Мониторинг российского законодательства за 2007г.

Мониторинг российского законодательства: 06 Март 2007г.

  1. «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О судебных приставах». Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ.
         Судебным приставам-исполнителям предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению установленного порядка деятельности судов. В частности, им предоставлено право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, а также осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.
    Вносимые изменения позволят упорядочить деятельность судебных приставов при выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также поддержанию общественного порядка в судебных помещениях и осуществлению приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.


  2. «О снятии оговорок к некоторым международным договорам». Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 28-ФЗ.
         В целях укрепления международно-правовой основы борьбы с терроризмом снимаются оговорки, сформулированные СССР при подписании ряда антитеррористических международных договоров: Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов; Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации; Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; Конвенции о физической защите ядерного материала; Международной конвенции о борьбе с захватом заложников.
    Названные конвенции содержат положения о том, что любой спор между государствами-участниками международного договора, который не может быть урегулирован путем переговоров, по просьбе одного из них будет передаваться в арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня просьбы об арбитраже стороны не в состоянии прийти к соглашению по вопросу организации арбитража, то по просьбе любой из этих сторон спор передается в Международный Суд ООН.
    Предусматривается снятие оговорок о непризнании юрисдикции Международного Суда ООН по спорам относительно толкования и применения конвенций.
    Снятие оговорок позволяет задействовать механизм Международного Суда ООН для решения конфликтных ситуаций с другими государствами-участниками конвенций, включая случаи необоснованного отказа в выдаче террористов.


  3. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о долгосрочном сотрудничестве в области разработки, создания и использования ракет-носителей и размещении ракеты-носителя «Союз-СТ» в Гвианском космическом центре». Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 27-ФЗ.
         Ратифицированное Соглашение предусматривает расширенное сотрудничество России и Франции в модернизации космодрома во Французской Гвиане и его использование в качестве стартовой площадки для ракет-носителей "Союз-СТ" с целью запуска космических аппаратов в рамках государственных программ РФ и Франции.
    В соответствии с Соглашением создание в Гвианском космическом центре комплекса запуска "Союз" будет финансироваться в рамках специальной программы Европейского космического агентства. При этом часть средств будет выплачена российским предприятиям и организациям, участвующим в соответствующих работах. В процессе коммерческой эксплуатации ракет-носителей "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре, которая планируется с 2008 года, предусматривается осуществить 30 запусков в течение 10-летнего периода, что также приведет к дополнительному финансированию российских организаций промышленности.
    Соглашение предусматривает эксклюзивное право оператора запуска на коммерческую эксплуатацию ракет-носителей "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре, но в то же время сохраняет за РФ суверенное право на использование указанных ракет-носителей в собственных интересах. Каждый запуск с Гвианского космического центра будет оформляться контрактом между оператором запуска и российскими предприятиями-поставщиками. При этом будет полностью обеспечена правовая защита результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета.
    В целом Соглашение открывает новые перспективы технического и технологического сотрудничества России и Евросоюза в космической сфере.


  4. «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии». Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 26-ФЗ.
         Ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии, подписанное в г. Сочи 25 мая 2006 г.
    Соглашение направлено на укрепление сотрудничества между Россией и Европейским сообществом в области противодействия незаконной миграции и создание эффективных процедур по выявлению и возвращению лиц, которые не соответствуют или перестают соответствовать требованиям, регулирующим порядок въезда, пребывания или проживания на территориях России и государств-членов Европейского союза. Кроме того, ратификация данного Соглашения призвана обеспечить дополнительные предпосылки для результативности диалога с Европейским союзом о переходе к безвизовому режиму взаимных поездок граждан.
    Положениями Соглашения регламентирован порядок оформления и исполнения ходатайств о реадмиссии и транзите; возмещения транспортных и транзитных расходов; защиты персональных данных; выполнения и применения Соглашения в соотношении с иными международными обязательствами. Для наблюдения за применением Соглашения предусмотрено создание Совместного комитета по реадмиссии, решения которого являются обязательными для Сторон.


  5. «По жалобам граждан Барсукова Бориса Юрьевича, Богдана Сергея Леонидовича и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 563-О.
         Конституционный Суд РФ признал, что положения п. 3 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не позволяют вводить различия в оценке приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав работников летно-испытательного состава в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приводящие к неравенству в установлении и выплате им трудовых пенсий. Более того, указанные положения не допускают возможность исключения из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава.
    Отмечено, что по сравнению с общим порядком назначения пенсий ранее действовавшее законодательство, регулировавшее пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава, содержало ряд льготных условий. Вместе с тем новый Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, непосредственно не определяет специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава, однако п. 3 ст. 31 Закона сохранены действовавшие до 1 января 2002 года льготные условия и нормы назначения им пенсий. Такое правовое регулирование привело к тому, что в правоприменительной практике положения п. 3 ст. 31 Закона толкуются как фактически вводящие различие в условиях предоставления трудовых пенсий работникам летно-испытательного состава, в зависимости от времени обращения за их назначением - до или после 1 января 2002 года. В результате чего при сходных условиях приобретения права на пенсионное обеспечение они оказались разделенными на две категории: одни приобрели право на конвертацию своих пенсионных прав без каких-либо ограничений и на получение трудовой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста, а объем пенсионных прав других был существенно ограничен. В связи с этим Суд указал, что независимо от времени обращения за назначением пенсии работников летно-испытательного состава - до или после 1 января 2002 года - оценка их пенсионных прав в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна осуществляться на одинаковых основаниях, с учетом условий и норм установления пенсий данной категории граждан, предусмотренных действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами.
    Федеральному законодателю предписано урегулировать порядок возмещения из федерального бюджета ПФР затрат, связанных с включением в специальный трудовой стаж работников летно-испытательного состава времени военной службы в должностях летного состава, и обеспечить его введение в ...

  6. «О признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 10 августа 2005 г. N 186 «О требованиях к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 ГТД». Приказ Минэкономразвития РФ от 24 января 2007 г. N 15.
         Признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России, предусматривающий дополнительные требования к описанию отдельных категорий товаров в графе 31 грузовой таможенной декларации "Грузовые места и описание товаров", где указываются сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России, а также сведения о грузовых местах.
    В частности, устанавливался перечень товаров, к описанию которых предъявляются специальные требования (безотносительно к заявляемому таможенному режиму), и перечень товаров, к описанию которых предъявляются специальные требования только при заявлении таможенного режима экспорта или таможенного режима переработки вне таможенной территории.
    В данных перечнях приводилась информация о товарах, подлежащая обязательному внесению под номером 1 в графу 31 ГТД помимо прочих сведений, указание которых необходимо в соответствии с правилами заполнения ГТД.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 2007 г. Регистрационный N 9004.




  7. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями