Мониторинг российского законодательства за 2006г.

Мониторинг российского законодательства: 17 Октябрь 2006г.

  1. «О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 16 октября 2006 г. N 4-ФКЗ.
         Изменениями уточняется компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О парламентском расследовании». В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования.
    Кроме того, он наделяется правом участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии, а также правом обращаться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в этих слушаниях.


  2. «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 161-ФЗ.
         Размер надбавок научно-педагогическим работникам высших учебных заведений за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук повышается до 3000 руб. и 7000 руб. соответственно. Ранее указанные размеры составляли 900 руб. и 1500 руб.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2006 г.


  3. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рекламе». Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ.
         Изменения направлены на приведение положений законодательных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере рекламы, в соответствие с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».
    Изменения в части, касающейся регулирования отношений в сфере рекламы, вносятся в законы Российской Федерации «О средствах массовой информации» и «О защите прав потребителей», Земельный кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и ряд других законодательных актов Российской Федерации.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за отдельными исключениями.
         

  4. «По запросам Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Норильского городского суда Красноярского края о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также по жалобе граждан А.В. Городчикова, М.Н. Гречко и других на нарушение их конституционных прав тем же положением». Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 г. N 261-О.
         Конституционный Суд РФ признал неконституционным положение абз. 2 п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в той части, в какой оно не включает период междувахтового отдыха в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
    Отмечается, что Трудовой кодекс РФ не рассматривает междувахтовый отдых в качестве отдельного вида времени отдыха (ст. 107). Междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты. Согласно ст. 300 ТК РФ при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых. Общая же продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного ТК РФ. Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного ТК РФ (ст. 91), то время междувахтового отдыха (время переработки в период вахты) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего их трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, аналогично тому, как дни отдыха не исключаются из календарного периода, образующего трудовой стаж, для граждан, работающих в любом другом режиме рабочего времени в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Именно такой логикой руководствовался законодатель, не исключая междувахтовый отдых из подсчета страхового стажа, предусмотренного ст.ст. 10-13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для назначения трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Аналогично в трудовой стаж работников, имеющих особый характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, включается как период работы, так и период отдыха.
         

  5. «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке» . Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 сентября 2006 г. N 199-э/6.
         Утвержденные Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке определяют порядок расчета Федеральной службой по тарифам цен на электрическую энергию и мощность для поставщиков электрической энергии (мощности), осуществляющих поставку энергии по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке.
    Федеральная служба по тарифам устанавливает в каждом периоде регулирования индикативные цены на электрическую энергию и на мощность в целях формирования регулируемых договоров, заключаемых в соответствующем периоде регулирования. Индикативные цены дифференцируются по субъектам РФ исходя из особенностей производства электрической и тепловой энергии в соответствующих субъектах РФ.
    Для поставщиков электрической энергии (мощности) устанавливаются двухставочные тарифы, включающие в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности. Ставки тарифов рассчитываются исходя из необходимости компенсации поставщику расходов, связанных с производством электрической энергии (мощности), и обеспечения экономически обоснованной прибыли.
    Методическими указаниями устанавливается порядок расчета расходов поставщиков и оценки их экономической обоснованности, формула определения необходимой валовой выручки для покрытия экономически обоснованных расходов, методы расчета ставок тарифов за электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 октября 2006 г. Регистрационный N 8383.
         

  6. «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации». Приказ МВД РФ, МИД РФ и ФСБ РФ от 6 октября 2006 г. N 785/14133/461.
         Инструкция определяет порядок оформления и выдачи паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащих электронные носители информации.
    Инструкция разработана во исполнение Указа Президента РФ от 19 октября 2005 г. N 1222.
    Оформление и выдача паспорта, содержащего электронные носители информации, осуществляется МИД России, ФМС России, их территориальными органами, находящимися на территории Калининградской области, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ в Федеративной Республике Германия и Литовской Республике. Дипломатический паспорт и служебный паспорт, содержащие электронный носитель информации, оформляются и выдаются МИД России.
    Паспорт нового поколения оформляется сроком на 5 лет (за исключением установленных случаев) на основании письменного заявления гражданина, достигшего 18-летнего возраста, поданного лично или через законного представителя. Несовершеннолетнему лицу или гражданину, признанному в установленном порядке недееспособным, паспорт выдается по письменному заявлению одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (законных представителей). Установлен перечень документов, представляемых помимо заявления.
    В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", представляется ходатайство организации, направляющей гражданина за пределы РФ.
    При оформлении паспортов нового поколения военнослужащие дополнительно прилагают разрешение командования. Лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет также представляют военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства.
    Срок оформления паспорта нового поколения не может превышать одного месяца с даты подачи всех предусмотренных документов и фотографий. Продление данного срока осуществляется в исключительных случаях.
    Оформление паспорта нового поколения не допускается без изъятия ранее выданного паспорта нового поколения или иного паспорта, удостоверяющего личность за пределами территории РФ, если срок его действия не истек, или без объявления паспорта недействительным.
    Паспорт выдается лично гражданину (законному представителю) после проставления владельцем своей подписи. При выдаче во внутреннем паспорте владельца, а также в свидетельстве о рождении ребенка - владельца паспорта нового поколения, не достигшего 14-летнего возраста, проставляется соответствующая отметка.
    Также определены особенности процедуры оформления паспортов нового ...

  7. «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Указание ЦБР от 14 сентября 2006 г. N 1721-У.
         В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", исключающими для кредитных организаций обязанность идентификации клиента при проведении операций по приему от физических лиц платежей, не превышающих 30 000 рублей, а также освобождающими от обязанности идентифицировать физическое лицо при осуществлении им купли-продажи иностранной валюты на сумму менее 15 000 рублей, соответствующие изменения внесены в Положение Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П. Также закреплено положение, в соответствии с которым в случае невозможности завершить идентификацию выгодоприобретателя по причине непредставления клиентом необходимых документов и сведений, кредитной организации рекомендуется направить сообщение об этом в уполномоченный орган с указанием всех сведений о выгодоприобретателе, которыми располагает кредитная организация на дату направления сообщения.
    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2006 г. Регистрационный N 8374.
         

  8. «Об утверждении Порядка расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи». Приказ Федеральной службы по тарифам от 5 сентября 2006 г. N 189-с/1.
         Порядок расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи предназначен для использования федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий в области связи, при расчете тарифов и тарифных планов на регулируемые услуги местной телефонной связи.
    При этом, под понятием тарифный план понимается совокупность ценовых условий, на которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими услугами телефонной связи.
    Расчет тарифов (тарифных планов) основывается на обеспечении доведения их до уровня экономически обоснованных затрат и возмещения нормативной прибыли, с учетом предельного изменения уровня тарифов на услуги местной телефонной связи, установленного Правительством РФ.
    Расчет экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли должен осуществляться в соответствии с Методикой расчета, утвержденной приказом ФСТ России от 9 июня 2006 г. N 122-с/1, на основе данных, полученных в ходе раздельного учета расходов, осуществляемого оператором связи.
    Тариф на предоставление местных телефонных соединений должен быть на уровне экономически обоснованных затрат с учетом нормативной прибыли.
    Тарифы (тарифные планы) на услуги телефонной связи могут быть установлены отдельно для юридических лиц, граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, а также граждан, использующих услуги телефонной связи для иных нужд. При этом на одни и те же услуги связи могут устанавливаться дифференцированные тарифы. Также тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, по набору и объему оказанных услуг.
    Определен перечень обязательных тарифных планов, предлагаемых оператором связи абонентам-гражданам при наличии технической возможности осуществления повременного учета продолжительности местных телефонных соединений. Перечень предусматривает: тарифный план с повременной системой оплаты, тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений, а также тарифный план с комбинированной системой оплаты.
    Регулирующий орган в обязательном порядке устанавливает оператору связи один тарифный план для оплаты услуг местной телефонной связи для абонентов - юридических лиц и граждан, использующих услуги для нужд иных, чем личные, семейные, домашние и другие, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Помимо обязательных тарифных планов регулирующий орган вправе по обращению оператора связи установить и иные тарифные планы на услуги местной телефонной связи.
    Закреплен запрет на ...

  9. «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2006 года». Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 сентября 2006 г. N 108.
         Утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам РФ на IV квартал 2006 года. По сравнению с III кварталом 2006 года средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья возросла практически во всех регионах. Так, в г. Москве она составляет 39 650 рублей (против 29 600 рублей в III квартале), в Санкт-Петербурге - 21 500 (в III квартале - 21 200 рублей), в Нижегородской области - 16 050 рублей (в III квартале - 13 650 рублей), в Мурманской области - 16 000 рублей (против 13 000 рублей в III квартале).
    Средняя рыночная стоимость квадратного метра жилья применяется для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений, выделяемых из федерального бюджета увольняемым военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вынужденным переселенцам, гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2006 г. Регистрационный N 8369.
         

  10. «О внесении изменений в Положение Банка России от 29 марта 2004 года N 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций». Указание ЦБР от 27 сентября 2006 г. N 1728-У.
         В порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России внесены изменения, касающиеся расчета обязательных резервов крупными кредитными организациями с широкой сетью подразделений.
    Крупным кредитным организациям с широкой сетью подразделений предоставлена возможность получения права на усреднение обязательных резервов. Периодом усреднения для указанных кредитных организаций является период с первого числа второго месяца, следующего за отчетным, по первое число третьего месяца, следующего за отчетным, включительно.
    Крупной кредитной организацией с широкой сетью подразделений расчет представляется на четвертый рабочий день второго месяца, следующего за отчетным.
    В соответствии с внесенными изменениями сумма обязательств кредитной организации по выпущенным ценным бумагам уменьшается на сумму вложений кредитной организации в долговые обязательств (включая векселя) кредитных организаций и облигации Банка России - по коду обозначения 520514. Уменьшение производится в пределах суммы обязательств кредитной организации по выпущенным ценным бумагам.
    Указание вступает в силу с 1 декабря 2006 года и применяется, начиная с расчета размера обязательных резервов, составленного за отчетный период с 1 декабря 2006 года по 1 января 2007 года.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2006 г. Регистрационный N 8368.
         

  11. «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг». Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 июня 2006 г. N 06-68/пз-н.
         Устанавливаются общие требования к деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
    Помимо котировальных списков «А», «Б» и «В» вводится дополнительный котировальный список «И», в который включаются только акции при соблюдении ряда требований и условий. Так, в совете директоров эмитента должно быть не менее 1 члена совета директоров, отвечающего специальным требованиям. Акции эмитента впервые размещаются путем открытой подписки, осуществляемой через фондовую биржу или с привлечением брокера, оказывающего услуги по их размещению, либо впервые предлагаются к публичному обращению через фондовую биржу или с привлечением брокера для совершения сделок, направленных на отчуждение акций. Количество размещаемых (предлагаемых для публичного обращения) акций должно составлять не менее 10% общего количества обыкновенных акций эмитента. Капитализация акций данного типа по оценке уполномоченного финансового консультанта должна составлять для включения в котировальный список обыкновенных акций не менее 60 млн. руб., а для включения в котировальный список привилегированных акций – не менее 25 млн. руб. При этом уполномоченный финансовый консультант обязан предоставить фондовой бирже заключение, содержащие обоснование оценки капитализация акций.
    Включение акций в котировальный список «И» осуществляется на срок, не превышающий 5 лет с даты включения фондовой биржей акций эмитента в соответствующий котировальный список.
    Также устанавливается процедура допуска и обращения биржевых облигаций.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 октября 2006 г. Регистрационный N 8366.




  12. Источник информации: Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями