Полнотекстовый поиск:




Если ссылка на документ, который Вас заинтересовал, не работает, сообщите об этом.

Статьи

Илья Ступин.
ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ ДЕЗА.
Перепечатка статьи осуществляется на основании письменного разрешения руководства ЗАО ''Журнал Эксперт'' (Исх. письмо №554 от 21.08.02 г.)

Источник: Журнал ''Эксперт''
Разделы: Экономика и управление на предприятиях ЖКХ
      Жилой фонд столицы - это приблизительно 40 тыс. зданий общей площадью 190 млн кв. м и рыночной стоимостью около 120 млрд долларов. Большая часть многоквартирных домов находится в так называемой общей долевой собственности. Часть "квадратов" принадлежит городу и сдается в наем, частью владеют граждане (в собственности москвичей находится более половины квартир). Такая "мозаика" - в рамках как одного дома, так и города в целом - одна из причин неэффективности управления жилой недвижимостью.
     
      Несамостоятельные ДЕЗы
      С виду управление городской недвижимостью выглядит вполне солидно - есть департаменты, отраслевые управления, отделы. Но это, похоже, уже давно колосс на глиняных ногах. Управление недвижимостью сегодня сводится лишь к латанию дыр, а вовсе не к поддержанию объектов в нормальном техническом состоянии. И в значительной степени это следствие абсолютной несамостоятельности ключевых государственных агентов - ДЕЗов.
      Именно государственные унитарные предприятия - ДЕЗы, чье название расшифровывается как "дирекция единого заказчика", - занимаются сегодня эксплуатацией жилья. Формально их учредителем выступает Департамент государственного и муниципального имущества, но фактически эти организации подконтрольны местным органам управления - префектурам и управам. Сегодня ДЕЗы несамостоятельны абсолютно во всем - начиная от нормативов, регламентирующих количество административно-управленческого и обслуживающего персонала, и заканчивая распределением денежных средств, что, безусловно, полный абсурд.
      Многие жители, недовольные качеством услуг, которые оказывают городские коммунальные службы, уверены: на ДЕЗах вообще надо поставить крест. Но заместитель директора Института региональных экономических исследований Ариадна Кириллова так не считает: "Ни в коем случае нельзя ликвидировать ДЕЗы. Их надо усовершенствовать. Ведь в этих организациях сосредоточен значительный профессиональный потенциал. Им просто надо создать лучшие экономические условия. Для начала снять административное давление, а потом, быть может, поэтапно реструктурировать. Кроме того, необходимо создать четкий механизм взаимодействия управляющих организаций (и ДЕЗов, и частных компаний) с органами городской власти и местного самоуправления".
      Не обойтись и без оценки разномастного жилого фонда - по техническому состоянию, инженерной насыщенности, типам зданий, социальному составу жильцов. Такая "инвентаризация" необходима для прогнозирования как текущих, так и капитальных затрат. Это, по мнению г-жи Кирилловой, скажется на эффективности работы управляющих организаций и рентабельности.
     
      Кто на смену
      Реструктуризация ДЕЗов, конечно, необходима, но существует ли в принципе альтернатива этим госструктурам? Мировой опыт показывает: да, существует - в лице частных компаний, специализирующихся на управлении недвижимостью. Но у нас пока они, к сожалению, на этот рынок не рвутся. В ведении немногочисленных управленцев находятся весьма скромные - до 300 тыс. метров - объемы площадей, что само по себе ограничивает эффективность деятельности. (Считается, что деятельность управляющей компании тесно связана с объемом подведомственного ей жилого фонда: минимальный приемлемый уровень - 800 тыс. кв. м, максимальный - 2 млн.) Выходит, что в границах одного района Москвы с минимальной эффективностью могли работать по две управляющие компании, но пока этого нигде не случилось. Однако, скорее всего, вместе с обновлением жилого фонда частными застройщиками ситуация будет меняться. Уже сегодня крупные строительные компании, осваивающие целые микрорайоны, диверсифицируют свою деятельность и создают собственные эксплуатирующие службы. Они объясняют это в первую очередь высокой инженерной насыщенностью новостроек. А люди, к
      оторые строили дом, монтировали оборудование, лучше "чужаков" знают, как его эксплуатировать. Кроме того, эксплуатация современного оборудования связана с определенными издержками и повышенной ответственностью. "Проколы" в этом деле могут бросить тень на весь бизнес строителей.
      Процесс передачи новостройки в управление выглядит так. После сдачи дома, пока граждане оформляют права собственности на купленные квартиры, застройщик своими силами создает товарищество собственников жилья (ТСЖ), назначает председателя правления ТСЖ и на то время, пока не заселится 51% жильцов, берет на себя управленческие функции. Естественно, прибегая к услугам собственной эксплуатирующей организации. Спустя год-полтора права собственности на квартиры получает большинство жильцов. Они создают инициативную группу, организуют собрание, выбирают правление и председателя своего ТСЖ, которому товарищество застройщика и передает все полномочия. Теоретически "товарищи" могут поручить управление зданием фирме со стороны, но пока таких прецедентов не было. Домоуправством продолжает заниматься эксплуатирующая служба застройщика. Более того, иногда к ее услугам желают прибегнуть и жители окрестных домов. Например, такое предложение поступило в фирму "Кварт-сервис", обслуживающую дома, построенные компанией "Квартал". "Жители одного из домов решили отказаться от услуг прежней управляющей организации и о
      братились к нам, предложив принять участие в тендере", - рассказал Анатолий Хрипков, директор "Кварт-сервиса".
      Из слов г-на Хрипкова следует, что управление домами (а их у "Кварт-сервиса" три) - дело сложное и хлопотное. Главная задача - техническое обслуживание инженерных общедомовых систем. Каждый дом имеет встроенный теплообменный пункт, массу насосов, трубопроводов, систему вентиляции, пожаротушения и другую "начинку". За таким хозяйством нужен глаз да глаз. Если на диспетчерский пункт поступает сигнал о ЧП, то на него реагируют в течение десяти минут. Дежурная смена оценивает ситуацию и устраняет все неисправности.
      Сегодня в фирме работает с полсотни человек. Часть персонала - специалисты "Квартала", остальные приглашены со стороны. Примечательно, что среди работников "Кварт-сервиса" почти нет бывших служащих ДЕЗов. "Мы отдаем предпочтение молодым кадрам, - поясняет г-н Хрипков. - Стараемся брать людей в возрасте от двадцати пяти до сорока лет. Приходили два бывших рабочих ДЕЗа, посмотрели и решили подыскать себе работу попроще".
      Эксплуатационные расходы для жителей составляют 1 доллар 11 центов за кв. м. В плату входит практически все, кроме внутренней электроэнергии (она оплачивается по счетчикам). Также отдельная смета расходов предусмотрена для владельцев мест в подземном гараже. Пока, по словам г-на Хрипкова, его фирма почти ничего не зарабатывает. Да и цели такой не ставится. "Мы - структура, созданная застройщиком, - поясняет он. - А застройщик заинтересован в том, чтобы цена обслуживания была минимальной, жители были довольны, а качество работы было высоким. Поэтому все доходы идут на зарплату и дальнейшее развитие (инструмент, спецодежда, оборудование)". Впрочем, директор "Кварт-сервиса" допускает, что рентабельность управленческого бизнеса может составить 10-15%. Но она будет зависеть от размера оплаты и объема площадей в управлении. Ну и, конечно, от платежеспособности жильцов.
     
     

© Илья Ступин. Что останется после ДЕЗа. // Эксперт, #30 (337) от 19 августа 2002


     

Илья Ступин. Что останется после ДЕЗа. // Эксперт, #30 (337) от 19 августа 2002

Проекты: Экономика и управление | Право | Бухгалтерский учет и налоги |