Мониторинг российского законодательства за 2006г.

Мониторинг российского законодательства: 21 Декабрь 2006г.

  1. «О внесении изменений в статьи 50, 56 и 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 237-ФЗ.
         

    Согласно изменениям, внесенным в Бюджетный кодекс РФ, поступления от налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов в полном объеме будут зачисляться в бюджеты субъектов РФ. Внесение данных изменений позволит компенсировать выпадающие доходы бюджетам трех субъектов Российской Федерации - Республике Саха (Якутия), Пермскому краю и Архангельской области.
    Кроме того, изменены правила определения порядка зачисления налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. Данный порядок будет определяться федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. До внесения указанного изменения порядок зачисления устанавливался федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год".
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г.

  2. «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» . Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 236-ФЗ.
         

    Утвержден бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007 год по доходам в сумме 1 845 094,0 млн. руб., из них 1 725 289,6 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (в том числе 88 245,9 млн. руб. - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда), и по расходам в сумме 1 727 799,9 млн. руб., из них 1 718 871,0 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
    Кроме расходов на пенсионное обеспечение, часть средств, предусмотренных статьей "Оказание социальной помощи", направляется на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, газификацию их домовладений, а также на выплату материальной помощи ко Дню Победы и другим праздничным датам.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г.

  3. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год». Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 235-ФЗ.
         

    В 2007 году страховые взносы на обязательное социальное страхование уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
    Таким образом, сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Также сохраняется льгота по уплате страховых взносов. Указанная льгота предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60% от размеров страховых тарифов в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г.

  4. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» . Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ.
         

    Утвержден бюджет Фонда социального страхования РФ на 2007 год по доходам в сумме 258 806 047,5 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. руб., и по расходам в сумме 287 493 479,5 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование 199 603 929,6 тыс. руб.
    В 2007 году запланировано осуществление финансирования расходов на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой работающим гражданам, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, выплату пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других.
    В 2007 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 16 125 руб. (в 2006 г. данный размер составлял 15 000 руб.)
    В 2007 году сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет 46,9 тыс. руб.
    Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве не может превышать 36,0 тыс. руб.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г.

  5. «Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая». Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
         

    Часть четвертая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы действующего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности.
    В заключительную часть ГК РФ включены не только традиционные, но и новые правовые институты в сфере интеллектуальной собственности. В частности, впервые в российское законодательство включена охрана исключительного права изготовителя базы данных на содержание такой базы данных. Также впервые предусмотрена охрана исключительного смежного права публикатора, то есть гражданина, который впервые обнародовал произведение литературы, науки или искусства, не опубликованное в течение срока действия авторского права и перешедшее поэтому в общественное достояние, либо вообще никогда не охранявшееся авторским правом.
    Новеллой для российского законодательства является и право на секрет производства (ноу-хау). Определяются признаки секрета производства, характеризуется содержание исключительного права на него, предусматриваются особенности договора об отчуждении права на секрет производства и соответствующего лицензионного договора, а также определяются взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием служебного секрета производства.
    Детально регламентируется в части четвертой ГК РФ правовой режим фирменного наименования юридического лица. Основанием возникновения исключительного права на фирменное наименование является государственная регистрация юридического лица, которому оно принадлежит.
    Еще одной новеллой является право на коммерческое обозначение, которое в отличие от фирменного наименования, индивидуализирующего юридическое лицо, призвано индивидуализировать предприятие (магазин, ресторан, фабрику и т.п.) как производственную единицу. Коммерческие обозначения не потребуют регистрации и смогут переходить к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используются.
    Новым для российского законодательства об интеллектуальной собственности является право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Оно подразумевает использование совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет либо с привлечением средств федерального бюджета. Введение права на технологию вызвано необходимостью защитить интересы государства и разработчиков при создании технологий военного, специального и двойного назначения.
    Ряд ...

  6. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ.
         

    Изменения направлены на устранение административных барьеров в целях увеличения объемов жилищного строительства, а также на совершенствование механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства.
    Предусматривается передача полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Уточняются случаи, когда осуществляется государственный строительный надзор. Государственный строительный надзор проводится при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов, только в случае если проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
    Сужен перечень "особо опасных, технически сложных и уникальных объектов" по сравнению с перечнем, который установлен постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54.
    Ряд изменений связан с изменениями земельного законодательства в части возможности заключения договоров о развитии застроенных территорий в целях осуществления на таких территориях жилищного строительства. Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона. Отдельные изменения направлены на обеспечение свободными земельными участками жилищного строительства, а также на установление публичной процедуры предоставления земельных участков для строительства.
    Кроме того, вносятся изменения в ГК РФ, КВВТ РФ, КоАП РФ, ЖК РФ, Трудовой кодекс РФ, в законы об ипотеке, о ветеринарии, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о пожарной безопасности, об архитектурной деятельности, об экологической экспертизе, о безопасности дорожного движения и ряд других.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., за отдельными исключениями, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

  7. «О внесении изменений в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263». Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. N 775.
         

    Правила обязательного страхования приведены в соответствие с решением Верховного Суда РФ от 10 июля 2006 г. N ГКПИ06-529. В соответствии с указанным решением были признаны недействующими отдельные положения Правил. Основанием для вынесения решения послужило противоречие между Правилами и Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Так, в соответствии с п. 70 Правил страховщик в течение 15 рабочих дней со дня получения необходимых документов должен был составить акт о страховом случае, на основании которого осуществляется страховая выплата потерпевшему либо направить письменное извещение о полном или частичном отказе в выплате с указанием причин отказа. Вместе с тем федеральный закон устанавливает иные (более сокращенные) сроки для осуществления страховой выплаты, а именно, страховщик рассматривает заявление о страховой выплате в течение 15 дней со дня получения необходимых документов, и не говорит, что эти дни должны считаться рабочими. Что касается срока, в течение которого должна быть произведена страховая выплата, то указание в Правилах о ее выплате в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения не соответствовало п. 2 ст. 13 Федерального закона, поскольку фактически увеличивало законодательно установленный срок для осуществления страховой выплаты (15 дней) до 18 рабочих дней.
    Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

  8. «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов». Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 766.
         

    Определяется новый порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Порядок не распространяется на реализацию лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
    Как и ранее, лицензирование указанной деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В лицензионных требованиях и условиях при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов отсутствуют требования об обеспечении лицензиатом контроля радиационной безопасности и взрывобезопасности лома металлов и о наличии на каждом объекте лицензиата дубликата лицензии с указанием места нахождения данного объекта.
    Уточнен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган. Новый порядок не содержит указания на сроки принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Как и ранее, лицензия предоставляется на 5 лет с правом продления срока ее действия. Ведение сводного реестра лицензий осуществляет Федеральное агентство по промышленности (ранее эту функцию осуществлял лицензирующий орган).
    Установлен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий, которые влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ. При этом порядок осуществления контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий не регламентирован, как ранее.
    Постановления Правительства РФ, ранее регулировавшие порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов, утрачивают силу.

  9. «Об утверждении Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе». Приказ Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/824@.
         

    С 1 января 2007 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми уточнен порядок приостановления операций по банковским счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в целях обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
    В частности, решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента должно передаваться налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде, а решение об отмене приостановления операций по счетам в банке вручается представителю банка под расписку или направляется в банк в электронном виде. Приостановление операций по счетам действует с момента получения соответствующего решения и до отмены этого решения.
    Согласно утвержденному Порядку, при невозможности направить указанные решения в банк в электронном виде они направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручаются налоговым органом под расписку представителю банка.
    Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке является дата и время, указанные в уведомлении о вручении (если решение направлено заказным почтовым отправлением), или дата и время, указанные в отметке о принятии решения (если решение вручено под расписку).
    Приказ вступает в силу с 1 января 2007 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2006 г. Регистрационный N 8632.

  10. «О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» . Указание ЦБР от 24 ноября 2006 г. N 1747-У.
         

    Основные изменения связаны с вступающими в силу с 1 января 2007 г. изменениями валютного законодательства РФ, внесением изменений в алгоритмы формирования показателей отчетности и уточнением порядка составления ряда форм отчетности кредитными организациями.
    Так, признаются утратившими силу формы отчетности 0409310 "Отчет по картотеке к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", 0409667 "Отчет о внесении и возврате сумм резервирования" и порядки их заполнения. В новой редакции излагаются формы отчетности 0409302 "Сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов" (квартальная), 0409652 "Оперативный отчет о движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентов" (суточная), 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) клиентов в уполномоченных банках" (месячная), 0409802 "Консолидированный балансовый отчет" (квартальная/годовая), 0409902 "Отчет об остатках на счетах по учету доходов, распределяемых между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, и средств федерального бюджета" (декадная), 0409906 "Отчет по количеству счетов по учету средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (годовая) и 0409907 "Отчет об остатках на счетах по учету средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (годовая).
    Еще в 8 форм отчетности внесены изменения (0409115, 0409135, 0409354, 0409405, 0409601, 0409803, 0409805, 0409904). Изменены 29 порядков по заполнению форм отчетности.
    Указание вступает в силу и применяется при составлении и представлении кредитными организациями форм отчетности с 1 января 2007 г., за исключением формы 0409302 “Сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов”, составление и представление которой осуществляется с 1 апреля 2007 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2006 г. Регистрационный N 8630.


  11. «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключении сделок». Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 июня 2006 г. N 06-67/пз-н.
         

    Устанавливаются требования к брокерам, дилерам, управляющим, акционерным инвестиционным фондам, а также управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов о предоставлении информации о сделках купли-продажи (за исключением сделок репо), совершенных ими не на торгах организаторов торговли (внебиржевые сделки), а также к фондовым биржам по порядку получения информации о внебиржевых сделках и ведению реестра внебиржевых сделок
    Определены условия, которым должна отвечать внебиржевая сделка, информирование о которой обязательно: предметом сделки должны быть ценные бумаги, включенные в котировальный список хотя бы одной фондовой биржи; исполнение обязательств по сделке должно предусматривать переход права собственности на ценные бумаги.
    Утвержден состав информации о внебиржевой сделке, которая должна представляться на одну любую фондовую биржу.
    Установлены сроки представления указанной информации: не позднее 15 минут с момента совершения внебиржевой сделки, если сделка совершена в период, начиная с часа, предшествующего началу торгов текущего торгового дня, до 18 часов текущего торгового дня; не позднее, чем за один час до начала торгов, если внебиржевая сделка заключена в период с 18 часов предыдущего торгового дня до часа, предшествующего началу торгов. Указанные сроки будут применяться с 1 июля 2007 г. До этой даты информация о сделках, совершенных не на торгах организаторов торговли, должна быть представлена на фондовую биржу не позднее 18 часов следующего рабочего дня после дня заключения указанной сделки.
    Закреплено право фондовой биржи самостоятельно устанавливать порядок представления информации о внебиржевых сделках. Полученную информацию фондовая биржа учитывает в реестре внебиржевых сделок и по требованию предоставивших ее лиц направляет им выписку из реестра внебиржевых сделок, содержащую информацию об указанной сделке с указанием присвоенного ей регистрационного номера.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2006 г. Регистрационный N 8620.

  12. «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» . Приказ Минюста РФ от 8 декабря 2006 г. N 356.
         

    В соответствии с действующими правилами содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, деньги и другие ценности, принадлежащие указанным категориям граждан, сдаются ими в добровольном порядке администрации учреждения для хранения. Денежные средства зачисляются на лицевые счета осужденных (подозреваемых, обвиняемых). На данные счета зачисляются также денежные средства, заработанные в учреждении, поступившие переводом или через банк, внесенные в кассу учреждения на лицевой счет осужденного иными лицами.
    В утвержденной инструкции определен порядок зачисления личных денег осужденного (подозреваемого, обвиняемого) на лицевой счет, их перевода и списания, правила учета и хранения личных ценностей (драгоценных металлов, камней и изделий из них, часов, ценных бумаг, иностранной валюты), порядок осуществления контроля за движением личных денег и ценностей.
    Получение осужденным (подозреваемым, обвиняемым) личных денег из кассы учреждения допускается только в случае его освобождения или перевода на льготные условия отбывания наказания в колонию-поселение. Выдача ценностей владельцам производится при их освобождении или изменении меры пресечения.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2006 г. Регистрационный N 8610.



  13. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями