданий. За последние три месяца российскими эмитентами для российских инвесторов было выпущено новых эмиссий чуть меньше чем на $3 млрд.
     
      - Не вызывает ли у вас опасений недавняя история с крупнейшим интернет-брокером - "Брокеркредитсервисом"? Его сургутский клиент привлекал деньги от имени БКС и проиграл их.
     
      - Я пока не вижу системной проблемы. БКС мы, безусловно, проверим. Трехуровневая система надзора, которую мы вводим на биржах, покроет эту ситуацию. Дополнительные возможности для надзора откроют наши поправки в закон о рынке ценных бумаг.
     
      - После принятия постановления о маржинальной торговле объем маржинальных сделок не сильно уменьшился, а брокеры продолжают предоставлять своим клиентам плечи, намного превосходящие установленные вами пределы. Что вы собираетесь в связи с этим делать?
     
      - Не могу сказать, что маржинальная торговля "не сильно уменьшилась". Биржи в течение последних трех месяцев стали включаться в борьбу за соблюдение нашего постановления [о маржинальной торговле]. Вместе с биржами мы эту проблему просто решим. Было время, когда было трудно договориться с биржами, но после трех-четырех скандалов они поняли, что их бизнес тоже становится под вопросом. Кроме того, у нас есть идея ввести понятие маржинального счета, чтобы эти операции стали более прозрачными.
     
      - Означает ли отказ комиссии от лицензирования саморегулируемых организаций (СРО) изменения в отношениях с ними?
     
      - Принятие закона о лицензировании просто уточнило определение. Слово "лицензирование" было применено неправильно, потому что в законе написано о разрешении на деятельность в качестве СРО. Мы не говорим о каком-то изменении наших взаимоотношений с СРО. Чтобы стать саморегулируемой организацией на рынке ценных бумаг, необходимо получить разрешение Федеральной комиссии. Лицензии должны быть переоформлены в разрешения на деятельность в качестве СРО.
     
      - С чем связано повышение стоимости аттестата ФКЦБ?
     
      - С ростом расходов. С 1996 г. , когда были установлены цены, они не менялись, а затраты возросли.
     
      - Комиссия давно пытается решить проблему занижения дивидендов по привилегированным акциям. Виден ли свет в конце тоннеля?
     
      - Наш законопроект находится в правительстве, он согласован со всеми заинтересованными ведомствами, мы надеемся, что осенью он будет внесен в Думу.
     
      - Вы не боитесь, что Дума его "замотает", как закон о рынке ценных бумаг?
     
      - Не "замотает". И закон о рынке ценных бумаг Дума не "замотает".
     
      - Тогда скажите, будут ли дивиденды по итогам 2002 г. выплачиваться в полном объеме?
     
      - Не берусь сказать, но в том, что этот вопрос будет решен если не в осеннюю сессию, то в крайнем случае в весеннюю, сомнений нет.
     
     
     
      БИОГРАФИЯ.
     
      Игорю Костикову 44 года. Он родился в Ленинграде, окончил экономический факультет и аспирантуру Ленинградского университета, там же в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в Ленинградском обкоме ВЛКСМ и Комитете молодежных организаций СССР. В 1989 г. закончил аспирантуру московского Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В 1990 г. основал и стал гендиректором ООО "Марка Лтд. ", одной из первых консалтинговых компаний на российском фондовом рынке. Впоследствии создал инвестиционные компании АВК, "АВК - ценные бумаги" и управляющую компанию "Дворцовая площадь". В начале 1990-х гг. стажировался в офисе английской инвесткомпании Friends Provident Asset Management. В 1993 - 1999 гг. - гендиректор ИК "АВК". Костиков - один из создателей рынка субфедеральных займов: АВК являлась андеррайтером по облигациям Санкт-Петербурга и ряда других регионов. В прошлом году вышла в свет книга Костикова "Дефолты на американских рынках муниципальных облигаций". В 1998 г. в рамках программы Pew Foundation прошел обучение в Школе международной дружбы Джорджтаунского университета. В марте 1999 г. продает свой бизнес и переходит на госслужбу - зампредом Комитета по финансам администрации Санкт-Петербурга. 1 февраля 2000 г. назначен председателем ФКЦБ.
     

Борис Сафронов. Интервью: Игорь Костиков, председатель ФКЦБ. // Ведомости. - 2002. - №146.

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |