Мониторинг российского законодательства за 2007г.

Мониторинг российского законодательства: 20 Июль 2007г.

  1. «По делу о проверке конституционности пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области» в связи с жалобой гражданина Н. Д. Пирожкова». Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 12-П.
         Конституционный Суд РФ признал неконституционными отдельные положения закона субъекта РФ, закрепляющие право государственных гражданских служащих данного субъекта РФ (муниципальных служащих в субъекте РФ) на включение в стаж государственной гражданской службы (муниципальной службы), дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, периодов замещения соответствующих должностей в органах государственной власти и управления на территории РСФСР до 31 января 1991 г., а также в крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах до 14 марта 1990 г. на территории РСФСР, и не допускающие зачет в этот стаж периодов трудовой деятельности в органах государственной власти и управления, а также партийных органах и их аппаратах в других союзных республиках бывшего СССР.
    Как указал Конституционный Суд РФ, субъект РФ, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - условия назначения лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы субъекта РФ (должности муниципальной службы), пенсии за выслугу лет, предоставляемой за счет средств регионального бюджета дополнительно к их трудовой пенсии, вправе определять, периоды какой трудовой деятельности, предшествовавшей государственной гражданской (муниципальной) службе, помимо предусмотренной непосредственно федеральным законодательством, подлежат зачету в стаж, дающий право на такую пенсию, исходя в том числе, из своих финансовых возможностей. При этом закрепление в законе субъекта РФ перечня периодов трудовой деятельности, признаваемой равнозначной государственной гражданской (муниципальной) службе и засчитываемой в соответствующий стаж, отличающегося от установленного на федеральном уровне применительно к определению стажа государственной службы федеральных гражданских служащих, само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных требований.
    В то же время различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно. Они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
    Введение такого условия включения в стаж государственной гражданской службы субъекта РФ (муниципальной службы) периодов замещения соответствующих должностей в органах государственной власти и управления в СССР, в аппаратах партийных органов, как осуществление этой деятельности в указанных органах только на территории РСФСР, не учитывает единства всех уровней существовавшего в СССР государственно-партийного механизма и необоснованно придает одинаковой по ...

  2. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов». Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П.
         Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положение Федерального закона РФ "О политических партиях", устанавливающее требования к численности политической партии и ее региональных отделений (абз. 3 п. 2 ст. 3), и находящиеся в нормативном единстве с этим требованием положения, регулирующие условия и порядок государственной регистрации регионального отделения политической партии, а также последствия изменения статуса политической партии, не отвечающей требованиям, предъявляемым к политической партии (п.п. "ж" п. 1 ст. 18 и п.п. "г", "д" п. 3 ст. 41).
    Согласно требованиям указанного Федерального закона, в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов партии; в остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов партии. Несоответствие политической партии указанным требованиям является основанием для ее ликвидации по решению Верховного Суда РФ.
    Как указал Конституционный Суд РФ, в действующем правовом регулировании избирательной системы политические партии, как носители соответствующей публичной функции, приобретают качество единственных коллективных субъектов избирательного процесса и ни одна из них не может обладать монопольным положением.
    Исходя из этого, законодатель вправе урегулировать правовой статус политических партий, в том числе условия и порядок их создания, установить необходимые ограничения, касающиеся осуществления права на объединение в политические партии, а также основания и порядок государственной регистрации политической партии в качестве юридического лица.


  3. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах». Постановление Правительства РФ от 17 июля 2007 г. N 451.
         В соответствии с новым режимом государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ предусмотрено создание четырех игорных зон, где разрешается открытие игорных заведений. При этом букмекерские конторы и тотализаторы разрешено открывать вне игорных зон, но исключительно на основании лицензий. В связи с этим определен порядок лицензирования деятельности юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.
    Лицензирование указанной деятельности осуществляется Федеральной налоговой службой. Ранее лицензирующим органом являлся Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту. Лицензия на осуществление лицензируемой деятельности предоставляется на 5 лет, при этом указанный срок может быть продлен.
    В соответствии с ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлены лицензионные требования и условия для осуществления указанной лицензируемой деятельности. Так, стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности не может быть менее 100 миллионов рублей. Кассы тотализатора и (или) кассы букмекерской конторы должны быть зарегистрированы в налоговом органе. Букмекерские конторы и тотализаторы могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства. Кроме того, установлена обязанность лицензиата соблюдать правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, а также обеспечивать личную безопасность участников азартных игр и (или) пари, во время их нахождения в игорном заведении.
    Приведен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган для получения лицензии: сведения о работниках соискателя лицензии; расчет стоимости чистых активов соискателя лицензии; планы помещений игорного заведения и др.


  4. «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2005 г. N 113н «Об установлении критериев для ценных бумаг, в которые могут размещаться и (или) инвестироваться временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов». Приказ Минфина РФ от 25 июня 2007 г. N 54н.
         Размещение временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, формируемого Агентством по страхованию вкладов за счет страховых взносов банков, в ценные бумаги разрешается, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают установленным критериям.
    Внесенными изменениями установлено, что размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в ценные бумаги, возможно при условии, что указанные ценные бумаги включены в котировальные списки "А" первого или второго уровня, или "Б" хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг. Ценные бумаги могут быть и не включены в указанные списки, но допущены к торгам на фондовой бирже без прохождения процедуры листинга при следующих условиях: капитализация обыкновенных акций должна составлять не менее 10 млрд. рублей, а ежемесячный объем сделок, заключенных на фондовой бирже с акциями данного вида, за последние 3 месяца - не менее 25 млн. рублей; капитализация привилегированных акций должна составлять не менее 3 млрд. рублей, а ежемесячный объем сделок, заключенных на фондовой бирже с акциями данного вида (типа), за последние 3 месяца - не менее 25 млн. рублей; для облигаций ежемесячный объем сделок, заключенных на фондовой бирже, за последние 3 месяца должен составлять не менее 10 млн. рублей. Также допускается инвестирование свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в облигации российских хозяйственных обществ, обеспеченные государственной гарантией РФ.
    Установлено, что размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в ипотечные ценные бумаги возможно при условии, что указанные ценные бумаги допущены к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг и объем выпуска таких ценных бумаг составляет не менее 1 млрд. рублей.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2007 г. Регистрационный N 9850.


  5. «О внесении изменений в приказ Министра регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 152 «Об утверждении Положения о критериях отнесения субъектов Российской Федерации к категориям территорий вселения, по которым определяется объем государственной поддержки, оказываемой субъектам Российской Федерации, участвующим в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за счет средств федерального бюджета». Приказ Министерства регионального развития РФ от 2 июля 2007 г. N 61.
         Объем государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета субъектам РФ, участвующим в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, зависит от принадлежности субъекта РФ к определенной категории территории вселения ("А", "Б" и "В").
    Уточняются критерии отнесения субъектов РФ к территориям вселения категории "Б", которые характеризуются позитивной динамикой социально-экономического развития, превышающей среднероссийские показатели, и миграционной нагрузкой ниже среднероссийского уровня.
    Предусмотрено, что для субъектов РФ, доля сельскохозяйственных угодий в общей площади территории которых составляет не менее 70 %, в качестве такого критерия используется индекс физического объема сельскохозяйственной продукции за последние 3 года в среднегодовом исчислении, значение которого превышает соответствующий индекс по РФ за аналогичный период.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2007 г. Регистрационный N 9842.


  6. «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 г. N 402». Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2007 г. N 215.
         В соответствии с внесенными изменениями внутренняя сторона обложки личной медицинской книжки и последняя страница санитарного паспорта не будут содержать наименование типографии, изготовившей бланк, а также голографический ламинат.
    Ранее в личной медицинской книжке указывалась информация об изготовлении бланка в Московской типографии Гознака, а в санитарном паспорте - о его изготовлении в ЗАО "Первый печатный двор".
    Указанные изменения внесены на основании ФЗ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которым предусмотрено, что лицом, претендующим на заключение государственного или муниципального контракта, может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2007 г. Регистрационный N 9839.


  7. «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации». Приказ Федеральной налоговой службы от 14 мая 2007 г. N ММ-3-19/293@.
         Согласно Налоговому кодексу РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке по решению налогового органа путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо за счет иного имущества должника.
    В целях обеспечения реализации указанных полномочий налоговых органов утверждены формы Решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках; Решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя и аналогичного Постановления.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2007 г. Регистрационный N 9838.




  8. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями