Мониторинг российского законодательства за 2007г.

Мониторинг российского законодательства: 15 Январь 2007г.

  1. «О компенсационном пакете участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Постановление Правительства РФ от 10 января 2007 г. N 1.
         В целях объединения потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов и компенсации естественной убыли населения в России в 2006 году была принята Государственная программа содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
    В соответствии с Государственной программой соотечественники, проживающие за рубежом, и члены их семей, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в РФ, имеют право на получение компенсационного пакета, включающего в себя следующие услуги: предоставление мест в детских дошкольных образовательных учреждениях и получение соответствующего уровня образования в учреждениях общего и профессионального образования; оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, а также медицинской помощи при заболеваниях социального характера; предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения; содействие в поиске подходящей работы и трудоустройстве. Предоставление данных услуг осуществляется в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам РФ.
    Компенсационный пакет предоставляется участнику Государственной программы после его регистрации до приобретения им гражданства РФ. Субъекты РФ могут устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.
         

  2. «О полномочиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче заключений о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений». Постановление Правительства РФ от 11 января 2007 г. N 3.
         В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" одним из лицензионных требований в отношении деятельности организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, является наличие заключений о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений данных организаций.
    В то же время полномочия по выдаче указанных заключений в настоящее время законодательно не закреплены за конкретным федеральным органом исполнительной власти.
    В связи с этим устанавливается, что до внесения соответствующих изменений в вышеуказанный Федеральный закон данное полномочие осуществляется Ростехнадзором.


  3. «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе». Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 66.
         Пленум ВАС РФ разъяснил некоторые вопросы, касающиеся практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе. Отмечено, что экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации. При этом заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению. При применении ч. 1 ст. 82 АПК РФ, касающейся назначения экспертизы с согласия участвующих в деле лиц, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 40 АПК РФ к таким лицам относятся помимо сторон также третьи лица, прокурор, а также органы, выступающие в защиту государственных и общественных интересов. Определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд должен исходить из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда. Вместе с тем в целях установления содержания норм иностранного права суд может привлечь экспертов.
    Разъяснено, что заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении другого судебного дела, не может признаваться экспертным заключением по рассматриваемому делу. Однако такое заключение может быть признано иным документом, допускаемым в качестве доказательства. Поскольку АПК РФ не относит определение о назначении экспертизы к судебным актам, которые могут быть обжалованы в соответствии с ч. 1 ст. 188 АПК РФ, возражения по поводу назначения экспертизы могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Что касается вопросов выплаты вознаграждения экспертам, то Пленум указал, что если эксперт выполнил исследование в полном объеме, однако на поставленные вопросы не ответил по не зависящим от него причинам, размер его вознаграждения не может быть уменьшен. Между тем отражение экспертом в заключении выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены, не может служить основанием для увеличения ему размера вознаграждения.
         

  4. «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц». Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67.
         Пленум ВАС РФ разъяснил некоторые вопросы применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц.
    Отмечено, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в таком случае применению не подлежит. В этой связи исключение недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. При этом решение вопроса о целесообразности обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве. Подчеркивается, что, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Поэтому при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, это заявление возвращается судом на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений или признано недействительным в судебном порядке.
         

  5. «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц» . Приказ Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЗ-3-09/826@.
         В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, вступающими в силу с 1 января 2007 г., определен перечень документов, представляемых в налоговые органы и выдаваемых ими при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц.
    Так, организация при подаче заявления на постановку на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения представляет копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица и выдает ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
    Налоговый орган обязан выдать организации или физическому лицу уведомления о постановке на учет (уведомления о снятии с учета) в налоговом органе. При постановке на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, налоговый орган выдает им свидетельство о постановке на учет.
    Налоговый орган обязан предоставить свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе организации или физическому лицу, поставленным на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусам, занимающихся частной практикой, и адвокатам, поставленным на учет по месту их жительства.
    Данным приказом Федеральной налоговой службы утверждены формы вышеуказанных документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц в налоговых органах на территории РФ. Кроме того, утверждены рекомендации по заполнению заявления о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ; по заполнению заявления о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ, а также по заполнению заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе на территории РФ.
    Предусмотрено, что свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ выдаются на бланках свидетельства о государственной регистрации, подтверждающего факт внесения соответствующей записи в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2006 г. Регистрационный N 8683.
         

  6. «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» . Указание ЦБР от 12 декабря 2006 г. N 1759-У.
         Изменениями устанавливаются новые подходы к оценке и группировке портфеля однородных ссуд. Так, кредитная организация должна исключать из портфеля однородных ссуд ссуду, по которой имеются индивидуальные признаки обесценения (ухудшение финансового положения заемщика и(или) качества обслуживания им долга по ссуде). Указанные ссуды оцениваются (классифицируются) на индивидуальной основе. Однако если индивидуальные признаки обесценения имеются по ссуде, величина которой не превышает или равна 1000 рублей, кредитная организация вправе не исключать указанную ссуду из портфеля однородных ссуд при наличии индивидуальных признаков обесценения.
    Ссуды, предоставленные физическим лицам, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам группируются в один из портфелей обеспеченных (ипотека и автокредиты) и прочих ссуд. При этом кредитные организации вправе объединять ссуды без просроченных платежей и ссуды с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней в один портфель.
    Ссуду, выданную физическому лицу после 1 июля 2007 г., кредитная организация вправе включить в портфель однородных ссуд только при условии доведения до сведения заемщика в условиях договора или иным образом информации о размере эффективной процентной ставки на момент выдачи и (или) реструктуризации кредита.
    Изменениями закрепляется, что оценка кредитного риска по портфелю однородных ссуд осуществляется кредитной организацией на постоянной основе.
    Определяются требования внутренних документов кредитной организации по классификации ссуд. Внесены изменения в порядок определения качества (категории качества) ссуды и обслуживании долга по ссуде.
    Указание вступает в силу с 1 июля 2007 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 декабря 2006 г. Регистрационный N 8676.
         

  7. «О возврате сумм резервирования и специальных счетах». Письмо ЦБР от 28 декабря 2006 г. N 174-Т.
         В связи с окончанием с 1 января 2007 г. срока действия статьи 16 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” ранее внесенные суммы резервирования, оставшиеся на счетах в Банке России по учету средств резервирования, в первый рабочий день 2007 г. перечислены подразделениями расчетной сети Банка России со счета в Банке России на корреспондентские счета уполномоченных банков, ранее выполнивших поручения клиентов по внесению сумм резервирования, для последующего перечисления уполномоченными банками соответствующих сумм на банковские счета клиентов — вносителей сумм резервирования.
    По специальным счетам, открытым до 1 января 2007 г. в соответствии Инструкцией Банка России от 7 июня 2004 года N 115-И “О специальных брокерских счетах для учета денежных средств нерезидентов” и Инструкции Банка России от 7 июня 2004 года N 116-И “О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов” не могут осуществляться операции по зачислению и(или) списанию в соответствии с режимами этих счетов, за исключением операций по перечислению остатка средств со специальных счетов на расчетные (текущие) счета их владельцев в соответствующих валютах.
         

  8. «Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам» . Письмо ЦБР от 29 декабря 2006 г. N 175-Т.
         В связи с изменением порядка оценки кредитных рисков в целях формирования резерва по портфелю однородных ссуд при проведении расчета эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам, в соответствии с формулой расчета, приведенной в пункте 2.1 Указания Банка России N 1759-У, рекомендуется учитывать, что при вводе информации об ожидаемых денежных потоках (приток и отток денежных средств) разнонаправленные потоки отражаются с противоположными математическими знаками.
    Приводятся примеры расчета эффективной процентной ставки по ссудам физическим лицам.




  9. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями