Мониторинг российского законодательства за 2007г.

Мониторинг российского законодательства: 13 Июнь 2007г.

  1. «Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)». Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359.
         Доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее данной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.
    Доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц.
    С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия: доля такой организации превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором товар обращается также на иных товарных рынках в РФ; доля на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 % на единственном в РФ товарном рынке либо 20 % на товарном рынке, на котором обращающийся товар также обращается на иных товарных рынках в РФ.
    Также утверждены Правила, определяющие порядок установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
    Правила распространяются на отдельные финансовые организации, а также на финансовые организации, составляющие одну группу лиц.
    Установление доминирующего положения осуществляется путем определения доли организации в границах товарного рынка независимо от ее места нахождения, указанного в учредительных документах.
    Определены этапы установления доминирующего положения, основные показатели, используемые для расчета объема финансовых услуг на товарном рынке, а также перечень сведений, используемых при установлении доминирующего положения финансовой организации.
    Наличие доминирующего положения финансовой организации не является нарушением антимонопольного законодательства.


  2. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия». Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 354.
         Утверждено Положение, определяющее полномочия и организацию деятельности Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультуры), созданной в результате преобразования Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и Федеральной службы по надзору в сфере связи.
    Россвязьохранкультура осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи, охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, функции по нормативно-правовому регулированию осуществления контроля и надзора в указанной сфере ведения, нормативно-правовому регулированию в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, охраны культурного наследия, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
    Данный орган в установленной сфере деятельности наделен также полномочиями по лицензированию, регистрации, выдаче разрешений и другими. Возглавляет Россвязьохранкультуру руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.


  3. «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму». Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 352.
         Утверждено три Положения, которыми определен порядок применения Вооруженными Силами РФ оружия и боевой техники для устранения угрозы или пресечения террористического акта в воздушной среде; во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, в подводной среде, а также в ходе проведения контртеррористических операций.
    Так, разрешено применение оружия и боевой техники Вооруженных Сил РФ если воздушное судно, морские или речные суда, корабли, подводные объекты не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования соответственно воздушного или водного пространства (подводной среды) РФ либо отказываются подчиниться радиокомандам, визуальным сигналам, требованиям об остановке или посадке без объяснения причин - для пресечения полета воздушного судна путем принуждения к посадке или для пресечения движения плавательного средства путем принуждения к остановке (всплытию и остановке). Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке, а плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке (всплытии и остановке) и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, то разрешено применение оружия и боевой техники для пресечения полета воздушного судна или движения плавательного средства путем уничтожения.
    Кроме того, оружие и боевая техника Вооруженных Сил РФ могут быть применены в случае наличия достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и возникновения реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки) - для пресечения полета воздушного судна путем его уничтожения.
    В ходе проведения контртеррористических операций, помимо оружия и боевой техники, разрешено применение специальных средств - средств, предназначенных для временного вывода из строя лиц, совершающих террористический акт, вооружения, военной и специальной техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму летальных исходов, необратимых расстройств здоровья людей, а также физического разрушения материальных средств и загрязнения окружающей среды. Впервые определены категории лиц, против которых запрещено применение указанных спецсредств: женщины с видимыми признаками беременности, лица с явными признаками инвалидности и малолетние (кроме случаев оказания такими лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью других лиц).


  4. «О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506». Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351.
         С 1 января 2007 г. действует новая редакция норм Части I Налогового кодекса РФ, определяющая права и обязанности налоговых органов, порядок уплаты налогов и сборов, правила проведения налоговых проверок, обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков, и ряда других норм.
    В этой связи уточнено, что ФНС России утверждает формы заявлений и уведомлений не только о постановке на учет в налоговом органе, но также о снятии с учета в налоговом органе.
    ФНС России уполномочено утверждать форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и требования к его составлению (за исключением некоторых правонарушений). Ранее к компетенции ФНС России относилось утверждение формы акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении налогового законодательства лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требований к его составлению.
    Утверждение формы заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес исключено из компетенции ФНС России, поскольку с 1 января 2005 г. это является прерогативой Минфина России.
    Кроме того, к полномочиям ФНС России дополнительно отнесено установление (утверждение): порядка информирования налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов об изменении сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление платежей в бюджетную систему РФ; порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; порядка осуществления контроля за выполнением кредитными организациями обязанностей в налоговой сфере; порядка изменения срока уплаты налога и сбора; форматов представления налоговых деклараций в электронном виде; отдельных форм документов.


  5. «О применении пункта 5.1 Положения Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» . Письмо ЦБР от 1 июня 2007 г. N 78-Т.
         Разъяснены некоторые вопросы порядка расчета эффективной процентной ставки применительно к формированию резерва по портфелю однородных ссуд, а также доведения ее до сведения заемщика.
    В расчет эффективной процентной ставки включаются платежи по обслуживанию ссуды, размеры и сроки уплаты которых известны на момент заключения договора на предоставление ссуды, в том числе: по погашению основного долга по ссуде; по уплате процентов по ссуде; сборы (комиссии) за рассмотрение заявки по ссуде (оформление ссуды); комиссии за выдачу и сопровождение ссуды; комиссии за открытие, ведение (обслуживание) ссудного и (или) текущего (если его открытие обусловлено заключением договора на предоставление ссуды) счетов; комиссии за расчетное и операционное обслуживание; комиссии за выпуск и годовое обслуживание кредитных карт и др.
    В расчет эффективной процентной ставки могут не включаться предусмотренные договором на предоставление ссуды платежи заемщика по обслуживанию ссуды, величина и(или) сроки уплаты которых зависят от решения заемщика и(или) варианта его поведения, в том числе: комиссия за частичное (полное) досрочное погашение ссуды; комиссия за снятие (погашение) ссуды наличными деньгами (за кассовое обслуживание), в т.ч. через банкомат; неустойка в виде штрафа или пени, в том числе за превышение лимита овердрафта, установленного держателю банковской карты; плата за предоставление информации о состоянии задолженности.
    Приведены особенности расчета эффективной процентной ставки по банковским картам.
    Перечислены способы информирования заемщика об эффективной процентной ставке. Информация об уменьшении эффективной процентной ставки в случае существенных изменений условий договора на предоставление ссуды может не доводиться до сведения заемщика.
    Рассмотрены конкретные примеры расчета эффективной процентной ставки по различным видам ссуд.




  6. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями