Мониторинг российского законодательства за 2006г.

Мониторинг российского законодательства: 22 Декабрь 2006г.

  1. «По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации». Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. N 10-П.
         

    Конституционный Суд РФ признал, что отдельные положения ст. 215.1 Бюджетного Кодекса РФ, устанавливающие, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов РФ осуществляется Федеральным казначейством, соответствуют Конституции РФ. Поводом для принятия такого решения послужил запрос Правительства Москвы, по мнению которого, оспариваемые нормы ограничивают право субъекта РФ самостоятельно исполнять свой бюджет, поскольку неотъемлемая часть бюджетных полномочий субъектов РФ, а именно, самостоятельное кассовое обслуживание исполнения своих бюджетов, передается федеральному органу исполнительной власти.
    Как пояснил Суд, в условиях федеративного государства, в котором бюджеты соответствующих уровней, будучи самостоятельными, вместе с тем составляют единую бюджетную систему, особое значение приобретают вопросы координации деятельности органов публичной власти, вовлеченных в бюджетный процесс, и взаимодействия между ними. Проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, которое осуществляется на основе установленных федеральными органами государственной власти единых федеральных стандартов финансовой деятельности, не исключает совместное участие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в отдельных процедурах бюджетного процесса, в том числе на стадии исполнения бюджета субъекта РФ. При этом федеральный законодатель, предоставляя Федеральному казначейству полномочие по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, учитывал необходимость усиления надежности управления публичными финансами и прозрачности бюджетного процесса. Такой вариант правового регулирования позволяет обеспечить сопоставимость показателей исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, иметь оперативную информацию о состоянии публичных финансов в целом по стране в любой момент времени, что необходимо для макроэкономического прогнозирования и принятия решений об оказании в необходимых случаях финансовой помощи региональным бюджетам, и не предполагает, что Федеральное казначейство вправе присваивать себе те бюджетные полномочия, которые на основе Конституции РФ закреплены за органами исполнительной власти субъектов РФ, а именно, по распоряжению средствами бюджета субъекта РФ, определению направлений их расходования и санкционированию выплат с единого счета бюджета.

  2. «О федеральном бюджете на 2007 год». Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ.
         

    Федеральный закон принят в целях образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства в 2007 году.
    Федеральный бюджет на 2007 год утвержден по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 процента. И расходы, и доходы федерального бюджета на 2007 год предусмотрены в сумме, превышающей соответствующие показатели федерального бюджета на 2006 год, при этом планируемый уровень инфляции будет ниже. Предусматривается создание в 2007 году компенсационного фонда в сумме 153 130 234,1 тыс. рублей, федерального фонда поддержки субъектов РФ в сумме 260 418 336,2 тыс. рублей.
    В федеральном бюджете на 2007 год сохранились тенденции бюджетной политики последних лет и преемственность по отношению к бюджету текущего года. Проект бюджета несет в себе много новых положений и в целом ориентирован на достижение роста ВВП на 7%.
    В бюджете предусмотрено увеличение финансирования по разделу "Национальная экономика". В 2007 году начнет осуществляться финансирование новой федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года" в объеме 18 млрд. рублей. Предусмотрено финансирование государственной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", предусматривающей обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны.
    Бюджетные проектировки 2007 года в целом направлены на реализацию стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития России, определенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и в Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2007 году". В частности, в Федеральном законе предусматривается увеличение расходов на реализацию национальных проектов, на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации и другие мероприятия социально-экономического характера.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

  3. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828». Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. N 779.
         

    Вносимые изменения касаются, прежде всего, передачи полномочий по выдаче и замене паспортов РФ, а также по контролю за соблюдением Положения о паспорте гражданина РФ территориальным органам Федеральной миграционной службы. Ранее указанные функции выполняли органы внутренних дел. Внесение в паспорт гражданина РФ предусмотренных сведений и отметок также будет осуществляться территориальными органами Федеральной миграционной службы.
    Выдача и замена паспортов будет производиться не только по месту жительства гражданина, но и по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РФ.
    Кроме того, изменения коснулись оформления бланков паспортов с целью установления дополнительных мер защиты. Бланк паспорта будет сшит по всей длине корешка двухцветной нитью с пунктирным свечением в ультрафиолетовом излучении. Внутренние страницы бланка паспорта будут содержать водяные знаки в виде объемных начертаний букв "РФ". В бумагу некоторых страниц вводится защитная металлизированная нить, меняющая цвет в зависимости от угла зрения. Изменится расположение на странице и способ нанесения нумерации бланка паспорта - на большинстве страниц указанная нумерация будет нанесена способом лазерной перфорации. Третья страница, предназначенная для размещения персональных данных гражданина РФ, с целью защиты сведений о личности будет ламинироваться пленкой с голографическим изображением.
    Шестнадцатая и семнадцатая страницы бланка паспорта, предназначенные для внесения сведений о детях владельца паспорта, должны будут содержать подпись должностного лица, выдавшего паспорт, и печать территориального органа Федеральной миграционной службы.
    Паспорта гражданина РФ, изготовленные по новому образцу, начнут выдаваться с 1 марта 2007 года. Паспорта, оформленные на "старых" бланках, действительны до достижения возраста, при котором паспорт подлежит замене: 20 и 45 лет.
    Бланки паспорта, изготовленные до вступления в силу данного постановления, будут использоваться для оформления паспортов наряду с новыми бланками до их израсходования, но не позднее 1 января 2008 года.

  4. «О внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 732». Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. N 776.
         

    Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 732 были установлены объемы ввоза в РФ мяса домашней птицы в 2006-2009 гг. В соответствии с установленными объемами участникам внешнеэкономической деятельности выдаются лицензии на ввоз птицы в конкретном году.
    В начале 2006 года в связи с возникшей угрозой эпидемии гриппа птиц и падением в результате этого спроса на продукцию птицеводства Министерство сельского хозяйства РФ обратилось с просьбой к организациям-импортерам мяса домашней птицы сократить объем ввозимой импортной продукции на треть, чтобы не допустить заполнения российского рынка демпинговой продукцией и поддержать отечественную птицеводческую отрасль. Однако импортеры, добровольно согласившиеся сократить ввоз импортного мяса домашней птицы, были поставлены в невыгодное положение по сравнению с другими импортерами указанной продукции, так как в соответствии с действующим порядком выделения квот на ввоз в РФ мяса домашней птицы размер квоты в новом году прямо пропорционален объему птичьего мяса, ввезенного организацией-импортером в истекающем году.
    В этой связи принято решение производить расчет квот на ввоз в 2007 году в РФ птичьего мяса исходя из объемов, освоенных импортерами не в 2006 году, а в 2005 году. Участникам внешнеэкономической деятельности, не ввозившим мясо домашней птицы в 2005 году, квота будет определена исходя из объемов птицы, ввезенной ими в 2006 году.
    Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

  5. «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 873 и от 28 апреля 2006 г. N 253». Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 774.
         

    С 1 июля 2006 г. основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно оснащаться техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
    На данных технических средствах устанавливаются программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые являются их необходимым элементом и включают в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
    Изменениями определено, что в отношении организаций, осуществляющих импорт этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции, порядок предоставления программных средств и их установки в технические средства утверждает ФТС России по согласованию с ФСБ России, Минсельхозом России и ФНС России. Ранее указанные полномочия возлагались на Минэкономразвития России, а участие ФНС России в согласовании порядка не предусматривалось.

  6. «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности». Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 767.
         

    Изменения, вносимые в постановления Правительства РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, вызваны существенным сокращением лицензируемых видов деятельности и изменением порядка получения и аннулирования лицензий.
    В частности, прекращено лицензирование публичного показа аудиовизуальных произведений в кинозалах, маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам, деятельности по изготовлению, использованию, хранению и уничтожению печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ, обслуживания воздушного движения гражданской авиации, производства элитных семян, оценочной деятельности, производства табачных изделий, промышленного рыболовства, деятельности удостоверяющих центров электронной цифровой подписи, деятельности по закупке, поставке, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, ветеринарной деятельности, деятельности ломбардов, племенного животноводства и некоторых других видов деятельности.
    Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности в виде приостановления деятельности. Аннулирование лицензии производится судом в случае неустранения лицензиатом нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности.

  7. «О внесении изменений в Положение Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» . Указание ЦБР от 11 декабря 2006 г. N 1757-У.
         

    В соответствии с решением Совета директоров Банка России внесены изменения в приложение к Положению Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".
    Изменились структура Плана счетов бухгалтерского учета, характеристики некоторых счетов, а также порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов.
    В результате внесенных изменений исключены некоторые счета. Так, например, исключено несколько балансовых счетов из раздела "Капитал и фонды":103 "Уставной капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества, сформированный за счет привилегированных акций", 104 "Уставной капитал кредитных организаций, созданных в форме общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью"; из раздела "Операции с клиентами" исключены 40113 "Средства федерального бюджета прошлого года, выделенные государственным организациям", 40114 "Средства федерального бюджета прошлого года, выделенные негосударственным организациям", 40309 "Средства Российского фонда федерального имущества".
    Вместе с тем План счетов дополнился новыми видами счетов, например, в раздел "Капитал и фонды" добавлены счета 10207 "Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме акционерного общества", 10208 "Уставный капитал кредитных организаций, созданных в форме общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью".
    В новой редакции изложено Приложение 10 «Порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов».
    Указание устанавливает, что в балансе по состоянию на 1 июля 2007 года не должно быть остатков по счетам, исключаемым из Плана счетов бухгалтерского учета.
    Указание вступает в силу с 1 января 2007 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2006 г. Регистрационный N 8637

  8. «Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» . Приказ Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@.
         

    Настоящий документ принят в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Так, приказом утверждаются следующие формы документов: требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа; документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента; решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
    В связи с утверждением новых форм документов отменяется приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 29 августа 2002 года N БГ-3-29/465, посвященный совершенствованию работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности.
    Приказ вступает в силу с 1 января 2007 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2006 г. Регистрационный N 8633.

  9. «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2006 г. N 798.
         

    Документ направлен на обеспечение необходимого профессионального уровня федеральных государственных гражданских служащих, единство квалификационных требований по должностям федеральной государственной гражданской службы.
    Так, приказом утверждаются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в Минздравсоцразвитии России. Определены квалификационные требования по должностям гражданской службы следующих категорий: "руководители" высшей и главной групп должностей; "помощники (советники)" высшей группы должностей; "специалисты" главной, ведущей и старшей групп должностей; "обеспечивающие специалисты" ведущей, старшей и младшей групп должностей. Указанная категория гражданских служащих обязана владеть знаниями Конституции РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в рамках компетенции Минздравсоцразвития России.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2006 г. Регистрационный N 8617.

  10. «О внесении изменений в приказ ФТС России от 12 января 2005 г. N 7». Приказ Федеральной таможенной службы от 21 ноября 2006 г. N 1195.
         

    В соответствие с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. N 473 ФТС России передана из ведения Минэкономразвития в непосредственное подчинение Правительству РФ. Кроме того, ФТС России наделена полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
    В связи с этим вносятся соответствующие изменения в Общее положение о региональном таможенном управлении (РТУ) и Общее положение о таможне, утвержденные приказом ФТС России от 12 января 2005 г. N 7.
    Так, регионы деятельности РТУ и таможен ФТС России определяет самостоятельно, а не по согласованию с Минэкономразвития России, как предусматривалось ранее.
    Конкретизированы полномочия РТУ и таможен в отношении защиты сведений, составляющих государственную тайну. В указанной сфере РТУ и таможня осуществляют следующие полномочия: обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, создание условий, обеспечивающих защиту указанных сведений, контроль эффективности защиты сведений, составляющих государственную тайну (соответственно, в РТУ и подчиненных таможенных органах либо на таможенных постах); реализация мер по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; принятие мер по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей в случае изменения полномочий, ликвидации (РТУ или, соответственно, таможни) или прекращения работ с использованием указанных сведений.
    Изменен порядок назначения начальника РТУ и начальника таможни. Назначение (освобождение) на должность осуществляется непосредственно руководителем ФТС России (ранее по его представлению Министром экономического развития и торговли РФ).
    На начальника РТУ и начальника таможни дополнительно возлагается ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, и за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению с данными сведениями.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2006 г. Регистрационный N 8616.

  11. «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 226». Приказ Минюста РФ от 6 декабря 2006 г. N 352.
         

    Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
    Предусмотрено, что при наличии в Реестре зарегистрированных договора аренды объекта недвижимого имущества и залога прав арендатора по такому договору сведения об этом дополнительно отражаются в графе "Ограничения (обременения) права" выписки о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества.
    В частности, указываются слова "ипотека права аренды", дата и номер государственной регистрации, срок, на который она установлена, данные о лице, в пользу которого она установлена.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2006 г. Регистрационный N 8605.

  12. «О порядке завершения операций по счетам Федерального бюджета 2006 года, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах)». Положение Минфина РФ и ЦБР от 24 ноября 2006 г. NN 149н, 296-П.
         

    В связи с завершением финансового года счета, используемые для исполнения федерального бюджета на 2006 г., подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
    Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" установлено, что первые пять рабочих дней 2007 г. являются дополнительным периодом для завершения операций по распределению территориальными органами Федерального казначейства поступлений за 2006 г. между уровнями бюджетной системы РФ и их зачислению в бюджеты с отражением указанных операций в отчетности об исполнении бюджетов за 2006 год.
    Положение регламентирует порядок завершения операций по счетам федерального бюджета 2006 г., открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах), который распространяется на период с 28 декабря 2006 г. до шестого рабочего дня 2007 г.
    Определена последовательность завершения операций на балансовых счетах по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ, счетам по учету средств федерального бюджета в валюте РФ и счетам по учету средств федерального бюджета в иностранных валютах.
    Счета должны быть закрыты не позднее шестого рабочего дня 2007 г.
    В соответствии с Положением завершаются также операции по счетам федерального бюджета 2006 г., открытым в полевых учреждениях Банка России.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 декабря 2006 г. Регистрационный N 8595.



  13. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями