Мониторинг российского законодательства за 2006г.

Мониторинг российского законодательства: 09 Ноябрь 2006г.

  1. «По жалобам граждан Ахалбедашвили Мамуки Гурамовича и Молдованова Константина Викторовича на нарушение их конституционных прав подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации». Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N 274-О.
         Конституционный Суд РФ в очередной раз подтвердил свою позицию, изложенную в Определении от 13 июня 2006 г. N 272-О, согласно которой суды вправе освобождать от уплаты госпошлины тех граждан, льготы для которых не предусмотрены в законодательных актах. На этот раз поводом для вынесения решения послужило обращение граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые просили признать неконституционным п.п. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, на основании которого им было отказано в выдаче копий судебных актов, так как к соответствующему заявлению не были приложены документы об уплате государственной пошлины в размере, установленном оспариваемым положением, и заявители не относятся к категориям граждан, освобожденным в силу ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины.Подчеркивается, что отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить обязанность по уплате государственной пошлины не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции РФ, гарантирующими такое право. С учетом этого НК РФ определяет те категории граждан, которые освобождаются от уплаты государственной пошлины, а также предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату. Вместе с тем и этих мер может оказаться недостаточно для обеспечения доступа граждан к правосудию, особенно если речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете. Поэтому было признано, что п.п. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК РФ, как не позволяющий суду принимать по ходатайству физических лиц решения о снижении (вплоть до нулевого размера) государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления о повторной выдаче копий судебных актов, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, утрачивает силу и не может применяться правоприменительными органами.

  2. «О применении арбитражными судами обеспечительных мер». Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 55.
         Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, связанные с порядком применения обеспечительных мер при рассмотрении споров в сфере экономической деятельности. Принципиально важным стало разъяснение Пленума, касающееся возможности применения предварительных обеспечительных мер (обеспечении имущественных интересов заявителя) тем судом, территориальное нахождение которого не позволяет наиболее эффективно их использовать. Так, несмотря на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 99 АПК РФ заявление о применении предварительных обеспечительных мер подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя, суд вправе отказать в применении этих мер, если их применение иным компетентным судом в соответствии с указанной нормой будет более эффективно (имущество - объект обеспечения находится в юрисдикции иного суда; юридическое лицо, в связи с деятельностью которого принимаются обеспечительные меры, зарегистрировано в ином субъекте РФ и т.п.). Более того, суд вправе отказать в удовлетворении заявления о применении предварительных обеспечительных мер, поданного по месту нахождения заявителя, если известно место нахождения должника либо его имущества или денежных средств и применение мер судом, избранным на основании данных критериев, будет более эффективным.Кроме того, было подчеркнуто, что в соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, в том числе в период приостановления производства по делу. Однако в этот период лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством о совершении иных процессуальных действий, предусмотренных гл. 8 АПК РФ, включая отмену обеспечительных мер, замену одной обеспечительной меры другой, истребование встречного обеспечения.Арбитражным судам также следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. Применяя встречное обеспечение, необходимо иметь в виду, что предоставление заявителем встречного обеспечения в отсутствие оснований применения обеспечительных мер, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ, не может являться самостоятельным основанием применения таких мер.

  3. «Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 656.
         Правила утверждены в целях реализации положений Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, направленного на приведение законодательных актов РФ в соответствие с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".Определяется порядок и критерии формирования государственным заказчиком начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).Начальная цена государственного контракта позволяет установить размер обеспечения заявки на участие в конкурсе и размер обеспечения исполнения государственного контракта, предоставляемого государственному заказчику.При формировании цен федеральные органы исполнительной власти обязаны учитывать предусмотренные им по соответствующим видам расходов объемы финансирования.

  4. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан». Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 647.
         С июля 2005 года в сфере осуществления деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи подлежит лицензированию лишь деятельность по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. Ремонт и техническое обслуживание протезно-ортопедических изделий осуществляются без лицензии.К протезно-ортопедическим изделиям относятся технические средства реабилитации, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности: протезы верхних и нижних конечностей, молочной железы, ортезы, в том числе ортопедические аппараты верхних и нижних конечностей, реклинаторы, корсеты, обтураторы, бандажи, туторы и другие ортопедические корригирующие устройства, ортопедическая обувь и вкладные ортопедические корригирующие приспособления (стельки, полустельки).Утвержденным Положением о лицензирования деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан устанавливаются требования к соискателям лицензии, перечень документов, представляемых соискателем для получения лицензии, порядок проверки полноты и достоверности представленных соискателем сведений, перечень грубых нарушений лицензионных требований.В штате соискателя лицензии в качестве специалистов, ответственных за изготовление и качество протезно-ортопедических изделий, должны состоять лица, имеющие высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. Также должны иметься специалисты с высшим медицинским образованием.Лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Лицензия выдается как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям сроком на 5 лет. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина.Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13 мая 2002 г. N 309, признано утратившим силу.

  5. «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов». Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640.
         В соответствии со ст. 81 Водного кодекса РФ утверждены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному контролю и региональному контролю за использованием и охраной водных объектов.Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование: поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ; водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд; внутренних морских вод; территориального моря РФ; особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или частью этих территорий; водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами; водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничных (пограничных) водных объектов; водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. м. в год.Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному контролю, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному контролю.Перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю, будет утвержден в месячный срок МПР России.

  6. «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений». Приказ Минэкономразвития РФ, Минфина РФ и Федеральной службы государственной статистики от 2 октября 2006 г. N 306/120н/139.
         Бюджетным учреждениям поручено осуществить переоценку основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 января 2007 г.Для проведения переоценки внесены соответствующие изменения в Порядок проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений, утвержденный совместным приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25 января 2003 г. N 25/6н/14/7.Согласно изменениям, объекты, не завершенные строительством, переоценке не подлежат.При переоценке накопленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам применяются коэффициенты, разработанные Росстатом на основе индексов цен производителей на фондообразующие товары и индексов цен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы), опубликованные в "Российской газете" до 1 ноября 2006 г.Из Порядка соответственно исключены положения, предусматривающие поэтапную переоценку основных средств по ценам разных лет.Поскольку с 1 января 2006 г. при ведении бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях применяется Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, внесены соответствующие изменения в положения, регламентирующие порядок отражения в бухгалтерском учете результатов переоценки.Также внесены изменения, обусловленные преобразованием структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649.Решение об очередной переоценке принимается Минэкономразвития России, Минфином России и Росстатом по согласованию с Росимуществом не позднее 1 ноября года, предшествующего переоценке.Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. Регистрационный N 8433.



  7. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями